Публичное представление педагогического инновационного опыта
опыты и эксперименты по теме

Калинина Надежда Владимировна

Методическая проблема над которой я работаю в течении последних лет

«Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках химии и биологии для активизации внимания учащихся и повышения мотивации к изучению предмета».

Актуальность

 Считаю, что данная проблема актуальна, так как школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Школа должна подготовить своих выпускников к жизни и деятельности в информационном обществе. Использование ИКТ на уроках химии и биологии — это маленькая крупица в подготовке учащихся к будущей жизни в информационном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_predstavlenie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя химии и биологии МОУ «СОШ № 41»

г.о. Саранск Республики Мордовия

Калининой Надежды Владимировны


Китайская мудрость гласит –

 «Скажи мне, и я забуду,

 покажи мне, и я запомню,

 дай мне сделать самому

и я пойму».

      Методическая проблема над которой я работаю в течении последних лет

«Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках химии и биологии для активизации внимания учащихся и повышения мотивации к изучению предмета».

Актуальность

 Считаю, что данная проблема актуальна, так как школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Школа должна подготовить своих выпускников к жизни и деятельности в информационном обществе. Использование ИКТ на уроках химии и биологии — это маленькая крупица в подготовке учащихся к будущей жизни в информационном обществе.

Цель работы

«ИКТ как форма развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, умеющей самостоятельно добывать знания и их совершенствовать».

Задачи

1.Создание и поддержка у учащихся интереса к химии и  биологии с помощью ИКТ

2. Обеспечить научный подход к изучению химии и  биологии с помощью ИКТ
3. Использовать презентации для наглядного представления учебного материала и расширения кругозора учащихся.
4. Использование  видеофильмов для доступного изложения теоретического материала.
5. Привлечение учащихся к созданию презентаций, видеофильмов и учебных проектов во внеурочное время.
6. Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся.
 

Использование ИКТ помогают мне в успешном решении поставленных задач.

Невозможно научить ребёнка, если ему не интересно, если он не увлечён процессом познания. Активная работа ученика на уроке - залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания. Использование новых информационных технологий в процессе обучения позволяет добиваться качественно более высокого уровня наглядности на уроках, значительно расширяет возможности активизации деятельности школьников, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведёт к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу. 
       Использование компьютера на уроках– это средство (одно из многих!) достижения учебных целей. Это средство, которое обогащает учебный процесс и способствует развитию и личности ученика, и профессионализма учителя.
При обучении химии и биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения практикума.
     Полноэкранные озвученные видеофрагменты с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов, анимированные карты, высококачественные фотографии, графики и диаграммы, интерактивные трехмерные модели и анимационные ролики, позволяющие наблюдать процессы и рассматривать объекты, недоступные для непосредственного наблюдения, - вот далеко не полный перечень возможностей программ, способных превратить изучение химии и биологии в увлекательную и познавательную игру. Система поиска и возможность создания примечаний и закладок на страницах уроков обеспечивает дополнительные удобства при работе с программами. Выполнение практических упражнений с возможностью проверки ответов и работы над улучшением результатов позволяют школьникам с успехом применять данные программы для самостоятельного обучения.
     
В учебной деятельности я широко применяю презентации, DVD, СD диски.

 Имея коллекцию различных презентаций, учебных видеофильмов я исходя из темы урока, цели и задач, корректирую материал презентации (просто показ, демонстрация с предварительным заданием, демонстрация с комментарием учителя или ученика и т.д.) Дети с удовольствием смотрят презентации, особенно если они сопровождаются анимацией и выполняют задания, которые даются мною перед просмотром. 
       Удобно применение компьютерных презентаций ещё тем, что появляется возможность подбирать наглядный материал в необходимом объёме. Можно материал корректировать: удалять ненужные слайды, добавлять новые, заменять иллюстрации на более удачные и т.д.

       Презентация дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами. Использовать это можно на всех этапах урока, и при объяснении нового материала, и при закреплении, и для контроля знаний. Причем, на каждом этапе урока предоставляется возможность огромного выбора материала. Увидев презентацию, учащиеся значительно лучше воспринимают данный материал. 
     
Например, рассматривая на уроках экологические вопросы, нельзя не затронуть вопрос о том, что многие животные и растения занесены в Красную книгу. Одно дело услышать, другое дело посмотреть. И здесь на помощь мне снова приходит презентация. Очень удобно. Компьютер не только создаёт модель явления, но также позволяет изменить условия протекания процесса, просмотреть с оптимальной для усвоения скоростью. Подвижные компьютерные модели помогают учащимся выйти из затруднительного положения – понять явление, которое сложно представить.

