Отчет об экспериментальной работе
материал на тему

Хафизова Миләүшә Рафхатовна

Отчет об экспериментальной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_ekspr.rabote_hafizovoy_m.r.docx39.13 КБ

Предварительный просмотр:

 МБОУ «Староузюмская основная общеобразовательная школа» Атнинского муниципального района Республики Татарстан

Отчёт

по результативности опытно-экспериментальной деятельности.

Тема: «Применение современных образовательных технологий

в урочной и внеурочной деятельности».

2016 год

 Основная идея опытно-экспериментальной деятельности:

создание целостного универсального образовательного процесса, использующего современные образовательные технологии, реализующего идею развития индивидуальности ребенка, его интересов, склонностей и способностей, с одной стороны, и профессионального роста педагога с другой стороны.

Направление опытно-экспериментальной деятельности: апробация и внедрение новых педагогических технологий; форм, методов и средств обучения.

Цель. Развитие инновационной деятельности учителя, создание условий для повышения качества образования, достижение высокого уровня подготовки учащихся через внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий  в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Задачи  эксперимента.

1.Обоснование использования   современных образовательных технологий      как   новой   формы   организации   учебно-воспитательного процесса  с  целью  повышения  мотивации  обучения и создания максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их.  

2.Совершенствование профессионального мастерства педагога посредством внедрения модели инновационной образовательной среды.  

3.Обеспечение  возможности изучения учебных предметов на расширенном и углубленном  уровне,  активного  участия  во  внеурочной  и  проектной  деятельности  обучающихся  в  рамках реализации ФГОС  ООО.

4. Обеспечение  методического,  технического  сопровождения образовательного  процесса,  обмен  опытом  и  повышение  квалификации  педагога

Ожидаемые результаты реализации эксперимента.

 1.Повышение качества общеобразовательной подготовки учащихся.

        2. Профессиональный рост педагога

Предложения по распространению и внедрению результатов эксперимента.

1.Трансляция педагогического опыта освоения современных образовательных технологий через семинары, круглые столы, мастер-классы на уровне района, региона.

         2. Доведение научно-методических материалов до научно-методических разработок, готовых к публикации.

3. Создание банка дидактических материалов в рамках эксперимента.

Эксперимент предполагает изучение, апробацию и совершенствование следующих педагогических технологий и, при наличии положительных результатов внедрение некоторых в образовательный процесс:

Группа педагогических технологий

Педагогические технологии, исследуемые  в ходе реализации проекта

«Эффективные общие» образовательные технологии, используемые в классно-урочной системе обучения

Технология развития критического мышления

Технология деятельностного подхода.

Технологии, направленные на развитие творчества и одаренности детей, используемые во внеурочной деятельности

Технология формирования творческой личности

Участие в совместном проекте Министерства образования и науки Республики Татарстан и сингапурской компании «Educare International

Consultancy»  «Совершенствование качества  преподавания в РТ».

 В ходе  эксперимента в 2013-2016 годах были проведены следующие мероприятия.

Название мероприятия

Конеч

ный результат

Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию плана

Пакет документов

 

Изучение опыта работы учителей и организаций  по распространению и внедрению инновационного педагогического опыта.

Подготовка технических средств обучения и улучшение материально-технической базы

Методическая копилка

Изучение и внедрение в практику инновационных технологий

 Методическая копилка  

Трансляция педагогического опыта освоения современных образовательных технологий через семинары, круглые столы, мастер-классы на уровне района, региона

Разработки уроков

Информационная работа с родителями учащихся:

о тенденциях современного образования, основные направлениях концепции  модернизации образования на период до 2018 года;

об инновационных преобразованиях реализуемых  в школе

Протокол родительского собрания, тезисы выступления.

Создание банка дидактических материалов в рамках инновационного подхода

Банк дидактических материалов

Составление и ведение Портфолио учителя (карты оценки личности и образовательной деятельности учителя)

Портфолио

Доведение научно-методических материалов учителей до научно-методических разработок, готовых к публикации

Публикации в педагогических изданиях

Участие педагога в конкурсах, направленных на развитие современных педагогических технологий, распространение инновационного опыта

Участие в конкурсе «Мастер-класс»  учителей родных языков и «Учитель года» .

