Практический материал для коррекции оптической дисграфии. Дифференциация т – п .
учебно-методический материал по теме

Обыдина Елена Геннадьевна

Данный материал объясняет, что необходимо для проведения эффективной коррекционной работы при оптической дисграфии. Предложены упражнения для устранения специфического нарушения речи (на примере дифференциации т - п в  словах, словосочетаниях, предложениях и тексте).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_t-p.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Практический материал для коррекции оптической дисграфии.

         Дифференциация т – п .

Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии необходимо как можно раньше начинать занятия. Для устранения специфических нарушений письменной речи необходимо:

  • уточнить и расширить объем зрительной памяти (развитие запоминания формы и цвета предметов, последовательности и количества букв и предметов);
  • формировать и развивать зрительное восприятие и представления (восприятие цвета, формы, величины, размера, расположение  предметов и букв;
  • развивать зрительный анализ и синтез;
  • развивать зрительно – моторные координации;
  • формирование пространственного и зрительного представления (ориентация в пространстве, дифференциация правых и левых частей предметов, ориентировка в схеме собственного тела);
  • формировать речевые средства, отражающие зрительно – пространственные отношения;
  • учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.

Для лучшего усвоения образа букв очень полезно конструировать буквы из элементов, вырезать и лепить из пластилина буквы, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходства и различия сходных по написанию букв.

Очень важно закреплять связи между произнесением звука и слова, их графическим изображением на письме. Работа по дифференциации смешиваемых букв проводится поэтапно:

  • изолированно (написание);
  • в слогах и словах;
  • в словосочетаниях;
  • в предложениях и тексте.

       Дифференциация т – п в словах.

  • Чтение сказки Л.Н. Ефименковой «Торопыжкина беда».

     Первого сентября вместе с другими мальчиками и девочками Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот такая беда. Из – за вечной своей торопливости не хватило у него терпения букве «т» третью ножку дописать. Пишет Торопыжка: «Я хочу конфету», а получается у него: «Я хочу конфепу». Пишет он другую записку: «Пойдем гулять!», а получается: «Пойдем гуляпь!». Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал о своей беде. А Знайка спрашивает: «Какую букву ты напишешь в слове «три»? «Т», - отвечает Торопыжка. «Так вот запомни, - говорит Знайка, - что у буквы «т» три ножки, а у буквы «п» - пара ног, т.е. две. Помни об этом и перестань торопиться.

  • Спишите слова, вместо палочек напишите буквы п или т.

Прочитайте получившийся слог.

            ||а - |||а - ||п                           а - ||| а || - а |||                       

            |||у - |||у - ||у                          у - ||у - || - у |||

            ||ы - |||ы |||ы                          и ||| - и ||| - и |||

            |||о - ||о - |||о                          о|| - о||| - о||

    Спишите слоги. Напишите вместо цифры букву  п или т. Прочитайте получившиеся слоги.

      3у – 2у – 2у                          о3 – о2 – о3

      2е – 3е – 3е                           а2 – а2 – а3

      2ю – 3ю – 2ю                        е3 – е3 – е2

      3ë – 3ë – 3ë                           у2 – у3 – у2

  • Спишите слоги. Вместо цифры букву  п или т. Прочитайте получившиеся слоги.

            3и3                          3о2                             2я3

            2у3                          3ë2                              3и2

            2а3                          3а2                              3у2

            2о3                          3ю2                             2е3

  • Спишите слова, вместо палочек напишите буквы п или т.

Прочитайте получившиеся слова.

|||анец                              ла||ка                        салю|||

||авлин                             жел|||ок                    гало||

       |||ворог                            с|||анок                     зака|||

       ||альма                            кру||а                        сиро||

    Методические рекомендации: Логопед объясняет значение слова галоп.

  • Спишите слова. Вместо точек вставьте буквы п или т.

|||ол||а                 ка||ус|||а                  ||ос|||ель             ||оворо|||

||ла|||ок               |||а||очки                  ||лане|||а            ||е||ел

с|||е||и                 ав|||ома|||                ||рос|||ор             за||ла|||ка

||ира|||                 ||ала|||ка                  за||у|||ал             ||у|||ь

  • Игра в разведчиков.

   Нужно прочесть зашифрованную запись. Как вы думаете, какую букву может обозначить цифра 2? Правильно, это буква «п», у которой две ноги. А цифра 3? Верно! Это буква «т», у которой три ноги.

