Эссе Тема: «Моя педагогическая философия»
статья на тему

Юрьева Ирина Владимировна

Эссе

Тема: «Моя педагогическая философия»                                                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

Тема: «Моя педагогическая философия»                                                                              

Юрьева Ирина Владимировна учитель – дефектолог МБОУ «СОШ№11»

г.Ангарск  Иркутской области

"Основанием воспитания и обучения

 должна служить и руководить философская идея".

К.Д. Ушинский.

       В жизни встречается множество судьбоносных перекрёстков, на которых необходимо принимать решения по какому пути идти. На вопрос, кто же конкретно помогает человеку выбрать путь, ответить можно так: это зависит от внутреннего состояния самого человека, от внутренней его гармонии, от любви и уважения к себе и к тем, кто тебя окружает.

      Подходя к перекрёстку, необходимо проявить величайшую мудрость. И чем сложнее перекрёсток, чем он судьбоноснее, тем мудрее необходимо поступать. После окончания школы я оказалась именно на таком перекрёстке.

       У меня возникла потребность с кем-то посоветоваться, при этом я понимаю, что каждый человек видит только, тот вариант развития, который соответствует его внутреннему звучанию. Советчиков было много. Мама даже водила меня к психологу, который рекомендовал мне пойти учиться на художника.

      На моём жизненном перекрёстке, как в сказке, стоял камень, на котором написана налево пойдёшь-будешь тем-то, направо-кем-то другим.

     Находясь в поисках выбора дальнейшего своего пути я увидела репортаж по телевизору об обучении детей страдающих физическими и психическими нарушениями. Говорили о нехватке кадров, о проблемах. связанных с созданием условий для таких детей.После просмотра сюжета я почувствовала тревогу и в то же время ответственность и желание помочь этим детым. Я поняла: я хочу стать учителем, который будет помогать детям с дизонтогенезом   жить полноценной жизнью, помогать приобщиться к окружающему миру его достижениями и ценностями, помогать родителям этих детей справляться с трудностями в воспитании и обучении.

     Позже, уже обучать на факультете дефектологии я осознала, что человек, выбравший профессию учителя-дефектолога должен обладать таким качеством, как эмпатия. учить в ребёнке с отклонением от нормы увидеть личность.Работа с такими детьми сопряжена с большой эмоциональной и психологической нагрузкой. Каждый особый ребёнок-это самостоятельная душа, она пришла прожить свой опыт и моя задача, как педагога, заключается в том, что наполнить его жизнь духовным содержанием и радостью, вселить в них жизненную устойчивость.

     Система образования должна обеспечить равные возможности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ориентация новой концепции образования отражает меняющиеся ориентиры.

     С одной стороны, экономическое, культурологическое и социальное неблагополучие в обществе, негативные тенденции состояния здоровья, россиян привело к увеличению детей с особыми образовательными возможностями. По достижению 18-летнего возраста они более чем в 80% случаев попадают в категорию граждан, нуждающихся в поддержке государства; чаще несостоятельные в семейной жизни, не могут воспитать детей.

     Сохранение таких тенденций опасно, как для граждан данных категорий, так и для общества в целом. С другой стороны, существующая система специального образования не устраивает социального заказчика образовательных услуг, закрытость. Возможность обучения детей с отклонениями в развитии, таким образом в специальных учебных заведениях, недостаточный охват нуждающихся, невозможность получения помощи в условиях школ при нормальном финансировании4 устранение родителей из процесса обучения.

     Пытаясь решить выше перечисленные проблемы, я рада, что наконец заговорили об интеграции этих детей не только в общество, но способствуют развитию моделей интегрированного обучения. Основой изменения системы специальной помощи является воплощение идей ориентации не на дефект, а на потенциальные возможности ребёнка, который является составной частью социума.

    Появление в истории педагогики новой идеи интегративной педагогики: с интеграции в школе - к интеграции в обществе, не только признано гарантировать право ребёнка с дизонтогенезом не быть изолированным от основной массы, но и обеспечить ему возможность посещать ту школу, которую он посещал бы, если бы был здоров. Главный принцип интегративной педагогики-как можно меньше внешней и как можно больше внутренних дифференциаций.

