Задания олимпиады для педагогов
олимпиадные задания на тему
Предварительный просмотр:
ОЧНЫЙ ТУР МЕЖДУНАРОДНОЙ ОЛИМПИАДЫ УЧИТЕЛЕЙ «ПРОФИ – 2016»
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тесты с ответами и комментариями
ВАРИАНТЫ 1, 2
(в каждом задании может быть от одного до трех правильных ответов)
1. Отметьте правильные утверждения.
1) В состав аббревиатуры не может входить целое слово.
2) Разряды имени числительного – дискуссионный вопрос современной грамматики.
3) В донациональный период развития общества основной формой существования языка являются диалекты.
4) В аллегории отвлеченное понятие передается через конкретный образ.
Комментарий
Ответ: 2 3 4.
1 – В состав аббревиатуры может входить целое слово. Например: запчасти, завкафедрой и др.
2 – Например, в отличие от школьной программы, в «Русской грамматике» порядковые числительные относятся к прилагательным, неопределенно-количественные – к наречиям, а дробные вообще не выделяются.
3 – Действительно, в донациональный период развития общества, когда еще не сформировался литературный язык, основной формой существования языка являются диалекты.
4 – Например, в русских народных сказках лиса является аллегорией хитрости, а волк – злобы и жадности.
1. Отметьте правильные утверждения.
1) В донациональный период развития общества в языке отсутствует функционально-стилевая дифференциация.
2) Статус местоимения в системе частей речи является дискуссионным вопросом современной грамматики.
3) Ударение может быть средством формирования видовой пары глаголов.
4) В русском языке никогда не было носовых гласных.
Комментарий
Ответ: 1 2 3.
1 – Функционально-стилевая дифференциация, т.е. наличие функциональных стилей, – признак литературного языка, который оформляется вместе с формированием нации.
2 – Местоимение – дискуссионная часть речи. Например, в «Русской грамматике» статус самостоятельной части речи имеет только местоимение-существительное; в учебнике МГУ «Современный русский язык» под ред. В.А. Белошапковой местоимение как часть речи вообще не выделяется и все местоименные слова распределяются по другим знаменательным частям речи.
3 – Например: надрезАть – надрЕзать, просыпАть – просЫпать.
4 – В древнерусском языке до середины 10 в. были носовые гласные ǫ и ę, которые на письме обозначались буквами «юс большой» и «юс малый».
2. Отметьте правильные утверждения.
1) Краткие причастия изменяются по родам, числам и падежам.
2) Беглые гласные в русском языке – следствие падения редуцированных.
3) Сомнение или недоумение пишущего может выражать вопросительный знак в скобках.
4) Простое глагольное сказуемое не может быть выражено фразеологическим оборотом.
Комментарий
Ответ: 2 3.
1 – Краткие причастия не изменяются по падежам.
2 – Гласные о и е, чередующиеся с нулем звука (сон – сна, пень – пня) образовались в результате утраты редуцированных гласных ъ и ь в слабых позициях.
3 – Сомнение или недоумение пишущего факультативно может выражать вопросительный знак в скобках.
4 – Простое глагольное сказуемое может быть выражено фразеологическим оборотом. Например, Дождь льет как из ведра.
2. Отметьте правильные утверждения.
1) Причастия имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени.
2) Для выражения эмоциональной прерывистости речи после каждого однородного члена можно поставить восклицательный знак.
3) В состав аббревиатуры может входить целое слово.
4) Форма сложного будущего времени является составным глагольным сказуемым.
Комментарий
Ответ: 2 3
1 – Причастия не имеют формы будущего времени.
2 – Например: Все отвергал: законы! Совесть! Веру! (Грибоедов).
3 – Например: запчасти, завкафедрой и др.
4 – Форма сложного будущего времени (например, буду учиться) является простым глагольным сказуемым.
3. В каких словах в соответствии с правилами старой орфографии следовало писать букву ЯТЬ?
1) весна
2) хлеб
3) несу
4) бедный
Комментарий
Ответ: 2 4. В соответствии с правилами дореволюционной орфографии буква ЯТЬ писалась в тех случаях, когда в формах данного слова или в родственных ему словах под ударением не произносится звук, обозначаемый буквой Ё (звук [о] после мягкого согласного). Это слова хлеб и бедный. Ср.: весна – вёсны, несу – нёс.
3. В каких словах в соответствии с правилами старой орфографии следовало писать букву ЯТЬ?
1) дед
2) белый
3) желток
4) везу
Комментарий
Ответ: 1 2. В формах слов дед и белый, а также в родственных им словах не произносится звук, обозначаемый буквой Ё (звук [о] после мягкого согласного), поэтому в них следовало писать букву ЯТЬ. Ср.: желток – жёлтый, везу – вёз.
4. Отметьте слова с фонетическими признаками старославянизмов.
1) урод
2) освещение
3) единица
4) среда
Комментарий
Ответ: 2 3 4. В этих словах наблюдаются следующие признаки старославянизмов: старослав. Щ, а не русск. Ч, чередующееся с Т (ср. свет – русск. свечение; старослав. освещение); старослав. начальное Е на месте русск. О (ср. русск. один; старослав. единица); старослав. неполногласное сочетание РЕ на месте русск. полногласного ЕРЕ (ср. русск. серёдка; старослав. среда). В слове урод есть фонетическая черта, свойственная древнерусскому языку: начальное У на месте старославянского начального Ю (ср. старослав. юродивый)
4. Отметьте слова с фонетическими признаками старославянизмов.
1) равный
2) вождь
3) дочь
4) единица
Комментарий
Ответ: 1 2 4. В этих словах наблюдаются следующие признаки старославянизмов: старослав. сочетание РА- в начале слова на месте русск. начального РО- (ср. старослав. равный – русск. ровный), старослав. сочетание ЖД на месте русск. Ж (ср. старослав. вождь – русск. вожатый); старослав. начальное Е на месте русск. начального О (ср. старослав. единица – русск. один). В слове дочь есть фонетическая черта, свойственная древнерусскому языку: русское Ч соответствует старославянскому Щ (ср. русск. дочь – старослав. дщерь; русск. помочи – старослав. помощь).
5. Отметьте слова, исторически родственные существительному привратник.
