Консультация для родителей "Развитие ребенка от 2 до 3 лет"
методическая разработка
Опубликовано 22.02.2016 - 12:09 - Кичкайло Екатерина Владимировна
Развитие ребенка от 2 до 3 лет.
О возрасте… Наверное, Вы уже обнаружили, что Ваш малыш - вполне самостоятельный человечек. Человечек, умеющий думать, переживать, любить, видеть прекрасное, ощущать радость познания, созидания и творчества. Конечно же, эти умения приходят к малышу не сразу. В каждом периоде своего развития ребенок эти новые высоты осваивает постепенно, шаг за шагом. Но именно этот возраст – с 2 до 3 лет – по праву считается психологами переходным. Потому что, в детях все еще замечаются некоторые черты раннего возраста, и при этом они стоят уже у рубежей к переходу в младший дошкольный возраст (с 3 лет).
Поэтому, наравне с вышеперечисленными положительными качествами Вашего крохи, Вы столкнетесь с его непослушанием, упрямством, строптивостью. Он хочет быть равным Вам, на практике быть самостоятельным, хочет иметь свой выбор. Малыш все чаще испытывает чувство радости и гордости за удачно выполненное задание, ему необходимо чувствовать себя достойным и умелым в Ваших глазах. Реализуя эти потребности своего ребенка – Вы получите широкие возможности для развития его способностей, воспитания его личности. Некоторые родители относятся к этому спустя рукава, они по привычке говорят ребенку «Ты еще маленький, у тебя не получится», и делают все за него, даже то, что он уже мог бы сделать сам. Что они получают? Несамостоятельного и беспомощного, капризного и безвольного трех- четырехлетнего «младенца».
Чтобы избежать этого, примите, пожалуйста, следующие советы: - разрешайте малышу совершать те действия, которые ему уже по силам. Даже если он делает это очень медленно, а Вы опаздываете. Помогите ему самому овладеть элементами самообслуживания, закрепить новые навыки; - обеспечьте ему общение со взрослыми и сверстниками, и постепенно расширяйте этот круг. Например, можно посещать центр развития детей, гулять не только на своей площадке, чтобы знакомиться с новыми людьми, делать вылазки в парки-зоопарки, да и вообще - здороваться с соседями и знакомыми, позволять ребенку покупать в магазине что-то самому, получать самостоятельно билет у билетерши и т.д.
- относитесь с вниманием к его познавательным интересам и объясняйте все, что разворачивается перед его глазами в окружающей среде. Так Вы формируете его эмоции, переводите этот опыт в речь. Психическое и социальное развитие ребенка 2-3 лет Ребенок, как и прежде, очень эмоционален - он, как оголенный провод, очень чувствителен к Вашей похвале и порицанию. Будучи психологически привязанным к Вам, тем не менее, он проявляет нескрываемый интерес и к посторонним, особенно если они ему симпатичны. К тому же, у крохи возникает потребность в общении с другими детьми. Ему нравится играть со сверстниками в сюжетно-ролевые игры. Но, по мнению детских психологов, посещать детский сад ему еще не время, исходя из все той же сильной привязанности к маме - нити, которую нельзя обрывать так рано и резко.
Разногласия во мнениях Итак, в процессе активной деятельности, Ваш малыш осознает и начинает отстаивать собственные желания и намерения. Которые не всегда совпадают с Вашими - возникают разногласия. При всем при этом, Вы для него - образец поведения и отношения к окружающему, кроха, как и прежде, сильно привязан к Вам. Что там говорить, даже собственные открытия и достижения – для него ничто, если Вы не обратили на них внимания. Для того, чтобы вывести общение с ребенком на новый продуктивный уровень - Вам необходимо:
- оставаться достойным примером для подражания; - деликатно относиться к формированию чувства собственного достоинства малыша; - предоставлять ему как можно больше возможностей для активности и самовыражения, "свободы действий". Вам необходимо, как говорится, «идти за ребенком», аккуратно поворачивая его интересы в полезное русло; - давать ему право выбора, даже если это проявляется в мелочах: «Какую кофточку ты хочешь надеть? Из какой кружки будешь пить сок?»; - проявлять неподдельный интерес к занятиям и увлечениям крохи. Так вам удастся значительно смягчить кризис общения с ребенком, возникающий на рубеже трех лет. «Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе» Джералдин Чейпи. Вот почему Ваша совместная с ребенком деятельность (предметная и ролевая игра, продуктивные творческие занятия, спорт) сейчас особенно важна не только для развития его умственных и физических
способностей, но и для позитивного воспитания, сохранения «мира в семье».
Развитие ребенка в игре, предметной деятельности продуктивной деятельности В период от 2-ух, а особенно от 2,5 до 3 лет впервые очень интенсивными темпами развивается воображение. Теперь малыш активно может действовать в воображаемой ситуации. Попросите его показать, как киска тихо-тихо крадется на лапках (встает на носочки), как ползет и шипит змея – войти в роль у крохи получится просто замечательно.
С развитием воображения и памяти становятся актуальны продуктивные виды творческой деятельности: - лепка из пластилина (продукт - скульптурка), создание поделок из различных подручных материалов, особенно натуральных, природных;
- рисование (продукт - рисунок);
- конструирование (продукт – постройка);
- и, конечно же - игра (ролевое поведение) и др.
