РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МОРДОВИИ В 1920–1940 ГГ.
статья по теме

Публикация в сборники МГПИ им. М.Е. Евсевьева

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В МОРДОВИИ В 1920–1940 ГГ.

БЕЗУНОВ СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

МОУ «СОШ С УИОП № 38», г. Саранск, Россия, sergey_bezunov@mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: физическое воспитание, физкультурно-спортивное движение, государственная идеология.

АННОТАЦИЯ: В статье анализируются особенности развития физкультурно-спортивного движения в Мордовии в 1920-1940 гг.

THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

IN MORDOVIA IN THE 1920-1940 GG.

BEZUNOV SERGEY EVGENEVICH

KEYWORDS: physical education, physical culture and sports movement, the state ideology.

ABSTRACT: the article analyzes the peculiarities of the development of sport movement in Mordovia from 1920 to 1940

С 1917 года развитие народов Поволжья, в том числе и мордовского, протекало в рамках общего процесса построения нового государства. Преобразования затронули различные сферы жизнедеятельности народов мордовского края. В конкретных социально-исторических условиях физическая культура была призвана решать утилитарные задачи, главная из которых –удержание власти и защита революционных завоеваний. Свойственный ей дуализм приобрел специфический характер. Духовное начало физической культуры было подчинено государственной идеологии, целью которой являлось создание человека нового типа, биологическая сторона была направлена на формирование физически крепких людей, способных к труду и защите государства.

Первым документом, определившим такую форму массового, физического воспитания населения, стал декрет ВЦИК от 22 апреля 1918 года «Об обязательном обучении военному искусству». В мае 1918 года при реввоенсоветах были созданы органы Всеобуча. И. А. Ефимов указывает, что всего в Мордовии в 1918–1919 гг. через систему всеобуча прошло свыше 80 тысяч человек. Всеобуч был, поистине, общенародным делом [3, с. 60].

Допризывная молодежь, работу с которой регламентировал принятый на всероссийском съезде работников физической культуры, спорта и допризывной подготовки документ «Положение о допризывной подготовке» (1919), демонстрировала свою физическую подготовку на смотрах, соревнованиях по стрельбе. Так, в мае 1919 года, в честь годовщины всеобуча, в Краснослободске был проведен парад местной караульной роты и конвойной команды. Таким образом, в рамках всеобуча на территории Мордовии зарождалось физкультурно-спортивное движение.

Помыслы и чувства поколения людей, пришедшего с революцией 1917 года, были направлены на преобразование мира и формирование новой личности. Активизируются поиски новых форм воздействия. Именно в революционные годы в России родился жанр массовых действий. Огромное политическое и воспитательное значение придавалось массовым праздникам в первые годы Советской власти.

Например, в Москве и Петрограде были организованы «Пантомима Великой революции» (1918), «Действо 111 Интернационала» (1919), «Гимн освобождению труда» (1920), «Взятие Зимнего» (1920), «К мировой коммуне» (1920). В Саранске в первую годовщину Октябрьской революции также были проведены торжества, организованные мобилизационным отделом. Первой Армии, в которых приняли участие «не менее 5 тысяч человек» [1, с. 178].

Октябрьские празднования продолжались три дня. В первый день проходили демонстрации, во второй парады, в третий – карнавалы. В Саранске было построено 6 трибун, размещенных на городских площадях и военных плацах. Каждая выдержана в особом стиле. Маршевость, плакатность, насыщенность текстов лозунгово-митинговой риторикой – все это было неизбежно в период становления нового мира. Физическая сила и ловкость становились новой общественной и революционной ценностью. По сути дела, это был первый физкультурный парад на территории Мордовии.

В эти годы все формы культурной деятельности приобрели немыслимую ранее массовость, вдохновленную идеей коллективизма. Так, «в начале 20-х годов при клубе Ильича в Саранске действовали большая любительская драматическая труппа, кружок радиолюбителей, спортивная группа, группа молодежной самодеятельности под названием синяя блуза», библиотека...» [1, с. 180], а также хор учащейся молодежи в составе трехсот человек.

Таким образом, в каждом обществе складывается своя система ценностей, идеал эпохи. Оценить физическую культуру на основе идеала в полной мере невозможно, но нельзя не признать, что содержание физической культуры отражает господствующую духовную установку, принятые нормы воспитания, морали, эстетики.

В 1920-х годах в Советской России была разработана новая концепция физического воспитания, изложенная в выступлениях В. И.Ленина,                       А. В. Луначарского, Н. И. Подвойского на III съезде РКСМ (1920), основу которой составляли: подготовка молодежи к трудовой деятельности, подготовка молодежи к вооруженной защите социалистического Отечества.