   Читаем шифровку по цепочке: 2ар3а, 2ло3ник, 2о3о2, 2ло3, 2у3ь, 2аш3е3, 3е2ло, 2ис3оле3, 2ианис3, 3улу2, 3ро2инка, 2лака3, 2и2е3ка.

  • Зашифровка слов путем ведения в запись вместо букв «п» и «т» соответствующих цифр, как на предыдущих карточках: плотина, паспорт, паять, плиты, пакет, палата, теперь, тапочки, теплица, пальто, аптека, топор, лапти, патруль партизан, петля, передать, петунья, повстанец, плетень, победить, пинцет, пехота.

  • Спишите слова. Вместо точек вставьте буквы п или т.

 .ар                .ила                   .оляна                        .уговица

 . ок               .ело                   .арелка                       .елевизор

 .ам               .уфли                 .орошок                     .роллейбус

 .ух                .арус                 .аракан                      .рограмма

ка.ок                                   с.елый                              салфе.ка

са.ог                                   кру.ой                               ко.ейка

ле.о                                     коро.кий                          лас.очка

ле.ка                                   кре.кий                             новос.и

.ря.ки                                .е.ло                                   .ор.фель

.риве.                                .я.но                                   .родук.ы

.я.ка                                  .ор.ной                               куро.а.ка

.е.ух                                  .ру.ик                                  .е.ерев

.о.емнел                           .ос.авил                               .ома.ный

.ос.ел                               .оро.ил                                 .о.ешный

.о.онул                             .рочи.ал                               .ë.ленький

.о.нули                             ки.я.ил                                 .ер.еливый

…ря…ки           …ор…ной               …о…емнел                     …рочи…ал

…риве…           …ру…ик                  …ос…ел                         ки…я…ил

…я…ка             …ор…фель              …о…онул                      …ома…ный

…е…ух              …родук…ты           …о…нули                      …о…ешный

…е…ло              куро…а…ка            …ос…авил                    …ë…ленький

…я…но              …е…ерев                …оро…ил                      …ер…еливый

  • Сравните слова по смыслу и звуковому составу. Придумайте с ними предложения.

    Слова: пот – топ, степь – спеть, ступал – спутал, тряпки – прятки, теплица – петлица,      тачка – пачка, толк – полк, тир – пир, точка – почка, тара – пара, торт – порт, тот – пот, топил – попил, тушки – пушки, затор – запор, затирать – запирать, течение – печенье, стал – спал, притушить – припушить, выть – выпь.

  • Инструкция.

    Я назову слова, а вы будете поднимать карточки с буквами «п» или «т» и называть место звука в слове.

   Перечень слов: туман, сапоги, утка, батон, тоска, пожар, халат, пришел, спел, студень.

   А теперь, ребята, выкладывайте буквы в том порядке, в котором они встречаются в слове: лопата, топор,петушок, полет, лапти, полотно, аптека, тапочки, платок, табурет, переплет, пастила, торт.

  • Определение места букв «п» и «т» в словах с помощью цифровой линейки.

   1

   2

   3

   4

   5

   6

   7

   8

   9

  10

    п                              т                             т

Например, «портрет».

Каждое слово ученик записывает в тетрадь.

  Слова: пятак, патрон, тупой, терпкий, топтать, патриот, процент.

  • Трансформация слов.

 добавь букву «п», чтобы получилось новое слово:

         луг – плуг, лов – плов, очки – почки, роба – проба;

 добавь букву «т», чтобы получилось новое слово:

  ëлка – тëлка, рубка – трубка, сук – стук, бор – борт;

  • Игра «Муха».

  На доске вывешивается таблица со слогами.

    па

    те

    ту

    та

     ма

    ли

   теп

    ле

    ры

      хи

    лу

    по

    ла

    ме

      ле

    ап

    пу

    хо

    ло

     ра

   ты

    ды

    то

    ка

     пы

    пе

    ны

    ти

    ке

     пи

   Инструкция: Сейчас мы будем составлять слова из тех слогов, что записаны на таблице, на которые будет садиться «муха».

   - Муха села на слог в 4-м столбике на 4-ю строку. Прочтем этот

 слог: ло, затем муха перелетела на 1-ю строчку в первом столбике

па, потом на слог в 1-й строчке 4-го столбика – та. получилось

какое слово? (Лопата)  

   - Муха села на слог ка, перелетела на одну клетку вправо, одну вниз – пи, затем на одну клетку влево и 5 клеток вверх – та, затем на две клетки влево и 5 клеток вниз – ны.