    Встал вопрос каким должен быть педагог, реализующий стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья. Образ такого педагога встаёт в моём сознании, как семь проявлений человека, семь его качеств, семь его-Я.

     Я-любовь. Я могу дать подарить детям самое лучшее, что есть у меня-любовь. Своей любовью я создаю огромное Пространство Любви, в котором сама и дети могли быть счастливы. Своей любовью я могу убрать страдание из жизни тех, кто тебе доверяет, ловит каждое твоё слово, смотрит в твои глаза.

    Я-свобода. Свобода не «от», а свобода «для» … творчества, желания сделать окружающий мир красивее и добрее. Учить детей видеть красоту распускающихся листьев, красоту поделки, сделанной своими руками.

    Я-мудрость. Представьте себе такую ситуацию. Вы идёте со своими учениками по пустыне. У вас закончилась вода. До ближайшего оазиса идти ещё два дня. С вами идёт ещё один учитель, который хорошо разбирается в высшей математике, может создать электронный учебник. Но, ни одна область его знания не даёт ответа на вопрос, как добыть воду, в каком направлении идти, чтобы прийти к оазису. Вы же- знаете не много, как найти воду в пустыне и по какому пути идти к оазису. Вы знаете, то, что нужно знать. Тем самым вы можете спасти себя и тех, кто с вами. Важно не сколько ты знаешь, а что ты знаешь. Разница в том, что мудрый учитель знает то, что нужно.

     Я-творчество. Наивысшее творчество происходит в гармоничных отношениях детей и учителя. Огромное поле для творчества-это отношение, позволяющее раскрыть потенциальные возможности ребёнка. Для того, чтобы дети, имеющие нарушение в своём развитии, могли проявить, свои маленькие, но дарования. Учитель не преподаватель, а ведущий, инициирующий. Только учитель творческий может создать ту почву взращивания детских сил для преобразующего в жизнь творчества.

    Я-учитель и одновременно я ученик. Именно в постоянных взаимоотношениях со своими учениками происходит наилучшее обучение-вспоминание себя. Именно на этой почве может родиться самая глубокая дружба между взрослыми и детьми. Многие слышали фразу: «Дети наши маленькие учителя». Дети тонки и чувствительны, особенно те, кто несёт в себе боль своих недостатков, и они всегда показывают нам, как маленькие зеркальца, самые глубокие наши проблемы. Они заставляют нас работать над собой.

     Я-помощник. Ничего не пытайтесь навязать ему. Просто помогайте ему становиться увереннее в познании окружающего мира, но никогда не подсказывайте ему направление движения. Дайте ему энергию, обеспечьте ему защиту и безопасность.

     Я-терпение. Терпеливое отношение к недостаткам: -это дано не каждому учителю. Нелегко доносить знание до детей, которым каждый день приходиться преодолевать трудности, связанные с ограниченностью. Учитель не имеет право сдаваться, это его работа, призвание. И терпение- один из законов его жизни. Терпеливо объясняя материал урока, стараясь по крупицам донести до учеников всё самое интересное, педагог открывает перед детьми дверь в огромный мир, помогает понять и найти себя, определиться с жизненным выбором.

    В силу своих заболеваний дети с ОВЗ не могут вести активный образ жизни, сверстники избегают общения с ними. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребёнка и невозможностью её полной реализации. Воспитание необычных детей «требует» особых подходов.

    Нельзя недооценивать роль духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ, поскольку они способствуют профилактики правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребёнка.

     Детей надо знакомить с нравственными и без нравственными поступками, объяснять и смысл, давать им оценку. Соединение внутреннего и внешних миров происходит через осознание и принятие ребёнком культурной нормы, как своей собственной цели и желаемого будущего.

     С родителями необходимо выстраивать партнерские отношения- формировать взаимные интересы, договариваться и реализовать эти договоренности так, чтобы родители захотели сделать жизнь своего ребенка полноценной. Современная система образования всячески пытается воспитать, привить подрастающему поколению истинную систему ценности. При чем жизнь на мой взгляд устроила так, что если мы игнорируем какую- либо ценность, то эта ценность исчезает с пути, мы чаще всего теряем то, к чему больше всего привязаны или боимся потерять.

