2017 год 2.4 Аналитический отчет МБОУ "СОКШ № 4" о деятельности Региональной инновационной площадки
опыты и эксперименты
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Институт развития образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»
города Нефтеюганска
Отчет
о работе по реализации инновационного проекта (программы)
«Духовно-нравственные ценности и культурно-исторические традиции российского казачества и кадетского движения как средство воспитания, развития и социализации учащихся»
За 2015 – 2016 учебный год
Структура отчета
№ п/п | Наименование раздела | |
I. | Общие сведения об образовательной организации | |
II. | Фактическая часть | |
2.1 | События | |
2.2 | Организации-партнеры | |
2.3 | График реализации проекта (программы) | |
III. | Аналитическая часть | |
3.1 | Описание текущей актуальности продуктов | |
3.2 | Продукты | |
3.3 | Описание методов и критериев мониторинга качества проекта | |
3.4 | Достигнутые результаты | |
3.5 | Достигнутые эффекты | |
3.6 | Список публикаций | |
3.7 | Информация в СМИ | |
IV. | Задачи на 2016-2017 учебный год | |
V. | Приложения |
- Общие сведения об образовательной организации
1.1 | Муниципальное образование | Нефтеюганск |
1.2 | Населенный пункт (указать полностью) | Нефтеюганск |
1.3 | Полное наименование образовательной организации (в соответствии с лицензией) | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4» города Нефтеюганска |
1.4 | Юридический/почтовый адрес | 628307, г.Нефтеюганск, 7-й микрорайон, здание 31. |
1.5 | Ф.И.О. руководителя образовательной организации (указать полностью) | Степкина Людмила Ивановна |
1.6 | Контакты (приемной): телефон | 8 (3463) 270699 |
1.7 | ||
1.8 | Адрес официального сайта образовательной организации в сети Интернет |
- Состав проектно-инициативной группы, опыт участия в реализации инновационного проекта
№ п/п | Ф.И.О. сотрудника | Должность в образовательной организации | Функционал специалиста в рамках инновационной деятельности (руководитель проекта, куратор, член проектной группы и пр.) |
Степкина Людмила Ивановна | Директор | Управление реализацией программы. | |
Шевчук Светлана Борисовна | Заместитель директора | Координация деятельности региональной инновационной площадки. | |
Коровина Алена Сергеевна | Заместитель директора | Организация деятельности педагогов дополнительного образования; летнего оздоровительного военно-патриотического лагеря «Патриот». Курирование работы школьного историко-краеведческого музея. | |
Томина Юлия Валерьевна | Заместитель директора | Планирование, организация и контроль образовательной деятельности в кадетских классах по приоритетным направлениям программы. | |
Анисимова Марина Васильевна | Заместитель директора | Финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение программы | |
Кукленкова Ксения Андреевна | Педагог-организатор | Организация волонтерского движения, социальных практик учащихся кадетских классов, деятельности школьного пресс-центра | |
Зайнуллина Галина Файзулловна | Учитель русского языка и литературы, педагог-организатор | Организация социальных практик учащихся, организация проектной деятельности. | |
Стригин Владимир Олегович | Учитель истории и обществознания | Член проектной группы | |
Соломенникова Марина Александровна | Учитель истории и обществознания, тьютор кадетского класса | Член проектной группы | |
Сартасов Анатолий Евгеньевич | Учитель истории и обществознания, педагог-организатор | Организация деятельности школьного историко-краеведческого музея. | |
Гончаров Александр Владимирович | Учитель физической культуры | Организация занятий по строевой подготовке, проведение соревнований по военно-прикладным и традиционным казачьим видам спорта, подготовка команд к окружным и всероссийским соревнованиям | |
Степанов Яков Анатольевич | Учитель физической культуры | Организация занятий по строевой подготовке, проведение соревнований по военно-прикладным и традиционным казачьим видам спорта, подготовка команд к окружным и всероссийским соревнованиям | |
Малюков Андрей Сергеевич | Учитель физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности; педагог-организатор | Организация внеучебной деятельности по физкультурно-спортивному и военно-патриотическому направлениям | |
Максимова Леся Анатольевна | Учитель начальных классов, тьютор кадетского класса | Член проектной группы | |
Белогурова Елена Филимоновна | Учитель русского языка и литературы, тьютор кадетского класса | Член проектной группы | |
Ледяева Елена Юрьевна | Учитель технологии, тьютор кадетского класса | Член проектной группы | |
Шамко Людмила Федоровна | Педагог дополнительного образования | Реализация специализированных программ дополнительного образования с кадетским казачьим компонентом |
- Фактическая часть
2.1. События
Название события | Дата проведения | Количество участников педагогов /обучающихся | Ссылка на информацию о событии |
Муниципальный уровень | |||
Семинар «Патриотическое воспитание: традиции, опыт, инновации» (обобщение опыта работы направлению деятельности региональной инновационной площадки) | Сентябрь 2015 | 60 педагогов; 120 учащихся | |
Мастер-класс для педагогов «Организация исследовательской и социально-значимой деятельности учащихся на базе школьного историко-краеведческого музея». | Ноябрь 2015 | 12 педагогов-организаторов школ города; 36 учащихся | http://soksh4ugansk.ru/regionalnaya-innovacionnaya-ploshadka |
Событийное мероприятие «День рождения кадетских классов. Посвящение в кадеты» | Февраль 2016 | 450 учащихся; 56 педагогов; 500 родителей | http://ugra-news.ru/article/18022016/25839 |
Школьная методическая конференция. Предъявление опыта работы педагогов по реализации задач региональной инновационной площадки | Апрель 2016 | 7 докладчиков-педагогов; 8 учащихся; 40 слушателей | Материалы школьного сайта http://soksh4ugansk.ru/regionalnaya-innovacionnaya-ploshadka |
Городской конкурс проектов по основам религиозных культур и светской этики. | Апрель 2016 | 5 участников | |
Событийное мероприятие «Рассвет Победы» | Май 2016 | 450 учащихся; 56 педагогов; | |
Событийное мероприятие «Мы этой памяти верны» (концерт для ветеранов войны, тружеников тыла, старожилов города) | Май 2016 | 450 учащихся; 56 педагогов; | |
Муниципальные «Кирилло-Мефодиевские чтения». Представление детских исследований духовно-нравственной тематики | Май 2016 | 2 ученика-докладчика; 25 учащихся-слушателей | http://ugraeparhia.ru/vii-kirillo-mefodievskie-yunosheskie-chteniya-v-nefteyuganske/ |
Августовское совещание педагогических работников. Выставочно-презентационная сессия «Современные педагогические практики образовательного пространства города Нефтеюганска». Предъявление опыта работы по реализации деятельности региональной инновационной площадки; проведение мастер-класса «Комплексный курс для младших школьников «Образ Защитника Отечества на страницах книг детских писателей» как средство развития духовных основ личности» | Август 2016 | 2 педагога – докладчика; 24 слушателя | Программа муниципального совещания педагогических работников (план выставочно-презентационных сессий) |
Социальная практика «Лучики в ладошках» (серия совместных творческих мероприятий и мастерских с воспитанниками реабилитационного центра «Детство») | В течение учебного года | 60 учащихся; 6 педагогов; социальные партнеры школы | |
Региональный уровень | |||
VIII региональные рождественские образовательные чтения. Доклады на секциях «Традиции и новации духовно-нравственного воспитания»; «Россия: гражданственность и патриотизм»; выступление учащихся на молодежном форуме в рамках региональных рождественских образовательных чтений. | Ноябрь 2015 | 4 педагога-докладчика; 2 ученика-докладчика; 20 учащихся – участников молодежного форума | Программа чтений. Сертификаты участников. |
III Епархиальные рождественские образовательные чтения «Традиции и новации: культура, общество, личность», г.Ханты-Мансийск. Представление докладов на секции. | Ноябрь 2015 | 2 педагога-докладчика | http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/my-page.html |
Окружной семинар «Перспективы развития кадетского и казачьего образования в ХМАО-Югре». Нижневартовск. Предъявление доклада на пленарном заседании. | Декабрь 2015 | 1 педагог-докладчик | Программа семинара (с указанием авторов докладов) |
Межрегиональная научно-практическая конференция «Духовно-нравственное развитие: проблемы – традиции – перспективы». Представление опыта работы на очной и заочной части конференции (6 докладов) | Апрель 2016 | 6 педагогов-докладчиков; 18 педагогов-слушателей в дистанционном формате | Сертификаты докладчиков на конференции Материалы докладов. |