1) оборотень
2) переворачивать
3) возвращение
4) врать
Комментарий
Ответ: 1 2 3. Привратник, оборотень, переворачивать, возвращение – исторически однокоренные слова. Все они восходят к корню -ворот-, чередующемуся с неполногласным -врат- (‘вертеть, приводить что-либо в круговое, вращательное движение’).
5. Отметьте слова, в основу которых легло древнерусское существительное льга (‘свобода, легкость’).
1) нельзя
2) лгун
3) льгота
4) ложе
Комментарий
Ответ: 1 3. Слова нельзя, льгота образованы от существительного льга (‘свобода, легкость’), все еще употребляющегося в диалектах.
6. Отметьте фамилию ученого, в работах которого впервые была предпринята попытка теоретического осмысления русского правописания.
1) Я.К. Грот
2) А.А. Шахматов
3) Ф.Ф. Фортунатов
4) А.И. Соболевский
Комментарий
Ответ: 1. Речь идет о работе Я.К. Грота «Русское правописание (1894).
6. Отметьте фамилию ученого, в работах которого впервые была предпринята попытка теоретического осмысления русского правописания.
1) М.В. Ломоносов
2) А.А. Шахматов
3) Ф.Ф. Фортунатов
4) Я.К. Грот
Комментарий
Ответ: 4. Речь идет о работе Я.К. Грота «Русское правописание (1894).
7. Отметьте слова, при произношении которых происходит ассимиляция.
1) сжечь
2) молотьба
3) мастер
4) солнце
Комментарий
Ответ: 1 2 3. Ассимиляция – это артикуляционное уподобление звуков в потоке речи. В данных словах происходит уподобление: (1) по месту образования и по звонкости: сжечь произносится как [жж]ечь; (2) по звонкости: молотьба произносится как моло[дʼб]а; (3) по мягкости: мастер произносится как ма[сʼтʼ]ер.
7. Отметьте слова, при произношении которых происходит ассимиляция.
1) просьба
2) трубка
3) яблоня
4) мастер
Комментарий
Ответ: 1 2 4. Ассимиляция – это артикуляционное уподобление звуков в потоке речи. В данных словах происходит уподобление: (1) по звонкости: просьба произносится как про[зʼб]а; (2) по глухости: трубка произносится как тру[пк]а; (4) по мягкости: мастер произносится как ма[с́ʼтʼ]ер.
8. Отметьте слова, в которых во всех формах ударение сохраняется на одном и том же слоге.
1) средство
2) туфля
3) профессор
4) щавель
Комментарий
Ответ: 1 2. В словах профессор, щавель ударение является подвижным (известные профессорА, суп из щавелЯ), в отличие от существительных средство, туфля.
8. Отметьте слова, в которых во всех формах ударение сохраняется на одном и том же слоге.
1) обеспечение
2) сторож
3) ревень
4) эксперт
Комментарий
Ответ: 1 4. В словах сторож, ревень ударение является подвижным (новые сторожА, компот из ревенЯ), в отличие от существительных обеспечение, эксперт.
9. Отметьте слова с наложением морфем.
1) колонный
2) антенна
3) рассорить
4) манговый
Комментарий
Ответ: 1 3 4. Наложение морфем – это совпадение конца предыдущей морфемы и начала следующей морфемы. Колонн+н(ый), рас+ссор(и-ть), манго+ов(ый). Слово антенна непроизводное, в его основе только корень антенн(а).
9. Отметьте слова с наложением морфем.
1) придёт
2) одесский
3) лиловатый
4) пушкиновед
Комментарий
Ответ: 1 2 3. При+ид(ет), одесс+ск(ий), лилов+оват(ый). В слове пушкиновед наложения морфем нет: пушкин-о-вед.
10. Отметьте слова, образованные одним и тем же способом.
1) нашептывать
2) прогулка
3) бесхвостый
4) задира
Комментарий
Ответ: 1 3. Эти слова образованы приставочно-суффиксальным способом (шептать → на-шепт-ыва-ть, хвост → бес-хвост-˄-ый). Слово прогулка образовано суффиксальным способом (прогуляться → прогул-к-а), слово задира – бессуффиксным способом (с нулевым суффиксом) от глагола задираться.
10. Отметьте слова, образованные одним и тем же способом.
1) безголовый
2) приговаривать
3) пробежка
4) подлиза
Комментарий
Ответ: 1 2. Эти слова образованы приставочно-суффиксальным способом (голова → без-голов-˄-ый, говорить → при-говар-ива-ть). Слово пробежка образовано суффиксальным способом (пробежать → пробеж-к-а), слово подлиза – бессуффиксным способом (с нулевым суффиксом) от глагола подлизываться.
11. Отметьте пары слов с омонимичными суффиксами.
1) нагреватель – писатель
2) нефтяной – платяной
3) русский – братский
4) ходок – хохолок
Комментарий
Ответ: 1 2 4. В этих словах суффиксы совпадают по форме, но имеют разное значение.
-тель-: ‘механизм’ – ‘лицо по профессии’; -ян-: ‘сделанный из чего-л., относящийся к чему-л., работающий на чем-л. (нефти)’ – ‘предназначенный для помещения, хранения (платьев)’; -ок-: ‘лицо по действию’ – уменьшительное значение.
Суффикс -ск- в словах русский и братский имеет одно и то же значение – ‘относящийся к чему-л.’.
11. Отметьте пары слов с омонимичными суффиксами.
1) борец – саратовец
2) солдатка – занавеска
3) каракулевый – бежевый
4) краситель – отбеливатель
Комментарий
Ответ: 1 2 3. В этих словах суффиксы совпадают по форме, но имеют разное значение.
-ец-: ‘лицо по действию’ – ‘лицо по месту проживания’; -к-: ‘жена (солдата)’ – ‘предмет для совершения действия’; -ев-: ‘сделанный из (каракуля)’ – ‘цвет’.
Суффикс -тель- в словах краситель и отбеливатель имеет одно и то же значение – ‘вещество’.
12. Отметьте ряды, в которых все слова относятся к одному словообразовательному типу.
1) жемчужина, соломина, баранина
2) виноградина, картофелина, горошина
3) десятина, изюмина, зарубина
4) конина, осетрина, свинина
Комментарий
Ответ: 2 4. К одному словообразовательному типу относятся производные слова, образованные: 1) от одной и той же части речи, 2) с помощью одного и того же средства словообразования, 3) которое в производных словах имеет одно и то же значение.
