Программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» разработана в соответствии с требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа «Учусь создавать проект» относится к общеинтеллектуальному и социальному направлениям внеурочной деятельности и составлена на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект. Развитие познавательных способностей» .
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цели и задачи курса.
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
- Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 1-4 классов.
Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Работа ведется в специальных тетрадях. Задания направлены на расширение кругозора и обогащение словарного запаса новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
- Описание места курса в плане внеурочной деятельности
В соответствии с образовательной программой НОО школы курс относится к общеинтеллектуальной внеурочной занятости, реализуемой в форме проектной деятельности учащихся и рассчитан на 4 года обучения. В неделю на занятия по курсу «Учусь создавать проект» отводится 2 часа.
1 класс | 2класс | 3 класс | 4 класс | Всего |
66ч | 68ч | 68ч | 68ч | 270ч |
- Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
Занятия помогут учителю развить следующие ценностные ориентиры:
-Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания;
-Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию;
-Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни;
-Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе;
-Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства;
-Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты представляют развитие личностных универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты представляют формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- умение выделить проблему
- умение поставить цель исследования
- умение сформулировать гипотезу
- умение выделить объект исследования
- умение определить предмет исследования
- умение описать параметры и критерии предмета исследования
- умение подобрать соответствующие методы исследования
- умение подобрать инструментарий
- умение осуществить анализ результатов
- умение оценивать промежуточные и конечные результаты
- степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
-результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения
- косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках
(повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
- Содержание учебного предмета, курса
Содержание курса направлено на становление проектно-исследовательской деятельности в результате целенаправленного обучения, особой системы поддержки и контроля качества. Содержание курса включает систему заданий на формирование умений проектно-исследовательской деятельности:
- Развитие исследовательских способностей
В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Изучение данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов» по принципу усложнения заданий от класса к классу.
- Самостоятельная работа над проектом
Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.
Оценка успешности проектной деятельности
Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио, он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.
В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих критериев:
Графа «Название работы»
Напиши название своего проекта (исследования)
Графа «Техника исполнения»
Какую форму исполнения проекта ты выбрал?
Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д.
Графа «Самостоятельность»
Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?
На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?.
Графа «Сложность»
Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.
Графа «Мое настроение»
С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.
Графа «Применение»
Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)
Название проекта | |||
Техника исполнения | |||
Самостоятельность | |||
Сложность | |||
Моё настроение | |||
Применение |
«Мои достижения»
- Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.
1 класс
№ занятия | Тема | Основные виды деятельности обучающихся |
1-2 | Кто я? Моя семья | Знакомство с рабочей тетрадью, выполнение заданий в тетради. Отвечать на вопросы учителя, обосновывать свой ответ. |
3-4 | Чем я люблю заниматься. Хобби | Участвовать в обсуждении вопросов, знакомство со значением слова «хобби» |
5-6 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта | Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «тема».Обосновывать свой выбор темы проекта. |
7-8 | Как собирать материал? Твои помощники. Этап. | Запоминать толкование новых понятий. Знакомство с понятием «этап». Уметь сделать правильный выбор и обосновать его. |
9-10 | Повторение. Давай вспомним. | Отвечать на вопросы учителя, рассказывать о результатах опыта. Повторять значение новых понятий. |
11-12 | Проблема. | Запоминать толкование новых понятий. Учитьсявидеть проблему. |
13-14 | Проблема. Решение проблемы | Запоминать толкование новых понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы.. |
15-16 | Гипотеза. Предположение | Знакомство с новым понятием. Работа по заданиям тетради. |
17-18 | Гипотеза. Играем в предположения | Учиться выдвигать гипотезу, сравнивать свою гипотезу с гипотезами своих товарищей. |
19-20 | Цель проекта | Учится работать с реальными объектами, как с источниками информации. Учиться ставить цели . |