Региональный этап военно-спортивной игры «Казачий сполох». Участие команды учащихся кадетских классов (1-е место) | Март 2016 | 10 учащихся. 1 преподаватель | |
Региональный этап конкурса «Лучший казачий кадетский класс». Участие команды учащихся кадетских классов (1-е место) | Март 2016 | 10 учащихся. 1 преподаватель | |
Окружная музейная интернет-конференция «Связь времен». Представление исследовательских работ в секциях «Родословная», «Поколение победителей». | Май 2016 | 8 учащихся | http://okhm86.wixsite.com/svremenru/blank-6 Итоги конференции. Дипломы и грамоты. |
Региональные Кирилло-Мефодиевские чтения. Представление исследовательской статьи духовно-нравственной тематики. | Май 2016. | 1 ученица. | Диплом. |
Федеральный уровень | |||
Всероссийский педагогический форум – научно-методический семинар «Проектирование и реализация программ воспитания, социализации и развития ключевых компетенций учащихся» (ФГБУ «ДДО «Непецино», УД Президента РФ). Выступление с докладом «Современные подходы к образованию в условиях ФГОС». | Ноябрь 2015. | 1 педагог | Диплом участника. Грамоты. |
Всероссийский молодежный конкурс по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО». Представление проектных исследований учащихся в области духовно-нравственного воспитания | Ноябрь 2015 | 1 ученица – очное участие; 2 ученика – заочное участие. | Дипломы и грамоты |
Всероссийский этап военно-патриотической игры «Казачий сполох». Участие команды учащихся кадетских классов (2-е место) | Октябрь 2015 | 10 учащихся, 1 педагог | Дипломы и грамоты |
Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо» (Москва, очный тур). Представление проектных исследований учащихся в области духовно-нравственного воспитания | Март 2016 | 2 ученика | Дипломы Программа мероприятия |
Всероссийская конференция «Первые шаги в науке» (НС «Интеграция»). Представление проектных исследований учащихся в области духовно-нравственного воспитания | Март 2016 | 4 участника заочного тура, 1 участник очного тура | Дипломы |
Международный уровень | |||
2.2. Организации-партнеры
№ | Наименование организации | Функции в проекте (программе) |
«Нефтеюганское городское казачье общество» | Содействие в развитии волонтерского движения и в создании условий для организации социальных практик как эффективного инструмента гражданско-патриотического воспитания, профессионального и личностного самоопределения учащихся | |
Реабилитационный центр «Детство» нефтеюганской городской общественной организации Всероссийского общества инвалидов | Содействие в развитии волонтерского движения и в создании условий для организации социальных практик как эффективного инструмента гражданско-патриотического воспитания, профессионального и личностного самоопределения учащихся | |
Центр социально-психологической помощи семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «»Веста» | Содействие в развитии волонтерского движения и в создании условий для организации социальных практик как эффективного инструмента гражданско-патриотического воспитания, профессионального и личностного самоопределения учащихся | |
«Нефтеюганский городской совет ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил» | Использование опыта, нравственного и духовного потенциала ветеранских общественных организаций для укрепления и развития преемственности поколений. | |
«Нефтеюганское городское отделение Российского Союза ветеранов Афганистана» | Использование опыта, нравственного и духовного потенциала ветеранских общественных организаций для укрепления и развития преемственности поколений. | |
«Общество старожилов города Нефтеюганска» | Использование опыта, нравственного и духовного потенциала ветеранских общественных организаций для укрепления и развития преемственности поколений. | |
Нефтеюганская городская общественная организация «Ветераны Чернобыля». | Использование опыта, нравственного и духовного потенциала ветеранских общественных организаций для укрепления и развития преемственности поколений. | |
ОМВД России по городу Нефтеюганску | Создание условий для организации социальных практик как эффективного инструмента гражданско-патриотического воспитания, профессионального и личностного самоопределения учащихся | |
ГИБДД по городу Нефтеюганску | Создание условий для организации социальных практик как эффективного инструмента гражданско-патриотического воспитания, профессионального и личностного самоопределения учащихся | |
6 отряд федеральной противопожарной службы по ХМАО-Югре | Создание условий для организации социальных практик как эффективного инструмента гражданско-патриотического воспитания, профессионального и личностного самоопределения учащихся | |
Региональное отделение общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту» | Содействие спортивно-патриотическому воспитанию учащихся. | |
ТО «Культура» | Содействие патриотическому воспитанию учащихся на основе культурно-исторических и историко-этнографических ценностей наследия России | |
Нефтеюганское городское муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа имени В.В.Андреева» | Содействие патриотическому воспитанию учащихся на основе культурно-исторических и историко-этнографических ценностей наследия России | |
МРО «Приход храма Святого Духа» | Содействие патриотическому воспитанию учащихся на основе культурно-исторических и историко-этнографических ценностей наследия России | |
Музейные комплексы г.Нефтеюганска | Содействие патриотическому воспитанию учащихся на основе культурно-исторических и историко-этнографических ценностей наследия России | |
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Городская библиотека» | Содействие патриотическому воспитанию учащихся на основе культурно-исторических и историко-этнографических ценностей наследия России |
2.3 График реализации проекта
№ | Шаги по реализации | Выполнено/Не выполнено |
Анализ эффективности сложившейся в школе системы патриотического воспитания. Выявление актуальных проблем, обоснование путей решения. Формирование рабочей группы по реализации проекта. | Выполнено | |
Создание нормативно-правовой и организационно-методической базы по реализации проекта. | Выполнено | |
Разработка и реализация программ специальных курсов духовно-нравственной, военно-патриотической и культурно-исторической направленности, реализуемых через учебный план МБОУ «СОКШ №4», учебный план дополнительного образования детей. | Выполнено | |
Составление программы внеучебных мероприятий событийного характера, способствующих патриотическому воспитанию, личностному развитию и социализации учащихся. Разработка сценариев событийных мероприятий. Проведение данных мероприятий. | Выполнено | |
Заключение договоров о сотрудничестве, составление планов совместной деятельности с социальными партнерами Школы. | Выполнено | |
Уточнение и корректировка основных показателей (индикаторов) системы оценки качества воспитания, развития и социализации школьников. | Выполнено | |
Составление и реализация перспективного плана профессионального роста педагогов, направленного на освоение современных технологий воспитания и образования с учетом этнокультурной среды для эффективной работы по реализации проекта. | Выполнено | |
Организация социальных практик, проектных исследований, оформление выставок и экспозиций военно-патриотической направленности на базе школьного историко-краеведческого музея. | Выполнено | |
Организация военно-спортивных игр «Казачий сполох», «Тайфун», проведение сборов и слетов. | Выполнено | |
Организация деятельности летнего военно-спортивного лагеря «Патриот». | Выполнено | |
Организация деятельности творческих групп педагогов, по разработке и апробации эффективных форм урочной и внеурочной деятельности. | Выполнено | |
Выполнено |
- Аналитическая часть
3.1. Описание текущей актуальности продуктов
Реализация проекта осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении патриотического воспитания и социализации личности школьника с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, современного опыта. Интеграция основного, дополнительного образования и институтов социализации - основа инновационного развития российского общества, становления современных поколений людей, мотивами и смыслами деятельности которых станет любовь к Родине, ответственность за результаты своей деятельности, готовность к созиданию будущего.
Инновационные продукты представляют собой систему элементов социального и творческого опыта добровольческой деятельности, обеспечивающей формирование гражданско-патриотической и духовно-нравственной компетентности учащихся.