Политическое руководство страны понимало необходимость введения уроков физической культуры в формирующуюся трудовую социалистическую школу. Процесс создания новой системы народного образования на территории Мордовии завершился, в основном, к концу 1920 года. Хотя Высший Совет физкультуры страны ввел на 1923–24 учебный год всеобщее, обязательное преподавание физической культуры в школах, однако практическая реализация этого решения осуществлялась чрезвычайно медленно. По всей России систематические занятия по физической культуре едва превышали 3%. Возникшие трудности в процессе формирования школьного физического воспитания на территории Мордовии были связаны, прежде всего, с отсутствием материально-технической базы и специальных педагогических кадров.

В эти же годы родилась идея о физической культуре и спорте «для всех». В какой-то степени это способствовало развитию в военных условиях отдельных видов спорта: стрелкового, легкой атлетики, спортивных игр, особенно футбола. В футболе ценились такие достоинства, как коллективный характер игры, взаимная поддержка игроков, подчинение личности коллективу. Поэтому, так органично эта «спортивная игра пролетариата» [4, с. 26] вписалась в идеологическую доктрину советского социума и стала одним из базовых видов массового спорта. Первый футбольный матч на территории Мордовии состоялся осенью 1919 года между командами Саранска и Красного Узла, завершившийся победой красноузельцев.

Итак, в физической культуре 1920-х годов в нашей стране сформировались три направления: военная подготовка, массовое физкультурно-спортивное движение, школьное физическое воспитание. На территории Мордовии получили развитие только первые два.

Последовавшие пятилетние планы восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства затронули и культурную сферу. Пропаганде основных задач пятилеток были подчинены средства физической культуры.

Программным документом по физическому воспитанию населения явилось постановление ЦК РКП (б) 1925 года «О задачах партии в области физической культуры», в котором указывалось на то, что физкультурное движение не должно находиться в отрыве от общественно-политических целей.

Таким образом, решения партии определили место физкультурно-спортивного движения в социалистическом преобразовании страны, осуществлении культурной революции, защите здоровья трудящихся, борьбе за укрепление обороноспособности государства.

Декретом ЦИКа РСФСР от 27 июня 1923 года, об образовании Высшего Совета физической культуры, при Центральном исполнительном комитете РСФСР и местных Советов физической культуры, при исполкомах Советов рабочих и крестьянских депутатов была утверждена государственная форма управления этой сферой.

На территории Мордовии работа организации уездных Советов физической культуры началась осенью 1923 года. Так, в сентябре этого года создается Саранский уездный Совет физической культуры. Созданные Советы объединяли условия малочисленных и разрозненных физкультурных кружков, придавая организованность самодеятельной инициативе молодежи, внедряя новые формы спортивной работы. Например, занятия в спортивной группе при клубе Ильича в Саранске велись по календарному плану.

Пропагандой физической культуры активно занимались комсомольцы, которые выезжали в села и деревни, вели среди молодежи разъяснительную работу о задачах Советской власти, о политике партии, разъясняли значение физической культуры, устраивали показательные выступления, организовывали физкультурные кружки  [5, с. 167].

Особое внимание уделялось «детскому, коммунистическому движению». Пионерские организации активизировали работу по внеклассному и внешкольному физическому воспитанию. Так, в 1926 году пионерской организацией Саранска, созданной в 1923 году, была проведена военно-спортивная игра «Бой за Перекоп», в которой «принимали участие пионеры всех городских отрядов, почти 200 человек». Вышеизложенные факты подтверждают реальное воплощение решений партии РКП (б) в области физической культуры [7, с. 110]. 

Дальнейшее развитие физкультурно-спортивного движения тесно связано с периодом становления национальной государственности мордовского народа. Это время активного формирования структуры управления физической культурой и спортом. Для общего руководства физическим движением в 1928 году был организован Мордовский Окружной Совет физической культуры, а на местах – городские и районные Советы физкультуры. На начало октября 1929 года Советы физкультуры были созданы в восьми районах округа, а на начало мая 1930 – пятнадцати.

В 1930 году Президиум ЦИК СССР принял решение об учреждении Всесоюзного Совета физической культуры на правах органа государственного руководства и контроля за работой по физической культуре и спорту, проводимой всеми организациями и ведомствами. А летом 1936 года был образован Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при Совете Народных Комиссаров, который просуществовал вплоть до 1958 года.