        Использование современных образовательных технологий на уроках татарского языка, литературы и во внеурочной работе способствовало  формированию коммуникативной и познавательной компетенции учащихся.   Познавательная и коммуникативная компетентности необходимы для современного человека: на сегодняшний день это насущная потребность в непрерывном образовании, умении адаптироваться, успешно существовать в социуме. Преимущество использования коммуникативного подхода в учебном процессе в том, что формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации учащихся, содействует установлению межпредметных связей. Это способствует развитию самодисциплины, навыков совместной деятельности и многому другому. Познавательная компетенция — личностная характеристика старшеклассника, раскрывающая накопленные знания, умения обучающегося в организации данного вида деятельности, владение способами (навыками, приемами, алгоритмами и т. д.) решения учебно-познавательных задач, опыт самостоятельной познавательной деятельности. Формирование коммуникативной и познавательной компетенции учащихся успешно решаются в урочной и внеурочной деятельности при использовании современных образовательных технологий (проблемного, РКМ, деятельностного подхода):

        1. Проблемное обучение предполагает, что ученик становится на какое-то время автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этой технологии формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.

        2. Технология развития критического мышления  создает ситуацию самоутверждения перед обществом, ориентирует на речевую деятельность.

        3. Деятельностный подход. Способствует формированию познавательной активности, учит коллективной деятельности.

        Для успешности работы с указанными технологиями можно использовать групповую работу, работу в парах, коммуникативное взаимодействие в виде дискуссий, диспутов, ролевых игр, нетрадиционные формы уроков, внеурочные занятия, ИКТ-методики.

        Еще, к примеру, игровая технология незаменима на уроках татарского языка в 5–7 классах. Работа в группах, загадки, шарады, решение кроссвордов, эстафеты по рядам способствуют более прочному усвоению знаний, развитию коммуникативных навыков, воспитывают интерес к предмету. Рефлексия мгновенная «это — весело, а это — скучно» (о традиционных формах урока).

         Продуктивными видами работы в обучении татарскому языку можно считать уроки и внеклассные мероприятия нетрадиционной формы: экскурсии, концерты, КВНы, викторины, устные журналы.

        Технологию проблемного обучения можно использовать на уроках татарского языка и литературы во всех ступенях обучения. Проблемные вопросы усложняются, становятся темой обсуждений, дискуссий, заданием для групповой работы, дают возможность высказать свою точку зрения каждому. Особой формой проблемной ситуации на уроке можно считать создание опорных схем, таблиц, графиков. Также использую как вид работы по татарскому языку и литературе ответы на проблемные вопросы как устные, так и письменные. Продуктивное письмо может совершенствоваться только при постоянных упражнениях. При этом необходимо обращать внимание учащихся на то, что данная работа должна представлять собой рассуждение с непременной аргументацией («Я так считаю, потому что…»).

        В процессе применения технологии развития критического мышления  у учащихся формируются умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление. Эта технология всегда направлена на решение конкретной проблемы, использование для этого различных методов и средств, интегрирование знаний и умений учащихся из разных предметных областей.

        Однако для формирования базовых компетенций урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности дает система внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создает ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых. Виды внеклассных мероприятий различны: викторины, конкурсы, литературные вечера, литературный салон, праздники, классные часы. Конечно, подобные мероприятия являются, в первую очередь, развивающими и воспитывающими. Однако подобные формы работы иногда более нацелены на формирование коммуникативной и познавательной компетентности, чем традиционный урок. Кроме того, психоэмоциональные особенности современных школьников наиболее успешно реализуются именно в подобных внеурочных мероприятиях. Мир вокруг современных детей настолько подвижен, мобилен, интерактивен, что иногда традиционные формы урока становятся настоящим психологическим барьером между учителем и учеником, учеником и предметным материалом. Формирование познавательной и коммуникативной компетенции — непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя с 5 по 11 класс. 
       Результативность  эксперимента по применению современных образовательных технологий  показывают стабильно положительные результаты освоения образовательных программ: при успеваемости 100%  качество знаний по татарскому языку  в 2013- 2014 учебном году- 78%; в 2014-2015 учебном году-78%, в 2015-2016 учебном году- 87%; по татарской литературе в 2013- 2014 учебном году-93 %, в 2014-2015 учебном году-97%, в 2015-2016 учебном году- 100%. Эти показатели подтверждают  и результаты внешнего мониторинга: 2013 год- единое компьютерное тестирование в 8 классе- 100% успеваемость и качество знаний, средний балл (4.4), выше республиканского (4); 2014 год- в Едином республиканском тестировании  по татарскому языку  участвовали 100% выпускников 9 класса- успеваемость- 100%, качество знаний-92%, средний балл (3.9) выше республиканского уровня (3.8).  