21-22 | Задача проекта | Участвовать в диалоге. Учиться формулировать задачи проекта. Работать в тетради по плану.. |
13-24 | Выбор нужной информации | Учиться работать с информацией. Предполагать, какая информация нужна. Обосновывать выбор информации. |
25-26 | Интересные люди – твои помощники | Активно участвовать в обсуждении вопросов. Играть в игру «интересное интервью». |
27-28 | Продукт проекта | Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям тетради. Работать по плану, сверять свои действия с целью. |
29-30 | Виды продукта. Макет | Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию, данную в рабочей тетради. |
31-32 | Повторение пройденных проектных понятий. | Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. |
33-34 | Как правильно составить визитку к проекту | Знакомство с новым понятием Работа по заданиям тетради. |
35-36 | Как правильно составить визитку к проекту | Активно участвовать в обсуждении вопросов. Играть в игру «интересное интервью». |
37-38 | Мини-сообщение. | Мини-сообщения детей, подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация». |
39-40 | Выступление перед знакомой аудиторией | Мини-сообщения детей подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация». |
41-42 | Выступление перед знакомой аудиторией | Мини-сообщения детей подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация. |
43-44 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно | Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. |
45-46 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта | Работать по плану, сверять свои действия с целью, Исправлять ошибки. Объяснять, с какой целью был задан вопрос, для чего надо знать ответ на данный вопрос. |
47-48 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | Мини-сообщения детей, подготовленные дома. Участвовать в обсуждении, делать выводы и обобщения. |
49-50 | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно | Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. |
51-52 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно | Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. |
53-54 | Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно | Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. |
55-56 | Тест «Чему я научился?» | Рассказ о результатах опыта. Самостоятельная работа с последующей проверкой. |
57-58 | Памятка для учащегося-проектанта | Работать по плану, сверять свои действия с целью. Коллективная работа, обсуждение результатов работы, исправление ошибок. |
59-60 | Твои впечатления от работы над проектами | Участвовать в обсуждении, делать выводы и обобщения. |
61-66 | Ярмарка достижений | Представление личностных достижений. Использование различных форм представления. Использование приемов делового общения. Самооценка и взаимооценка деятельности |
2 класс
№ | Тема | Основные виды деятельности обучающихся |
1-2 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби» |
3-4 | Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант | Активно участвовать в обсуждении вопросов и диалоге. Понимать значение понятий «словарь», «проект», «тема». Правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. |
5-6 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями | Понимать значение слова «формулировка». Правильно формулировать вопросы по теме. Выступать с сообщениями на тему «Интересные растения из энциклопедии». |
7-8 | Выбор помощников в работе над проектом | Объяснять с какой целью был задан вопрос, для чего проектанту знать ответ на данный вопрос. |
9-10 | Этапы работы над проектом | Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя. |
11-12 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» | Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе. |
13-14 | Проблема. Решение проблемы | Запоминать толкование новых понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы. |
15-16 | Выработка гипотезы-предположения | Запоминать толкование новых понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы, выдвигать гипотезу, сравнивать свою гипотезу с гипотезой, придуманной одноклассниками. |
17-18 | Цель проекта | Учится работать с реальными объектами, как с источниками информации, выдвигать гипотезы, делать выводы и обобщения. |
19-20 | Задачи проекта | Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта «Дети и компьютерные игры». |
21-22 | Сбор информации для проекта | Наблюдать, осуществлять сравнение, сходство и различие выдвигать гипотезы, делать выводы и обобщения, классифицировать, рассуждать, анализировать, учится работать с реальными объектами как с источниками информации. |
23-24 | Знакомство с интересными людьми. Интервью | Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. Самостоятельно выполнять задания по сбору информации к проекту. Играть в игру «интересное интервью». |
25-26 | Обработка информации. Отбор значимой информации | Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельный поиск необходимой информации. Поиск недостающей информации у взрослых (учитель, родители). Анализировать и обобщать собранные сведения. |
27-28 | Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка» | Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям тетради. Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию, данную в рабочей тетради. Подготовить сообщения о своих коллекциях. |
29-30 | Играем в ученых. Это интересно | Ответы по домашнему заданию: дети рассказывают о достопримечательности городов, в которых побывали. Анализ результата опыта. |
