Письменный отчет РИП СОКШ №4
материал
Отчет о работе региональной инновационной площадки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6._o_prisvoenii_statusa_rip_1397_ot_25.10.2019.pdf | 306.95 КБ |
6._o_prisvoenii_statusa_rip_1821_ot_30.12.2015.pdf | 1.22 МБ |
6._plan_realizatsii_rip_2020-2021.docx | 77.7 КБ |
6._plan_rip_2020-2021.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
План реализации программы развития МБОУ «СОКШ №4»
на 2020-2021 учебный год
Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4» как комплекс целевых проектов, направленных на реализацию кадетского (казачьего) компонента.
Программа развития, направленная на реализацию кадетского казачьего компонента с учетом учебной, внеучебной деятельности и дополнительного образования, состоит из взаимосвязанных целевых проектов, основанных на федеральных проектах нацпроекта «Образование».
Проект «Культурно-исторические ценности российского казачества в учебной деятельности – как основа информационно-насыщенной социокультурной образовательной среды школы»
Куратор проекта – Шевчук С.Б.
Данный проект разработан в соответствии с федеральными проектами в области образования «Современная школа», «Цифровая образовательная среда». В частности, в федеральном проекте «Современная школа» обозначена задача внедрения на всех уровнях образования нового содержания, новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих повышение мотивации учащихся к обучению и формирование ключевых навыков в области общекультурной компетенции, отвечающих вызовам времени. В федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» обозначен приоритет формирования в школах цифрового образовательного пространства (среды) и использование платформ онлайн-обучения.
Проект «Культурно-исторические ценности российского казачества в учебной деятельности – как основа информационно-насыщенной социокультурной образовательной среды школы» направлен на реализацию кадетского казачьего компонента в учебной деятельности.
Задачи проекта:
1. Разработка модели организации информационно-насыщенной социокультурной среды, состоящей из трех секторов – образование (педагогическая среда), социум (пространство вне школы), культура (духовно-нравственные ценности).
2. Разработка учебно-методических материалов (пособий, сборников, рабочих тетрадей, дневников), цифровых образовательных ресурсов по реализации казачьего кадетского компонента через урочную деятельность; презентация материалов педагогической общественности округа.
3. Включение нового содержания образования (кадетский казачий компонент), его реализация на практике: корректировка рабочих программ по учебным предметам, разработка программ спецкурсов и внеурочной деятельности.
Сроки | Содержание деятельности | Ответственные |
Сентябрь 2020 года | Корректировка рабочих программ по учебным предметам: включение кадетского компонента | Учителя-предметники |
1 | Экспертиза кадетского компонента рабочих программ | Члены методического совета школы Председатель методического совета – Шевчук С.Б. |
До 1.03.2021 года | Создание учебно-методических материалов к программам, реализующим кадетский казачий компонент содержания образования (наполнение фонда цифровой среды школы): | Общее руководство – Шевчук С.Б. |
Электронный сборник методических рекомендаций по реализации казачьего компонента средствами физической культуры | Гончаров А.В. Малюков А.С. Степанов Я.А. Алыпов В.Е. | |
«Сборник сценариев литературных конференций для начальной школы» (ЦОР) | Грибкова Е.Г. Звездина Ф.Х. Шевчук С.Б. | |
«Сборник задач военно-тактической тематики на основе материалов школьного историко-краеведческого музея» (ЦОР) | Кочетков А.О. Матвиец Г.Ф. Редько В.И. | |
«Аудиохрестоматия казачьего фольклора» (ЦОР) | Немальцева А.Н. Коротаева А.Л. Куцуева И.К. Коровина А.С. | |
Историческая аудиохрестоматия по истории и культуре казачества | Соломенникова М.А. Сартасов А.Е. | |
Рабочая тетрадь и электронный читательский дневник «Образ защитника Отечества на страницах детских книг» | Максимова Л.А. Алейникова Т.Г. Таминдарова Л.М. Звездина Ф.Х. Шевчук С.Б. | |
Перевод имеющихся рабочих тетрадей по реализации курсов кадетского казачьего компонента в электронный вид | Зайнуллина Г.Ф. Сартасов А.Е. | |
До 1.04.2021 года | Разработка новых программ специальных курсов, программ внеурочной деятельности, реализуемых через учебный план МБОУ «СОКШ №4»: «Основы научно-исследовательской деятельности в рамках музейной педагогики» «Спасатель. Научись спасать жизнь» | Сартасов А.Е., Леухина Л.Е.
Малюков А.С. Алыпов В.Е. |
Март 2021 | Экспертиза учебно-методических материалов | Члены методического совета школы Председатель методического совета – Шевчук С.Б. |
Декабрь 2020 | Предъявление опыта работы на региональной конференции «Инновационные принципы и подходы организации учебной деятельности в образовательных организациях города Нефтеюганска» (АУ ДПО "Институт развития образования") | Сартасов А.Е. Зайнуллина Г.Ф. Максимова Л.А. Соломенникова М.А. |
В течение года. Предъявление сертификатов о – декабрь, апрель | Публикации учебно-методических материалов по теме проекта в периодических изданиях, сборниках, на образовательных порталах. | Педагогический коллектив школы |
Проект «Казачий компонент в дополнительном образовании как средство самореализации учащихся» (в рамках федерального проекта в области образования «Успех каждого ребенка»)
Куратор проекта – Коровина А.С.
Данный проект разработан в рамках федерального проекта в области образования «Успех каждого ребенка», основополагающей задачей которого обозначено создание доступных условия для воспитания гармонично-развитой и социально-активной личности.
Задачи проекта:
1. Разработка и реализация программ дополнительного образования, направленных на:
1.1. расширение возможностей для практического освоения культурно-исторической среды российского казачества (культура, обычаи, традиции казачества),
1.2. на развитие творческих способностей детей на богатом культурном материале казачества (хореография, хоровое пение, вокал, игра на народных инструментах, декоративно-прикладное творчество),
1.3. на развитие физической выносливости (кружки по военно-прикладным казачьим видам спорта в рамках программы «Казачий сполох»).