Значение всех производных слов в строчке 2 – ‘единичный предмет, выделенный из совокупности’; в строчке 4 – ‘мясо животного’. В строчках 1 и 3 представлены слова, в которых суффикс -ин- имеет разное значение.
12. Отметьте ряды, в которых все слова относятся к одному словообразовательному типу.
1) телятина, зайчатина, курятина
2) четвертина, севрюжина, холодина
3) соломина, картофелина, горошина
4) жемчужина, виноградина, баранина
Комментарий
Ответ: 1 3. Значение всех производных слов в строчке 1 – ‘мясо животного’; в строчке 3 – ‘единичный предмет, выделенный из совокупности’. В строчках 2 и 4 представлены слова, в которых суффикс -ин- имеет разное значение.
13. Отметьте звуковые аббревиатуры.
1) МГУ
2) совбез
3) ТАСС
4) ЦУМ
Комментарий
Ответ: 3 4. В звуковой аббревиатуре от каждого слова исходного словосочетания берется начальный звук. МГУ – буквенная аббревиатура; совбез (совет безопасности) – сложносокращенное слово.
13. Отметьте звуковые аббревиатуры.
1) ФСБ
2) ТЮЗ
3) мопед
4) ГУМ
Комментарий
Ответ: 2 4. ФСБ – буквенная аббревиатура; мопед – сложносокращенное слово (сложение начального слога слова мотоцикл и конечного слога слова велосипед).
14. Отметьте собирательные существительные.
1) хор
2) молодежь
3) аппаратура
4) стадо
Комментарий
Ответ: 2 3. Собирательные существительные обозначают неопределенное множество лиц или предметов как неделимое целое. Важнейшими грамматическими признаками собирательных существительных являются: 1) отсутствие формы множественного числа; 2) неспособность сочетаться с количественными числительными. Существительные молодежь и аппаратура являются собирательными и по значению, и по грамматическим признакам. Существительные хор и стадо собирательными не являются. Они обозначают раздельное множество, о чем свидетельствуют их грамматические признаки: наличие формы множественного числа (хоры, стада) и сочетаемость с количественными числительными (три хора, два стада).
14. Отметьте собирательные существительные.
1) полк
2) толпа
3) студенчество
4) белье
Комментарий
Ответ: 3 4. См. комментарий к соответствующему заданию варианта 1. Существительные студенчество и белье являются собирательными и по значению, и по грамматическим признакам. Существительные полк и толпа собирательными не являются. Они обозначают раздельное множество, о чем свидетельствуют их грамматические признаки: наличие формы множественного числа (полки, толпы) и сочетаемость с количественными числительными (три полка, две толпы).
15. Отметьте строчки, в которых все слова одного рода.
1) кашпо, бордо, евро, бра
2) колибри, авеню, иваси, кольраби
3) оригами, сулугуни, салями, пенальти
4) сари, толь, топь, голь
Комментарий
Ответ: 2. В строчке 2 все существительные женского рода.
15. Отметьте строчки, в которых все слова одного рода.
1) кашне, бордо, евро, пенальти
2) сулугуни, салями, визави, паспарту
3) канифоль, авеню, иваси, брокколи
4) лебедь, толь, брокколи, туш
Комментарий
Ответ: 3. В строчке 3 все существительные женского рода.
16. Отметьте пары существительных, у которых при разных формах множественного числа сохраняется одно и то же значение.
1) пропуска – пропуски
2) хлеба – хлебы
3) инструктора – инструкторы
4) дизеля – дизели
Комментарий
Ответ: 3 4. В примерах 1, 2 наблюдается изменение значения слов: документы (пропуска) – отсутствие (пропуски); злаки (хлеба) – изделия из муки (хлебы).
16. Отметьте пары существительных, у которых при разных формах множественного числа сохраняется одно и то же значение.
1) корпуса – корпусы
2) тенора – теноры
3) тона – тоны
4) прожектора – прожекторы
Комментарий
Ответ: 2 4. В примерах 1, 3 наблюдается изменение значения слов: здания (корпуса) – туловища (корпусы); цвета (тона) – звуки (тоны).
17. В функции какой части речи употреблено подчеркнутое слово во фразе «Остались одни воспоминания»?
1) частицы
2) числительного
3) местоимения
4) прилагательного
Комментарий
Ответ: 1. Слово одни употреблено в значении ограничительно-выделительной частицы, подобной частице лишь.
17. В функции какой части речи употреблено подчеркнутое слово во фразе «Приходил тут к тебе один, записку оставил»?
1) существительного
2) частицы
3) числительного
4) местоимения
Комментарий
Ответ: 4. Слово один употреблено в значении неопределенного местоимения (приходил некто, кто-то).
18. Отметьте формы глагола, у которых выражена грамматическая категория времени.
1) перебежав
2) построим
3) читающий
4) нашел бы
Комментарий
Ответ: 2 3. Построим – личный глагол в форме буд. вр., читающий – действительное причастие наст. вр. Деепричастия (перебежав) и глаголы условного (сослагательного) наклонения (нашел бы) временных форм не имеют.
18. Отметьте формы глагола, у которых выражена грамматическая категория времени.
1) размышлявший
2) смеркается
3) приготовил бы
4) пишите
Комментарий
Ответ: 1 2. Размышлявший – действительное причастие прош. вр. Смеркается – безличный глагол в форме наст. вр. Глаголы условного (сослагательного) наклонения (приготовил бы) и повелительного наклонения (пишите) временных форм не имеют.
19. Отметьте глаголы, у которых выражена грамматическая категория лица.
1) Птицы поют.
2) Друг приехал.
3) Вечереет.
4) Принеси куртку.
Комментарий
Ответ: 1 4. Поют – 3 лицо, принеси – 2 лицо. Глаголы в прошедшем времени (приехал) и безличные глаголы (вечереет) по лицам не изменяются.
19. Отметьте глаголы, у которых выражена грамматическая категория лица.
1) Он все забыл.
2) Дети играют.
3) Запишите в тетрадь.
4) Меня знобит.
Комментарий
Ответ: 2 3. Играют – 3 лицо, запишите – 2 лицо. Глаголы в прошедшем времени (забыл) и безличные глаголы (знобит) по лицам не изменяются.