Опыт инновационной деятельности по данному направлению возможно воспроизвести на любом уровне: школьном, муниципальном, региональном, всероссийском. Опыт, предъявленный в проекте, может быть легко воспроизведен в общеобразовательных организациях (в том числе в школах, реализующих казачий кадетский компонент образования), в военно-спортивных клубах и секциях, а также в отделениях дополнительного образования.
3.2Полученные инновационные продукты
Наименование | Краткое описание продукта с указаниемссылки размещения материала в сети Интернет | Рекомендации по практическому использованию в массовой практике | Краткое описание возможных рисков и ограничений |
Инновационный проект «Духовно-нравственные ценности и культурно-исторические традиции российского казачества и кадетского движения как средство воспитания, развития и социализации учащихся» | Проект построен на основе базовых национальных ценностей российского общества. Он направлен на достижение требований стандарта, включая обеспечение воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению в процессе последовательного освоения им базовых национальных ценностей российского общества и воплощения их в социальной практике. http://soksh4ugansk.ru/regionalnaya-innovacionnaya-ploshadka | Может быть использован в качестве программы развития воспитательной компоненты в образовательных организациях, реализующих кадетский компонент содержания образования, а также как программа для учреждений дополнительного образования, реализующих программы военно-патриотической и художественно-эстетической направленности | Недостаточное включение родителей в реализацию программы инновационной деятельности воспитания и социализации. |
Программа развития «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как средство социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся» | Реализация инновационной программы осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении патриотического воспитания, самореализации, социализации личности школьника с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, современного опыта российского казачества и кадетского движения.Базовым вектором инновационной программы является активное взаимодействие образовательной организации с различными институтами социализации школьников с целью реализации исторической миссии современного российского патриотизма в обеспечении будущего России.Развитие образовательной среды патриотического воспитания обеспечивают инновационные технологии: поисково-исследовательская, проблемно-исследовательская, проектная, ИКТ-технологии, технологии организационно-деятельностных и сюжетно-ролевых игр, технология развития критического мышления. http://soksh4ugansk.ru/regionalnaya-innovacionnaya-ploshadka | Может быть использована в качестве программы развития воспитательной компоненты в образовательных организациях, реализующих кадетский компонент содержания образования, а также как программа для учреждений дополнительного образования. | Недостаточное количество социальных партнеров для реализации инновационных установок программы в связи с отсутствием мотивации совместной деятельности |
Образовательная программа учебного курса, направленная на реализацию кадетского компонента с учетом региональных особенностей: «История казачества России и кадетского движения» (автор – Стригин В.О., учитель истории и обществознания; научный руководитель – Клюсова Т.В., СурГУ). | Учебный курс «История казачества России и кадетского движения» включает большой объём известных фактов образования, становления, культуры, развития казачества. Особое внимание уделяется вопросу об участии казачьих войск в служении России и охране границ Отечества.Программа направлена на сохранение культурного наследия русского народа, показывает его как органическую часть современного поколения людей. Курс дает возможность реализовать связь поколений, по новому оценить вклад казачества в региональную и общероссийскую и мировую историю.Курс является самостоятельной линией. Для более прочного усвоения материала и обогащения знаний по истории Отечества данный курс синхронизирован с курсом истории Отечества в 7-9-х классах, поскольку он предполагает углубленное освоение содержания базовых знаний по истории России. В 6-ом классе учащиеся усваивают основы казачьей культуры, этот раздел не синхронизирован с историей России. http://soksh4ugansk.ru/regionalnaya-innovacionnaya-ploshadka | Может быть использована в качестве программы спецкурса, элективного курса в рамках предметной области «История и обществознание» | |
Образовательная программа курса дополнительного образования, направленная на реализацию казачьего компонента с учетом региональных особенностей: «Танцевальная культура казаков Сибири» (автор: Шамко Л.Ф., педагог дополнительного образования; научный руководитель - Мунтагиров А.А., профессор, заведующий кафедрой хореографии Ханты-Мансийского филиала Московского Государственного университета культуры и искусства) | Изучение хореографии в кадетской школе направлено на освоение культуры бального танца, которая включает в себя историко-бытовой, классический европейский танец и бальный танец на народной основе. Вспомогательным средством овладения техникой и манерой исполнения бального танца являются элементы народного танца, классического танца, общеразвивающие и специальные тренировочные упражнения. Изучение хореографии рассматривается как средство физического, эстетического и этического воспитания. Программа по хореографии «Танцевальная культура сибирского казачества» гармонично дополнила и расширила содержательную базу учебно-методического комплекса по хореографии в кадетской общеобразовательной школе. http://soksh4ugansk.ru/regionalnaya-innovacionnaya-ploshadka | Может быть использована в качестве программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности | Возможные риски в материально-техническом оснащении реализации программы |
Учебно-методическое пособие для учащихся – рабочая тетрадь «История казачества России и кадетского движения» (для учащихся 6-9 классов). | Рабочая тетрадь включает различные тематические направления: права и обязанности казаков, занятия, жилье, общественное устройство, семья, казак-воин, одежда казака и казачки, выдающиеся представители казачества. Задания и вопросы рабочей тетради разработаны в соответствии с содержанием учебной программы и в рамках технологии развития критического мышления. В структуру разработанной тетради входят разделы: содержание, введение, основная часть, разделённая по темам. Композиционное построение заданий рабочей тетради имеет следующую структуру: источник по изучаемой теме, вопросы и задания, термины. Некоторые задания сопровождаются иллюстрациями, таблицами, схемами, картами, что позволяет учащимся, выполняя задания, наглядно представлять содержание учебной информации. http://soksh4ugansk.ru/regionalnaya-innovacionnaya-ploshadka | Основа для разработки подобных учебно-методических пособий | Недостаточная мотивация педколлектива к инновационной деятельности |
3.3. Описание методов и критериев мониторинга качества проекта. Результаты самооценки.
В школе разработан мониторинг качества патриотического воспитания и гражданского становления школьников. Оценка результативности опыта работы по инновационной деятельности в МБОУ «СОКШ №4» осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами (за основу взяты индикаторы реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»).
В качестве изучения результативности работы используются следующие методы диагностики результатов: тестирование; наблюдение; анкетирование; самооценка учащихся; анализ продуктов творческой деятельности; создание специальных ситуаций; анализ статистических данных; экспертиза материалов; мониторинг основных показателей.
Результаты диагностики показывают позитивную динамику духовно-нравственного воспитания учащихся по таким параметрам, как уровень воспитанности. уровень толерантности, сформированность ценностных ориентаций школьников (принятие патриотических ценностей), проявление мировоззренческих установок на готовность к защите Отечества, а также позитивную динамику количественных показателей.