2. Разработка учебно-методических материалов и цифровых образовательных ресурсов по реализации казачьего кадетского для учителей и учащихся; их тиражирование.
3. Создание благоприятных возможностей для саморазвития, самосовершенствования и самореализации школьников, раскрытия их потенциальных возможностей и способностей.
4. Развитие системы внеучебных мероприятий событийного характера по развитию и сохранению самобытной культуры казачества и военно-патриотическому воспитанию.
Сроки | Содержание деятельности | Ответственные |
Сентябрь 2020 года | Корректировка рабочих программ дополнительного образования: включение кадетского (казачьего) компонента | Педагоги дополнительного образования |
1-3 октября 2020 года | Экспертиза кадетского компонента программ дополнительного образования | Члены методического совета школы Коровина А.С. Шевчук С.Б. |
До 1.03.2021 года | Создание учебно-методических материалов к программам дополнительного образования, реализующим кадетский казачий компонент содержания образования (наполнение фонда цифровой среды школы): | Общее руководство – Коровина А.С. |
Аудио-энциклопедии «Песенный фольклор казаков Сибири», «Казачьи военные песни», «Казачьи обрядовые песни». | Корнишин И.В. | |
Видео-помощник по боевым движениям казаков «Казачьи шермиции» | Степанов Я.А. Малюков А.С. | |
Методические рекомендации и сборники пьес для постановок казачьего кукольного театра «Казачок» | Куцуева И.К. Коротаева А.Л. | |
Методические рекомендации по курсу «Моя Югра» (изучение основ краеведческой культуры и этнографии родного края, этнографии сибирского казачества) | Науразбаева А.А. | |
Март 2021 | Экспертиза учебно-методических материалов | Члены методического совета школы Коровина А.С. Шевчук С.Б. |
Участие учащихся в конкурсах, конференциях и соревнованиях – как возможность самореализации и успеха | ||
ХМАО – март 2021 Школа – май 2021 | Военно-спортивная игра «Казачий сполох» | Степанов Я.А. Алыпов В.Е. Коровина А.С. |
ХМАО – март 2021 Школа – апрель 2021 | «Лучший казачий кадетский класс Уральского федерального округа» | Гончаров А.В. Малюков А.С. Коровина А.С. |
Школа – 21.09.2020 | Конференция юных исследователей «Шаг в будущее» | Учителя предметники 3-11 классов |
Школа – декабрь 2020 Город – февраль 2021 | Акция «Я – гражданин России» | Классные руководители Организатор – Коровина А.С. |
ноябрь – школа Декабрь, май - город | Конкурс «Моя родословная» (онлайн-формат) | Классные руководители Организатор – Коровина А.С |
В соответствии с планом проведения | Конкурсы научно-исследовательских работ «Менделеевские чтения», «Леонардо», «Сириус», «Грани познания», «Юность. Наука. Культура», «Связь времен» | Организатор – Коровина А.С Секции: Сартасов А.Е. Зайнуллина Г.Ф. Максимова Л.А. Дубовко В.О. Таминдарова Л.М. Звездина Ф.Х. Леухина Л.Е. |
В соответствии с планом проведения | Конкурсы и фестивали детского творчества | Корнишин И.В., Фарафонова Г.М., классные руководители |
Проект «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» (в рамках федерального проекта в области образования «Современные родители»)
Кураторы проекта – Шевчук С.Б., Коровина А.С.
Цель проекта: Использование традиций казачьей семейной педагогики в воспитании и становлении учащихся; преемственность и передача социально-культурного опыта в рамках национальных традиций в российской образовательной системе.
Направления реализации проекта (сформулированные на основании показателей, изложенных в паспорте федерального проекта «Современные родители» национального проекта «Образование», 2019-2024 гг.):
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей учащихся
- Увеличение доли родителей, вовлеченных в образовательный процесс и воспитательную деятельность
- Увеличение доли родителей, участвующих в реализации совместных детско-взрослых проектов в области воспитания
- Повышение активности родителей в участии в органах самоуправления образовательной организации
План мероприятий по реализации проекта:
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
| |||
1 | Создание виртуальной страницы для психолого-педагогического просвещения родителей «Основы казачьей педагогики»:
| Ноябрь 2020 Обновление – ежемесячно | Сартасов А.Е., педагог-организатор Белогурова Е.Ф., учитель русского языка и литературы С.Б. Долгих, представитель прихода храма в честь Святого Луки |
2 | Подготовка и распространение памяток «Традиции семейного казачьего воспитания» | 1-е полугодие 2020-2021 уч.г. | Белогурова Е.Ф., учитель русского языка и литературы С.Б. Долгих, представитель прихода храма в честь Святого Луки |
3 | Консультации для родителей по вопросам семейного воспитания: консультации психолога, социального педагога, представителей Прихода, общественных организаций и силовых структур города | Ежемесячно (по отдельному графику) | Шинкаренко Д.А., педагог-психолог Соловьева И.К., социальный педагог Представители социальных партнеров школы |
4 | Видеолекторий «Семейные ценности» | 1 раз в квартал | Шинкаренко Д.А., педагог-психолог Звездина Ф.Х., учитель начальных классов |
5 | Организация книжных выставок и выставок периодической печати по теме «Традиции казачьего воспитания» | 1 раз в полугодие | Буранова Г.М., библиотекарь Белогурова Е.Ф., учитель русского языка и литературы Коротаева А.Л., учитель начальных классов |
6 | Публикации в СМИ и в школьном медиа-центре «Кадетский (казачий) вестник» статей о традициях семейного казачьего воспитания. Освещение в СМИ мероприятий. | 1 раз в квартал | Зайнуллина Г.Ф., учитель русского языка и литературы |
| |||
1 | Проведение родительских круглых столов, чтений:
| Май 2021 | Шевчук С.Б. Коровина А.С. Классные руководители |
2 | Проведение конкурсов:
| 1-е полугодие 2-е полугодие | Шевчук С.Б. Коровина А.С. Звездина Ф.Х. |
3 | Проведение семейных спортивных соревнований (с использованием традиционных казачьих состязаний) | 2-е полугодие | Учителя физической культуры
|
| |||
1 | Реализация детско-взрослого проекта «Вокальный ансамбль отцов и детей» | Постоянно | Корнишин И.В., педагог дополнительного образования |
2 | Детско-взрослый проект «Казачий кукольный театр «Казачок» | Постоянно Спектакли – 1 раз в четверть | Куцуева И.К., Коротаева А.Л., Шевчук С.Б., Немальцева А.Н., тьюторы кадетских классов |
Проект «Школьный историко-краеведческий музей как полигон информационно-культурной практики учащихся казачьих кадетских классов»
Куратор проекта – Леухина Л.Е.
