Представление педагогического опыта
материал на тему
Данный материал представляет краткий анализ педагогического опыта по проблеме, над которой работает учитель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 33.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация компетентностного подхода через активацию эмоциональной сферы учащихся на уроках русского языка и литературы.
Представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя русского языка и литературы МОУ «Гимназия №23»
г. о. Саранск Лёвкиной О.В.
1.1 Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Активизация эмоциональной сферы учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена необходимостью достижения высокой продуктивности в учебной и педагогической деятельности, что во многом связано с использованием учителем в ходе учебного процесса адекватных приёмов и способов, побуждающих учащихся к самостоятельной творческой работе, к активному усвоению учебного материала. Важно создавать такие дидактические и психологические условия, которые будут способствовать возникновению и сохранению активности личности в познавательной деятельности. Большое значение в этом процессе придаётся содержанию учебного материала, который может нести в себе необходимый для возникновения и проявления активности в учебно-познавательной деятельности эмоциональный заряд
1.2 Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Перед современной школой стоит задача развить всестороннюю личность. Обучение должно обеспечивать не только интеллектуальное, но и духовное развитие личности ребенка.
Системно-деятельного подход - это основа методологии нового поколения. Данный пoдxoд имеет цель: развить личность, формировать гражданскую позицию, поэтому обучение надо организовать так, чтобы происходило развитие личности. В соответствии с новыми образовательными стандартами сейчас происходит переход к компетентностной парадигме образования.
Сейчас происходит смена целей урока, образование - это самореализация. У учащихся происходит смена мотивации, она устремлена на сaмoрaзвитиe. Организуя учебную деятельность, опираясь на новые требования стандартов, следует помнить, что системно-деятельный подход играет ведущую роль. Педагог строит урок, следуя требования нового стандарта. Учебный процесс моделируется исходя из УУД, сформулированные через всевозможные виды деятельности. Учитель, опираясь на определённые УУД, подбирает нужный материал, oпpeделяет на уроке виды деятельности учащихся, формы opганизации, отбирает подходящие приёмы и методы. Уроки носят чаще интегрированный характер.
Среди существующих нововведений, используемых в образовании, важное место уделяется таким, где учитeль выcтупaeт не в качестве носителя новых знаний, a в качестве организатора и координатора созидательного учебного процесса, ведёт деятельность учеников в нужном направлении, при этом учитываются личные возможности и способности отдельного ученика.
А для актуализации эмоций учащихся и активизации их познавательной деятельности на уроках литературы открываются большие возможности. Эмоциональность – одна из составляющих успешной работы словесника. В этом ему помогает использование художественной литературы, которая обладает огромными возможностями эмоционального воздействия на школьников. Именно на этих уроках так важно не только давать знания, а развивать чувства детей, раскрепощать их творческий потенциал, будить мысль, содействуя проявлению самостоятельности суждений.
1.3 Теоретическая база опыта.
Развитие познавательной и эмоциональной сферы личности в процессе обучения рассматривалось в трудах выдающихся педагогов прошлого: Я. – А. Коменского; И.Г. Песталоцци; И.Ф. Гербарта; А. Дистервега; К.Д. Ушинского; П.Ф. Каптерева и др. На современном этапе проблема умственного развития учащихся нашла отражение в работах В.А. Аверина; К.М.Гуревича, Е.И. Горбачевой; А.З. Зака; Е.Н. Кабановой – Меллер; З.И. Калмыковой и др.
Рассматривая взаимосвязь обучения и развития, мы исходили из положения Л.С. Выготского и представителей его школы: П.Я. Гальперина; В.В. Давыдова; А.Н. Леонтьева о том, что только правильно организованное обучение влечет за собой умственное развитие. Психолого – педагогические исследования А.К. Дусавицкого, Л.В. Занкова; С.Л. Рубинштейна; В.В, Рубцова; Т.М. Савельевой; Д.Б. Эльконина показывают, что такое обучение изменяет весь ход психического развития ребенка, способствуя формированию продуктивного (творческого, теоретического) мышления, познавательной активности личности. Еще К.Д.Ушинский в своих трудах подчеркивал, что «не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив – приучать его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает».
В современных условиях развития российского общества не приемлемы решения вчерашнего дня. Сегодня нужны ясные, земные цели, совпадающие с реальными устремлениями развивающегося человека. Все эти идеи в педагогической науке легли в основу принципиально нового подхода – компетентностного.