На последнем пункте хотелось бы немного остановиться…
Игра в жизни ребенка 2-3 лет Особенности сюжетной игры у ребенка 2-3 лет:
Внимание крохи пока еще не очень устойчиво, особенно в начале третьего года. Тем не менее, он может сосредоточиться на интересной для него деятельности, на 12-15 минут.
- у малыша от 2 до 2, 5 лет сюжетная игра более разнообразна по содержанию, чем раньше, но при этом, механически показывая действия окружающих его людей, он не берет на себя роли в полном смысле этого слова.
- от 2,5 до 3 лет - кроха постепенно и с увлечением участвует в ролевых играх: отражает в своей игре собственный жизненный опыт, а беря на себя роль доктора, продавца, мамы и др. - условно выполняет действия взрослых.
Игра играет огромную роль в умственном, физическом, психическом и социальном развитии ребенка, потому что она не только касается всех сфер его жизнедеятельности, но и ведет их за собой. Недаром ее называют ведущей деятельностью дошкольника.
Подытожим, что все вышеуказанные виды практической деятельности на данном этапе, помогут развить отражательную способность детского мозга, и, как следствие, активизируют умственную активность, формируют интеллект. Подчеркнем – именно виды практической деятельности, а не «псевдоразвивающее» видео или пассивные методики раннего развития, от которых так и ломятся полки в магазинах.
Особенно осторожно нужно относиться к мультфильмам в повседневности Вашего ребенка.
Развитие речи ребенка 2-3 года Ребенок понимает Ваш разговор не только о том, что непосредственно происходит перед ним в данный момент, но и небольшие сообщения о том, отсутствует в поле его зрения.
На протяжении всего года совершенствуется память: малыш помнит не только то, что было сегодня утром, но и с удовольствием вспоминает яркие моменты жизни, например, как ходили в цирк или зоопарк. А в совокупности с развитием речи различные воспоминания возникают уже с помощью слов.
В активном словаре ребенка, к трем годам, может присутствовать до 1200-1500 слов и больше. Малыш начинает строить предложения из 3-4 слов и группы взаимосвязанных предложений. Кроме того, он пытается выстроить речь грамотно, например, склоняя существительные и т.д.
Несколько советов для активизации развития и коррекции речи у Вашего малыша: - Постоянно побуждайте кроху к диалогу на близкие темы исходя из его личного опыта;
- Продолжайте знакомить с окружающим миром в процессе наблюдений, игр, Ваших рассказов, чтений;
- Уделяйте внимание выстраиванию грамматически правильной речи у ребенка, ее звуковой культуры.
Развитие музыкального слуха Доказано, что правильно подобранная для ребенка музыка, благотворно влияет его умственное развитие, творческие способности, помогает ему в определенных ситуациях расслабиться, подготовиться ко сну, или наоборот повеселиться, обогатить его эмоциональную жизнь. Это например: разные направления детской музыки: народная фольклорная музыка, классическая инструментальная музыка, детская популярная музыка, инструментальная - со звуками природы для детей и так далее.
Секреты воспитания Ваш малыш сейчас как никогда раньше, очень чувствителен к поступкам окружающих его людей. Заметьте, как он наблюдает и пытливо вслушивается в разговор взрослых. Причем не только просто следит за этим диалогом, но и вдумывается, пытается понять ход Ваших мыслей, сделать выводы. На самом деле – это не просто праздное любопытство. На своем «детском» уровне он пытается постичь логику действий и поступков близких взрослых, принимая на себя программы их поведения.
Именно поэтому в присутствии двух- трехлетнего малыша ни в коем случае не должно быть семейных конфликтов и бурных сцен выяснения отношений. Родители представляются ему высшим образцом для подражания, даже больше, чем раньше, потому что сейчас у ребенка имеется собственный социальный опыт, который он активно применяет на практике.
Запреты - капризы, истерики… И, если в более раннем периоде детства – от нежелательных действий ребенка можно было просто отвлечь, то теперь Вам все чаще придется его именно убеждать – «почему так делать нельзя». Пример положительного разрешения подобной ситуации наглядно описан в статье «Первые запреты Или Как сказать ребенку «Нет!»
При позитивном воспитании, малыш станет отзывчивым к Вашим уговорам, и Вы сможете его направлять в положительное русло. Но, учитывая приближающийся кризис трех лет – рекомендуем ознакомиться и с этим руководством: «Управление детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)»
Будьте близки... ... и это действительно поможет избежать многих проблем. Чтобы эмоционально сблизиться со своим ребенком - просто как можно чаще его обнимайте, играйте с ним, вместе танцуйте и пойте, давайте "концерты" (это так же поможет ему укрепить уверенность в себе), сделайте традицией - занятия совместной творческой деятельностью (рисование, поделки и пр.), обязательным также сделайте ежедневное чтение сказок на ночь.
Мы от чистого сердца желаем Вам и Вашему малышу успешного покорения новых горизонтов в его комплексном развитии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Ребенок у экрана"
Консультация для родителей "Ребенок у экрана"...
Консультация для родителей "Ребенок и компьютер"
Информационные технологии сегодня органично вписываются в жизнь современного человека. Компьютеры, различные гаджеты стали неотъемлемой частью досуга наших детей. Но ведь в наших...
Консультация для родителей «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города».
Консультация «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города»....
Консультация для воспитателей Ребенок с особенностями развития. «Инклюзивное воспитание ребенка в ДОУ»
Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок....
Консультация « Как сделать ребенка самостоятельным Когда и с чего начинать».
Знакомство родителей с рекомендациями как мотивировать ребенка на самостоятельные занятия....