К 1930 году Мордовия имела 28 специалистов по физической культуре, из них 9 человек окончили краткосрочные курсы от 3-х до 5-ти месяцев, 19 – месячные. Подъему физкультурного движения способствовал введенный в 1931 году всесоюзный комплекс «Готов к труду и обороне СССР», сыгравший положительную роль в развитии отдельных видов спорта, особенно оборонных. Уже в 1936 году в Мордовии было подготовлено 2143 «Ворошиловских стрелков» первой и 18 – второй степени, 4226 топографов, 3760 мотоциклистов, сдали нормы на значки ПВХО – 3021 человек, ГСО - 2351. В 1938 году в республике насчитывалось около 40 тысяч членов Осо-авиахима. К 1940 году общее число сдавших нормы на различные оборонные значки составляло 37000 человек  [2, с. 123].

Таким образом, к 1940 году физкультурное движение в Мордовии охватывало более 20 тысяч человек. Это широкое демократическое движение, по наблюдению М. Я. Сарафа, интересно развертыванием своего содержания, которое во многом «напоминает античную и в определенной мере средневековую концепцию направленности физического развития как метода достижения готовности к жизни и в плане деятельности, и в плане социальном» [6, с. 7].

Действительно, духовный и эмоциональный подъем начала XX века, надежды и возможности создать новое справедливое общество и новый тип личности стали мощными стимулами массового, физкультурно-спортивного движения, основу которого составили подготовка к трудовой деятельности и защите Отечества.

Таким образом, физической культуре 20–30-х гг., как одному из направлений «культурной революции», отводилась активная роль в осуществлении социалистических преобразований. Однако, уже на этом этапе стали проявляться противоречивые тенденции.

С одной стороны – ряд положительных моментов: сделать физкультуру и спорт заметным явлением культурной жизни; массовость, вовлечение различных групп населения;  государственная поддержка как «самая надежная гарантия неуклонного, быстрого и успешного развития спортивного движения для достижения общественного идеала гармонично развитой личности» [6, с. 8]. Но самое существенное заключалось в том, что была ориентация на задачу всеобщего физическою развития и воспитания населения. При этом высокие спортивные достижения не выделялись в самостоятельную главенствующую цель. Ведущими мотивами стала подготовка к трудовой деятельности в защите Родины.

С другой стороны, развитие физической культуры и спорта стало определяться политическими целями и интересами, и государство все больше стало осуществлять патронат над этой сферой, превращая, ее институты в часть своего аппарата.

Таким образом, утилитарный характер физической культуры в первые годы советской власти на территории Мордовии был направлен на удержание власти и защиту революционных завоеваний. Эту задачу решала система Всеобуча, в рамках которой зарождалось физкультурно-спортивное движение. Следует подчеркнуть, что содержание физической культуры этих лет определялось идеями формирования новой личности, коллективизма, массовости и возрастающей воспитательно-политической ролью физической культуры.

Список использованных источников

  1. Буянов, М. В. Физическая культура как культурфилософский феномен : дис. … канд. филос. наук: 24.00.01 : защищена 24.05. 2002 : утв. 30.11.2002 / Буянов Михаил Викторович. – Саранск, 2002. – 227с.
  2. Воронин, И. Д. Достопримечательности Мордовии / И. Д. Воронин. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1982. – 255 с.
  3. Ефимов, И. А. Участие трудового крестьянства в борьбе с силами внутренней и внешней контрреволюции в 1919–1920 гг. / Ефимов, И. А. // История советского крестьянства Мордовии. – Саранск, 1987. – С. 58–64.
  4. Пилоян, Р. А. Исторические аналогии в судьбе современного спорта / Р. А. Пилоян // Научно-информационные основы физкультурного образования. – 1995. – № 1. – С. 24–32.
  5. Пономарев, Н. И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания / Н. И. Пономарев. – М. : Физкультура и спорт, 1970. –248 с.
  6. Сараф, М. Я. Спорт в культуре XX века: становление и тенденции развития / М. Я.  Сараф // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 7. – С. 5–12.
  7. Шевелев, К. Бесстрашные, задорные / К. Шевелев // Заре навстречу: Воспоминания, рассказы, очерки о славном пути комсомола Мордовии 1918–1968. – Саранск, 1968. – С. 108–113.


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

СОВЕТ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ МГПИ СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО МГПИ

МОЛОДЕЖНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

В НАУКЕ, ОБРАЗОВАНИИ, КУЛЬТУРЕ

Материалы региональной молодежной научной конференции

г. Саранск, 19–20 мая 2016 г.

