Пояснительная записка
статья на тему

Юрьева Ирина Владимировна

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnit_zapiska.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Построение интегративного обучения детей с ОВЗ

в условиях общеобразовательной школы

     В настоящее время в нашей стране сложилась парадоксальная ситуация, когда общая численность детского населения сокращается, а популяция детей с проблемами в психофизическом развитии растёт. Анализ статистики за последние 2 года показывает то, что именно число таких детей увеличивается от 2000 до 6000 человек.

     Дети, имеющие отклонения в умственном развитии - одна из максимально многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своём развитии от нормы.

       Понятие “умственно отсталый ребёнок" или «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» как в нашей стране, так и в большинстве других стран, охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, имеющих стойкое необратимое нарушение психического, в первую очередь интеллектуального, развития, которое связано с наличием органического повреждения коры головного мозга. Всё это обуславливает возникновение у ребёнка различных, с разной отчётливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятељности, в частности резко - в познавательной.

      Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий, единый и целостный процесс обучения, воспитания, развития и социализации, что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества и снижает риски его изоляции.

      Принятие философии инклюзии – это принятие ценности каждого ребенка, вне зависимости от его особенностей и возможностей; понимание приоритета социальной и образовательной адаптации ребенка с ОВЗ в образовательной среде; понимание того, что любой ребенок – и особый, и обычный – развивается в инклюзивной среде.

     Занимаясь обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья (легкая умственная отсталость) в своей деятельности руководствуюсь нормативно-правовыми актами, которые определяют правомерность моей деятельности и главным из которых является федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и

примерная основная образовательная программа для умственно отсталых детей.

      Основная цель введения ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья - введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем.

    Современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.  Общие образовательные потребности определяют: время начала образования, содержание образования, разработку и использование специальных методов и средств обучения, особою организацию обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.

К специфическим образовательным потребностям относятся:

- раннее получение специальной помощи средствами образования;

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса;

- научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;

- доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;

- обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды;

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся;

- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

     В основу положено развитие базовых учебных действий, формирование которых происходит в результате применения дифференцированного и деятельностного подходов в обучении детей с интеллектуальными нарушениями. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

      Среди содержательных и организационных формам работы с детьми с ОВЗ для меня, как педагога являются:

-психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

-индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

-портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;

-повышение квалификации в области инклюзивного образования;

-рабочие программы освоения предметов образовательной программы в соответствии с образовательными стандартами и в соответствии с образовательной программой;

-адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса техническими средствами;

-адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения;

-сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

-ориентация воспитательной среды на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

    Для продвижения умственно отсталого ребенка в общем развитии, в усвоении им знаний, умений и навыков необходимо специально организованное, коррекционно- направленное воспитание и обучение, строящееся с учетом имеющихся у него положительных возможностей. Этому способствуют различные программы коррекционно-развивающей работы: Адаптированная программа по коррекции дисграфии. Составленная на основе программы Мазанова Е. В. «Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии». Лалаева Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах».

Адаптированная программа по коррекции фонетико- фонематического недоразвития речи Ефеменкова Л. Н., Садовникова И. Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». «Ритмика», «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Цель коррекционно-развивающих занятий – конкретная помощь конкретному ребенку.

      Основной целью моей деятельности является обеспечение конкретных мероприятий по коррекции нарушений развития детей. Серьезное внимание уделяю артикуляционной и мелкой моторике, коррекции произношения, расширению словаря, построению фразы, составлению рассказов по картинке. Опыт работы показывает, что все это приводит к положительным сдвигам в речи умственно отсталых обучающихся. У них увеличивается словарь, появляются умения составлять предложения и отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картинки. Основными принципами и правилами коррекционной работы являются:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

     Каждое занятие представляет собой комплекс познавательной деятельности, речи, моторики, различных видов гимнастики. Целью коррекционного обучения и воспитания для детей с нарушениями интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде. Применение игровых ситуаций, дидактических игр, тренингов, психогимнастики интегрируют все направления моей работы на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.