3.4. Достигнутые результаты
Результат | достигнут/не достигнут |
Формирование системы военно-патриотического воспитания на основе общечеловеческих, общенациональных и культурно-исторических ценностей российского общества, этнокультурных традиций сибирского казачества, реализуемая через интеграцию учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования. | Достигнут |
Позитивная динамика по данным мониторинга качества патриотического воспитания и гражданского становления школьников (количественные и качественные показатели). | Достигнут |
Соорганизация внешних и внутренних ресурсов для формирования социокультурной среды духовно-нравственного, патриотического воспитания, самоопределения и социализации учащихся. | Достигнут |
Создание банка учебно-методических материалов, дидактических пособий по реализации инновационной деятельности в области духовно-нравственного воспитания: образовательные программы учебных предметов, курсов (в которых отражен кадетский компонент), рабочие программы дополнительного образования, контрольно-измерительные материалы по курсам кадетского компонента, дидактические пособия, видеотека, фильмотека, цифровые образовательные ресурсы. | Достигнут |
Рост результативности участия в конкурсах духовно-нравственного и патриотического направления различного уровня: 1-е место в окружном конкурсе программ по вопросам развития кадетских классов с казачьим компонентом на базе муниципальных общеобразовательных организаций в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре; 1-е место в региональном этапе военно-спортивной игры «Казачий сполох 2016»; 1-е место в региональном конкурсе «Лучший казачий кадетский класс Уральского федерального округа 2016», 2-е место в окружном слете юных казаков (г.Сургут, 2015 год), 2-е место в фестивале кадетских классов «Готов служить России» (г.Сургут, 2015 год); 2-е место во Всероссийском этапе военно-спортивной игры «Казачий сполох» (г. Анапа, 2015 год), 1-е место во Всероссийском молодежном конкурсе по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО» («Государственная дума федерального собрания Российской Федерации», 2015 год) и пр. | Достигнут |
Совершенствование кадрового потенциала: плановое повышение квалификации специалистов в области патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся; распространение опыта инновационной деятельности: публикации педагогов, предъявление опыта работы на всероссийских и региональных семинарах, педагогических чтениях, проведение семинаров для педагогов округа по вопросам патриотического воспитания и гражданского становления учащихся, проведение тренингов и консультаций для лидерского актива молодежи. | Достигнут |
3.5. Достигнутые внешние эффекты
Эффект | достигнут/не достигнут |
Востребованность кадетского образования, что подтверждается ежегодным ростом количества учащихся в кадетских и кадетских казачьих классах по отношению к общему количеству учащихся, высокой степенью удовлетворенности учащихся и родителей организацией образовательного процесса в кадетских классах. | Достигнут |
Увеличение доли граждан, положительно оценивающих результаты деятельности школы по духовно-нравственному воспитанию | Достигнут |
Расширение сети социального партнерства в области патриотического и духовно-нравственного воспитания | Достигнут |
3.6. Список публикаций за 2015 – 2016 учебный год
Ф.И.О. автора | Название публикации (статьи, методические разработки, сборники, монографии и пр.) | Выходные данные (название журнала (для сборника название типографии), номер журнала, год издания, номера страниц (для журнала – на которых размещена статья; для сборника – общее количество страниц) |
Степкина Л.И. | «Патриотическое воспитание: традиции, опыт, инновации» | Всероссийский образовательный электронный портал «Продленка» (Свидетельство о регистрации СМИ:ЭЛ № ФС 77 – 58841). Сертификат о публикации №1780-145062. |
Степкина Л.И. | Публикация методической статьи «Социальное партнерство как средство духовно-нравственного воспитания учащихся кадетских классов» | Всероссийский образовательный портал «Prodlenka». Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 58841). Свидетельство о публикации методического материала №1780-214203 |
Немальцева А.Н | Публикация мастер-класса по литературе «Я буду видеть сердцем» | Всероссийский образовательный портал «Академия развития творчества «Арт-талант». Диплом МК 2015-82. |
Коровина А.С. | Внеклассное занятие «Образ казака в произведениях фольклора» | Всероссийский образовательный электронный портал «Продленка» (Свидетельство о регистрации СМИ:ЭЛ № ФС 77 – 58841). |
Кукленкова К.А. Лотарингская И. | «Скульптурный образ Петра и Февронии Муромских – символ любви, семьи и верности» (стр. 119-120) | Сборник тезисов работ участников 8-го Всероссийского молодежного форума по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО 2015» (Издательство научной литературы «Ноосфера», Москва, 2015) |
Максимова Л.А. | «Сценарий Дня православной книги» | Всероссийский образовательный электронный портал «Продленка» (Свидетельство о регистрации СМИ:ЭЛ № ФС 77 – 58841). Сертификат о публикации 16827 195150. |
Кукленкова К.А. | «Танцевальная культура сибирского казачества как средство духовно-нравственного воспитания» | Всероссийский образовательный электронный портал «Продленка» (Свидетельство о регистрации СМИ:ЭЛ № ФС 77 – 58841). Сайт межрегиональной конференции «Духовно-нравственное развитие: проблемы – традиции – перспективы». http://iro86.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2217:tematicheskie-napravleniya&catid=260&Itemid=909 |
Зайнуллина Г.Ф. | «Христианские мотивы в творчестве Ивана Шмелева» | Всероссийский образовательный электронный портал «Продленка» (Свидетельство о регистрации СМИ:ЭЛ № ФС 77 – 58841). Сайт межрегиональной конференции «Духовно-нравственное развитие: проблемы – традиции – перспективы». http://iro86.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2217:tematicheskie-napravleniya&catid=260&Itemid=909 |
Максимова Л.А. | «Комплексный курс для младших школьников «Образ Защитника Отечества на страницах книг детских писателей» как средство развития духовных основ личности» | Всероссийский образовательный электронный портал «Продленка» (Свидетельство о регистрации СМИ:ЭЛ № ФС 77 – 58841). Сайт межрегиональной конференции «Духовно-нравственное развитие: проблемы – традиции – перспективы». http://iro86.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2217:tematicheskie-napravleniya&catid=260&Itemid=909 |
Стригин В.О. | «Учебный курс «История казачества России и кадетского движения» как средство духовно-нравственного воспитания учащихся» | Всероссийский образовательный электронный портал «Продленка» (Свидетельство о регистрации СМИ:ЭЛ № ФС 77 – 58841). Сайт межрегиональной конференции «Духовно-нравственное развитие: проблемы – традиции – перспективы». http://iro86.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2217:tematicheskie-napravleniya&catid=260&Itemid=909 |
Сартасов А.Е. | «Казачьи семейные традиции как основа православного воспитания» | Всероссийский образовательный электронный портал «Продленка» (Свидетельство о регистрации СМИ:ЭЛ № ФС 77 – 58841). Сайт межрегиональной конференции «Духовно-нравственное развитие: проблемы – традиции – перспективы». http://iro86.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2217:tematicheskie-napravleniya&catid=260&Itemid=909 |
3.7. Информация в СМИ (газеты, телевидение, Интернет-издания) о деятельности региональной инновационной площадки за 2015 – 2016 учебный год
Ф.И.О. выступающего в СМИ / автора материала | Название публикации / сюжета | Выходные данные (название СМИ, дата публикации (выхода в эфир), номер газеты/журнала, ссылка (при наличии) |
Олег Полиенко | «Казачьи сполохи над Югрой» | Всероссийский казачий информационно-аналитический центр |
Алла Волкова | «Нефтеюганские кадеты взяли серебро на «Казачьем сполохе» в Анапе» | «Комсомольская правда» |
Информ-центр | «Команда юных казаков из Нефтеюганска заняла 2-е место на Всероссийских соревнованиях» | «Югра-ТВ» |
Драчев Е.С. | «Кадетское братство». Нефтеюганские кадеты заняли второе общекомандное место и восемь призовых во Всероссийской военно-спортивной игре «Казачий сполох» | Официальный сайт администрации Нефтеюганска («Молодежная политика») |
Наталья Платонова | «В Нефтеюганске 68 ребят посвятили в кадеты. Будущую национальную элиту поздравила губернатор Югры Н.Комарова» | «Новости Югры», 18.02.2016. |
Пресс центр Правительства Югры | «Наталья Комарова поздравила юных нефтеюганцев с зачислением в кадеты» | Официальный портал правительства Югры, 18.02.2016 |
Драчев Е.С. | «Губернатор Югры Наталья Комарова поздравила учащихся МБОУ «СОКШ №4» с 15-летием открытия кадетских классов» | Официальный сайт администрации Нефтеюганска («Образование») |
Кочерова Кристина | Репортаж «Рассвет Победы» | Телерадиокомпания «Юганск» |
Драчев Е.С. | «Рассвет Победы» (информация о мероприятии) | Официальный сайт администрации Нефтеюганска («Образование»)http://www.admugansk.ru/read/25379 |
- Задачи проекта на 2016-2017 учебный год
Цель: Создание социокультурной образовательной среды, способствующей социализации, самоопределению и патриотическому воспитанию учащихся кадетских казачьих классов на основе самобытных духовно-нравственных, культурно-исторических и этнографических ценностей российского народа.
Задачи:
- Создание условий для социализации и самоопределения учащихся, для формирования активной жизненной позиции и гражданской ответственности за судьбу страны, для укрепления чувства сопричастности к великой истории и культуре России, для обеспечения преемственности поколений на основе общечеловеческих, общенациональных и культурно-исторических ценностей российского общества, этнокультурных традиций сибирского казачества.
- Информационно-консультативное и научно-методическое сопровождение педагогов по освоению современных технологий воспитания и образования с учетом этнокультурной среды (в том числе он-лайн консультации, вебинары для педагогов округа).