САРАНСК 2016

©

©

ФГБОУ ВО «Мордовский

государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», 2016 Авторский коллектив, 2016

ISBN 978-5-8156-0817-7


УДК 37(082)

ББК 74

М-754

Рецензенты:

В. П. Фурманова, д-р. пед. наук, профессор кафедры немецкой филоло- гии  Мордовского  государственного   университета   имени   Н.   П.   Огарева   (г. Саранск);

Е. А. Мартынова, д-р. философ. наук, профессор, зав. кафедрой фило- софии  Мордовского  государственного  педагогического   института   имени   М. Е. Ев-севьева (г. Саранск)

Выполнено по решению научно-методического совета

Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева

Подготовка материалов и издание сборника выполнены при финансовой поддержке Программы развития деятельности студенческих объединений

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» «Лидеры нового поколения» по направлению «Наука и инновации»

М 754

«Молодежные инициативы в науке, образовании, культу- ре», Региональная молодежная научная конференция (2016, Са- ранск). Региональная молодежная научная конференция «Молодеж- ные инициативыв науке, образовании, культуре», 1920 мая 2016 г. : [Электронный ресурс] / под общ. ред. Т. И. Шукшиной ; отв. за вып. Л. Г. Паршина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2016. – 1 элек- трон. опт. диск.

Материалы публикуются по итогам региональной молодежной научной конференции «Молодежные инициативы в науке, образовании, культуре», про- шедшей в  Мордовском  государственном  педагогическом  институте  имени  М. Е. Евсевьева 19–20 мая 2016 года. В сборник вошли статьи, раскрывающие широкий круг вопросов по естественным, техническим и гуманитарным отрас- лям научного знания и образовательной практики.

В сборнике представлены работы молодых ученых: преподавателей, ас- пирантов, студентов зарубежных и российских вузов, а также специалистов- практиков из городов России.

Сборник адресован студентам, аспирантам, докторантам и преподавате- лям широкого профиля занимающихся исследовательской деятельностью, а также педагогам-практикам.

УДК 37(082)

ББК 74

©

ФГБОУ ВО «Мордовский

государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», 2016

©

Авторский коллектив, 2016


Минимальные системные требования

Тип компьютера, процессор, частота:        IBM PC - совместимые

Оперативная память (RAM):        512МБ        Необходимо на винчестере:        100Мб

Операционные системы:        Microsoft Windows (ХР,Vista, Windows 7,8)

Видеосистема:        128Мб

Акустическая система:        Не требуется

Дополнительное оборудование:        Не требуется

Дополнительные программные средства:        Adobe Reader

Другое:        Не требуется

Программное обеспечение, использованное для со- здания электронного учебного пособия

MS Word

Техническая подготовка материалов для электронного учебного пособия

Паршина Лариса Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования и методики препо- давания музыки

Лица, осуществившие техническую обработку и под- готовку материалов

Паршина Лариса Геннадьевна

Дата размещения на сайте

Объем издания – в единицах измерения объема носи- теля, занятого цифровой информацией (байты, КБ, Мб)

9,16 МБ

Продолжительность        звуковых        и        видеофрагментов (в мин.)

Комплектация издания (количество носителей, нали- чие сопроводительной документации)

5 DVD-R, пластиковая бокс- коробка, сопроводительная до- кументация

Наименование и контактные данные юридического  или физического лица, осуществившего запись на ма- териальный носитель

Евсеев        Сергей        Васильевич, начальник РИЦ


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Абуткина А. А. Певец имперского величия – зодчий Михаил Петрович Коринфский

Адушкина К. И. Анализ финансово-экономической деятельности общества на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности

Акимова И. В. Программа диагностики уровня экологической культуры младших школьников

Акимов О. В. Технологии организации исследовательской деятельности школьников по истории

Александрова Т. В., Куулар А. М. Образ отца у девушек из неполных семей (на примере республики Тыва)

Алексеева В. В. Деятельность детских садов города Уфы во второй половине 40-х годов: историко-педагогический подход

Андронова        В.        А.        Особенности        подготовки        к        школьному        обучению        в общеобразовательном учреждении

Антонова О. Н. Роль антонимов в художественном тексте (на материале произведений   Ф. М. Чеснокова)

Астафеева А. П. Использование метода проектов при обучении иностранному языку как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся

Афанасьева Н. В. Распространение экстремизма в студенческой среде в конце XIX – начале XX веков

Бабакаева И. Я. К вопросу об изучении народных волшебных сказок на уроках литературного чтения в начальной школе

Бадикова Е. А. Развитие детской креативности: мода или необходимость?