   - Кто составил слово? Запишите его в тетради.

   Слова: тихо, тепло, лето, аптека, пулеметы, теплоходы, палата, тулупы, политика, пакеты, топоры, пехота, пираты, пилоты, полеты, петухи, томаты.

   Сначала координаты дает учитель–логопед, затем слова загадывают учащиеся (по очереди);постоянно проводится словарная работа.

  • Игра «Слогобой».

1. Составить слова из слогов, записанных в таблице по принципу игры «Морской бой».

2. Самим найти и записать слова.

      А                         Б                        В                         Г                

 трос

  пач

   та

   ка

1

  поч

  ток

  точ

  кат

2

   те

  кап

   по

  пла

3

   ки

   ля

 весть

 трад

4

тросточка 1А 2В 1Г                            плакат 3Г 2Г

трос 1А                                                 повесть 3В 4В

точка 2В 1Г                                          весть 4В

почка 2А 1Г                                          тетрадка 3А 4Г 1Г

пачка 1Б 1Г                                           капля 3Б 4Б

тапочки 1В 2А 4А                                платок 3Г 2Б

каток 1Г 2Б

ток 2Б

  • Игра «Слогобой».

1. Составить слова из слогов, записанных в таблице по принципу игры «Морской бой».

2. Самим найти и записать слова.

       А                        Б                         В                         Г                       Д

      ка

     при

  порт

 пасть

   та

1

     пли

   рел

   пус

   за

   пу

2

   пас

   пор

  вет

 поль

  ра

3

   от

   па

  про

  тро

  чуп

4

   по

   то

  гай

  кет

  пин

5

 

капуста 1А 2В 1Д                                        паспорт 3А 1В

тарелка 1Д 2Б 1А                                        порт 1В

тополь 5Б 3Г                                                паска 3А 1А

полька 3Г 1А                                                завет 2Г 3В      

пустота 2В 5Б 1Д                                         привет 1Б 3В

пусто 2В 5Б                                                   ветка 3В 1А

топор 5Б 3Б                                                  ответ 4А 3В

порка 3Б 1А                                                  попугай 5А 2Д 5В

плита 2А 1Д                                                 пугай 2Д 5В

проза 4В 2Т                                                  пакет 4Б 5Г

пропасть 4В 1Г                                             ракетка 3Д 5Г 1А

пасть 1Г                                                        кетчуп 5Г 4Д

паста 3А 1Д                                                  тропинка 4Г 5Д 1А

пас 3А                                                           протока 4В 5Б 1А

  • Расписать слова в три столбика: п, т, п-т.

т: трактор, стрела, стрелять, тетрадь, табурет, тревожить,  

     дремота, стыдно, тронут, оттуда, бутерброд, свисток, стук;

п: подруга, попугай, спорил, сапоги, правда, погода, поровну,

    побелка, скрипач, компот;

п-т: торопить, поступить, придут, привет, приведут, терпеть,

        подросток.

   Расписать слова в три столбика овощи, фрукты, цветы, деревья с п-т..

     т                                        т-п                                           п

туя                                     тополь                                    липа

каштан                              тюльпан                                  пион

кактус                               папоротник                             кипарис

лотос                                 капуста                                   персик

чистотел                           петрушка                                 пальма

астра                                 топинамбур                             плющ      

картошка                                                                           перец

салат                                                                                  помидор

трава                                                                                  укроп

хризантема                                                                        апельсин

мята

  • Зашифровать слова (выписать слоги с т-п; поделить на слоги, надписать т-п над нужным словом) – смотри речевой материал предыдущих заданий.

  • Дополни слова слогом (с мячом).

па-та:     ла -           - кет            - мять         ло - та        ро -    

               ли -           - ром           - рень         коф -          добро -

               лам -         - лëт            - мятник     ва -             полно -

               гося -        - кой           - ют

               порося -    - бун

ту-пу:   - ля                    по-гай

              - динг                на-гать

              - чок                  за-шил

              - зырек              по-шил

              - говица

              - гой

              - мак

ти-пи:     де -                      лю-ки

                - хо                      бан-ки

                - лот                    от-рать

                - лить                  

                - сать

по-то:     ло -                     - вар               са-ги

               доло -                 - жар               за-ры

               коры -                 - лëт

               моло-к                 - гас

  •     К данным словам подобрать проверочные.