Цель работы музея: содействие развитию гражданской активности, коммуникативной компетентности, навыков поисково-исследовательской работы учащихся, формированию интереса к истории Родины и уважительного отношения к нравственным ценностям разных поколений.
Задачи:
- Создание условий для активного включения учащихся в поисково-исследовательскую и социально-значимую деятельность, основанную на использовании средств музейной педагогики.
- Создание условий для реализации индивидуальных и коллективных проектов гражданско-патриотической направленности; для проведения социальных практик и социально-значимых дел.
- Организация сбора материала для пополнения фондов школьного историко-краеведческого музея, для создания новых экспозиций.
- Разработка и проведение экскурсий.
- Развитие детского самоуправления через организацию деятельности совета музея.
- Расширение рамок взаимодействия школьного историко-краеведческого музея, школы, семьи и социума для формирования социальных компетентностей и патриотических установок учащихся.
- Использование возможностей интеграции основного и дополнительного образования, осуществляемого через школьный музей, для воспитания активной гражданской позиции школьников.
Структура школьного историко-краеведческого музея
Совет музея | Планирование работы, распределение заданий, проведение заседаний, проверка выполнения заданий | Леухина Л.Е |
Секция экскурсоводов | Подбор материала для тематических экскурсий | Агзамов Р.С. Соломенникова М.А. |
Разработка экскурсий по подобранному материалу | ||
Репетиции с учащимися (основы сценической речи) | ||
Секция архивариусов | Инвентаризация музея: сверка книг учета основного и вспомогательного фонда с имеющимися экспонатами. Учет и хранение имеющихся экспонатов | Нагорных Е.М. Леухина Л.Е. |
Опись витрин (фото и описание) | ||
Поисковая секция | Сбор материала по истории школы (по отдельному плану) | Агзамов Р.С. Соломенникова М.А. |
Сбор материала о старожилах, ветеранах (составить памятку) | ||
Работа с городским архивом | ||
Оформительская секция | Перевод имеющихся материалов в электронный вариант. Создание виртуальной версии музея. | Сартасов А.Е. |
Фото и видеосъемка мероприятий | ||
Подготовка поздравительных открыток, памятных адресов, писем | Беседина Н.И. |
План работы школьного историко-краеведческого музея:
План заседаний совета музея. Куратор – Леухина Л.Е. | |||||
1 | Выборы Совета музея, распределение обязанностей. Планирование работы. | Сентябрь | Леухина Л.Е. | Председатели секций. Актив музея | |
2 | Представление собранного материала к 90-летию округа (выполнение поисковых заданий). Определение плана подготовки новой экспозиции и разработки новых экскурсий к Дню Победы | Декабрь | |||
3 | Отчет председателей секций музея о проведенной работе (в соответствии с планом работы секций, с планом заданий). Корректировка плана на 2-е полугодие. Составление графика встреч «Диалог поколений» | Март | |||
4 | Отчет о работе музея за год. Подготовка к презентации деятельности музея на ученической конференции. Планирование работы (представление плана работы каждой секции) | Май | |||
Организация поисковой работы Кураторы – Агзамов Р.С., Соломенникова М.А. | |||||
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Учащиеся | |
1 | Сбор материалов для создания экспозиции «История родной школы в лицах». | Сентябрь – октябрь | Леухина Л.Е. Классные руководители | Актив | |
2 | Сбор материала к 90-летию ХМАО-Югры для обновления экспозиций (в соответствии с планом подготовки). Сбор материала для пополнения фондов зала боевой славы: о ветеранах, тружениках тыла, о «поколении детей войны», проживающих в городе Нефтеюганске. | ||||
| Сентябрь – декабрь | Соломенникова М.А. | Актив | ||
| Ноябрь | Агзамов Р.С. | Активы классных коллективов | ||
| декабрь – февраль | Классные руководители | Активы классных коллективов | ||
| Март | Леухина Л.Е. Соломенникова Агзамов Р.С. | Активы классных коллективов | ||
4 | Сбор материала для создания тематической экспозиции «Казаки на защите Родины» | ||||
| 2-е полугодие | Соломенникова М.А.
| Актив класса | ||
| Февраль март | Соломенникова М.А.