- Использование опыта, нравственного и духовного потенциала ветеранских организаций «Совет ветеранов войны, труда и вооруженных сил», «Общество старожилов», «Ветераны Чернобыля», «Нефтеюганское городское отделение Российского Союза ветеранов Афганистана», «Нефтеюганское городское казачье общество» для укрепления и развития преемственности поколений.
- Создание условий для развития волонтерского движения и социальных практик как эффективного инструмента гражданско-патриотического воспитания, профессионального и личностного самоопределения учащихся: социальное направление (воспитание милосердия, осознания необходимости заботы о людях с особыми социальными потребностями и ограниченными возможностями); образовательное и предпрофессиональное направление (организация шефской деятельности на основе принципов казачьей общины, кодекса чести казака; социальные практики на предприятиях и в организациях города); культурное направление (организация благотворительных концертов, спектаклей).
- Развитие спортивно-патриотического воспитания, увеличение количества учащихся, успешно выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО; организация деятельности летнего военно-патриотического лагеря «Патриот».
- Активное использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для развития гражданской активности и патриотизма учащихся: организация деятельности школьного виртуального пресс-центра «Казачий вестник», дискуссионные интернет-форумы и блоги в социально-педагогической сети «Дневник.ру».
- Приложения
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Институт развития образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»
Отчет
о работе по реализации инновационного проекта (программы)
«Духовно-нравственные ценности и культурно-исторические традиции российского казачества и кадетского движения как средство воспитания, развития и социализации учащихся»
за 2016 – 2017учебный год
Структура отчета
№ п/п | Наименование раздела | |
I. | Общие сведения об образовательной организации | |
II. | Фактическая часть | |
2.1 | События | |
2.2 | Организации-партнеры | |
2.3 | График реализации проекта (программы) | |
III. | Аналитическая часть | |
3.1 | Описание текущей актуальности продуктов | |
3.2 | Продукты | |
3.3 | Описание методов и критериев мониторинга качества проекта | |
3.4 | Достигнутые результаты | |
3.5 | Достигнутые эффекты | |
3.6 | Список публикаций | |
3.7 | Информация в СМИ | |
IV. | Задачи на 2017 – 2018 учебный год | |
V. | Приложения |
- Общие сведения об образовательной организации
1.1 | Муниципальное образование | Нефтеюганск |
1.2 | Населенный пункт (указать полностью) | Нефтеюганск |
1.3 | Полное наименование образовательной организации (в соответствии с лицензией) | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4» города Нефтеюганска |
1.4 | Юридический/почтовый адрес | 628307, г.Нефтеюганск, 7-й микрорайон, здание 31. |
1.5 | Ф.И.О. руководителя образовательной организации (указать полностью) | Степкина Людмила Ивановна |
1.6 | Контакты (приемной): телефон | 8 (3463) 270699 |
1.7 | ||
1.8 | Адрес официального сайта образовательной организации в сети Интернет |
- Состав проектно-инициативной группы, опыт участия в реализации инновационного проекта
№ п/п | Ф.И.О. сотрудника | Должность в образовательной организации | Функционал специалиста в рамках инновационной деятельности (руководитель проекта, куратор, член проектной группы и пр.) |
Степкина Людмила Ивановна | Директор | Управление реализацией проекта | |
Шевчук Светлана Борисовна | Заместитель директора | Координация деятельности региональной инновационной площадки | |
Коровина Алена Сергеевна | Заместитель директора | Куратор деятельности педагогов дополнительного образования; летнего оздоровительного военно-патриотического лагеря «Патриот». Курирование работы школьного историко-краеведческого музея. | |
Томина Юлия Валерьевна | Заместитель директора | Планирование, организация и контроль образовательной деятельности в кадетских классах по приоритетным направлениям инновационного проекта | |
Анисимова Марина Васильевна | Заместитель директора | Финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение инновационного проекта | |
Епанчинцева Мария Васильевна | Заместитель директора | Куратор направления профильного обучения «Государственная и военная служба» | |
Гончаров Александр Владимирович | Учитель физической культуры | Организация по военно-прикладным и традиционным казачьим видам спорта, подготовка команд к окружным и всероссийским соревнованиям в рамках реализации инновационного проекта | |
Зайнуллина Галина Файзулловна | Учитель русского языка и литературы, педагог-организатор | Организация волонтерского движения, социальных практик учащихся, организация проектной деятельности в рамках инновационного проекта | |
Кукленкова Ксения Андреевна | Педагог-организатор | Организатормедиа-проекта «Кадетский вестник» (как одного из направлений инновационного проекта) | |
Ледяева Елена Юрьевна | Учитель технологии, тьютор кадетского класса | Член проектной группы, организатор проекта «Казачий костюм» | |
Максимова Леся Анатольевна | Учитель начальных классов, тьютор кадетского класса | Член проектной группы, организатор проекта «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей» | |
Малюков Андрей Сергеевич | Учитель физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности; педагог-организатор | Организация внеучебной деятельности по физкультурно-спортивному и военно-патриотическому направлениям | |
Немальцева Анна Николаевна | Учитель русского языка и литературы, тьютор кадетского класса | Организатор медиа-проекта «Виртуальная энциклопедия российского казачества» | |
Сартасов Анатолий Евгеньевич | Учитель истории и обществознания, педагог-организатор | Организация деятельности школьного историко-краеведческого музея как одного из направлений инновационного проекта | |
Соломенникова Марина Александровна | Учитель истории и обществознания, тьютор кадетского класса | Член проектной группы, организатор медиапроекта «Виртуальная энциклопедия казачьей славы» | |
Степанов Яков Анатольевич | Учитель физической культуры | Организация по военно-прикладным и традиционным казачьим видам спорта, подготовка команд к окружным и всероссийским соревнованиям в рамках реализации инновационного проекта | |
Стригин Владимир Олегович | Учитель истории и обществознания | Член проектной группы, организатор виртуальной площадки по внеурочной деятельности «Метапредметное погружение». | |
Шамко Людмила Федоровна | Педагог дополнительного образования | Реализация специализированных программ дополнительного образования с кадетским казачьим компонентом |
- Фактическая часть
2.1. События
Название события | Дата проведения | Количество участников педагогов /обучающихся | Ссылка на информацию о событии | |
Муниципальный уровень | ||||
Августовское совещание педагогических работников. Выставочно-презентационная сессия «Современные педагогические практики образовательного пространства города Нефтеюганска». Предъявление опыта работы по реализации деятельности региональной инновационной площадки; проведение мастер-класса «Комплексный курс для младших школьников «Образ Защитника Отечества на страницах книг детских писателей» как средство развития духовных основ личности» | Август 2016 | 2 педагога – докладчика; 24 слушателя | Программа муниципального совещания педагогических работников (план выставочно-презентационных сессий) https://www.youtube.com/watch?v=uCpg3Zgz-sI Страница клуба на сайте «Школллеги» http://shkollegi.ru/clubs/8023/ | |
Сетевая лаборатория М.М. Миркес «Метапредметное погружение»: образовательное событие «Сборник военно-тактических задач» | Ноябрь 2016 года | 6 педагогов-участников; 36 учащихся-участников | Программа деятельности метапредметной лаборатории | |
Образовательное событие «Изучить – значит измерить» (в рамках презентации проекта внеурочной деятельности) | Март 2017 года | 6 участников | Отчеты руководителей городских предметных сообществ о деятельности за 2016-2017 уч.г. https://www.youtube.com/watch?v=wpy_V1e8M0c&feature=youtu.be | |
Событийное мероприятие «День рождения кадетских классов. Посвящение в кадеты» | Февраль 2017 | 450 учащихся; 56 педагогов; 500 родителей | ||
Школьная методическая конференция. Предъявление опыта работы педагогов по реализации задач региональной инновационной площадки | Апрель 2017 | 7 докладчиков-педагогов; 8 учащихся; 40 слушателей | Материалы школьного сайта http://soksh4ugansk.ru/regionalnaya-innovacionnaya-ploshadka | |
Событийное мероприятие «Рассвет Победы» | Май 2017 | 450 учащихся; 56 педагогов; | ||
Событийное мероприятие «Мы этой памяти верны» (концерт для ветеранов войны, тружеников тыла, старожилов города) | Май 2017 | 450 учащихся; 56 педагогов; | ||
Региональный уровень | ||||
Март 2017 | 12 педагогов; 40 учащихся | |||