20. Отметьте глаголы, которые имеют супплетивную видовую пару.
1) посылать
2) брать
3) наследовать
4) ловить
Комментарий
Ответ: 2 4. Брать – взять, ловить – поймать. Члены супплетивных видовых пар образованы от разных основ, т.е. один член пары не является производным от другого. При этом члены супплетивных видовых пар отвечают общим требованиям видовой парности глаголов: являются лексически тождественными, совпадают во всех значениях или в части значений. Глагол посылать образует видовую пару посредством чередования звуков в корне (послать). Глагол наследовать является двувидовым.
20. Отметьте глаголы, которые имеют супплетивную видовую пару.
1) казнить
2) класть
3) говорить
4) выбирать
Комментарий
Ответ: 2 3. Класть – положить, говорить – сказать. Казнить – двувидовой глагол, выбирать – выбрать (образование видовой пары посредством чередования звуков в корне).
21. Отметьте предложения с реальной модальностью.
1) Октябрь уже прошел.
2) Здесь лапы у елей дрожат на весу, Здесь птицы щебечут тревожно –
Живешь в заколдованном диком лесу, откуда уйти невозможно (Высоцкий).
3) Собрать все книги бы да сжечь! (Грибоедов).
4) За здравствует солнце, да скроется тьма! (Пушкин).
Комментарий
Ответ: 1 2. Реальная модальность соотносится с оценкой содержания высказывания как соответствующего реальной действительности. Грамматическим способом выражения реальной модальности являются временные формы изъявительного наклонения глагола. Ирреальная модальность соотносится с оценкой содержания высказывания как желаемого, требуемого или необходимого и грамматически выражается формами сослагательного (условного) и повелительного наклонения.
21. Отметьте предложения с ирреальной модальностью.
1) Оставьте меня в покое!
2) Многие герои А.Чехова живут неестественной, ложной жизнью.
3) Шел бы ты спать, милый.
4) В одном царстве-государстве жил-был царь.
Комментарий
Ответ: 1 3. См. комментарий к соответствующему заданию варианта 1.
22. Отметьте словосочетания с синкретичными смысловыми отношениями между компонентами.
1) достойный похвалы
2) плач детей
3) вижу дом
4) рано состарившаяся
Комментарий
Ответ: 2. При синкретичных смысловых отношениях между компонентами в словосочетании совмещаются разные значения: атрибутивные (определительные) и объектные (например, мечта о счастье); атрибутивные и обстоятельственные (например, домик в лесу), объектные и обстоятельственные (например, лететь над морем), обстоятельственные значения времени и условия (например, гулять при луне). В словосочетании плач детей совмещаются атрибутивное значение (плач чей?) и объектное (плач кого?). В остальных словосочетаниях смысловые отношения между компонентами характеризуются однозначностью.
22. Отметьте словосочетания с синкретичными смысловыми отношениями между компонентами.
1) дом у дороги
2) способен на многое
3) присматриваюсь к нему
4) прекрасно выполненный
Комментарий
Ответ: 1. См. комментарий к соответствующему заданию варианта 1. В словосочетании дом у дороги совмещаются атрибутивное значение (дом какой?) и обстоятельственное (дом где?). В остальных словосочетаниях смысловые отношения между компонентами характеризуются однозначностью.
23. Отметьте субстантивные словосочетания.
1) комната брата
2) нечто интересное
3) бледный от испуга
4) их чемодан
Комментарий
Ответ: 1 4. В субстантивных словосочетаниях главное слово выражено существительным, что наблюдается в примерах 1 4.
23. Отметьте субстантивные словосочетания.
1) придуманная история
2) важный для меня
3) ваши дела
4) некто странный
Комментарий
Ответ: 1 3. См. комментарий к соответствующему заданию варианта 1.
24. Отметьте собственно вопросительные предложения.
1) Вам не случалось быть в Сибири? (Песков)
2) Не заглядывая вдаль, Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль. (Твардовский)
3) Но тебя я разве позабуду? (Есенин)
4) Кто у вас на должности хозяев истории? (Рождественский)
Комментарий
Ответ: 1 4. Эти предложения являются собственно вопросительными (в отличие от вопросов-утверждений и вопросов-отрицаний).
24. Отметьте собственно вопросительные предложения.
1) Кто в детстве не осаждал старинные замки, не погибал на корабле с изодранными в клочья парусами? (Паустовский)
2) Вам не случалось быть в Сибири? (Песков)
3) Не заглядывая вдаль, Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль. (Твардовский)
4) Но тебя я разве позабуду? (Есенин)
Комментарий
Ответ: 2. См. комментарий к соответствующему заданию варианта 1.
25. Отметьте сложные предложения с разными видами связи. (Знаки препинания не расставлены.)
1) С утра был туман но к завтраку погода разгулялась и солнце блестело и на только что распустившейся листве и на молодой девственной траве и на всходах хлебов и на ряби быстрой реки. (Толстой)
2) Печален я со мною друга нет с кем долгую запил бы я разлуку кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать веселых много лет. (Пушкин)
3) Дело не в том как называли ее а в том что она улица удивительная! (Баруздин)
4) Сквозь пленку табачного дыма проглянуло лицо Сидора губы по-заячьи ежились в улыбку глаза суетились под белесыми бровями обрадованно и тревожно. (Шолохов)
Комментарий
Ответ: 2. В этом предложении используются разные виды связи: бессоюзная и подчинительная.
Предложение 1 – сложносочиненное.
Предложение 3 – сложноподчиненное.
Предложение 4 – бессоюзное.
25. Отметьте сложные предложения с разными видами связи. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В праздничные дни хозяин нарочно приискивал какое-нибудь дело лишь бы занять чем-нибудь время лишь бы не был батрак его без работы. (Шолохов)
2) Мать ехала с отцом со станции Сиверской а мы дети выехали им навстречу и вспоминая именно этот день я с праздничной ясностью восстанавливаю родной как собственное кровообращение путь из нашей Выры в село Рождествено. (Набоков)
3) И может быть именно потому что дорога всегда радует солдата а сборы всегда немного хлопотны никто из нас ни офицеры ни часовые ни мы таскавшие к машинам технику не заметили того что следовало заметить или хотя бы услышать. (Баруздин)
4) Своя глубоко индивидуальная жизнь в мире слова должна быть пережита каждым ребенком и чем богаче полнее она тем счастливее дни и годы которые проходили мы нивой радостей и печали счастья и горя. (Сухомлинский)
Комментарий
Ответ: 4. В предложении 4 используются разные виды связи: сочинительная и подчинительная.
