Консультация для родителей: «Ваш ребенок поступает в первый класс».
учебно-методический материал на тему
В данной консультации родителям объясняется, что такое психологическая готовность к школе и что она предполагает (развитие логического мышления, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики руки, пространственных представлений). Так же объяснено, какой должен быть уровень речевого развития, чтобы ребенок был успешен в обучении. Даны конкретные задания и упражнения, чтобы проверить знания своего ребенка и научить тому, что он еще не умеет делать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult.2.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Ваш ребенок поступает в первый класс».
Вы не успели оглянуться, а Ваш ребенок стоит на пороге школы. И Вы даже не предполагаете, сколько должен знать и уметь Ваш ребенок, чтобы быть успешным учеником.
Психологическая готовность к школе.
Социально – психологическая готовность к школе:
- должен понимать, что в школу ходить необходимо, потому что он будет получать новые знания;
- он должен внимательно слушать, спрашивать непонятное;
- уметь общаться со сверстниками и взрослыми, уметь находить выход из тяжелых ситуаций.
- должен выдерживать урок и не мешать остальным детям;
Развитие школьно – значимых психологических функций.
- Логическое мышление.
Ребенок должен находить сходства и различия разных предметов, правильно объединять предметы в группы по существенным признакам, исключать лишний предмет, понимать переносное значение словосочетаний (золото сердце, светлая голова).
- Произвольное внимание.
Ребенок должен в течение 15 – 20 минут внимательно и продуктивно выполнять задания.
- Развитие произвольной памяти.
Способность запоминать, соотносить запоминаемый материал с конкретной ситуацией, заданием.
- Развитие мелких мышц руки.
Ребенок должен хорошо владеть карандашом, выполнять штриховку, обводку, лепить из пластилина, пользоваться ножницами, конструировать, копировать узоры, выполнять графические диктанты.
- Пространственные представления.
Умение определить выше – ниже, вперед – назад, слева – справа, сзади – впереди, вверху – внизу; ориентироваться на листе бумаги; понимать значение предлогов.
Развитие речи.
- Правильно произносить все звуки.
- Без ошибок повторять слова сложной слоговой структуры (велосипедист, температура, космонавт).
- Безошибочно различать на слух схожие по произношению звуки (почка – бочка, горка – корка, миска – мишка).
- Подбирать слова на заданный звук.
- Определять место звука в слове (начало, середина, конец), назвать последовательность звуков.
- Найти на сюжетной картинке предметы с заданным звуком.
- Различать: гласные – согласные звуки, твердые – мягкие, звонкие – глухие.
- Уметь делить слова на слоги и выделять нужный слог (любой из слогов – первый…пятый), выделять ударный слог (он всегда произносится громче).
Рекомендуется учить детей делить слова на слоги, подставляя руку под бороду. При произнесении гласных звуков, борода будет ударять руку. Сколько ударов – столько слогов.
- Уметь составлять предложения из 3 – 5 слов (по картинке, вопросу).
Можно поиграть с ребенком:
- по Вашим подсказкам удлинять предложение.
Девочка идет с зонтиком.
Девочка идет с (каким зонтиком?) ярким зонтиком.
Девочка идет (по чему?) по дорожке с ярким зонтиком.
(Какая девочка?) Веселая девочка идет по дорожке с ярким зонтиком.
Веселая девочка (как идет?) быстро идет по дорожке с ярким зонтиком.
- придумай конец предложения (Ребята вернулись домой, потому что…).
- Составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок, на заданную тему.
- Умение пересказывать (сказку, мультфильм).
- Умение рассказать о различных событиях.
- Ребенок должен пользоваться всеми частями речи (существительными, глаголами, числительными, прилагательными, местоимениями, наречиями, союзами, предлогами).
- Предложите ребенку игру: подберите вместе с ребенком слова – родственники, которые будут разными частями речи:
рыба, рыбка, рыбешка, рыбак, рыболов, рыбный (суп),
рыбацкая (сеть), рыболовное (судно), рыбачить.
Если Вы будете с ребенком выполнять это сложное задание, то он быстро научиться подбирать проверочные слова для безударной гласной, научится словообразованию слов, расширит свой словарь, ему будет легче учиться.
- Уметь обобщать предметы (овощи, фрукты, посуда, мебель, транспорт и т. д.).
Можно предложить такие игры:
- назвать четыре предмета – три одной лексической группы, один лишний; объясни, что лишнее и почему (коза, лось, корова, конь);
- назови маму, папу и детёныша (конь, лошадь, жеребёнок, жеребята);
- назови одним словом (пчела, оса, муравей, жук) и продолжи ряд;
- игра кто с кем? (дельфин с дельфинёнком, кит с китёнком, лиса с лисёнком);
- отгадай загадку; описать любой предмет, отгадать, что за предмет (зубастый, хищный, живёт в воде, в Африке, зелёный – крокодил). А потом ребенок загадывает загадку Вам.
- Подбирать прилагательные к существительным (яблоко красное, сочное, спелое, душистое).