В то же время, несмотря на существенные отличия от массовой педагогической практики, компетентностный подход не является чем-то чуждым для отечественной педагогики и может рассматриваться как логическое продолжение развития лучших педагогических идей и концепций советского периода, а также передовой педагогической практики 1960-х – 1990-х гг. (концепция содержания образования В. В. Краевского, И. К. Журавлева; концепция общеучебных умений и навыков (ОУУН), трактовка которых близка к трактовке некоторых ключевых компетенций; коммунарская методика воспитательной работы И. П. Иванова, по существу, нацеленная на формирование и развитие ключевых компетенций).
Воспитание языковой личности как субъекта национальной культуры находится в центре внимания современной системы образования и воспитания. И «русский язык» как учебный предмет, понимаемый как предмет духовный, мировоззренческий, призван формировать систему взглядов на природу и общество, воспитывать гражданина и патриота.
Основой формирования компетенций является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт):
- полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности;
- новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и т. п.
1.4 Ведущая педагогическая идея
Творческое самовыражение учащихся на фоне эмоционального отклика – именно эта идея положена в основу разработки цикла уроков по литературе. Такие уроки, как урок–путешествие, исследование, праздник, спектакль, заочная экскурсия, лабораторная работа и др. способствуют как развитию познавательной сферы, так и актуализации и развитию эмоций и чувств, овладению эмоционально–образной речью.
1.5 Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Приёмы, активизирующие эмоциональный и творческий потенциал личности на уроках литературы, направлены на воспитание вдумчивого читателя, они помогают ученику приобщиться к искусству слова и развить мир его мыслей, чувств и речи.
Для создания эмоционального фона на уроке, для передачи атмосферы изучаемой эпохи, для расширения кругозора и развития эстетических чувств я активно использую возможности музыкальных произведений и живописи. Хорошо зарекомендовали себя такие приёмы, как инсценировка, использование проблемных вопросов и заданий, создание проблемных ситуаций. Организация работы учеников может строиться в форме игры, викторины, дискуссии, письменной работы с последующим обсуждением. Именно в активной мыслительной деятельности возникают познавательные потребности, которые и способствуют проявлению познавательных интересов и интеллектуальных эмоций и чувств.
В настоящее время перед учителем – словесником стоит цель - формирование коммуникативной компетенции учащихся. Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи: проводится работа над развитием навыков исследовательской работы, углубляются знания учащихся об изобразительно-выразительных средствах, формируются навыки работы с текстами разных жанров, определяется роль текста в коммуникативных отношениях между людьми, создается текст как ответ на «запрос».
Опора на текст позволяет слить воедино процесс формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции, обеспечивает органическое единство познания системы, структуры языка и развития речи.
Методы формирования коммуникативной компетенции: ролевые и деловые игры (роли Говорящего и Слушающего, Пишущего и Читающего), учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью, дискуссии, упражнения психологического тренинга общения, телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах, подготовка заметок и статей для школьной газеты, рецензирование учебных исследовательских работ.
По мнению некоторых авторитетных ученых, человек становится компетентным именно в тот момент, когда у него формируется умение самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты.
Например, при выполнении самостоятельной (практической) работы в условиях компетентностного подхода учитель должен предварительно ознакомить учащихся с критериями оценки. Выполняя самостоятельную работу, ученик должен иметь возможность выбрать уровень сложности, выбрать сроки выполнения из предложенных заранее как минимум двух дат, привлекать дополнительные источники информации (грамотное обращение к словарю может принести дополнительный балл, а помощь соседа может снять баллы), апеллировать выставленную учителем оценку. По результатам работы учитель обязан пояснить свое оценочное суждение о качестве работы ученика (индивидуально или в группе). Акцент необходимо сделать на хорошо выполненных работах и относительном продвижении ранее отстававших учащихся (создание ситуации успеха).
Ответ учащегося на уроке рассматривается как публичное выступление. Даже если вопрос задает учитель, ответ учащегося адресуется всему классу. В условиях компетентностного подхода учитель должен обращать внимание учащихся на практическую или теоретическую значимость материала, предъявляемого учащимся во время публичного выступления.
Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио, наглядно характеризующее продвижение в развитии ключевых компетенций.
1.6 Анализ результативности
Урок литературы должен быть интересным, разнообразным, ёмким, содержательным и, конечно же, эмоционально насыщенным, опирающимся и развивающим творческий, интеллектуальный нравственный, эстетический и эмоциональный потенциал личности.
Результаты моей педагогической деятельности показали оптимальность использования приёмов и способов, активизирующих эмоциональную сферу учащихся на уроках литературы. Свидетельство тому победы учеников в различных конкурсах республиканского и муниципального уровней.