Предложение 1 – сложноподчиненное.
Предложение 2 – сложносочиненное.
Предложение 3 – сложноподчиненное.
26. Отметьте слова с коннотативным значением.
1) внешность
2) блюститель
3) военщина
4) зимний
Комментарий
Ответ: 2 3. Коннотативное значение – это созначение, сопутствующее основному (денотативному) значению слова и представляющее собой его оценочную (эмоционально-экспрессивную) окраску. Слово блюститель имеет ироническую окраску или употребляется в высоком стиле. Слово военщина имеет окраску неодобрительности. Остальные слова коннотаций не имеют.
26. Отметьте слова с коннотативным значением.
1) слоняться
2) бинокль
3) родители
4) пресловутый
Комментарий
Ответ: 1 4. См. комментарий к соответствующему заданию варианта 1. Слово слоняться имеет сниженную экспрессию и употребляется с оттенком неодобрительности, пренебрежения. Слово пресловутый в современном русском языке употребляется с иронической окраской. Остальные слова коннотаций не имеют.
27. Отметьте неверные лексические значения.
1) инфантилизм – чрезмерная детскость в поведении взрослого
2) компиляция – составление художественных или научных произведений на основе трудов других авторов
3) де-факто – юридически, по праву, формально
4) инсинуация – клевета, измышления с целью опорочить кого-либо
Комментарий
Ответ: 3. Де-факто – фактически, на деле (ср.: де-юре – юридически, по праву, формально).
27. Отметьте неверные лексические значения.
1) индифферентный – безразличный, равнодушный, безучастный
2) нувориш – стремительно разбогатевший выскочка
3) обструкция – клевета, измышления с целью опорочить кого-либо
4) прерогатива – исключительное право должностного лица или государственного органа
Комментарий
Ответ: 3. Обструкция – действия, демонстративно направленные на срыв чего-либо.
28. Отметьте лексико-семантическое явление, которое представлено в паре инцидент – прецедент.
1) омонимия
2) синонимия
3) паронимия
4) антонимия
Комментарий
Ответ: 3. Слова инцидент – прецедент являются паронимами (паронимия – это близость двух или более слов по звучанию при различии их значения, создающая почву для их смешения в речи): инцидент – ‘неприятный случай’, прецедент – ‘случай, служащий примером или оправданием для последующих подобных случаев’.
28. Отметьте лексико-семантическое явление, которое представлено в паре информативный – информационный.
1) омонимия
2) паронимия
3) синонимия
4) антонимия
Комментарий
Ответ: 2. Слова являются паронимами (паронимия – это близость двух или более слов по звучанию при различии их значения, создающая почву для их смешения в речи): информативный – ‘несущий достаточное количество информации’ (информативный текст), информационный – ‘относящийся к информации’ (информационный поток).
29. Отметьте строчки, в которых выделенные слова являются омонимами, а не многозначными словами.
1) Веревка была вся в узлах. – Корабль делал 30 узлов в час.
2) Книги заняли всю полку. – Ему удалось занять детей разговорами.
3) Больного душит кашель. – Она всегда душила носовые платки.
4) Дождь зарядил. – Надо зарядить батарейку.
Комментарий
Ответ: 1 3 4. В отличие от многозначных слов, у омонимов нет общих сем (компонентов значения). В словарях омонимы представлены в разных словарных статьях.
1 – затянутые петли на веревке – единица скорости судна
3 – затруднять дыхание – опрыскивать духами или одеколоном
4 – начать беспрерывно производить одно и то же действие – сообщить электрическую энергию какому-л. предмету
(Ср.: 2 – заполнить собой какое-л пространство; увлечь, заинтересовать)
29. Отметьте строчки, в которых выделенные слова являются омонимами, а не многозначными словами.
1) Батарея заняла выгодную позицию. – Пришлось занять деньги.
2) Я быстро выучился косить траву. – Платье спереди косит.
3) Князь тихо на череп коня наступил. – Наступила тишина.
4) Составить список участников. – Надо составить ящик со стола.
Комментарий
Ответ: 1 2 3. В отличие от многозначных слов, у омонимов нет общих сем (компонентов значения). В словарях омонимы представлены в разных словарных статьях.
1 – овладеть какой-л. территорией – взять на время, взаймы
2 – срезать траву чем-л. – перекашиваться, кривить
3 – ступить, стать ногой – начаться, настать
(Ср.: 4 – сформировать группу; переставить сверху вниз)
30. Отметьте неправильные фразеологизмы.
1) очертив голову
2) разводить антиномии
3) Сизифовы муки
4) погибоша аки обре
Комментарий
Ответ: 1 2 3. Правильные варианты: очертя голову, разводить антимонии, Сизифов труд (Сизифова работа).
30. Отметьте неправильные фразеологизмы.
1) до греческих колен
2) между Сциллой и Харибдой
3) яйца выведенного не стоит
4) лить крокодильи слезы
Комментарий
Ответ: 1 3 4. Правильные варианты: до греческих календ, яйца выеденного не стоит, лить крокодиловы слезы.
31. Отметьте предложения из писем А.П. Чехова с трансформированными фразеологизмами.
1) Рецензия превосходная, но г. Буренину не следовало бы в ложку меду лить бочку дегтю, т.е., хваля меня, смеяться над мертвым Надсоном.
2) Женские отрицательные типы, где Тургенев слегка карикатурит (Кукшина) или шутит (описание бала), нарисованы замечательно и удались ему до такой степени, что, как говорится, комар носа не подточит.
3) Описываю я степь. Сюжет поэтичный, если я не сорвусь с того тона, каким начал, то кое-что выйдет у меня «из ряда вон выдающее».
4) Это был талантливый и уже популярный художник и подавал солидные надежды.
Комментарий
Ответ: 1 (ложка дегтя в бочке меда), 3 (из ряда вон выходящий), 4 (подавать надежды).
31. Отметьте предложения из писем А.П. Чехова с трансформированными фразеологизмами.