     Специальные педагогические технологии, которые я использую при обучении детей с ОВЗ (легкая умственная отсталость) направлены на содействие в развитии сенсорной и моторной сферы, восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психических процессов, психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми. Я стараюсь использовать когнитивные методы работы, которые ориентированы на формирование познавательной активности, на обучение и преодоление трудностей усвоения школьных знаний, формирование высших психических функций, в том числе и речи.

    Своеобразным итогом моей работы является динамическое обследование (оценка состояния ребенка на промежуточном этапе работы) или итоговое обследование после окончания всего цикла развивающе-коррекционной работы или обучения. Результаты деятельности отражаются в индивидуальных картах, где дается оценка динамики развития и адаптации ребенка. На основании динамической оценки эффективности коррекционной помощи и степени освоения ребенком адаптированной образовательной программы можно решать вопрос:

-продолжении подобной работы или изменении ее направлений;

-дальнейшей адаптации программного материала и соответствующих дополнительных разработках.

    Главным целевым ориентиром в моей работе является формирование социальных умений обучающихся, освоение им опыта социальных отношений. Ребенок должен научиться принимать активное участие во всех видах деятельности детей, не бояться проявлять себя, высказывать свое мнение, найти себе друзей; развивая межличностные отношения, научить других детей принимать себя таким, какой есть. А это, в свою очередь, возможно при достаточном уровне личностного и познавательного развития ребенка.       Результаты формирования социальной компетенции обучающихся с ОВЗ находят отражение в таблицах оценки социально-трудовых и социально-бытовых навыков, сформированности личностных показателей. Основным механизмом формирования социальных компетенций, как показывает моя практика является реализация социальных проектов и участие в социальных акциях.

        Процесс социализации, на мой взгляд невозможен без развития творчества. Творчество и социализация – основные слагаемые развития личности, в том числе и развития ребенка с интеллектуальными нарушениями. Важным условием развития творческих способностей обучающегося с умственной отсталостью является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого  характера  творческого  процесса,  который  требует  максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребенок добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

        Неотъемлемой частью моей деятельности является отслеживание развития и сформированности предметных умений и навыков обучающихся. Для этого также разработаны таблицы, отражающие сформированность того или иного навыка и умения по математике, русскому языку, чтению. При обучении детей с интеллектуальным нарушениями главным для меня является соблюдение принципа смысловой упорядоченности и развивающего характера. Использую педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности.  Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания.

        Несмотря на трудности усвоения материала, обучающиеся с умственными нарушениями в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое.

        В результате применения таких коррекционных приемов обучения, как демонстрация, кинопособия, кинофрагменты, дидактическая игра одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему обучающиеся быстрее продвигаются в своем развитии. Осуществление принципа коррекции в обучении заключается в формировании у учащихся с ОВЗ умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы. Особое внимание уделяю повторению. Повторение -  это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.А главное, я всегда помню и твержу про себя, как таблицу умножения, что мне необходимо:

-следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;

- контакт глаз усиливает внимание;

-поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;

-разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для меня это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления.

      Положительной динамике способствует организация систематического повторения учебного материала, организация индивидуальной коррекционной работы, контроль за формированием ЗУН и отслеживание динамики их формирования, осуществление индивидуальной и дифференцированной помощи учащимся с учётом их психофизических особенностей.

    На сегодняшний момент я могу гордиться своими учениками. Обучаясь в общеобразовательной школе обучающиеся с ограниченными возможностями активно участвуют в образовательной и социальной деятельности и незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное - способствует искренней заботе и дружбе.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...

Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД

Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...

Пояснительная записка

Программа по русскому языку для 9, 10 классов...

Презентация Healthy living guide.Пояснительная записка. Конспект урока.Тесты по теме урока

1.Презентация «HealthyLivingGuide» («Путеводитель по здоровому образу жизни») составлен по основам УМК  для 9 класса, автор Кузовлев В.П, Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. – М.,Просвещение . Матер...

Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс

Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....

Пояснительная записка и рабочая программа по русскому языек. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами  расширением по русскомй языку...