IX региональные Рождественские образовательные чтения. Предъявление докладов и статей. | Ноябрь 2016 | 6 педагогов-докладчиков, 20 – участников-слушателей, 20 детей - участников | Программа чтений. Сертификаты участников: https://nsportal.ru/sites/default/files/portfolio_photos/2016/11/18/rozhdestvenskie_chteniya_sartasov_a.e.jpg Новости: | |
Конкурс по вопросам развития кадетских классов с казачьим компонентом на базе муниципальных общеобразовательных организаций вХанты-Мансийском автономном округе - Югре (ДОиМП ХМАО-Югры) | Январь 2017 | Проектная группа РИП (17 педагогов) | ||
Финальный этап конкурса «Лучший кадетский казачий класс Уральского федерального округа» | Октябрь 2016 Март 2017 | 40 учащихся. 5 педагогов. | http://structure.mil.ru/structure/forces/ground/news/more.htm?id=12098328@egNews | |
Региональный военно-патриотический слет летнего Форум - центра ХМАО-Югры | Июнь 2017 года | 4 педагога. 40 учащихся | ||
Конкурсный отбор образовательных организаций ХМАО-Югры, осуществляющих деятельность в сфере общего образования и имеющих статус региональных инновационных площадок. Организатор: ДОиМП ХМАО-Югры. Школа является победителем в данном конкурсе. | Июнь 2017 года | Проектная группа РИП (17 педагогов) | ||
Федеральный уровень | ||||
Всероссийская научно-практическая конференция «Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся в кадетских образовательных организациях». Екатеринбург. | Ноябрь 2016 года | 4 педагога. | ||
Представление опыта работы по направлению деятельности инновационной площадки в рамках Всероссийского конкурса «Лучший кадетский корпус/ школа» (Министерство образования и науки Российской Федерации) Школа является победителем в номинации «Лучшие казачьи (кадетские) школы», отмечена дипломом за лучшую организацию социально-значимой добровольческой деятельности, а также дипломом «Всероссийское движение школьников» залучшую работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения на основе исторических и культурных традиций казачества | Апрель 217 | Коллектив школы | Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 3.05.2017 №08-882 | |
Межрегиональный слет «Казачья Молодежь Сибири». Представление опыта работы школы через участие в молодежной конференции «Духовно-нравственное развитие», через участие в мероприятиях слета (1-е общекомандное место). Организатор: Сибирское войсковое казачье общество при поддержке Аппарата полномочного Президента РФ в Сибирском федеральном округе. | Июнь-июль 2017 | Команда учащихся и педагогов школы | https://ugra-news.ru/article/05072017/51299 http://казакисибири.рф/?sid=4582&newsid=11881 | |
Международный уровень | ||||
2.2. Организации-партнеры
№ | Наименование организации | Функции в проекте (программе) |
«Нефтеюганское городское казачье общество» | Содействие в развитии волонтерского движения и в создании условий для организации социальных практик как эффективного инструмента гражданско-патриотического воспитания, профессионального и личностного самоопределения учащихся | |
ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус» | Совместная реализация патриотических дистанционных проектов, проведение конференций и чтений | |
Сургутский государственный университет | Организация дистанционных дискуссионных площадок в рамках реализации инновационного проекта. | |
Реабилитационный центр «Детство» нефтеюганской городской общественной организации Всероссийского общества инвалидов | Содействие в развитии волонтерского движения и в создании условий для организации социальных практик как эффективного инструмента гражданско-патриотического воспитания, профессионального и личностного самоопределения учащихся | |
Центр социально-психологической помощи семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «»Веста» | Содействие в развитии волонтерского движения и в создании условий для организации социальных практик как эффективного инструмента гражданско-патриотического воспитания, профессионального и личностного самоопределения учащихся | |
«Нефтеюганский городской совет ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил» | Использование опыта, нравственного и духовного потенциала ветеранских общественных организаций для укрепления и развития преемственности поколений. | |
«Нефтеюганское городское отделение Российского Союза ветеранов Афганистана» | Использование опыта, нравственного и духовного потенциала ветеранских общественных организаций для укрепления и развития преемственности поколений. | |
«Общество старожилов города Нефтеюганска» | Использование опыта, нравственного и духовного потенциала ветеранских общественных организаций для укрепления и развития преемственности поколений. | |
Нефтеюганская городская общественная организация «Ветераны Чернобыля». | Использование опыта, нравственного и духовного потенциала ветеранских общественных организаций для укрепления и развития преемственности поколений. | |
ОМВД России по городу Нефтеюганску | Создание условий для организации социальных практик как эффективного инструмента гражданско-патриотического воспитания, профессионального и личностного самоопределения учащихся | |
6 отряд федеральной противопожарной службы по ХМАО-Югре | Создание условий для организации социальных практик как эффективного инструмента гражданско-патриотического воспитания, профессионального и личностного самоопределения учащихся | |
Региональное отделение общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту» | Содействие спортивно-патриотическому воспитанию учащихся. | |
Нефтеюганское городское муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа имени В.В.Андреева» | Содействие патриотическому воспитанию учащихся на основе культурно-исторических и историко-этнографических ценностей наследия России | |
МРО «Приход храма Святого Духа» | Содействие патриотическому воспитанию учащихся на основе культурно-исторических и историко-этнографических ценностей наследия России | |
Музейные комплексы г.Нефтеюганска | Содействие патриотическому воспитанию учащихся на основе культурно-исторических и историко-этнографических ценностей наследия России | |
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Городская библиотека» | Содействие патриотическому воспитанию учащихся на основе культурно-исторических и историко-этнографических ценностей наследия России |
2.3 График реализации проекта
№ | Шаги по реализации | Выполнено/Не выполнено |
Анализ эффективности сложившейся в школе системы патриотического воспитания. Выявление актуальных проблем, обоснование путей решения. Формирование рабочей группы по реализации проекта. | Выполнено | |
Создание нормативно-правовой и организационно-методической базы по реализации проекта. | Выполнено | |
Разработка и реализация программ специальных курсов духовно-нравственной, военно-патриотической и культурно-исторической направленности, реализуемых через учебный план МБОУ «СОКШ №4», учебный план дополнительного образования детей. | Выполнено | |
Составление программы внеучебных мероприятий событийного характера, способствующих патриотическому воспитанию, личностному развитию и социализации учащихся. Разработка сценариев событийных мероприятий. Проведение данных мероприятий. | Выполнено | |
Заключение договоров о сотрудничестве, составление планов совместной деятельности с социальными партнерами Школы. | Выполнено | |
Уточнение и корректировка основных показателей (индикаторов) системы оценки качества воспитания, развития и социализации школьников. | Выполнено | |
Составление и реализация перспективного плана профессионального роста педагогов, направленного на освоение современных технологий воспитания и образования с учетом этнокультурной среды для эффективной работы по реализации проекта. | Выполнено | |
Организация социальных практик, проектных исследований, оформление выставок и экспозиций военно-патриотической направленности на базе школьного историко-краеведческого музея. | Выполнено | |
Реализация виртуальных проектов духовно-нравственной направленности | Выполнено | |
Организация военно-спортивных игр «Казачий сполох», «Тайфун», проведение сборов и слетов. | Выполнено | |
Организация деятельности летнего военно-спортивного лагеря «Патриот». | Выполнено | |
Организация деятельности творческих групп и сетевых лабораторий педагогов, по разработке и апробации эффективных форм урочной и внеурочной деятельности. | Выполнено | |
Организация деятельности школы как консультативного центра в области духовно-нравственного и патриотического воспитания | Выполнено |
- Аналитическая часть
3.1. Реализация проекта осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении патриотического воспитания и социализации личности школьника с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, современного опыта. Интеграция основного, дополнительного образования и институтов социализации - основа инновационного развития российского общества, становления современных поколений людей, мотивами и смыслами деятельности которых станет любовь к Родине, ответственность за результаты своей деятельности, готовность к созиданию будущего.