Балакирева Т. И. Формирование кадрового резерва организации

Баюшкина Л. Д. Письма К. В. Мочульского как источник изучения интеллектуальной истории российского зарубежья

Бебишев В. А. Особенность решения задач математического анализа в mathcad

Безунов С. Е. Физическая культура и спорт в  Мордовии в период 1950–1970-х гг.

Бекишева О. В. Формирование ценностей безопасного образа жизни у старшеклассников как педагогическая проблема

Бекшаева Н. В. Использование музыкотерапии в работе с детьми: исторический аспект

Белоглазова Е. А. Патриотическое воспитание средствами визуальных искусств: специфика взаимодействия литературы и кино

Белоусова В. И., Муромцева Д. КвартАл или квАртал? Об одной акцентологической норме

Беляева Н. Ф., Пятыркина Е. П. Использование традиционных мордовских игр в современном образовательном процессе

Бикейкина Т. В. Теоретико-методические основы деятельности учителя истории в условиях реализации ФГОС

Бирюков А. А. Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в рамках непосредственной образовательной деятельности: физическая культура

Букарева        А.        О.,        Комарова        Я. А.,        Рябова Е. В. Сравнительный        анализ        правовой культуры Англии и России

Вазикова В. З. Особенности развития пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Валуев О. С. Милитаризация творчества как производная демонизации человека и мира

Валуев О. С. Реализация духа как основная проблема и творческая задача третьего тысячелетия


ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В МОРДОВИИ В ПЕРИОД 19501970-х гг.

С. Е. Безунов

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38», г. Саранск, Россия

Ведущим мотивом государственной политики в области физической культуры и спорта в 1950–1970-х гг. становится стремление к мировому прио- ритету советского спорта, достижение которого должно было обеспечить мас- совое физкультурно-спортивное движение.

В постановлении ЦК ВКП (б) 1948 года «О ходе выполнения комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний партии и пра- вительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повыше- ния мастерства советских спортсменов» были обозначены магистральные пер- спективы в области физкультурной работы. К их числу относились: разверты- вание массового физкультурного движения в стране, повышение уровня спор- тивного мастерства и на этой основе завоевание советскими спортсменами в ближайшие годы мирового первенства по важнейшим видам спорта.

Формируется убеждение, ставшее основой государственной системы фи- зического воспитания, что «массовость спорта служит надежной базой и усло- вием высокого спортивного мастерства, что истоки и резервы олимпийских ре- кордов – в школах и производственных коллективах, в массовом физкультур- ном всеобуче» [9, с. 10]. Это убеждение повлияло и на разработку нормативов по физкультурному воспитанию в школьных программах 19591961 гг., кото- рые по своему уровню, как считает В. В. Малышкин, «во многих случаях выше норм школьников США» и «даже современные российские школьники не смо- гут выполнить нормативов 60-х годов, так как требуют значительного уровня физической подготовленности» [7, с. 12].

По мнению профессора В. В. Кима, такой подход был во многом связан с включением СССР в международные Федерации по видам спорта и участием в Олимпийских играх. «...Госкомспорт, преследуя политические цели,  пишет Ким, – предусмотрел целевые установки развития физической культуры всего населения, а также динамику нормативных материалов оценки физической под- готовленности подрастающего поколения. Законодательные и программные ма- териалы учреждений образования и воспитания в ущерб здоровью занимаю- щихся содержали требования по развитию массового спорта как основу высше- го, спортивного мастерства. В этот период... требовали больше значкистов, раз- рядников, чемпионов, что успешно выполнялось на любом российском и все- союзном уровне» [5, с. 11].

В связи с решением XXI съезда КПСС о том, что «многие функции, вы- полняемые теперь государственными органами, постоянно должны переходить в ведение общественных организаций» и «вопросы культурного обслуживания населения, здравоохранения, физкультуры и спорта должны решаться при ак-


тивном и широком участии общественных организаций» ЦК КПСС и Совет Министров СССР принимают совместное постановление «О руководстве физи- ческой культурой и спортом в стране». ЦК КПСС и советское правительство признали необходимым упразднить комитет по делам физической культуры и спорта и образовать Союз спортивных обществ и организаций СССР, в задачи которого вошли:

  • развитие массовой физической культуры и спорта в стране как одного из важнейших средств коммунистического воспитания молодежи;
  • укрепление здоровья;
  • подготовка трудящихся к высокопроизводительному труду и защите Родины;
  • дальнейшее совершенствование мастерства советских спортсменов. Обком КПСС и Совет Министров МАССР приняли соответствующее  по-

становление, и 1 апреля 1959 года на первой республиканской учредительной конференции физкультурных организаций и обществ был избран республикан- ский Совет Союза спортивных обществ и организаций МАССР. Конференция отметила, что общее состояние физкультурной массовой работы в Мордовии не отвечает задачам широкого развития массовости физкультурного движения в стране. Во многом это было связано с тем, что унифицированная форма управ- ления сферой физической культуры и спорта на всей территории СССР не учи- тывала реальных социально-экономических, культурно-образовательных воз- можностей, национального фактора каждого региона в отдельности.