 1.шутка – шуточка,                        2. меткий – меток,

    утка – уточка,                                  краткий – краток;

    ватка – ваточка                                        

    ветка – веточка,                           3. платки – платок,                                

    детка – деточка;                              заплатка – заплата;

 

4. халат – халаты,                         прут – прутья,

    мост – мосты,                            брат – братья,

    крот – кроты,                            салют – салюты,

    енот – еноты,                             салат – салаты,

    привет – приветы,                     клест – клесты,

    самолет – самолеты,                  плакат – плакаты,

    билет – билеты,                          пилот – пилоты.

           Дифференциация т-п в словосочетаниях и  

                             предложениях.        

  • К данным словам добавить приставку, составить словосочетания (можно с мячом).

по     белить, плакать, бороться, плыть, бродить, беседовать,

         бежать, теснить, благодарить, бегать, беспокоить, валить,

         лететь, дарить, топить, тянуть, держать, нести, стучать,

         терпеть, пить, толочь, прыгать;

от      дал, тащил, делил, давил, точил, тащил, таял, толкнул,  

          давал, правил, пустил,;

при    плыть, бежать, бывать, валить, лететь, дарить, топить,

           тянуть , держать, нести, пить, тащить, давить, прыгать,

           расти, везти, строить.

  • Прочитайте текст.

1. В первый столбик выпишите слова с буквой п, во второй с буквой т, третий – с буквами п и т.

2. Выписать словосочетания с т-п, поставить вопросы.

   Методические рекомендации: Объяснить слово «снуют».

   Сплошной стеной стоит тропический лес. Застыли стройные пальмы. На ветках сидят пëстрые горластые  попугаи. Прячутся в цветной  траве ядовитые пауки. Снуют по ветвям потешные болтливые обезьяны.

  • Составление словосочетаний из заданных слов:

      тяжелая  т

                           ачка

      старая      п

     пустая               т

                                    ара

    танцевальная     п

     стрелковый  т

                               ир

     роскошный   п

     березовая     п

                              очка

     маленькая    т

     морской    т

                          орт

     вкусный    п

      печь     т

                      опил

      воды    п

     быстрое   п

                          еченье

     песочное   т

      куриные     п

                            ушки

      чугунные   т

                       

  • Слова  с п-т.

Существительное           Прилагательное                     Глагол

пилотка                           попутный                              плакать

лопата                             побитый                                прыгать

платье                             плотный                                 ползать

плита                               потешный                              побороть

заплатка                          топкое                                    прорубить

пакет                                пушистое                              беспокоиться

платок                             пустая                                    просить

тапочки                           пестрая                                  побежать

пальто                             полосатый                             запутал

топор                              проточная                              напугать

тулуп                              запутанная                             торопился

плакат                             опытный                                 плыть

портниха                        продуктовый                          показать

путь                                                                                 потеснить

полотно                                                                           портить

памятник                                                                         отправить

пустота                                                                            отпустить

тополь                                                                             перейти

прутик                                                                             поспать

портрет                                                                           наполнить

паркет                                                                              привести

полотенце                                                                        повалить

пропасть                                                                          наступить

терапевт                                                                           полететь

листопад                                                                          порхать

простокваша                                                                    плести

паутина                                                                            подарить

тропинка                                                                           победить

ступка

победитель

привет

портфель

повесть

дельтаплан

  • Вставить пропущенные т-п.