Ученики активно участвуют  в муниципальных, республиканских, Всероссийских конкурсах, конференциях, олимпиадах и добиваются хороших результатов:

2011 год- 3 место в республиканских Тукаевских чтениях;

2 место во Всероссийском состязании «Зирәк тиен” (“Мудрая белка”);

3 место в Республиканском конкурсе “Габдулла Тукай- яраткан шагыйребез” (“Габдулла Тукай- наш любимый поэт”);

2012 год-3 место в республиканской научно-практической конференции имени

 Ш. Марджани;

3 место во втором открытом Межрегиональном конкурсе “Моя родословная”;

2013 год-1 место на Всероссийской конференции учащихся, студентов и аспиарантов “Татарская лингвокультурология: проблемы и преспективы”;

            3 место на XI межрегиональных юношеских научно- исследовательских чтениях имени К. Насыйри;

            2 место на межрегиональной конференции учащихся по истории и культуре татарского народа и Республики Татарстан;

        2 место на муниципальном этапе республиканской олимпиады школьников по татарскому языку;

        1 место на мунициапльном этапе республиканской олимпиады школьников по татарской литературе;

2 место во Всероссийском состязании «Зирәк тиен” (“Мудрая белка”);

2014 год- 2 место в республиканской научно-практической конференции имени

 Ш. Марджани;

2015 год-победитель и два призера Международной олимпиады по татарскому языку “Татар теле. Инфо”;

        1 место в республиканских Тукаевских чтениях;

        3 место  в межрегиональном межведомственном конкурсе, посвященном 60- летию организации «Газпром трансгаз».

         По опыту работы публикуются работы в научно- методических сборниках: “Воспитание полилингвальной личности в условиях татарской национальной школы”- сборник “Поликультурная образовательная среда”, 2011, издание Министерств образования и науки РФ И РТ; педагогических сайтах; в  научно- педагогическом журнале «Магариф»; проводятся семинары, открытые уроки, выступления перед учителями района,  республики и России:

2011 год- выступление на республиканской научно- практической конференции “Духовно- нравственное воспитание в условиях поликультурной образовательной среды”; 2012, 2014  годы- выступления на секции педагогов республиканской научно- практической конференции имени Ш. Марджани;

2013 год- выступление на IV Всероссийской конференции «Татарская лингвокультурология: проблемы и перспективы»;

2014 год- участие в  республиканском Круглом столе «Төп гомуми белем бирү баскычында татар әдәбияты дәреслекләре: заман таләпләре һәм яңа мөмкинлекләр” (Новые учебники татарской литературы для основной ступени общего образования: требования и возможности);

2015 год- выступление на Международной научно-практической конференции, посвященной 115–летию тюрколога Р. Р. Арат;

        мастер-класс для учителей Российской Федерации в рамках конкурса «Авыл укытучысы»-«Сельский учитель» в Институте развития образования Республики Татарстан;

мастер- класс  в рамках семинара по проблеме «Требования к содержанию и методике преподавания татарского языка и литературе», организованном Институтом развития образования Республики в гимназии № 19 г. Казани;

       

                 Проведённый эксперимент и анализ результативности учебной и внеурочной деятельности учителя татарского языка и литературы МБОУ «Староузюмская основная общеобразовательная школа» Атнинского муниципального района Республики Татарстан Хафизовой Миляуши Рафхатовны показывает динамику результатов по всем составляющим эксперимента, что доказывает успешность применения  учителем  современных образовательных технологийв урочной и внеурочной деятельности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет об итогах работы в рамках экспериментальной площадки «Региональный компонент как важнейшая составляющая образовательного процесса»

Отчетоб итогах работы  в рамках экспериментальной площадки «Региональный компонент как важнейшая составляющая образовательного процесса» ...

отчет по опытно-экспериментальной работе по физике.

работа с учащимися в музее им.А.И.Попова как средство повышения мотивации к учебе....

отчет по опытно-экспериментальной работе по физике.

работа с учащимися в музее им.А.И.Попова как средство повышения мотивации к учебе....

Отчет об опытно-экспериментальной работе по физике.

Работа с учащимися в музее им. А.И.Попова как средство повышения мотивации....

Отчет по итогам инновационной (экспериментальной) работы за 2016-2017 гг

В отчете представлен результат  реализации плана работы  по теме  "Внедрение инновационного педагогического опыта работы в лицее по реализации личностного подхода к обучению и восп...

Инновационный отчет по экспериментальной работе

Наша школа является экспериментальной площадкой. Основное направление- здоровьессбережение. Вся деятельность связана с этой важной работой....