Успешное выполнение поставленных задач во многом зависело от состо- яния материально-спортивной базы и кадрового вопроса. По архивным данным, на начало 50-х годов в Мордовии не было ни одного стандартного спортивного зала (первый стандартный спортивный зал ДСО «Динамо» был  построен  в 1958 году), а также крупных стадионов, хоккейных кортов (первый был постро- ен в 1966 году), стрелковых тиров, крытых плавательных бассейнов. Имеющие- ся в наличии спортсооружения (1452 единицы на 1 января 1950 года) не могли обеспечить необходимого развития ни массового спорта, ни спорта высших до- стижений. В 1953 году председатель комитета по делам физической культуры и спорта  при  Совете  Министров  МАССР  Н.  Н.  Ракович  также  отмечал,    что

«строительство капитальных спортивных сооружений в республике не органи- зовано. Имеющийся в Саранске стадион, принадлежащий ДСО «Спартак», тре- бует капитального ремонта и дооборудования, водная станция того же обще- ства не оборудована и требует капитального восстановления, спортивно-гим- настический зал по своим размерам не обеспечивает проведение занятий по спортивным играм» [3, с. 213].

Положительная тенденция в строительстве спортсооружений наметилась в 1960-х годах, чему способствовали постановления КПСС и правительства страны (1959, 1966), а также подготовка к юбилейной спартакиаде народов СССР (1967).

Но постановление Совета Министров МАССР о строительстве спортив- ных сооружений к 50-летию СССР на местах не было выполнено в полном объ-


еме. Также отметим, что выделяемые денежные средства на физическую куль- туру и спорт не осваивались в полной мере. Например, в 1967 году обком проф- союзов сельского хозяйства и заготовки освоил ассигнования только на 56 %, обком профсоюза культуры – 58 %, обком профсоюза просвещения, высшей школы и научных учреждений – 76 %.

Однако по оценке председателя Совета Союза спортивных обществ и ор- ганизаций МАССР А. Ф. Аксенова в 1970 году республика имела достаточную материально-спортивную базу. Но и эта база не могла обеспечить развитие многих видов спорта, поэтому общий уровень достижений спортсменов Мор- довии по основным олимпийским видам спорта продолжает оставаться ниже достижений большинства областей и автономных республик РСФСР, что наглядно подтверждают результаты по спартакиадам рассматриваемого перио- да.

Двойственная оценка спортивной базы в республике сохранится и в по- следующие годы. Такое противоречие вполне закономерно, так как оптимисти- ческая позиция исходит из очевидного для Мордовии прогресса, критическая продиктована сравнением с соседними областями и автономными республика- ми, а также требованиями времени.

Кадровый вопрос в сфере физической культуры и спорта в республике также оставался долгие годы трудно решаемым. Так, на начало 1950-х годов в школах Мордовии не было ни одного учителя с высшим специальным образо- ванием, среднее – имело 60 человек. По данным на 1 января 1951 года из 433 штатных физкультурных работников только 12 человек имели высшее специ- альное образование, 83 – среднее.

Кадры в Мордовию в основном направлял Пензенский техникум физ- культуры, часто не выполнявший «разверстку Российского комитета физкуль- туры и спорта, например: вместо 10-ти человек в 19501951 учебном году при- было лишь 3 человека ...».

Начиная с 1948 года, Саранское педагогическое училище, имея отделение физического воспитания, начинает подготовку специалистов со средним обра- зованием, число которых к 1961 году выросло почти в три раза. Но в середине 50-х годов педучилище в Саранске было закрыто, и республика перестала гото- вить для себя профессиональные физкультурные кадры. Небольшое количество специалистов с высшим образованием составили выпускники Горьковского и Воронежского педагогических институтов, а также Ленинградского института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.

В 1960-е годы ситуация практически не изменилась. За восемь лет, при увеличении общего числа штатных физкультурных работников с 602 до 896 че- ловек, число специалистов со средним образованием сократилось с 211 до 135 человек.