час…ь    …оля                                      ка…и…ан  фло…а

…очка    о…оры                                   ка…ли  …о…а

…ляжный    кос…юм                            …ала…ка  …урис…ов

ки…айский   зон…ик                            …уховый  …ла…ок

…ачка   ва…ы                                       …лохой  …ос…у…ок

мес…о  ку…ания                                   …ро…яжная  …есня

…равый  бо…инок                                …ле…ëное  каш…о

у…иная  охо..а

жи…ели   …лане…ы

…рудолюбивая  …чела                        …ерелë…   …   …иц

…ушис…ое  …оло…енце                     …ерей…и     …ро…ас…ь

…ус…тая    бу…ылка                            …елеграфирова…ь   о  …риезде

…олоса…ое   …ла…ье                          …одул  ве…ер                  

…олный   …аке…                                  наблюда…ь  лис…о…ад

…олевой   буке…                                  … …ица  …орхае…

…ус…ой    …узырëк                             …елевизор   …оказывал

…ëс…рый  …е…ух                               …ереда…ь   …риве…

ненас…ная    …огода                            …риши…ь    за…ла…ку

…о…у…ный   ве…ер                            …ро…инка   …е…ляе…

…ло…ный   …уман                               …ле…ë…   …ау…ину

…ë…лый    …улу…                               за…у…анная     …овес…ь

…о…кое   боло…о                                 …роруби…ь   …олынью

ос…рый  …о…ор                                   за…у…а…ь    ни…ки

…обеди…ель   …урнира                        с…арый   …о…оль

о…ы…ный   …ило…                              …ос…руга…ь   …ру…ик

…рудный   …у…ь                                  со…ка…ь    …оло…но

…аке…   с     …родук…амии                 …одс…релит…ь   куро…а…ку

  • Исправить ошибки.

товалить  потоль                           поткое болопо    

тотопить тлот                                овязать тлаток

лепит тпица                                    торванный такеп

пушиспый халап                            попочить тотор

толосапое тлатье                            сопкать толопно

повесипь тальпо                             сут с поматом

трибить тлакат                               поспавить папочки

одепь пулут                                     толоть катусту

горласпый тепух                             крупой стуск

натугапь сеспру                              торпить тродукпы

  • Данные словосочетания можно использовать для выполнения нескольких заданий.

1. Составить предложения со словосочетаниями.

2. Исправить ошибки.

3. Вставить пропущенные буквы.

трудолюбивая пчела                                             пушистое полотенце

плотный картон                                                    пустая бутылка

полосатое платье                                                  полный пакет

пятнистый питон                                                   старинный пистолет

праздничный торт                                                полевой букет

пустой пузырек                                                     пестрый петух

попутный ветер                                                     плотный туман

теплый тулуп                                                         топкое болото

победитель турнира                                              острый топор

опытный пилот                                                      трудный путь

перелет птиц                                                          передать привет

наблюдать листопад                                             пришить заплатку

петляет тропинка                                                  плетет паутину

прорубить полынью                                             запутать нитки

старый тополь                                                       соткать полотно

постругать прутик                                                обломить ветку

бутерброд с паштетом                                         толочь в ступе

затопить печку                                                      болтливый попугай

поступить в институт                                            гостиница «Интурист»

поделить пополам                                                 торопить спутника

подуть в свисток                                                    опытный следопыт

прыгнуть с причала                                               наточить топор

бетонная плита                                                       постирать полотенце

сплести туесок                                                        переболеть гриппом

  • Прочитайте предложения, расшифровав их.

||ор|||ной  ||ос|||авил  за||ла|||ку на  ||аль|||о.

Куро||а|||ка  и  |||е|||ерев - кру||ные  ||  |||ицы.

||е|||я  с||ря|||ал  ||ор|||фель  в  ||ар|||у.

  Ан3он  2ос3авил  3ома3ный  сок  в  3е2лое  мес3о.

Конс3ан3ин  3ер2еливо  2рочи3ал  2овес3ь.  Не  с2е3ь  ли  нам  2ро с3е2ь?

  После повторного прочтения учащиеся записывают часть предложений по памяти, а часть, - заменяя пробелы вместо палочек и цифр.

  • Дан набор картинок.

1. Подобрать к картинке профессии с т-п.

   Лекарство, письмо, штурвал, руль, кирпичи, катушка с нитками, чертëж здания, прилавок, газета, тачка, кастрюля, шприц, парта, детский сад, ножницы, книга.

 (Ответ: портной, почтальон, строитель, продавец, штурман,  

воспитатель, учитель, доктор, медсестра, парикмахер, водитель,

архитектор, писатель, журналист).

2.  Составить предложения. Запомнить профессии, записать по памяти с опорой на инструмент.

  • Со следующими предложениями выполняем следующие задания:

1. Вставить пропущенные буквы.

2. Графический диктант.

3. Выписать из предложения словосочетания с т-п, поставить вопрос.

Велосипедисты спрятались от поливного дождя под развесистой березой.

В клетке у тигров родились малютки-тигрята.

Весной необыкновенно цветут тюльпаны в степи.

Старик оперся на палку, стал около плетня.

В пистолете остался последний патрон.

Стеклодув плавит стекло, делает удивительные поделки.

Орел, распластав крылья, парит в небе.

Паук опутал паутиной мохнатую пчелу.

В театре мы смотрели веселую оперетту.