1) Это было бы ничего, если бы я был уверен, что мое издание не сядет на мель, но так как этой уверенности у меня нет, то приходится взять и сделать по-старому, т.е. печататься на дешевой бумаге.
2) Это был талантливый и уже популярный художник и подавал солидные надежды.
3) Вы желали получить от меня автобиографию, а для меня это острый нож. Не могу я писать о себе самом.
4) Описываю я степь. Сюжет поэтичный, если я не сорвусь с того тона, каким начал, то кое-что выйдет у меня «из ряда вон выдающее».
Комментарий
Ответ: 2 (подавать надежды), 4 (из ряда вон выходящий).
32. Отметьте названия несуществующих словарей.
1) грамматический словарь
2) инвариантный словарь
3) семантический словарь
4) синтаксический словарь
Комментарий
Ответ: 2. Все перечисленные словари существуют, кроме инвариантного.
32. Отметьте названия несуществующих словарей.
1) идеографический словарь
2) грамматический словарь
3) инвариантный словарь
4) синтаксический словарь
Комментарий
Ответ: 3. Все перечисленные словари существуют, кроме инвариантного.
33. Отметьте, какого типа информация выражена в словарной статье: МЕДВЕДЬ. Общее для всех славян эвфемистическое слово (слово табу), буквально означающее «едящий мед, медоед»… Ср. другие, также эвфемистические названия медведя в русск. диалектах: Мишка, хозяин, космач, лесник, костоправ, Потапыч, Михайло Иваныч Топтыгин и др.
1) этимологическая
2) стилистическая
3) грамматическая
4) культурологическая
Комментарий
Ответ: 1 4.
1. Этимологическая информация: указание на общеславянское происхождение слова с первоначальным значением ‘едящий мед, медоед’.
4. Культурологическая информация: декодирование смысла слова медведь применительно к традиционной русской культуре.
33. Отметьте, какого типа информация выражена в словарной статье: МЕДВЕДЬ. Общее для всех славян эвфемистическое слово (слово табу), буквально означающее «едящий мед, медоед»… Ср. другие, также эвфемистические названия медведя в русск. диалектах: Мишка, хозяин, космач, лесник, костоправ, Потапыч, Михайло Иваныч Топтыгин и др.
1) стилистическая
2) этимологическая
3) культурологическая
4) грамматическая
Комментарий
Ответ: 2 3.
34. Отметьте неверное объяснение написания.
1) неприемлЕмый – в страдательных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 2 спряжения, пишется суффикс -ЕМ-
2) цЫкнуть – это слово-исключение
3) подЬячий – орфограмма находится внутри корня, поэтому пишется Ь, а не Ъ
4) я таки приду – ТАКИ с местоимениями пишется раздельно
Комментарий
Ответ: 1. В объяснении содержатся ошибки: 1) это слово в современном русском языке утратило признаки причастия и функционирует в качестве прилагательного; 2) оно образовано от глагола 1 спряжения приять (принять); 3) в причастиях, образованных от глаголов 2 спряжения, не пишется суффикс -ЕМ-. Поскольку инфинитив приять в современном русском языке не употребляется, трудно установить его спряжение и применить правило выбора суффикса. Неприемлемый является словом, правописание которого следует запомнить.
34. Отметьте неверное объяснение написания.
1) трещОтка – слово, правописание которого следует запомнить
2) ковроткаЦкий – в именах прилагательных суффикс -СК- всегда меняется на -Ц-
3) впоследствии – наречие пишется слитно (образовано от существительного с предлогом, между которыми нельзя вставить определение без искажения смысла) и с -И на конце (ср. с производным предлогом вследствиЕ)
4) большой таки чудак – ТАКИ с прилагательными пишется раздельно
Комментарий
Ответ: 2. КовроткаЦкий – в именах прилагательных, образованных от существительных с основой на -к, -ц, -ч, К и Ч переходят в Ц; после -Ц- пишется суффикс -К-.
35. Каково происхождение слова к…мпанейщина и как оно пишется?
1) от слова кампания, поэтому с А
2) от слова компаньон, поэтому с О
3) от слова компания, поэтому с О
4) от слова кампанейский, поэтому с А
Комментарий
Ответ: 4
Слово кампанейщина (′отсутствие систематичности в работе, планомерности′ – разг., неодобр.) происходит от слова кампанейский (′проводимый не систематично, не планомерно, а от случая к случаю′ – разг.) суффиксальным способом (с помощью суффикса -щин-).
35. Отметьте верные утверждения о происхождении и написании слов.
1) слово о(к, кк)азионализм происходит от слова оказия и пишется с -К-
2) слово о(к, кк)азионализм происходит от латинского слова occasio (‘случайность’), поэтому пишется с -КК-
3) в слове пр…скорбный приставка имеет значение ‘очень’, поэтому пишется -Е-.
4) в слове пр…скорбный приставка имеет значение ‘около, рядом’, поэтому пишется -И-.
Комментарий
Ответ: 2 4. 2 – слово окказионализм (авторский неологизм) происходит от латинского слова occasio (‘случайность’), поэтому пишется с -КК-. 4 – в слове прискорбный приставка имеет значение ‘около, рядом’, поэтому пишется с -И- (находящийся в скорби, при скорби).
36. Отметьте строчки с нарушением орфографии.
1) ненужные уже лекарства, изнеможденный, раса
2) превентивный, осиная талия, полувер, купленный
3) джентльмен, элластик, военачальник, пьеса
4) наперсник, дикобраз, флюорография, иммигрант
Комментарий
Ответ: 1 (изнеможенный), 2 (пуловер), 3 (эластик).
36. Отметьте строчки с нарушением орфографии.
1) непохожий на мать ребенок, изможденный, циклеванный пол
2) милостивый, недюжинный, блеснуть, брошенный
3) поролон, проволка, кавычки, полиэтиленовый, раса
4) обструкция, мегера, галлюционация, мюзикл
Комментарий
Ответ: 3 (проволока), 4 (галлюцинация).
37. Отметьте предложения с пунктуационными ошибками.