| Актив класса | ||
5 | Заседания секции поисковой работы | ||||
| Сентябрь | Агзамов Р.С. Леухина Л.Е. | Члены секции поисковой работы | ||
| Октябрь | ||||
| Декабрь | ||||
| Март | ||||
| Май | ||||
Организация экскурсионной работы Кураторы: Агзамов Р.С., Соломенникова М.А. | |||||
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Учащиеся | |
1 | Разработка экскурсий для зала Боевой славы: | ||||
«История Великой Победы» (онлайн-экскурсия) | Сентябрь | Агзамов Р.С., Соломенникова М.А. | Члены секции экскурсоводов | ||
«Боевой путь 308/120 мотострелковой гвардейской дивизии» (онлайн-экскурсия) | Ноябрь | Агзамов Р.С., Соломенникова М.А. | Члены секции экскурсоводов | ||
«История Сталинградского сражения» (онлайн-экскурсия) | 1-5 декабря | Агзамов Р.С., Соломенникова М.А. | Члены секции экскурсоводов | ||
«Битва за Москву» (онлайн-экскурсия) | 15-20 декабря | Агзамов Р.С., Соломенникова М.А. | Члены секции экскурсоводов | ||
«Блокада Ленинграда» | 10-20 января | Агзамов Р.С., Соломенникова М.А. | Члены секции экскурсоводов | ||
«История Курской битвы» | 1-10 февраля | Агзамов Р.С., Соломенникова М.А. | Члены секции экскурсоводов | ||
«Ветераны Нефтеюганска – герои Великой Отечественной войны» | 20-28 февраля | Агзамов Р.С., Соломенникова М.А. | Члены секции экскурсоводов | ||
«Тыл – фронту» (с использованием воспоминаний тружеников тыла, проживающих в г.Нефтеюганске) | Март | Агзамов Р.С., Соломенникова М.А. | Члены секции экскурсоводов | ||
«Война глазами детей» (с использованием воспоминаний жителей Нефтеюганска, относящихся к поколению «детей войны») | Март | Агзамов Р.С., Соломенникова М.А. | Члены секции экскурсоводов | ||
«История одного экспоната» | Апрель | Агзамов Р.С., Соломенникова М.А. | Члены секции экскурсоводов | ||
2 | Разработка экскурсий для зала краеведения | ||||
История родного края (к 90-летию округа) – онлайн-экскурсия (для разных возрастных групп) | 1-е полугодие | Леухина Л.Е. | Члены секции экскурсоводов | ||
3 | Разработка виртуальных экскурсий по истории и культуре казачества | ||||
«Казачество Сибири: от Ермака до наших дней» | Декабрь | Соломенникова М.А. | Члены секции экскурсоводов | ||
«Казачье подворье» | Март | Соломенникова М.А. | Члены секции экскурсоводов | ||
«Становление православия на обском севере» | Апрель | Максимова Л.А. | Члены секции экскурсоводов | ||
«Роль казаков в войне 1812 года» | Декабрь | Сартасов А.Е. | Члены секции экскурсоводов | ||
4 | Организация репетиций с экскурсоводами | 1 раз в неделю | Агзамов Р.С., Соломенникова М.А. | Члены секции экскурсоводов | |
5 | Проведение экскурсий (в соответствии с графиком, составленным по заявкам) | Леухина Л.Е. Агзамов Р.С., | Члены секции экскурсоводов | ||
6 | Заседание секции экскурсоводов. | 1 раз в месяц | Агзамов Р.С., Соломенникова М.А. | Члены секции экскурсоводов | |
| сентябрь | ||||
| Декабрь | ||||
| Февраль | ||||
| Март | ||||
| Апрель | ||||
| Май | ||||
Организация работы с фондами музея Куратор – Нагорных Е.М. Леухина Л.Е. | |||||
1 | Инвентаризация музея: сверка книг учета основного и вспомогательного фонда с имеющимися экспонатами. Опись витрин. Ведение электронной книги учета экспонатов (основной и вспомогательный фонд) | 1-е полугодие | Нагорных Е.М. Агзамов Р.С. | Члены секции архивариусов | |
2 | Систематизация имеющихся фондов:
| Декабрь Январь-февраль Март-апрель Май | Леухина Л.Е. | Члены секции архивариусов | |
3 | Учет и хранение вновь поступающих экспонатов (внесение в книгу учета, описание). | По мере поступления | Леухина Л.Е. | Члены секции архивариусов | |
Организация деятельности секций оформителей и переписки Кураторы –Беседина Н.И. | |||||
1 | Подготовка поздравительных открыток, памятных адресов, писем к праздникам и памятным датам:
| Декабрь Февраль Апрель | Беседина Н.И. | Члены секции переписки | |
2 | Перевод материалов музея в электронный вариант: Зал Боевой славы: фотографии экспонатов музея, размещенных в витринах, составление описи экспоната (виртуальные витрины) Зал истории образования: фотографии экспонатов, витрин | В течение года | Сартасов А.Е. | Члены секции оформителей | |
3 | Оформление сменных стендов и экспозиций | По мере подготовки материалов поисковой секцией | Леухина Л.Е. | Члены секции оформителей | |
4 | Систематическое обновление сайта «Ветераны Нефтеюганска.РФ» | Один раз в месяц | Зайнуллина Г.Ф. | Члены секции оформителей | |
5 | Заседания секции оформителей и переписки | Беседина Н.И. | Члены секции оформителей и переписки | ||
| Сентябрь | ||||
| Декабрь | ||||
| Март | ||||
| Апрель | ||||
| Май |
Реализация проектов гражданско-патриотической направленности, социально-значимых дел | ||||
1 | Проект «Совет ветеранов он-лайн» (ведение сайта «Ветераны Нефтеюганска.РФ»). | В течение года | 11к класс | |
2 | Проект «Виртуальный музей» (панорамная экскурсия по залам и архивам музея, презентация экспонатов (как отдельный ресурс сети интернет) – для расширения границ посетителей музея без ограничения территориальным принципом). | В течение года | Инициативная группа Сартасов А.Е. Агзамов Р.С. | |
3 | Социальный проект «Я поведу тебя в музей» (организация игр по станциям, квестов в рамках шефской деятельности) | Игры – 1 раз в четверть | 10к класс
| |
4 | «Уроки живых свидетелей истории» (встречи в представителями ветеранских организаций города: «Совет ветеранов», «Общество старожилов», «Ветераны Чернобыля», «Союз ветеранов Афганистана» | В течение года (по составленному графику) | 2-11 классы | |
5 | Разработка учебно-исследовательских проектов гражданско-патриотической направленности. | В течение года | 3-11 классы | |
Разработка новых виртуальных проектов гражданско-патриотической направленности | ||||
1 | «Виртуальный музей истории и культуры российского казачества» | Оцифровка имеющихся экспонатов, использование возможностей виртуальных музеев России по истории казачества, освоение и использование в деятельности технологии подготовки и проведения виртуальных экскурсий и пр. Участие в дистанционном конкурсе «Музеи в интернет-пространстве». | ||
2 | «Виртуальная библиотека «Казачья слава» | Использование возможностей Всероссийской виртуальной библиотеки по истории казачества; создание собственной виртуальной библиотеки семейного чтения «Образ защитника Отечества на страницах детских книг» (перевод имеющихся ресурсов в электронный вид, размещение в общем доступе школьной сети) | ||
3 | Виртуальная выставка «Творческие увлечения ветеранов и старожилов» | Панорамные съемки домашних коллекций, запись и оцифровка интервью с авторами коллекций, изделий, создание портала в сети. |
Проект «Летний лагерь с казачьим компонентом «Патриот» как средство реализации спортивно-патриотического воспитания учащихся»
Куратор проекта – Малюков А.С.