Папа привез из плавания перламутровую раковину.

Цветущие деревья замечательно пахнут.

На стол поставили торт, пряники, пастилу и фрукты.

Пароход гордо бороздит просторы моря.

Путники потихоньку проделали трудный путь.

Бабушка перемотала нитки в клубки.

На улице катком укладывали асфальт.

Мы перешли проспект по подземному переходу.

Ребята пололи капусту на поле.

От радости Павлуша подпрыгнул до потолка.

Музыкант натянул струны у гитары.

Родители отпустили Толика к приятелю поиграть на компьютере.

Птенцы ласточки пищали в гнезде.

Первоклассник старательно пишет цифры в тетради.

 

  • Тексты для комментированного письма или графического диктанта.

 

Трудолюбивая пчела с утра полетела за нектаром.

Никита после купания вытерся пушистым полотенцем.

Пустая бутылка из-под сиропа стояла на столе.

Опытный портной пошил полосатое платье.

Папа принес из супермаркета полный пакет продуктов.

На подоконнике в вазе стоит полевой букет.

Пустой пузырек из-под таблеток стоит на полке.

Пестрый петух подрался с соседским кочетом.

Сегодня с утра стоит ненастная погода.

Парусник плыл на всех парусах с попутным ветром.

Плотный туман окутал старый порт.

Сторож в метель натянул теплый тулуп.

Топкое болото затянет все, что туда попадет.

Рыцарь в блестящих доспехах стал победителем турнира.

Опытный пилот испытывал новый самолет.

Ребята в походе проделали трудный путь.

Наступил перелет птиц в теплые страны.

Альпинисты готовились перейти глубокую пропасть.

Со Ставрополя подул пронзительный ветер.

Ребята любовались листопадом в парке.

Над птенцами тревожно порхала птица.

Петр попросил передать привет товарищу.

Тропинка петляет между старых пней и густого подлеска.

Тарантул плетет густую паутину.

Мне попалась запутанная повесть.

Кот Трофим запутал нитки, и его прогнали.

Штормовой ветер повалил старый тополь.

Петя устроился на бревне постругать прутик.

Мачеха приказала падчерице соткать четыре полотнища полотна.

Пауки соткали полотно Дюймовочке на платье.

Охотникам хотелось подстрелить куропатку.

Мама отвела Полину в первый класс.

По тропинке тащился усталый путник.

Петя поставил тапочки под кровать.

Приятелю страшно надоел болтливый попугай.

С борта китобоя заметили кита.

Кот в сапогах перехитрил людоеда.

Кот Трофим в подвале перевернул сметану.

Павел Чуписов отличный пловец. Он победил на ответственных состязаниях.

Пацаны стреляли по уткам из пугача.

Я купил в буфете бутерброд со шпротами.

Толя упал с табуретки.

Ребятам стыдно за плохой поступок товарищей.

Тракторист остановил поломавшийся трактор.

От Петербурга до Москвы ходит скоростной электропоезд «Стрела».

Папа метко стрелял в тире по трудной мишени.

Пятнистый питон отдыхал после сытного обеда.

Паук-птицеед охотится за беспомощными птенцами.

Экскаватор быстро выкопал траншею для труб.

Павел из-за простуды пропустил проверочную работу по математике.

Братишка упал с дерева и порвал штаны и футболку.

Садоводы заботливо ухаживают за фруктовыми деревьями в питомнике.

На контрольной ребята должны применить правила на практике.

В Германии установили памятник русскому солдату освободителю.

На «Поле чудес» передают приветы родителям и приятелям.

Болтливого попугая закрыли платком.

Трудно стать студентом престижного института или университета.

На выставке старых машин меня восхитил старинный автомобиль.

Ребята мало читают художественную и образовательную литературу.

Только в книгах модно почерпнуть интересный материал.

В старинном замке на стенах висят портреты предков.

На открытом уроке ребятам показывали диапозитивы о природе.

В школьной мастерской ребята делают табуретки, полочки под цветы, подсвечники.

На летних каникулах я мечтаю отдохнуть и поплавать на море.

Только смельчак отважится кататься с вершины на снегокате.

Ребята встретятся у памятника Пушкину на площади.

Никитский Ботанический сад в Ялте – удивительное творение трудолюбия человека.

Павлик мастерски слепил из пластилина пони и тигра.

На загородную прогулку я надел спортивный костюм.