1) Я поглядел на нее сбоку, так что мне стал виден чистый, нежный профиль ее слегка наклоненной головы. (Куприн)
2) И последнее, что он заметил на земле – одновременно с выстрелом Мартынова ему почудился второй выстрел, из кустов под обрывом, над которым он стоял. (Паустовский)
3) Вот он отступил в даль воспоминаний, этот единственный и подобия не имеющий мир, и высится на горизонте, как горы, видимые с поля или как дымящийся в ночном зареве далекий большой город. (Пастернак)
4) Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове вызывались у всех соответствующие и точные понятия. (Л.Толстой)
Комментарий
Ответ: 2 3. 2 – после изъяснительного придаточного нужна запятая (что он заметил на земле, –…); 3 – перед ИЛИ нужна запятая, закрывающая обособленное определение (видимые с поля,...).
37. Отметьте предложения с пунктуационными ошибками.
1) К сожалению, он отличался чрезвычайной близорукостью, так что даже носил стекла по какому-то особенному заказу. (Куприн)
2) Возгласы мальчика долетали еще до моего слуха, когда стало совсем темно и я огибал край леса. (Тургенев)
3) Кое-где по стенам сочилась вода и слегка блестели известковые налеты. (Катаев)
4) Парнишка упал, однако, он не был убит. (Фадеев)
Комментарий
Ответ: 4. В этом предложении неверно поставлена запятая после союза ОДНАКО.
38. Отметьте предложения с пунктуационными ошибками.
1) Глеб не заметил, как наступило утро, как пробудились куры и голуби и как затем мало-помалу все ожило вокруг. (Григорович)
2) Мелодии, смешиваясь со слезами, текут прямо по вашему нерву к сердцу и вы плачете не оттого, что вам печально, а оттого, что путь к вам угадан так верно и проницательно. (Пастернак)
3) Ромашов же краснел до настоящих слез от своего бессилия и растерянности, и от боли за оскорбленную Шурочку, и оттого, что ему сквозь оглушительные звуки кадрили не удавалось вставить ни одного слова. (Куприн)
4) Сегодня наметились бутоны рябины и расцветает сирень. (Пришвин)
Комментарий
Ответ: 2. В этом предложении не хватает запятой перед союзом И (…, и вы плачете…), соединяющим простые предложения.
38. Отметьте предложения с пунктуационными ошибками.
1) На ранней заре, когда еще кричат петухи и дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный туманом, сквозь который блестит кое-где утреннее солнце и побежишь умываться на озеро. (Бунин)
2) Небо бледнее, ночь кончается и начинается новый день. (Паустовский)
3) По мере того как приближался вечер, ветер становился более прохладным. (Толстой)
4) Он теперь знал, что такое бой, и что такое смерть, и что такое страх. (Фадеев)
Комментарий
Ответ: 1 2. 1 – не хватает запятой после определительного придаточного (сквозь который блестит кое-где утреннее солнце, …). 2 – в сложном предложении, включающем 3 простых предложения, перед союзом И нужна запятая, поскольку общих компонентов нет.
39. Отметьте предложения с пунктуационными ошибками.
1) Он расспрашивал меня про то, что я люблю, что читаю, что намерена делать, и давал советы. (Толстой)
2) Есть на нашей реке такие глубокие и укромные места, что, когда проберешься через спутанные лесные заросли и присядешь около самой воды, почувствуешь себя в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире. (Солоухин)
3) Была сизая от росы трава, и дома еще спали, когда хлопотливые галки уже канителились в колокольне да ранний молоток Ивана Африкановича отбивал косу. (Белов)
4) Однако, пора спать: уже без четверти шесть. (Пушкин)
Комментарий
Ответ: 3 4. 3 – лишняя запятая перед союзом И, поскольку в предложении есть общая часть, включающая однородные придаточные предложения. 4 – в этом предложении лишняя запятая после союза ОДНАКО.
39. Отметьте предложения с пунктуационными ошибками.
1) Общеизвестно, что каждый уехавший из России увез с собой свой последний день. (Ахматова)
2) В солнечном огне все гудело в цветах, заваривалось, благоухало, как будто все вместе тут общими силами варили варенье. (Пришвин)
3) Вы молились ли на ночь, соборы Покрова и Успенья? (Вознесенский)
4) Валерия – так звали девушку, от тоски по которой я сбежал из деревни в Москву, слушала меня, мечтательно глядя перед собой. (Солоухин)
Комментарий
Ответ: 4. В этом предложении не хватает тире: Валерия – так звали девушку, от тоски по которой я сбежал из деревни в Москву, – слушала… для выделения с обеих сторон вставной конструкции.
40. Отметьте предложения, в которых нарушено коммуникативное качество «точность речи».
1) Фильм заинтересовал как школьников, так и подростков.
2) Транспортная сеть в городе запущена.
3) К недостаткам пособия следует отнести недостаточное количество иллюстративного материала.
4) В Москве сегодня дождливо, а в Смоленске тоже пасмурно.
Комментарий
Ответ: 2 3. В данных предложениях наблюдаются двусмысленность («запущена») и тавтология («недостатки», «недостаточный»), что приводит к нарушению точности высказываний.
40. Отметьте предложения, в которых нарушено коммуникативное качество «логичность речи».
1) Прошу разделить мою квартиру, так как прекратилось бракосочетание.
2) У меня мама русская, а папа юрист.
3) Необходимо проверить отсутствие людей, находящихся на территории.
4) Российские политические стратеги одно из сражений за избирателя назначили аккурат на ноябрь.
Комментарий
Ответ: 2 3. В данных предложениях нарушено требование логической непротиворечивости высказывания.
41. Отметьте жанры, соответствующие, по М.В. Ломоносову, «среднему штилю».
1) трагедия
2) дружеское письмо
3) песня
4) элегия
Комментарий
Ответ: 2 4. По Ломоносову, в языке следует установить три «штиля», которые будут различаться «по пристойности материй». Он установил зависимость между «материей», т.е. темой, предметом изложения, жанром и стилем. «Высокая материя» требует высокого «штиля», «низкая материя» – низкого. Каждый жанр предусматривает один из трех «штилей». Высоким «штилем» следовало писать героические поэмы, оды и трагедии; средним – драмы, дружеские письма, сатиры, элегии и эклоги, низким – комедии, увеселительные эпиграммы, песни, басни.
41. Отметьте жанры, соответствующие, по М.В. Ломоносову, «низкому штилю».