31-32 | Тест «Чему ты научился?» | Рассказ о результатах опыта. Самостоятельная работа с последующей проверкой. |
33-34 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | Самостоятельное раскрытие смысла нового понятия «выступление.Отбор информации для семиминутного выступления по предложенному плану. Анализ стихотворения |
35-36 | Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» | Мини-сообщения детей , подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация». |
37-38 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради. |
39-40 | Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР | Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради. Практическая работа на компьютере. |
41-42 | Программа МРР | Практическая работа на компьютере. |
43-46 | Совмещение текста выступления с показом презентации | Активно участвовать в диалоге. Репетиция выступления перед аудиторией. Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. |
47-48 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Рассказы о своих впечатлениях от пробного выступления. Оценка своего выступления по пятибалльной шкале. |
49-50 | Тест «Советы проектанту» | Самостоятельное выполнение теста. |
51-52 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | Участвует в коллективной работе по составлению титульного листа визитки. Составляет титульный лист визитки своего проекта на отдельном листе используя подсказки рабочей тетради. |
53-54 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения (навыки общения), презентационные умения и навыки. Составление примерного текста самоанализа. |
55-56 | Играем в ученых. Это интересно | Активно участвовать в диалоге. Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует. |
57-58 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | Учится работать с реальными объектами как с источниками информации. Заучивает понравившиеся стихи наизусть. |
59-60 | Памятка жюри конкурсов | Обсуждать каждый пункт требований жюри к выступлению на конкурсах проектов. Познакомиться с новыми советами мудрого Дельфина. |
61-62 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | Выступать перед незнакомой аудиторией. |
63-64 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | Сочинять советы выступающим перед незнакомой аудиторией. Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения. |
65-66 | Играем в ученых. Это интересно | Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует. |
67-68 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта | Рисовать открытки своим помощникам. |
3 класс
№ занятия | Тема | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1-2 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби. Рассказывать о своих увлечениях. Вспомнить значение слова «этап».Разбор этапов. |
3-4 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. Активно участвовать в обсуждении вопросов и диалоге. Понимать значение понятий «словарь», «проект», «тема». Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы. |
5-6 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. | Рассказать о теме своего исследования. Выдвигать гипотезу, сравнивать свою гипотезу с гипотезой, придуманной одноклассниками. Работа над проектным понятием «задача проекта». |
7-8 | Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации | Учится работать с реальными объектами, как с источниками информации. Выбрать для себя помощников для работы над проектом. Наблюдать, осуществлять сравнение, сходство и различие выдвигать гипотезы, делать выводы и обобщения, классифицировать, рассуждать, анализировать. |
9-12 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради. Составлять паспорт проекта. |
13-16 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе. Составлять вопросы для анкет. |
17-18 | Памятки. Составление памяток по теме проекта | Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради. Запоминать толкование новых понятий. Составлять памятки по теме проекта. |
19-20 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради. Создавать постер со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами под руководством учителя |
21-24 | Практическая работа. Создание мини-постера | Создавать постер со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами под руководством учителя. Создавать устные и письменные сообщения. |
25-30 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | Изучать и осваивать возможности программы МРР. Пробовать вставлять фотографии, рисунки, фигуры, диаграммы. |
31-34 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | Запоминать толкование новых понятий. Работать в программе МРР. Настраивать анимацию на слайде. |
35-38 | Программа МРР. Дизайн | Изучать и осваивать возможности программы МРР. Пробовать вставлять фотографии, рисунки, фигуры, диаграммы. |
39-42 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | Работать в программе МРР. Пробовать вставлять фотографии. |
43-46 | Требования к компьютерной презентации. | Знать требования к составлению компьютерной презентации. Находить ошибки в готовой презентации и исправлять их. |
47-50 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | Изучать и осваивать возможности программы Microsoft Power Point, творчески подходить к созданию вещи. |
51-56 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию, создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте.