Возникла острая необходимость в подготовке физкультурных кадров в учебных заведениях Мордовии. Решению этой проблемы в какой-то степени способствовало открытие в 1968 году курсов по подготовке учителей физиче- ского воспитания при Министерстве просвещения МАССР на базе средней   об-


щеобразовательной школы № 9, которыми руководил И. А. Фатькин. «За шесть лет существования «академия» сделала свое дело и достойно передала подго- товку спортивных кадров для республики факультету Мордовского пединсти- тута имени М. Е. Евсевьева».

Однако данные на начало 1971 года показывают, что ситуация продолжа- ла оставаться довольно сложной. Первый выпуск факультета физической куль- туры МГПИ – 42 специалиста дневного отделения состоялся только 1975 году. За последующие пять лет было подготовлено 527 специалистов, что, действи- тельно, составило значительное пополнение высококвалифицированными кад- рами. Таким образом, только в конце 70-х годов в республике началось практи- ческое решение кадровой проблемы.

Некоторые положительные тенденции в обеспечении специалистами сфе- ры физической культуры и спорта, улучшении материально-спортивной базы способствовали повышению массовости физкультуры и спорта в Мордовии.

50-е годы явились началом развития в МАССР спорта высших достиже- ний. В 1953 году в республике появились первые мастера спорта СССР – это выступавшие в паре акробаты Н. Ефремов и Т. Сычева, в 1954 году это звание получил легкоатлет (спортивная ходьба)  Е. Маскинсков, 1957  – тяжелоатлет  Н. Агапов [2, с. 63].

В 1958 году в Мордовии уже насчитывалось более «80 мастеров спорта СССР, 4 мастера международного класса», что, безусловно, явилось достиже- нием мордовского спорта. Наивысших результатов мордовские спортсмены до- стигли в легкой и тяжелой атлетике, классической (греко-римской) борьбе, па- рашютном спорте.

«... Первый олимпийский почин среди мордовских земляков-спортсменов сделал Евгений Маскинсков», ставший серебряным призером XVI летних Олимпийских игр в Мельбурне (1956), серебряная медаль которого  «заняла свое место в экспозиции краеведческого музея» [8, с. 27].

В 1958 году в Стокгольме Маскинсков выиграл золотую медаль чемпио- ната Европы, после чего перешел на тренерскую работу. В числе его учеников С. Бондаренко, В. Гринин, В. Арсенюк, А. Певцов, В. Резаев,  Ф. Искандеров,  Н. Фарунин, неоднократно побеждавшие на всероссийских и всесоюзных со- ревнованиях. Высоких результатов в легкой атлетике также достигли А. Шиш- ков, Г. Апалькин, В. Киреев,  Н. Косолапова,  А. Иванов,  О. Трошин  (тренер  И. А. Фатькин).

Базу для развития тяжелой атлетики в Мордовии заложила рузаевская секция, в которой более чем за тридцать лет «под руководством заслуженного тренера РСФСР, слесаря локомотивного депо Н. С. Агапова подготовлены два мастера спорта международного класса, 30 мастеров спорта, чемпионы и ре- кордсмены Мордовской АССР».

Имена одаренных учеников Н. Агапова хорошо известны: Е. Богомолов, Ю. Филимонов – «пятикратный чемпион СССР среди молодежи, член сборной команды «Олимпийские надежды», А. Дарьин, завоевавший «в упорной борьбе памятную золотую медаль» на международном матче сборных Российской  Фе-


дерации и Болгарии на приз «Олимпийские надежды», В. Сазанов, А. Логутов [1, с. 10].

Значительными победами К. Халилова, с именем которого «связан наш первый выход на всесоюзную арену, а потом и мировую» завершила свой путь становления мордовская школа классической борьбы. Ярких спортсменов под- готовили К. А. Кокурин и Н. П. Есин [6, с. 57].

Лидирующие позиции мордовских борцов определили проведение в рес- публике, ставшего традиционным и престижным, Всесоюзного турнира по классической борьбе на приз Героя Советского Союза М. П. Девятаева.

В эти годы высококлассных спортсменов-парашютистов готовит Саран- ский аэроклуб. Это Галина Мухина – чемпионка мира (1956), Олег Казаков – чемпион мира (1960) [4, с. 213]. Спортсмены Мордовии внесли значительный вклад в советский спорт высших достижений.