Для эффективного решения проблем патриотического воспитания, социализации, профессионального и личностного самоопределения необходим комплексный подход, предполагающий вовлечение учащихся в непрерывный процесс, расширение границ среды, обеспечивающей развитие патриотизма и гражданственности как стержневых качеств личности. Важно, чтобы деятельность школы по патриотическому воспитанию носила комплексный непрерывный характер, в том числе охватывала летнюю оздоровительную кампанию. Так, возникла идея создания на базе школы летнего оздоровительного лагеря с кадетским казачьим компонентом «Патриот».
Проект «Летний лагерь с казачьим компонентом «Патриот» как средство реализации спортивно-патриотического воспитания учащихся» является составляющей программы развития школы. Он направлен на совершенствование системы патриотического воспитания, закрепление практических и теоретических навыков учащихся, полученных в урочной деятельности и через дополнительное образование, в условиях летнего отдыха.
Проект «Добровольчество и волонтерство как инструмент гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, профессионального и личностного самоопределения» (в рамках федерального проекта в области образования «Социальная активность»)
Кураторы проекта – Леухина Л.Е., Науразбаева А.А., Соловьева И.К.
В федеральном проекте в области образования «Социальная активность», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204, поставлена задача: «создание условий для поддержки общественных инициатив и проектов в сфере добровольчества (волонтерства)».
В Ханты-Мансийском автономном округе разработана «Концепция развития добровольчества в ХМАО-Югре» (утвержденная распоряжением правительства ХМАО-Югры 20.11.2017 №612-рп, в редакции распоряжения правительства ХМАО-Югры от 31.08.2018 №438-рп), которая призвана способствовать активизации важнейшего для общества и государства ресурса – социально ответственного инициативного гражданина и направлена на создание благоприятных условий для развития добровольческой (волонтерской) деятельности.
Кадетский казачий компонент является эффективным ресурсом развития добровольчества и волонтерства, так как он рассматривается как система элементов социального и творческого опыта добровольческой деятельности, обеспечивающая освоение первичных общеполитических знаний, опыта служения Отечеству, воспитание милосердия, формирование гражданско-патриотической и духовно-культурной компетентности учащихся кадетских казачьих классов.
Данный проект предусматривает реализацию волонтерского движения по нескольким направлениям: событийное, культурное, социальное, медиа-волонтерство.
Событийное волонтерство – добровольческая деятельность на спортивных, социокультурных, образовательных и иных мероприятиях местного, регионального, федерального уровней.
Культурное волонтерство – добровольческая деятельность, направленная на сохранение и продвижение культурного достояния, создание атмосферы открытости и доступности культурных пространств, популяризацию культурной сферы среди молодежи и сохранение исторической памяти.
Социальное волонтерство – добровольный труд, направленный на решение социальных проблем.
Медиа-волонтерство – добровольческая деятельность людей любого возраста, заинтересованных в занятии журналистским творчеством, стремящихся получить базовые знания в области журналистики.
Куратор направления – Леухина Л.Е.
План деятельности по развитию добровольчества и волонтерства МБОУ «СОКШ №4»
№ | направление | содержание | сроки | ответственные | ||
1 | Создание единого интернет-ресурса для освещения деятельности волонтеров – как раздел медиапроекта «Кадетский (казачий) вестник». | Репортажи о деятельности волонтеров, привлечение новых желающих | В течение года Обновление – не реже 1 раза в месяц | Зайнуллина Г.Ф. | ||
2 | Ведение базы данных «Рука друга» (информация о нуждающихся в добровольческой помощи) | Как основание для проведения акций и оказания добровольческой поддержки. | В течение года Обновление – не реже 1 раза в месяц | Соловьева И.К., социальный педагог | ||
3 | Участие во всероссийской акции «Добровольцы детям» | Социальная практика «Казачьи забавы для малышей» (организация игровых проектов в начальной школе, в дошкольных учреждениях) | В течение года 1 раз в месяц | Немальцева А.Н., Таминдарова Л.М. | ||
4 | Проведение школьного этапа Всероссийского конкурса «Доброволец России» | Выявление лидеров волонтерского движения в школе, поощрение лучших волонтеров | Октябрь | Леухина Л.Е.