Инновационные продукты представляют собой систему элементов социального и творческого опыта добровольческой деятельности, обеспечивающей формирование гражданско-патриотической и духовно-нравственной компетентности учащихся.
Опыт инновационной деятельности по данному направлению возможно воспроизвести на любом уровне: школьном, муниципальном, региональном, всероссийском. Опыт, предъявленный в проекте, может быть легко воспроизведен в общеобразовательных организациях (в том числе в школах, реализующих казачий кадетский компонент образования), в военно-спортивных клубах и секциях, а также в отделениях дополнительного образования.
3.2 Практико-ориентированные разработки, полученные при реализации инновационного проекта (программы)
Наименование | Краткое описание практико-ориентированной разработки с указаниемссылки размещения материала в сети Интернет | Рекомендации по практическому использованию в массовой практике | Краткое описание возможных рисков и ограничений |
Программа развития в рамках реализации инновационного проекта «Информационно-насыщенная социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся» | В условиях динамичной информатизации общества возникает необходимость усиления воспитательного потенциала семьи, школы, социума, направленного на формирование информационной культуры, саморазвитие, ответственное отношение к обучению, воспитанию патриотизма, в интеграции социокультурного пространства. Информационные ресурсы образовательной среды требуют нового содержательного наполнения, связанного с кадетским казачьим компонентом, что позволит добиться лучших результатов в социализации, самоопределении, патриотическом воспитании учащихся школы. Таким образом, программа в качестве новообразования предполагает информационную насыщенность социокультурной образовательной среды и расширение рамок за счет виртуального сотрудничества | Может быть использована в качестве программы развития воспитательной компоненты в образовательных организациях, реализующих кадетский компонент содержания образования, а также как программа для учреждений дополнительного образования, реализующих программы военно-патриотической и художественно-эстетической направленности | Недостаточная реализация потребности педагогов в непрерывном повышении квалификации и обмене опытом со специалистами в области патриотического воспитания, социализации и самоопределения учащихся. Незначительное количество учебно-методических материалов, пособий, хрестоматий по культуре, истории российского казачества. Ограниченность социального партнерства территориальным принципом. |
Образовательная программа учебного курса, направленная на реализацию кадетского компонента с учетом региональных особенностей: «Образ защитника Отечества на страницах детских книг» (автор – Максимова Л.А., учитель начальных классов; научный руководитель – Клюсова Т.В., СурГУ). | Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания через чтение книг осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы кадета. Программа составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы младшего школьника. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, кинолекторий, творческие лаборатории, мастерские, конференции, творческие проекты, инсценирование и театрализация. | Может быть использована в качестве программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления, а также в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Литература» | Отсутствие учебно-методических материалов, пособий, хрестоматий по данному направлению (как следствие – необходимость создания авторских) |
Учебно-методическое пособие для учащихся – рабочая тетрадь «История казачества России и кадетского движения» (для учащихся 6-9 классов). | Рабочая тетрадь включает различные тематические направления: права и обязанности казаков, занятия, жилье, общественное устройство, семья, казак-воин, одежда казака и казачки, выдающиеся представители казачества. Задания и вопросы рабочей тетради разработаны в соответствии с содержанием учебной программы и в рамках технологии развития критического мышления. В структуру разработанной тетради входят разделы: содержание, введение, основная часть, разделённая по темам. Композиционное построение заданий рабочей тетради имеет следующую структуру: источник по изучаемой теме, вопросы и задания, термины. http://soksh4ugansk.ru/regionalnaya-innovacionnaya-ploshadka | Основа для разработки подобных учебно-методических пособий | Недостаточная мотивация педколлектива к инновационной деятельности |
Учебно-методическое пособие для учащихся – рабочая тетрадь к учебному модулю «Образ защитника Отечества на страницах детских книг» | Коллективом школы созданы рабочие тетради для учащихся, в основу которых положен системно-деятельностный подход, методика активизации познавательной деятельности, приемы развития навыков самостоятельной работы и формирования универсальных учебных действий. http://shkollegi.ru/clubs/8023/ http://soksh4ugansk.ru/regionalnaya-innovacionnaya-ploshadka | Основа для разработки подобных учебно-методических пособий | Отсутствие учебно-методических материалов, пособий, хрестоматий для разработки пособия |
3.3. Описание методов и критериев мониторинга качества инновационного проекта (программы). Результаты самооценки.
В школе разработан мониторинг качества патриотического воспитания и гражданского становления школьников. Оценка результативности опыта работы по инновационной деятельности в МБОУ «СОКШ №4» осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами (за основу взяты индикаторы реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»).
В качестве изучения результативности работы используются следующие методы диагностики результатов: тестирование; наблюдение; анкетирование; самооценка учащихся; анализ продуктов творческой деятельности; создание специальных ситуаций;анализ статистических данных;экспертиза материалов;мониторинг основных показателей.
Результаты диагностики показывают позитивную динамику духовно-нравственного воспитания учащихся по таким параметрам, как уровень воспитанности. уровень толерантности, сформированность ценностных ориентаций школьников (принятие патриотических ценностей), проявление мировоззренческих установок на готовность к защите Отечества, а также позитивную динамику количественных показателей.
На данном этапе, в связи с реализацией новых направлений проекта, в мониторинг включены количественные показатели сформированности (наполнения) информационно-насыщенной социокультурной образовательной среды и ИКТ-компетентности участников реализации программы.
3.4. Достигнутые результаты
Результат | достигнут/не достигнут |
Позитивная динамика по данным мониторинга качества патриотического воспитания и гражданского становления школьников (количественные и качественные показатели). | Достигнут |
Соорганизация внешних и внутренних ресурсов для формирования социокультурной среды духовно-нравственного, патриотического воспитания, самоопределения и социализации учащихся. | Достигнут |
Создание цифрового банка учебно-методических материалов, дидактических пособий по реализации инновационной деятельности в области духовно-нравственного воспитания: образовательные программы учебных предметов, курсов (в которых отражен кадетский компонент), рабочие программы дополнительного образования, контрольно-измерительные материалы по курсам кадетского компонента, дидактические пособия, видеотека, фильмотека, цифровые образовательные ресурсы. Реализация комплексных виртуальных проектов. | Достигнут |
Разработка методических рекомендаций по созданию информационно-насыщенной социокультурной образовательной среды кадетской школы. | Достигнут |
Совершенствование материально-технической базы школы с целью предоставления новых возможностей информационно-насыщенной социокультурной образовательной среды. | Достигнут |
Повышение социальной активности учащихся. | Достигнут |
Рост результативности участия в конкурсах духовно-нравственного и патриотического направления различного уровня: 1-е место во всероссийском конкурсе «Лучший кадетский казачий корпус/ организация» (Министерство образования и науки РФ, 2017); 1-е место в окружном конкурсе программ по вопросам развития кадетских классов с казачьим компонентом на базе муниципальных общеобразовательных организаций в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре 2017; 1-е место в межрегиональном слете казачьей молодежи «Казачья молодежь Сибири 2017»; 1-е место в региональном слете в рамках патриотического форум-центра ХМАО-Югры 2017; 1-е место в финальном этапе конкурса «Лучший казачий кадетский класс 2016», 2-е место в финальном этапе конкурса «Лучший казачий кадетский класс 2017»; победа в конкурсном отборе образовательных организаций ХМАО-Югры, осуществляющих деятельность в сфере общего образования и имеющих статус региональных инновационных площадок. | Достигнут |