Однако общий спортивный рейтинг Мордовской АССР в ряду автоном- ных республик и областей РСФСР по-прежнему оставался невысоким. Так, га- зета «Советский спорт» в статье «Кто за кем», подводя итоги летней спартакиа- ды народов РСФСР, сообщала, что «Мордовская АССР заняла лишь 64-е место из 71».

Итак, объективный анализ процесса практической реализации лозунга «от массовости к высшему спортивному мастерству» в Мордовской АССР выявил как позитивные, так и отрицательные его стороны. Среди положительных фак- торов необходимо назвать: 1) рост массовости физической культуры; 2) акти- вная деятельность добровольных спортивных обществ; 3) рост культивируемых видов спорта; 4) подготовка специалистов со средним образованием в Саран- ском педагогическом училище; 5) развитие спорта высших достижений.

Отрицательными        сторонами        процесса        реализации        лозунга        явились:

  1. «двойной стандарт» физической культуры и спорта (официальное непризна- ние профессионального спорта); 2) слабо развитая материально-техническая ба- за, которая не способствовала развитию ни массового физкультурного движе- ния, ни спорта высших достижений; 3) отсутствие профессиональных тренеров и специалистов с высшим образованием; 4) отсутствие главного критерия фи- зической культуры – здоровья населения; 5) бюрократизация структуры управ- ления физической культурой и спортом.

Таким образом, в действительности оказалось, что между массовыми формами спортивных занятий и высшими спортивными достижениями нет прямой и однозначной зависимости. «Занятия спортом и оздоровительная на- правленность физической культуры несовместимы», – утверждает В. В. Ким [5, с. 12]. Уже к середине 60-х годов стало очевидным то, что физкультурно-спор- тивная деятельность в нашей стране вступает в кризисный период своего разви- тия, симптомы которого в Мордовской АССР подтверждают имеющиеся мате- риалы IV республиканской конференции Союза спортивных обществ и органи- заций МАССР.


Список использованных источников

  1. Егорычев, В. Школа Фатькина / В. Егорычев, Е. Лапицкий // Эстафета : Очерки о спортсменах Мордовии. – Саранск, 1981. – С. 3–15.
  2. Еремкин, В. Школа чемпионов / В. Еремкин // Преодоление : Очерки о спортсме- нах / сост. Е Лапицкий. – Саранск, 1975. – С. 61–66.
  3. Замотаев, Н. Спорт: Победы, титулы, рекорды / Н. Замотаев // Все о Мордовии : Энцикл. справ. – Саранск, 1997. – С. 414–422.
  4. Замотаев, Н. Н. История Мордовии в лицах / Н. Н. Замотаев, Г. Д. Мухина. – Са- ранск, 1999.
  5. Ким, В. В. Любительский спорт как придаток международных производственных монополий / В. В. Ким // Теория и практика физ. культуры. – 1999. – № 7. – С. 8–15.
  6. Лапицкий, Е. Он покорил всех / Е. Лапицкий, В. Егорычев, // Эстафета : Очерки о спортсменах Мордовии. – Саранск, 1981. – С. 52–76.
  7. Малышкин, В. В. Методика тестирования физической подготовки учащихся 1– 11-х классов : метод.советы / В. В. Малышкин. – Челябинск, 1997. – 24 с.
  8. Пилоян, Р. А. Исторические аналогии в судьбе современного спорта / Р. А. Пи- лоян // Научно-информационные основы физкультурного образования. – Малаховка, 1995. – Вып. 1. – С. 24–32.
  9. Сараф, М. Я. Спорт  в  культуре XX века:  становление  и тенденции  развития /  М. Я. Сараф // Теория и практика физкультуры. – 1997. – № 7. – С. 5–12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития физической культуры и спорта, формирования ЗОЖ

для реализации в общеобразовательных школах...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Создание условий для реализации конституционного права граждан на занятие физической культурой и спортом;Вовлечение обучающихся в активные занятия массовой культурой и спортом для улучшения общего сос...

Доклад "Развитие физической культуры и спорта в условиях ФГОС"

Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах. Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством:- семья предъявляет требов...

Доклад "Развитие физической культуры и спорта в условиях ФГОС"

Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах. Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством:- семья предъявляет требов...

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МОРДОВИИ 1920–1940 ГГ.

В статье анализируются особенности развития физкультурно-спортивного движения в Мордовии в 1920-1940 гг....

программа развития физической культуры и спорта "Школа: от физкультуры к спорту"

Программа включает в себя различные направления воспитательного воздействия, расчитана на обучающихся 1-11 классов и предусматривает проведение различных мероприятий:семинаров, уроков, конкурсов, викт...