| ||
5 | «Мастерская волонтера» | Дискуссионная площадка по обмену опытом в области волонтерской деятельности | 1 раз в полугодие | Леухина Л.Е. | ||
6 | Участие в деятельности «Школы волонтера» | Обучение волонтеров | В течение года | Леухина Л.Е. | ||
8 | Распространение среди детей и молодежи культуры волонтерства (добровольчества) через включение в социальные практики различной направленности | |||||
8.1 | Социальное направление: Воспитание милосердия, осознания необходимости заботы о людях с особыми социальными потребностями и ограниченными возможностями | «На службе добра» Организация досуговых мероприятий (концертов, спектаклей, фестивалей, выставок), творческих мастерских («Умная кисточка», «Лучики в ладошках»), оказание помощи и поддержки детям-инвалидам, а также членам общества инвалидов. | В течение года (по отдельному плану) | Исполнители: Дубовко В.О. Редько В.И. Партнеры: Реабилитационный центр «Детство», городское общество инвалидов | ||
8.2 | Социальное направление: социокультурная реабилитация детей, находящихся в сложной жизненной ситуации | «Рука друга» Оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации | В течение года (по отдельному плану) | Исполнитель: Соловьева И.К., социальный педагог Партнер: БУ "Нефтеюганский Центр Социальной Помощи Семье и Детям" | ||
8.3 | Социальное направление (в рамках Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы»): формирование у учащихся социальной компетентности и опыта конструктивного гражданского поведения, воспитание милосердия | «Забота» Шефство над ветеранами, тружениками тыла, пожилыми людьми, проживающими в городе (в рамках Всероссийской акции «Твори добро») | В течение года (по отдельному плану) | Исполнители: Классные руководители Партнеры: Совет ветеранов города Нефтеюганска Городское общество старожилов Городское казачье общество | ||
8.4 | Событийное направление: формирование общественно-политических взглядов подростков, воспитание гражданского самосознания. | «Диалог поколений» Творческие встречи в клубе фронтовых друзей. Городская акция «Встреча 3-х поколений». Встречи, посвященные памятным героическим датам истории Родины. Встречи учащихся с людьми разных профессий. Совместные концерты, экскурсии, выставки, конференции. | 1 раз в четверть | Исполнители: Алейникова Т.Г. Коротаева А.Л. Редько В.И. Дубовко В.О. Партнеры: Совет ветеранов города Нефтеюганска Городское общество старожилов Общественная организация «Офицеры России» | ||
8.5 | Медиа-направление: активное использование информационно-телекоммуникационных сетей и медиатехнологий для развития гражданской активности и патриотизма учащихся. | Медиа-центр «Кадетский/ казачий вестник» (виртуальный проект). Информирование участников по актуальным вопросам кадетского и казачьего движения; выявление и формирование общественного мнения; проведение благотворительных медиа-акций. | В течение года | Исполнители: Зайнуллина Г.Ф. Леухина Л.Е. Партнеры: ТРК «Юганск» Газета «Здравствуйте, нефтеюганцы» | ||
8.6 | Культурное направление: организация благотворительных концертов, спектаклей, в том числе на основе казачьего фольклора. Создание возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого, сохранение культурного наследия и историко-культурной среды. | «Мы этой памяти верны» Творческая деятельность, способствующая самореализации и самоопределению учащихся. Проведение концертов для населения города (для ветеранов, старожилов и пр.). Участие в добровольческих акциях «Песни Победы», «Георгиевская ленточка» | Апрель-май | Исполнители: Корнишин И.В. Фарафонова Г.М., педагоги дополнительного образования, классные руководители Партнеры: ДМШ имени В.В.Андреева, ТО «Культура», городское казачье общество, приход храма Святого Духа |
Проект «Социальное партнерство как эффективное средство повышения патриотического воспитания, самореализации и самоопределения учащихся» (в рамках федерального проекта в области образования «Социальная активность»)
Куратор проекта – Леухина Л.Е.
Одной из основных задач программы развития МБОУ «СОКШ №4» (в соответствии с федеральным проектом национального проекта в сфере образования «Социальная активность», а также приоритетными направлениями государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы») является совершенствование форм и механизмов социального партнерства (в том числе с использованием интерактивных и сетевых форм взаимодействия) с целью приобретения опыта социально-значимой деятельности, формирования активной гражданской позиции учащихся, с целью популяризации идей патриотизма и консолидации усилий в области патриотического воспитания.
№ | Содержание | Сроки | Ответственные | |
1 | Закрепление социальных партнеров за классными коллективами | До 2.09.2020 | Шевчук С.Б. | |
2 | Составление плана совместных мероприятий и согласование с социальными партнерами | До 23.09.2020 | Классные руководители | |
3 | Реализация планов совместных мероприятий | В течение учебного года (не менее 1 события в четверть – в том числе в формате онлайн) | Классные руководители | |
4 | Фотоотчеты о проведенной работе | Декабрь Май | Классные руководители | |
№ | Социальные партнеры | Кл. | Классный руководитель | Содержание совместной деятельности |
1 | Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Российской Федерации | 4к1 9к1 10к | Коротаева А.Л. Редько В.И. Белогурова Е.Ф. | Реализация совместного проекта «Диалог поколений» (встречи – не реже 1 раза в четверть) Поздравление с юбилейными и праздничными датами Совместные праздники |
2 | Общество старожилов города Нефтеюганска | 8к1 9к | Беседина Н.И. Кузнецова Л.С. | Реализация совместного проекта «Диалог поколений» (встречи – не реже 1 раза в четверть) Поздравление с юбилейными и праздничными датами Совместные праздники |
3 | Нефтеюганское городское казачье общество | 8к 7к | Соломенникова М.А. Агзамов Р.С. | Реализация плана совместных мероприятий |
4 | Реабилитационный центр «Детство» Городское общество инвалидов | 4к 7к1 9а | Таминдарова Л.М. Дубовко В.О. Науразбаева А.А. | Реализация проекта «Лучики в ладошках» (по плану совместных мероприятий) |
5 | МРО «Приход храма Святого духа» | 3к 10к1 | Максимова Л.А. Немальцева А.Н. | Реализация плана совместных мероприятий |
6 | МЧС ОМВД России по городу Нефтеюганску «Росгвардия» | 5к 6к | Малюков А.С. Кочетков А.О. | Реализация плана совместных мероприятий |
7 | Сетевое взаимодействие с кадетскими школами, корпусами; с музеями по казачеству | 11к | Зайнуллина Г.Ф. | Организация сетевого взаимодействия |
8 | БУ «Нефтеюганский Центр Социальной Помощи Семье и Детям» | 5а 8а 7а | Соловьева И.К. Бахтигараева И.И. Петрова Т.В. | Реализация проекта «Рука друга» (организация благотворительных акций) |
9 | МБУК «Городская библиотека» | 2к 4а 6а | Матвиец Г.Ф. Еланцева А.А. | Реализация проекта «Самый читающий класс» (1 раз в четверть) |
10 | НГ МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа имени В.В. Андреева» | 5к1 3к1 |
| Реализация проекта «Детская филармония» (1 раз в четверть) |
11 | МАДОУ №10 «Гусельки» | 2а 4а | Звездина Ф.Х. Еланцева А.А. | Реализация совместного творческого проекта «Мы – жителю Югры» (1 раз в четверть) |
12 | МАДОУ №26 «Радость» | 2к1 6к1 | Куцуева И.К. Саморукова С.К. | Реализация совместного проекта «Растим патриотов» (1 раз в четверть) |
Проект «Школа профессионального мастерства воспитателей кадетских классов» (в рамках федерального проекта в области образования «Учитель будущего»)
Кураторы проекта – Шевчук С.Б., Коровина А.С.