       Использую компьютер как средство создания проблемных ситуаций на уроках химии и биологии:
1. Отключаю звук и прошу прокомментировать учеников увиденное на экране. Затем можно либо просмотреть еще раз со звуком, либо не возвращаться к просмотру, в зависимости от того как   учащиеся справились с заданием.

«Что бы это значило?»;
2.  Останавливаю кадр и прошу ученика, проделать мысленный эксперимент, попробовать описать дальнейшее протекание процесса. «А дальше?».
3. Демонстрирую какое-либо явление, процесс и прошу объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так. «Почему?»

      Закрепление нового материала часто осуществляю с помощью ИКТ. Один из эффективных способов – тестирование по изучаемой теме. В компьютерном виде тренировочное решение задач, тестов, непосредственное выполнение контрольной работы ребятам нравится по многим причинам: они сразу получают результат, не теряют времени на оформление, исправления и т.д.

       Использование компьютерной технологии при изучении химии в средней школе открывает широкие возможности для создания и использования сложного наглядно-демонстрационного сопровождения на уроке или при выполнении лабораторной работы.  Кроме того, при повторении пройденного материала ученик самостоятельно воспроизводит все демонстрационные эксперименты, которые учитель показывал на уроке. При этом он может прервать эксперимент, остановить его или повторить ту часть, которая плохо усвоилась. Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету. Я считаю, что использование ИКТ является одним из возможных путей повышения качества знаний.

       Очень широкие возможности открываются перед учителем при использовании ИКТ во внеклассной деятельности. Они помогают сделать мероприятия зрелищными и интересными для учащихся. Использование ИКТ помогает и при проведении исследовательских работ, открываются большие возможности использования цифровых и компьютерных технологий.

       Новые ИТК активно внедряю в исследовательскую деятельность учащихся.  Широко распространённая проектная деятельность представлена в форме презентации, позволила сделать доступным и привлекательным результаты исследовательской работы.


       Мои учащиеся принимают участие в конкурсах проектно-исследовательских работ разного уровня.

НПК «Школьники города науке XXI века в секции «Химия» «Содержание питательных веществ в различных сортах мороженного» Сырова Ольга 9 класс 2011год

НПК «Школьники города науке XXI века секция «Химия» «Школьный мел и его влияние на учителей» Илюшова Анжелика 9 класс 2012г

НПК «Школьники города- науке XXI века» «Ярмарка идей» секция «Химия»

 «Мир моих увлечений» победитель - Мигачев Иван 3 класс 2015 г

НПК «Шаг в будущее», призёр в секции «Естествознание», «Активированный уголь– адсорбент» Горшкова Анастасия 8 класс2015г.

НПК «Шаг в будущее», секция «Естествознание», «Качество макаронных изделий быстрого приготовления» Чернова Валерия 8 класс 2015г

НПК «Шаг в будущее», секция «Математика», «Математика в химии» Автаева Наталья

9 класс 2015г.

НПК «Шаг в будущее», призёр в секции «Естествознание», «Газированные напитки в жизни подростков» Сайгин Никита 9 класс 2016г

НПК «Шаг в будущее», секция «Естествознание», «Шоколад» Чернова Валерия 9 класс 2016г

НПК «Шаг в будущее», призёр в секции «Естествознание», «Содержание железа в яблоках» Нырков Александр 9 класс 2016г


В заключении хочу сказать, что применение ИКТ способствует:

1.Совершенствованию организации преподавания, повышает индивидуализацию обучения.

2.Повышению продуктивности самоподготовки учащихся.

3.Значительно увеличивает объем выполненных на уроке заданий..

4.Ускорению тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики.

5.Усилению мотивации и познавательной активности к обучению.

6.Активизация процесса обучения, возможности привлечения, учащихся к исследовательской деятельности.

7.Стимулирует профессиональный рост и дальнейшее освоение компьютера.

8.Освоение учащимися современных информационных технологий. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности.

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта

В данной работе представлен опыт по использованию алгоритмов на уроках русского языка...

Публичное представление педагогического инновационного опыта "Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках черчения"

Главным условием эффективного осмысленного усвоения знаний и умений учащимися является собственная познавательная деятельность ребенка. Активизация познавательной деятельности - важнейшая задача...

Публичное представление собственного инновационного опыта

Формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления - вот проблема, над которой я работаю. И потом...

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

Публичное представление собственного инновационного опыта

В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого сов...

Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...