В зоопарке ребятишек катают в тележках веселые пони.

Павлин распустил свой замечательный хвост.

На даче я топаю в своих старых тапочках.

Пираты захватили старые суда с товарами.

Практика студентов проходила в Петербурге.

У Охотника Пульки был верный пес Булька.

По эскалатору в метро удобно подниматься и опускаться.

В зоопарке посетители увидели обитателей разных континентов.

Пока битва впереди храбрецов хоть пруд пруди.

Оттепель настигла их в пути.

Театральные программки сделали в типографии.

  • Прочитать, исправить, записать правильно.

Паутина плетет паука.

Бутон сидит на букашке.

Потолок осыпается с побелки.

Ботинки поставили Петю под стол.

Плот несет попутный ветер.

Острый пень разрубил старый топор.

Нитки запутали пушистого котенка.

Полосатое платье пошило опытную портниху.

Тополь опал с последних листьев.

  • Из данных слов составить и записать предложения, изменив слова по смыслу.

Тропинка, шагал, быстро, извилистая, путник, по.

Ветер, с, желтые, лист, сорвать, деревья, последние.

Тополь, опадать, листья, с, последний.

Улететь, в, страны, птицы, теплые.

Пузырек, из – под, полка, стоит, лекарство, на, пустой.

Телевизор, показывать, Буратино, сказка, детская, про, интересная, по.

Пилот, до, опытный, Туапсе, пилотирует, самолет.

Ветер, надул, яхта, парус, быстроходная, попутный.

Котенок, из, потешный, клубок, перепутал, нитки.

Старик, береста, лапти, из, для, внучата, плетëт.

Паучок, плести, паутина, прочный, на, куст.

Пирожки, лежать, на, тарелка, с, капуста.

Петя, писать, на, листок, диктант.

Листья, лететь, по, ветер, желтый.

Толя, посылать, о, приезд телеграмма.

Катя, стелить, постель, сестра.

  • Спишите предложения, выбрав из скобок слова по смыслу.

   Методические рекомендации: Объяснить слово полати.

    Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка). Теплоход приходит в (порт, торт). Гадкий Утëнок (стал, спал) прекрасной белой птицей. Старенький дедушка (стал, спал) на полатях. В конце предложения ставим (точку, почку). В реке быстрое (течение, печенье). На болоте стоит (выпь, выть). Дверь надо (затирать, запирать) на (затор, запор). С горы стреляли (тушки, пушки). Ребята пошли стрелять в (тир, пир).

             Дифференциация т-п в тексте.

  • Слуховой диктант.

1.   В парке растут старые тополя. Татьяна помогла Петру решить трудную задачу. Потухло пламя костра. Потолок потемнел от сырости. Летят перелëтные птицы. Тëмные тучи плывут по небу. По тропинке протопал отряд туристов. Тетерева падали в снег и прятались там от мороза.

2.    Тëмная туча повисла над полем. На поляну прилетела стая тетеревов. Ветер треплет на кустах последние листья. Терпение и труд всë перетрут. Пелена тумана окутала болото. Стая птиц опустилась на поле.

                                      Подарок.

3.   Антону подарили на день рождения большой пакет. Там оказался большой пластмассовый набор: солдатики и боевая техника. Это танки, пушки, десантные самолеты, вертолеты, грузовики, мотоциклы. Целый вечер играл Антон с набором: проходили учения техники, солдаты тренировались стоять на посту, ходить в атаки. Ночью всë осталось стоять на столе в боевом порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал для коррекции оптической дисграфии. Дифференциация д – б .

Данный материал объясняет, что необходимо для проведения эффективной коррекционной работы при оптической форме дисграфии. Предложены упражнения для устранения специфического нарушения речи (на примере...

Практический материал по коррекции акустической дисграфии. Дифференциация ч-ц.

В данном материале даны основные задачи коррекционного обучения учащихся с акустической формой дисграфии и предложены упражнения для ее устранения  (на примере дифференциации ч - ц)....

Практический материал по коррекции акустической дисграфии. Дифференциация звуков т – д.

Данный материал объясняет основные задачи коррекционного обучения учащихся с акустической формой дисграфии и ее устранение (на примере дифференциации т - д)....

Практический материал по коррекции акустической дисграфии. Дифференциация с – ш.

Данный материал раскрывает основные задачи коррекционного обучения учащихся с акустической формой дисграфии и ее устранение (на примере дифференциации с - ш)....