Цель: Создание системы методического сопровождения педагогов, участвующих в реализации программы (апробация и внедрение современных методик, технологий патриотического воспитания с учетом этнокультурной среды для эффективной работы по реализации кадетского казачьего компонента содержания образования; совершенствование системы повышения квалификации педагогов в области патриотического воспитания).
План мероприятий по повышению квалификации и обобщению опыта педагогов в области реализации казачьего кадетского компонента
№ | Тематика дополнительного профессионального образования | Учреждение | Сроки | Количество педагогов |
Повышение квалификации в области проектирования систем военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся кадетских казачьих классов | ||||
1 | Дополнительное профессиональное образование педагогов допобразования в области организации военно-патриотического воспитания | МГПУ | 1-е полугодие | 4 чел. |
3 | Кластер непрерывного казачьего образования: сетевая площадка повышения квалификации «Казачество на службе России» (серия курсов казачьей педагогики) | ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К. Разумовского» | В течение года | 8 чел. |
Повышение квалификации в области современных образовательных и воспитательных технологий по патриотическому воспитанию, по реализации кадетского казачьего компонента | ||||
3 | Духовно-нравственная культура народов России: православная культура | Учебно-методический портал «Учитель» | В течение года | 3 чел. |
5 | Воспитание гражданина и патриота средствами музейной педагогики, поисковой, исследовательской деятельности и краеведческой работы | Учебно-методический портал «Учитель» | В течение года | 1 чел. |
План по обобщению и предъявлению опыта по реализации программы
№ | Уровень | Мероприятие | Сроки | Участники |
1 | Школьный | Составление перспективного плана профессионального роста педагогов, направленного на освоение современных технологий воспитания и образования с учетом этнокультурной среды для эффективной работы по реализации программы. | 2-15.09.2020 | Педагогический коллектив (100%) |
Предъявление учебно-методических разработок, материалов методическому совету школы | Март 2021 | Педагоги | ||
2 | Муниципальный | Круглый стол в рамках Рождественских образовательных чтений с представителями общественных организаций, с городским казачьим обществом, с представителями Прихода храма Святого Духа | Ноябрь 2020 год | Учителя-предметники Тьюторы кадетских классов |
3 | Региональный | Выступления педагогов на Епархиальных образовательных рождественских чтениях | Декабрь 2020 | Учителя-предметники Тьюторы кадетских классов |
4 | Всероссийский | Публикации учебно-методических материалов, отражающих кадетский казачий компонент, в периодических изданиях, сборниках, на образовательных порталах (не менее 10-ти публикаций в год):
Сетевые периодические издания «Учительский журнал он-лайн», «Основа», «Педагогическая газета» и пр. | В течение года | Педагогический коллектив |
Дистанционные всероссийские конкурсы педагогического мастерства в области патриотического и духовно-нравственного воспитания | В течение года | Педагогический коллектив |
Предварительный просмотр:
Календарный план реализации программы деятельности региональной инновационной площадки на 2020-2021 учебный год
«Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся» (как комплекс целевых проектов, основанных на федеральных проектах национального проекта «Образование»)
Сроки реализации | Содержание деятельности |
Август - сентябрь 2020 | Анализ эффективности сложившейся в школе системы патриотического воспитания и кадетского образования. Выявление актуальных проблем, обоснование путей решения. |
Август - сентябрь 2020 | Коррекция состава рабочей группы по реализации инновационной программы. Рабочая группа:
|
Октябрь-ноябрь 2020 | Корректировка модели сетевого взаимодействия МБОУ «СОКШ №4» как координационного центра по военно-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся. |
Октябрь-декабрь 2020 | Разработка пакета документов (включающих договоры, соглашения и перспективные планы сотрудничества) по взаимодействию с социальными партнерами школы с целью популяризации идей патриотизма и консолидации усилий в области патриотического воспитания. |
В течение 2020-2021 учебного года (в соответствии с отдельными планами-графиками реализации по периодам) | Практическая реализация целевых проектов в рамках программы: |
Проект «Культурно-исторические ценности российского казачества в учебной деятельности – как основа информационно-насыщенной социокультурной образовательной среды школы» | |
В течение всего практического этапа | Проектирование содержания образования с кадетским казачьим компонентом как совокупность взаимосвязанных этапов всех субъектов образовательной деятельности, которое обеспечит оптимальное сочетание федеральных государственных образовательных стандартов общего образования с дисциплинами, отражающими сущность культуры казачества; включая изучение конкретных наук как специальных отраслей знания (пропедевтику) в начальной школе, предпрофильную подготовку в основной школе и профилизацию в старшей школе. |
В течение всего практического этапа | Организация информационно-насыщенной образовательной среды учреждения, наполнение учебно-методическими материалами всех ее кластеров |
Август-сентябрь 2020 До декабря 2020 | Включение нового содержания образования (кадетский казачий компонент) в 100% рабочих программ по учебным предметам, в 75% программ спецкурсов и внеурочной деятельности. Реализация данных программ. Разработка программ специальных курсов, позволяющих учащимся осуществлять индивидуальный выбор в рамках предпрофильного и профильного обучения с учетом специфики кадетской школы (сектор «Самоопределение»). |
В течение всего практического этапа | Обеспечение программ современным учебно-методическим инструментарием (пособия, сборники, рабочие тетради, дневники – в электронной базе ЦОР). Расширение фонда авторских учебно-методических материалов из опыта работы педагогов школы. |
В течение всего практического этапа | Улучшение материально-технической базы школы в области цифровизации (в соответствии с перспективным планом приобретений). |
Апрель 2021 | Семинар «Воспитать гражданина» (обобщение опыта работы, проведение открытых уроков, внеурочных занятий и внеучебных мероприятий по реализации кадетского казачьего компонента как средства социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся). |
Проект «Казачий компонент в дополнительном образовании как средство самореализации учащихся» | |
Август-сентябрь 2020 | Включение кадетского казачьего компонента во все разделы учебного плана дополнительного образования с целью расширения возможностей для практического освоения культурно-исторической среды российского казачества. |