|
57-60 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | Отбирать нужную информацию. Составление визитки. Учиться отсеивать лишние данные, формировать умения брать интервью и создавать визитку проекта |
361-62 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения (навыки общения), презентационные умения и навыки. Составление примерного текста самоанализа. |
63-64 | Твои впечатления работы над проектом | Уметь подводить некоторые итоги своей работы. |
65-66 | Пожелания будущим проектантам | Делать выводы, умозаключения в виде советов будущим проектантам. |
67-68 | Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году. | Рисовать открытки своим помощникам. Выявлять объём накопленных знаний во время проектной деятельности, проверять на сохранность знаний. Уметь высказывать слова благодарности тем, кто окружал и поддерживал проектанта в течение года. |
4 класс
№ занятия | Тема | Кол. часов |
1-4 | Наблюдение и экспериментирование | Планировать этапы наблюдения, эксперимента. Составление плана и заполнение таблиц на основе наблюдения. Комментирование личной деятельности . Самооценка и взаимооценка. |
5-8 | Методы исследования | Определение методов исследования. Выбор методов в зависимости от цели. Деятельность в диалоге. |
9-12 | Наблюдение и наблюдательность | Различение понятий, их характеристика. Создание вопросов для дискуссии. Оценка уровня наблюдательности |
13-14 | Совершенствование техники экспериментирования | Выделение критериев эксперимента. Построение плана эксперимента. Выбор вида эксперимента. Практикум эксперимента. Оценка и самооценка результатов. |
15-16 | Интуиция и создание гипотез | Формирование понятий. Построение логических цепочек и гипотез. Умение доказывать собственное мнение, опровергать оппонентов. |
17-20 | Правильное мышление и логика | Определение понятий. Построение логических цепочек. Проведение и построение классификаций. |
21-24 | Искусство делать сообщения | 2 |
25-26 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | Формулировка вопросов в зависимости от цели. Построение ответов на различные вопросы. Умение договариваться о |
27-28 | Семинар «Как готовиться к защите» | Составление плана на основе устного сообщения. Планирование деятельности. Отбор информации. Самооценка и взаимооценка результатов |
29-30 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | Выделение существенных признаков определения. Выбор и обоснование темы исследования. Планирование деятельности. Выбор партнеров.. |
31-36 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | Отбор информации. Применение приемов наблюдения. Распределение ролей в исследовании. Ведение диалогового общения. Самооценка и взаимоценка деятельности |
37-40 | Коллективная игра-расследование | Применение умения создавать гипотезы, строить доказательства гипотез, делать выводы и обобщения. Умение договариваться, преодолевать конфликты. Выбор способов оформления результатов. |
41-54 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | Применение умения создавать гипотезы, строить доказательства гипотез, делать выводы и обобщения. Умение задавать вопросы, определять меру помощи. Выбор способов оформления результатов |
55-56 | Семинар | Принятие и обработка информации. Формулировка вопросов. Создание собственных гипотез. Взаимодействие в группе. |
57-60 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию, создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. |
61-64 | Подготовка собственных работ к защите | Умение задавать вопросы, определять меру помощи. Выбор способов оформления результатов |
65-68 | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов | Применение навыков публичных выступлений, создания презентаций. Самооценка и взаимооценка результатов деятельности. Умение вступать в дискуссию, отстаивать свою позицию |
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для учителя:
Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1-4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для учителя:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Для обучающихся: Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1-4 классов. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
5. Компьютер.
6. Мультимедиапроектор.
7. Принтер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности «Учебные проекты с использованием Open Office» для 7 классов
Программа внеурочной деятельности «Учебные проекты с использованием Open Office» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, так...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Метапредметный проект "Увлекательная математика каждому", 7класс (ФГОС).
Программа позволит увлекательно и с удовольствием изучать серьезные научные вещи.Темы , предложенные в программе, позволят не только развить кругозор учащихся, но и найти предметы для исследования. Чт...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь»
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской надпредметной программе «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь», которая прошла апробацию на Всерос...
Рабочая программа курса "Учусь создавать проект"
Программа...
Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа внеурочной деятельности "Мой проект" для ученицы 9 класса
Данная программа разработана для индивидуальных занятий по проектной деятельности, адаптирована для детей - сирот (1 человек). Проектная деятель...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Индивидуальный проект" для 10 и 11 классов
Индивидуальный проект. Рабочая программа 10-11 кл...
Программа внеурочной деятельности "Мой проект"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных про...