- Это задание можно выполнить по – другому: назвать несколько прилагательных, а ребенок должен отгадать, что это за предмет (рыжая, пушистая, быстрая, ловкая – белка).
- Подбор глаголов к существительному (яблоко падает, зреет, спеет, пахнет; врач лечит, слушает, выписывает).
- Подобрать несколько глаголов, а ребенок отгадывает предмет (ласкается, лижется, ловит, мяукает – кошка). Также ребенок загадывает Вам такую же загадку.
- Назови живые и неживые предметы, которые летают, плавают, бегают (бежит – мальчик, зверь, человек; бежит – время, дорожка, вода).
- Единственное и множественное число глаголов (мальчик бежит – мальчики бегут, шар летит – шары летят).
- Настоящее, прошедшее и будущее времена глаголов (девочка (что делает?) читает, (что делала?) читала, (что будет делать?) читать).
Это сложные задания, но если Вы поиграете с ребенком, ему будет проще усвоить этот материал в школе.
- Подбирать синонимы и антонимы (друг – товарищ – приятель; друг –
враг – противник).
- Называть предметы во множественном числе (яблоко – яблоки) и по – другому: Вы называете множественное число, а ребенок единственное.
- Образовывать уменьшительно – ласкательное значение (береза – березка – березонька) и по – другому: сделать предмет огромным (глаз – глазище, рука – ручище, паук – паучище).
- Согласовывать прилагательные с существительными (кожаная куртка (ж.р.), кожаное пальто (ср.р.), кожаный пиджак (м.р.), кожаные сапоги (мн.ч.). Предложите ребенку такое задание: Вы даете прилагательное в определенном роде и числе, а ребенок называет существительное (и наоборот).
- Согласование существительных и прилагательных с числительными
(одно яблоко, два яблока, пять яблок; одна спелая груша, две спелых
груши, пять спелых груш).
- Владение предлогами (на, в, из, с, со, по, под, над, из – под, за, из – за, между, около).
- Предложите словосочетания, пропуская предлог, а ребенок отвечает, что пропущено (сидит окошке – на, бежит дорожке – по).
- Образование относительных прилагательных (сок из яблок – яблочный сок, платье из шерсти – шерстяное платье).
- Образование глаголов при помощи приставок (машина уехала, подъехала, съехала, переехала, заехала, отъехала).
Представление об окружающем мире.
- Ребенок должен называть домашний адрес, телефон, ФИО свое и родителей, свою дату рождения, сколько членов семьи, знать, где работают родители, дедушки – бабушки и чем они занимаются.
- Иметь общие понятия о различных профессиях, об овощах и фруктах, животных (диких, домашних, африканских, холодных стран), транспорте (воздушном, наземном, водном), предметах (посуде, мебели, одежде), продуктах питания.
- Знать времена года, называть сезоны и явления, сравнивать их. Знать месяцы разных времен года.
- Знать дни недели, их последовательность, частей суток (утро, день, вечер, ночь). Не путать представления вчера, сегодня, завтра.
Элементарные математические представления.
- Владеть прямым и обратным счетом в пределах десяти.
- Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.
- Знание цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
- Знание знаков +, – , =.
- Соотносить цифру и количество предметов.
- Знание основных и оттеночных цветов, геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, четырехугольник).
- Умение ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
- Умение сравнивать предметы по величине.
И еще очень важное!
Обратите внимание на то, умеет ли Ваш ребенок играть в сюжетно – ролевые игры, в игры с правилами, как оценивает свой проигрыш и соблюдает ли правила игры, играет он один или со сверстниками, оценивает ли свои поступки, вступает ли в разговор со старшими, есть ли любимые игры, книжки, мультфильмы, занятия.
Вы с Вашим ребенком хорошо справились с заданиями? Вам было интересно? Значит, Ваш ребенок будет правильно писать и говорить! И ему будет проще и интереснее учиться в школе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей "Если ребенок плохо говорит"
Материалы консультационных занятий для родителей при обращении в консультационный пункт...
Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению в школе"
Статья знакомит родителей с понятием "готовность к обучению в школе" и ее составляющими - физиологической, психологической и мотивационной готовностью....
Консультация для родителей "Леворукий ребенок"
Консультация для родителей "Леворукий ребенок"...
Консультация для родителей «Учите ребенка сочинять стихи»
Хочу рассказать о том, как можно развивать стихотворное творчество у детей дошкольного возраста. Цель при этом – не получение шедевров от ребёнка, а его развитие....
Консультация для родителей "Развитие ребенка от 2 до 3 лет"
Развитие ребенка от 2 до 3 лет. О возрасте… Наверное, Вы уже обнаружили, что Ваш малыш - вполне самостоятельный человечек. Человечек, умеющий думать, переживат...
Консультация для родителей "Разбалованный ребенок: как исправить ошибки?"
Разбалованный ребенок: как исправить ошибки? Избалованность ребенка проистекает из безграничной любви родителей, которые хотят сделать жизнь своего крохи сплошным праздником, а для этого у...