1. Победители и призёры в творческих конкурсах:
- Бородкина Ольга, 10 А 2014-2015уч.г. призёр Внутривузовской олимпиады по литературе, посвящённой 200-летию со дня рождения М.Лермонтова
- Бородкина Ольга, 11 А 2015-2016уч.г. 2 место в Республиканской олимпиаде по литературе «Мои мечты стремятся вдаль…»,
- Миняева Елена, 11 А 2015-2016 уч.г. победитель регионального конкурса научно-исследовательских и творческих работ уч-ся образовательных учреждений «Вспоминая Учителя»
- Кутузова Маргарита 11 А 2015-2016 уч.г. победитель регионального конкурса научно-исследовательских и творческих работ уч-ся образовательных учреждений «Вспоминая Учителя»
- Кутузова Маргарита 11 А 2015-2016 уч.г. 3 место в городском конкурсе авторских стихов «Поздравления любимому театру»
- Юртаева Вера 11 А 2015-2016 уч.г. победитель Республиканской олимпиады по литературе «Мои мечты стремятся вдаль…»,
- Дергачёв Владимир 11 А 2015-2016 уч.г. победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений
- Кудаева Мария 9 А 2015-2016 уч.г. призёр регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений
2. Призёры муниципального этапа Всероссийской олимпиады:
- Епишкина Ирина 8 Б 2014-2015 уч.г. – литература
- Клокова Виктория 8 Б 2014-2015 уч.г. – литература
- Селивёрстова Анна 8 А 2014-2015 уч.г. – русский язык
- Мелешкина Арина 10 А 2014-2015 уч.г. – русский язык
3. Призёры 3 Региональной открытой олимпиады по русскому языку:
- Мелешкина Арина, 10 А 2015-2016 уч.г.
- Карабанова Александра 8 А 2015-2016 уч.г.
по литературе:
- Епишкина Ирина 8 Б 2015-2016 уч.г
- Бородкина Ольга 10 А 2015-2016 уч.г
4. Призёры Евсевьевской открытой олимпиады по литературе:
- Квасова Дарья 7 А 2015-2016 уч.г.
- Федосейкина Елизавета 7 А 2015-2016 уч.г.
- Епишкина Ирина 9 Б 2015-2016 уч.г.
по русскому языку
- Мельникова Екатерина 7 А 2015-2016 уч.г
- Соловьёва Анастасия 7 Б 2015-2016 уч.г
5. Призёры муниципального этапа Всероссийской олимпиады:
- Епишкина Ирина 9 Б 2015-2016 уч.г. – литература
- Кудаева Мария 9 А 2015-2016 уч.г. литература
- Ванисова Екатерина 7 А 2015-2016 уч.г. – литература
- Федосейкина Елизавета 7 А 2015-2016 уч.г. – литература
- Каючкина Анна 7 А 2015-2016 уч.г. – литература
- Миняева Елена 11 А 2015-2016 уч.г. – литература
русский язык:
- Воеводина Мария 7 Б
- Гвоздецкая Дарья 7 А
6. Призёр Евсевьевской открытой олимпиады по литературе:
- Кудаева Мария 9 А 2015-2016 уч.г.
7. Победитель Евсевьевской открытой олимпиады по литературе:
- Бородкина Ольга 11 А 2015-2016 уч.г.
8. Призёры Евсевьевской открытой олимпиады по русскому языку:
- Кулагин Артём 7 А 2015-2016 уч.г.
- Калмыкова Оксана 7 А 2015-2016 уч.г.
- Карабанова Александра 9 А 2015-2016 уч.г.
1.7 Адресные рекомендации по использованию опыта
1. Сайт http:// nsportal.ru/ levkina-olga-valerevna
2. Публикации на Всероссийском образовательном сайте «Портал педагога» материалов к урокам.
3 . VI Всероссийская научно-практическая интернет-конференции «Современное образование: психолого-педагогические проблемы и опыт решения» (Саранск, 16 декабря 2013 – 15 апреля 2014 г)
Левкина О. В. Эмоциональная сфера учащихся и ее активизация учителем-словесником (Статья в сборнике)
4. Сборник «Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения» (в рамках международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «51-е Евсевьевские чтения», которая состоялась 14-15 мая 2015 года на базе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева». (Лёвкина О.В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка. (статья в сборнике)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта
"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...
Представление педагогического опыта работы через мастер-класс
Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....
презентация "Представление педагогического опыта"
самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...
Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.
Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....
Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".
Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...
Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.
Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...