1) песня
2) басня
3) эклога
4) дружеское письмо
Комментарий
Ответ: 1 2. См. комментарий к соответствующему заданию варианта 1.
42. Отметьте предложения, в которых используется хиазм.
1) Испанский гранд, как вор, ждет ночи и луны боится. (Пушкин)
2) Алмаз шлифуется алмазом, строка диктуется строкой. (Поделков)
3) Делить веселье – все готовы: никто не хочет грусть делить. (Лермонтов)
4) Ко мне приплывала зеленая рыба, Ко мне прилетала белая чайка! (Ахматова)
Комментарий
Ответ: 1 3. Хиазм – фигура речи, состоящая в обратном (крестообразном) расположении элементов словосочетания или предложения.
42. Отметьте предложения, в которых используется хиазм.
1) Упразднен ум и мысль осиротела. (Тютчев)
2) В синем море волны плещут, в синем небе звезды блещут. (Пушкин)
3) Здесь Пушкина изгнанье началось и Лермонтова кончилось изгнанье. (Ахматова)
4) Море люблю с кораблями, небо люблю с журавлями. (Боков)
Комментарий
Ответ: 1 3. См. комментарий к соответствующему заданию варианта 1.
43. Почему стихотворная строка Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. выразительнее варианта Сейчас ночь. На улице горит фонарь над аптекой?
1) Потому что есть слова-«соседи», вызывающие богатый спектр ассоциаций и придающие тексту выразительность.
2) Потому что есть слова-«соседи», не вызывающие ассоциаций, а значит, не придающие тексту выразительность.
3) Потому что отсутствие слов-«соседей» вызывает богатый спектр ассоциаций, а значит, придает выразительность.
4) Потому что отсутствие слов-«соседей» не вызывает ассоциаций, а значит, придает выразительность.
Комментарий
Ответ: 3. В стихотворной строке А. Блока Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. содержатся только назывные предложения, синтагматические связи отсутствуют (нет слов-«соседей»). Это создает условия для богатого спектра ассоциаций, активизирует воображение читателя, порождает множественность интерпретаций, что обеспечивает смысловое приращение текста и делает его глубоким и выразительным. Вариант Сейчас ночь. На улице горит фонарь над аптекой. с выраженными синтагматическими связями (есть слова-«соседи»), которые ограничивают ассоциативное поле читателя, менее выразителен.
43. Почему стихотворная строка Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. выразительнее варианта Сейчас ночь. На улице горит фонарь над аптекой?
1) Потому что есть слова-«соседи», вызывающие богатый спектр ассоциаций и придающие тексту выразительность.
2) Потому что есть слова-«соседи», не вызывающие ассоциаций, а значит, не придающие тексту выразительность.
3) Потому что отсутствие слов-«соседей» вызывает богатый спектр ассоциаций, а значит, придает выразительность.
4) Потому что отсутствие слов-«соседей» не вызывает ассоциаций, а значит, придает выразительность.
Комментарий
Ответ: 3. В стихотворной строке А. Блока Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. содержатся только назывные предложения, синтагматические связи отсутствуют (нет слов-«соседей»). Это создает условия для богатого спектра ассоциаций, активизирует воображение читателя, порождает множественность интерпретаций, что обеспечивает смысловое приращение текста и делает его глубоким и выразительным. Вариант Сейчас ночь. На улице горит фонарь над аптекой. с выраженными синтагматическими связями (есть слова-«соседи»), которые ограничивают ассоциативное поле читателя, менее выразителен.
44. Отметьте цветовые символы, которые являются лингвокультуремами (речевыми единицами, имеющими как лингвистический, так и культурный смысл) русской языковой картины мира.
1) желтый цвет – символ разлуки, измены, обмана
2) желтый цвет – символ богатства (цвет императора)
3) белый цвет – символ чистоты, непорочности
4) зеленый цвет – символ супружеской измены
Комментарий
Ответ: 1 3. В строчках 2, 4 приведены цветовые символы китайской языковой картины мира.
44. Отметьте лингвокультуремы (речевые единицы, имеющие как лингвистический, так и культурный смысл) русской языковой картины мира.
1) сорока – символ воровства и болтливости
2) сорока – символ влюбленности
3) белый цвет – символ траура
4) черный цвет – символ траура
Комментарий
Ответ: 1 4. В строчках 2, 3 приведены лингвокультуремы китайской языковой картины мира.
45. Какие явления в современной речевой практике демонстрируют рекламные названия типа Zолотой, Vаниль, Иsпуг, ЖаRa, Территория shoppinga, Gардероб, Вернiсаж и под.?
1) графические смешения (употребление кириллических и латинских букв в составе одной лексической единицы)
2) свидетельство динамики языковых норм
3) способ привлечения внимания адресата рекламы
4) поиск новых средств выразительности путем речетворчества
Комментарий
Ответ: 1 3 4.
45. Намеренный аграмматизм рекламных текстов типа Мясковский (название мясного магазина), ПрицЫпляйся (слоган кафе «Цыплята по-английски») и под. – это…
1) способ привлечения внимания в рекламных целях
2) проявление окказионального словообразования
3) свидетельство динамики языковых норм
4) поиск новых средств выразительности путем речетворчества
Комментарий
Ответ: 1 2 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания олимпиады 5-6 класс
Комитет по образованию правительства Санкт-Петербурга Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных предлагает Х Всероссийская олимпиада по английскому языку Районный этап 5—6, 7-...
Задания олимпиады по истории России
Задания для подготовки или проведения внутриклассной олимпиады по истории....
Задания олимпиады по физической культуре. 5 класс
Практические и теоретические задания для школьного этапа олимпиады по физической культуре. 5 класс....
задания олимпиады по технологии
Олимпиадные задания по технологии (мальчики) с 5 по 11 классы в виде теста с ответами....
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ЭССЕ "Я - ПЕДАГОГ" городской конкурс "Педагог года" Номинация "Самый классный классный" 2016 г.
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ЭССЕ "Я - ПЕДАГОГ"...
Олимпиада для педагогов 2 место "Культура речи педагога как фактор развития речевой коммуникации детей"
quot;Культура речи педагога как фактор развитияречевой коммуникации детей"...
ПедСтарт онлайн-олимпиады для педагогов 2018
ПедСтарт онлайн-олимпиады для педагогов 5-6 декабря 2018...