Совершенствование кадрового потенциала: плановое повышение квалификации специалистов в области патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся; распространение опыта инновационной деятельности: публикации педагогов, предъявление опыта работы на всероссийских и региональных семинарах, педагогических чтениях, проведение семинаров для педагогов округа по вопросам патриотического воспитания и гражданского становления учащихся, проведение тренингов и консультаций для лидерского актива молодежи. | Достигнут |
3.5. Достигнутые внешние эффекты
Эффект | достигнут/не достигнут |
Востребованность кадетского образования, что подтверждается ежегодным ростом количества учащихся в кадетских и кадетских казачьих классах по отношению к общему количеству учащихся, высокой степенью удовлетворенности учащихся и родителей организацией образовательного процесса в кадетских классах. | Достигнут |
Увеличение доли граждан, положительно оценивающих результаты деятельности школы по духовно-нравственному воспитанию | Достигнут |
Расширение сети социального партнерства в области социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся через дистанционное (сетевое) взаимодействие с использованием интерактивных форм сотрудничества. | Достигнут |
3.6. Список публикаций за 2016 – 2017учебный год
Ф.И.О. автора | Название публикации (статьи, методические разработки, сборники, монографии и пр.) | Выходные данные (название журнала (для сборника название типографии), номер журнала, год издания, номера страниц (для журнала – на которых размещена статья; для сборника – общее количество страниц) |
Кукленкова К.А. | «Традиционная танцевальная культура Сибирского казачества как источник развития национального самосознания» | Сборник «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА» «Центр Научных Инвестиций», Нижний Новгород, УДК 37.01. ББК 74.100.2 В77, том 2, стр. 98-102 |
Коровина А.С. | «Социальное партнерство как средство духовно-нравственного воспитания учащихся кадетских классов» | Сборник «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА» «Центр Научных Инвестиций», Нижний Новгород, УДК 37.01. ББК 74.100.2 В77, том 2, стр. 93-97 |
Стригин В.О. Сартасов А.Е. | «Из педагогической практики патриотического воспитания: разработка учебных курсов и учебно-методических пособий по истории казачества и кадетского движения» | Сборник «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА» «Центр Научных Инвестиций», Нижний Новгород, УДК 37.01. ББК 74.100.2 В77, том 2, стр. 137-141 |
Максимова Л.А. | Комплексный курс для младших школьников «Образ Защитника Отечества на страницах книг детских писателей» как средство развития духовных основ личности | Сборник «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА» «Центр Научных Инвестиций», Нижний Новгород, УДК 37.01. ББК 74.100.2 В77, том 1, стр. 139-143 |
Мазурова Е.Г., доцент кафедры управления образованием АУ «Институт развития образования»; Степкина Л.И., директор МБОУ «СОКШ №4», Шевчук С.Б.. заместитель директора | Статья «Из опыта работы региональной инновационной площадки МБОУ «СОКШ №4» г.Нефтеюганска» | Научно-методический журнал «Образование Югории», №42 (спецвыпуск №4), декабрь 2016 года, стр. 106-113 |
Степкина Л.И. | Публикация методической статьи в разделе «Обобщение опыта» по теме «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как средство социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся» | Свидетельство о публикации методического материала №1780-241235 от 25.01.2017 года |
Кукленкова К.А. | «Культурно-исторические традиции российского казачества как средство духовно-нравственного воспитания учащихся» | Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся в кадетских образовательных организациях». ООО «СИТИ-Пресс», 2016. ББК 74.005. О-75. Стр. 74-77 |
Степанов Я.А. | «Создание социокультурной образовательной среды в кадетских классах: опыт сотрудничества школы и социальных партнеров» | Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся в кадетских образовательных организациях». ООО «СИТИ-Пресс», 2016. ББК 74.005. О-75. Стр. 271-276 |
Сартасов А.Е. | «Из педагогической практики патриотического воспитания» | Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся в кадетских образовательных организациях». ООО «СИТИ-Пресс», 2016. ББК 74.005. О-75. Стр. 315-319 |
3.7. Информация в СМИ (газеты, телевидение, интернет-издания) о деятельности региональной инновационной площадки за 2016 – 2017учебный год
Ф.И.О. выступающего в СМИ / автора материала | Название публикации / сюжета | Выходные данные (название СМИ, дата публикации (выхода в эфир), номер газеты/журнала, ссылка (при наличии) |
Г.Клушин, атаман Обь-Иртышского отдела СКВО | «Воспитание через традиции. Казачья молодежь» | Периодический журнал «Казаки Югры», ООО «Новости Югры – Производство». Стр. 14-19 |
АУ ХМАО-Югры «Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе» www.молодежь –югры.рф | «Из жизни образовательных учреждений ХМАО-Югры, реализующих кадетское образование. Реализация казачьего компонента» | Информационно-методический журнал «Кадеты Югры» («Образование и молодежь Югры»), декабрь 2016 года, стр. 28-44. |
Нафиса Шакирова | «Нефтеюганские кадеты снова стали лучшими» | «Югра-ньюс», 5.07.2017 |
Детская студия телекомпании «Югра» | Передача «Расскажи и покажи»: «Кадетские казачьи классы МБОУ «СОКШ №4» | Телерадиокомпания «Югра» http://www.ugra-tv.ru/programs/rasskazhi-i-pokazhi/archive/06-05-2017ra/ |
- Задачи проекта на 2017-2018 учебный год
- Разработка модели сетевого взаимодействия образовательной организации как координационного центра по созданию и развитию информационно-насыщенной социокультурной образовательной среды.
- Совершенствование форм и механизмов сетевого взаимодействия с социальными партнерами с целью социализации, самоопределения, популяризации идей патриотизма и консолидации усилий в области патриотического воспитания учащихся кадетских казачьих классов.
- Разработка и реализация комплексных виртуальных проектов «Виртуальный музей», «Виртуальная библиотека», «Виртуальная энциклопедия казачества», «Информационно-аналитический медиа-центр «Кадетский (казачий) вестник» как полигона информационно-культурной практики учащихся кадетских казачьих классов.
- Создание условий для развития волонтерского движения и социальных практик (в том числе виртуальных) как эффективного инструмента социализации, патриотического воспитания, профессионального и личностного самоопределения учащихся.
- Развитие системы внеучебных мероприятий событийного характера (в том числе с участием представителей казачьего общества, Прихода храма Святого Духа), способствующих патриотическому воспитанию, самоопределению и социализации учащихся кадетских казачьих классов.
- Совершенствование системы научно-методического сопровождения педагогов, участвующих в реализации программы.
- Совершенствование материально-технической базы в области информатизации с целью предоставления новых возможностей информационно-насыщенной социокультурной образовательной среды.
- Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета Музыка 1-4 класс включающий модули «Коллективное хоровое музицирование» и «Коллективное инструментальное музицирование» 1-4 класс в рамках деятельности региональной инновационной площадки
Рабочая программа учебного предмета музыка разработана в рамках региональной инновационой площадки по апробации программы учебного предмета «Музыка», включая модули «Коллективное музицирование» ...
Отчет о работе в региональной инновационной площадке "Становление языковой культуры и проблемы формирования языковой личности" в 2014-2015 гг. в МБОУ города Мценска "Средняя общеобразовательная школа №4"
Отчет о проделанной работе в площадке "Становление языковой культуры и проблемы формирования языковой личности"...
Отчет о работе в региональной инновационной площадке «Становление языковой культуры и проблемы формирования языковой личности» в 2015-2016 гг. в МБОУ города Мценска "Средняя общеобразовательная школа №4"
Отчет о проделанной работе в площадке «Становление языковой культуры и проблемы формирования языковой личности»...
Приказ об организации деятельности региональной инновационной площадки
Приказ об организации деятельности региональной инновационной площадки...
Промежуточный отчет о деятельности региональной инновационной площадки по теме «Формирование духовных и нравственных ценностей средствами музейной педагогики»
Промежуточный отчето деятельности региональной инновационной площадкипо теме «Формирование духовных и нравственных ценностей средствами музейной педагогики»за период с сентября 2018 года п...
План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки
План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки...
Организация исследовательской деятельности по физике в рамках опытно экспериментальной деятельности региональной инновационной площадки «Педагогическая поддержка детей ДОУ и младших школьников в работе по ранней профилизации» в МАОУ СОШ №27 г. Балаково
Выпускник современной школы должен обладать практико - ориентированными знаниями, чтобы успешно адаптироваться в современном обществе. Поэтому очень важной задачей становится развитие исследовательски...