В течение всего практического этапа (в соответствии с учебным планом дополнительного образования и расписанием) | Реализация программ дополнительного образования, направленных на расширение возможностей для практического освоения культурно-исторической среды российского казачества (культура, обычаи, традиции казачества), на развитие творческих способностей детей на богатом культурном материале казачества (хореография, хоровое пение, вокал, игра на народных инструментах, декоративно-прикладное творчество), на развитие физической выносливости (кружки по военно-прикладным видам спорта). |
В течение всего практического этапа (в соответствии с планом графиком событийных мероприятий) | Практическая реализация системы внеучебных мероприятий событийного характера, способствующих патриотическому воспитанию, самоопределению и социализации учащихся (план-график событийных мероприятий содержится в программе) |
В течение всего практического этапа (в соответствии с планом графиком конкурсов и олимпиад) | Организация конкурсов, соревнований, олимпиад (в том числе с использованием дистанционных форм и сетевых платформ) патриотической и духовно-нравственной направленности. |
Проект «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» | |
Сентябрь-октябрь 2020 Обновление – ежемесячно. | Создание виртуальной страницы для психолого-педагогического просвещения родителей «Основы казачьей педагогики»:
|
1 раз в четверть | Консультации для родителей по вопросам семейного воспитания: консультации психолога, социального педагога, представителей Прихода, общественных организаций и силовых структур города. Видеолекторий «Традиционные семейные ценности» |
В течение всего практического этапа | Реализация совместных детско-взрослых проектов в области воспитания через поддержку традиционных казачьих устоев семьи:
|
Май 2021 | Видеоконференция «Традиции семейного воспитания. Презентация семейных традиций» |
Регулярно (1 раз в полугодие) | Публикации в СМИ материалов из опыта семейного воспитания |
Проект «Школьный историко-краеведческий музей как полигон информационно-культурной практики учащихся» | |
Реализация виртуальных проектов:
| |
В соответствии с планом работы музея (регулярно) | Социальный проект «Я поведу тебя в музей» (организация игр по станциям, квестов в рамках шефской деятельности) |
Апрель 2021 | Вебинар для педагогов дополнительного образования «Виртуальный музей казачьей славы. Технология разработки и организация деятельности» |
Проект «Социальное партнерство как эффективное средство повышения патриотического воспитания, самореализации и самоопределения учащихся» | |
В течение всего практического этапа | Внедрение модели сетевого взаимодействия школы как координационного центра по созданию и развитию социокультурной образовательной среды. Реализация планов совместной деятельности. Увеличение сетевых партнеров. Апробация новых направлений и форм сотрудничества (в том числе дистанционных) с социальными партнерами. Сетевое взаимодействие с образовательными организациями Уральского федерального округа. |
Проект «Добровольчество и волонтерство как инструмент гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, профессионального и личностного самоопределения» (ФП «Социальная активность») | |
В течение всего практического этапа | Организация волонтерского движения в школе по нескольким направлениям: событийное, культурное, социальное, медиа-волонтерство. |
С сентября 2019 года - постоянно | Создание единого интернет-ресурса для освещения деятельности волонтеров – как раздел медиапроекта «Кадетский (казачий) вестник». |
Октябрь 2020 Апрель 2021 | Предъявление опыта работы по организации волонтерского движения в рамках конференции «Школа волонтера» |
Реализация проекта «Школа профессионального мастерства педагогов кадетских классов» (в рамках федерального проекта в области образования «Учитель будущего») | |
В течение 2020-2021 учебного года | Информационно-консультативное и научно-методическое сопровождение педагогов, участвующих в реализации программы, по освоению современных технологий воспитания и образования с учетом этнокультурной среды. Дистанционная методическая поддержка учителей (организация вебинаров, сетевых метапредметных лабораторий, дистанционных проектов, онлайн-школ и консультаций). |
Октябрь - ноябрь 2020 | Участие во 2-й международной конференции «Проектные практики в области гражданского образования» |
Заключение договоров – 1-полугодие 2020 Обучение – на протяжении всего этапа | Заключение договоров на командное обучение сотрудников с сетевыми центрами повышения квалификации: образовательный медиа-центр «АКТИОН МЦФЭР», «Кластер непрерывного казачьего образования». Расширение партнерских организаций, оказывающих услуги по повышению квалификации по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания. |
В течение 2020-2021 учебного года (по отдельным графикам) | Расширение фонда авторских учебно-методических материалов из опыта работы педагогов школы по вопросам самореализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся на основе культурно-исторических ценностей российского казачества (перечень представлен в программе); |
В течение 2021-2022 учебного года. | Разработка и тиражирование для массового использования учебно-методических комплектов по программам с казачьим кадетским компонентом. |
В течение всего периода | Организация деятельности сетевых творческих групп педагогов по разработке и апробации эффективных форм урочной и внеурочной деятельности. |
Ноябрь 2020 | Выступления с предъявлением опыта на Епархиальных образовательных рождественских чтениях (Ханты-Мансийск, Нефтеюганск) |
Декабрь 2020 Февраль 2021 | Выступления на межрегиональных педагогических чтениях «Реализация казачьего кадетского компонента в образовательной деятельности» (Екатеринбург, екатеринбургский кадетский корпус) Выступления на межрегиональных педагогических чтениях «Организация проектной деятельности в реализации стратегии воспитательной работы» (Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет) |
Постоянно | Публикации учебно-методических материалов по теме инновационной деятельности в периодических изданиях, сборниках, на образовательных порталах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письменный отчет к аттестации учителя истории и обществознания
Письменный отчет Степаненко Галины Олеговны учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №6 об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе....
Письменный отчет Сусловой Ирины Викторовны, об использовании информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
Химия – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Успешно овладеть даже базовым уровнем школьного курса химии непросто.Поэт...
2017 год 2.4 Аналитический отчет МБОУ "СОКШ № 4" о деятельности Региональной инновационной площадки
...
Письменный отчет об использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности
Письменный отчет об использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности...
Письменный отчет РИП МБОУ СОКШ №4
Письменный отчет РИП...
Письменный отчет "Об использовании современных образовательных технологий"
ПИСЬМЕННЫЙ ОТЧЕТ об использовании Сабановой Людмилой Владимировной современных образовательных технологий в образовательном процессе и эффективность их применения...