     На мой взгляд первой ценность, которую мы должны воспитывать в детях с ОВЗ- это любовь к родителям, своим корням. Без корней, без этой любви ребенок существует как перекати- поле. Для реализации, для гармоничного развития человека, так важны родовые связи. Это очень важно не потерять отношения с родом своим. В таком случае человек стоит на земле крепко, как дерево с мощными корнями. Ребенок не любящий своих родителей, не уважающий их, обижающий на них, рубит сук, на котором сидит.

    Но здесь не могу не обратиться к родителям: «Уважаемые родители, создайте такие условия своим детям, в которых они смогут наиболее полно реализоваться, тогда и вы будете иметь благодарность от них: дети будут относиться с почтением и уважением к вам, и будут естественным образом без напоминания, помогать вам до скончания века». За частую бывает так, что ребенок с раскрытой, доброй душой, но имеющий физические или психические недостатки, попав под безразличие, вечные упреки со стороны родителей по поводу болезни, теряет ориентир в жизни и в результате не может реализовать даже части своих возможностей.     Лучшая помощь родителей- не мешать детям прожить свою жизнь. А лучшая помощь детей родителям- помочь родителям сотворить общее счастье. Качеством воплощений с родителями проверяется качество жизни детей.

      Неотъемлемой частью любви к родителям является любовь к родине. «Я люблю Россию глубоко и прочно. Я в восторге от её цивилизации. Я чувствовала свою избранность, когда изучала чудный русский язык, он помог мне войти в мир русской литературы и культуры. Мне открылась великая неповторимая Россия». Как вы думаете, кто мог сказать такие слова? Это сказала не россиянка, а американка. Кэрролл Богерт из Нью-Йорка! В её словах звучит искреннее уважение к нашей стране.

      Какие слова мы чаще всего слышим о своей стране? «Ужасно», «Кошмар», «Бедная». Ужасна не Россия –она прекрасна! - ужасно то, что подросток может сказать такие слова о своей Родине! Часто можно услышать отстранённое: «Эта страна». Проявите духовность и скажите: «Моя страна!», «Моя родина». Обратите внимание на речи политиков, например, они нередко используют выражения: «Как принято в цивилизованных странах….». Вдумайтесь! Этими словами автоматически свою страну они отправляют в разряд нецивилизованных. Цивилизация же- это национально-самобытный способ бытия народа, это то, что придаёт ему историческое своеобразие . Это культура, все виды искусства, духовные достижения, характер каждого человека, природа…. .

     Учителю не нужно бояться слова «пропаганда, нужно использовать все возможное для пробуждения и воспитания патриотизма и национального достоинства у подрастающего поколения. Необходимо мудро и умело использовать государственную символику. Внушать детям, что не нужно стесняться быть патриотом и говорить о любви к своей родине- это обязательное условие цивилизованного человека. Пробуждение любви к родине- это лучшая оборонная стратегия! Самая сильная защита государства - это не мощная армия (она дает временную защиту), а любящие Родину, счастливые дети и взрослые этой страны!

    Следующей ценностью, которую мы, как педагоги должны воспитывать в детях – это реализация его в социуме, проще говоря, - его деятельность труд. Подрастающее поколение, пока еще не ощутившее в полной мере на себе влияние государственной машины, интуитивно ощущает не соответствие ценностей и не желает работать так, как работали родители. В детях необходимо воспитывать трудолюбие, практическую трудность к труду. В труде воспитывается дисциплинированность, самостоятельность, формируется интерес к качественной работе.

     Философия образования должна помочь учителю осознать величие и глубину его роли. Его исконное право, право свободы и ответственности- не за внешнюю результативность «ретранслятора знаний», но за отдаленный во времени результат: за любовь к учению, за потребность в творчестве, как смысл деятельности и существования.

    Я легко преодолеваю стереотипы, готова воспринять и реализовать в своей работе, то, что поможет внести гармонию в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

     Я ничего не говорила о детях и взрослых, которые окружают особого ребенка и в глазах которых можно встретить пренебрежение и некую брезгливость при виде ребенка с нарушениями в развитии. Я обращаюсь к вам: «От вас не требуется никаких материальных вложений, я прошу вас о человечности. Ребенок подбирает птичку с перебитым крылом и несет ее домой, пытаясь ей помочь. Бабушка впускает в дом бездомного котенка и выкармливает его. Человек не умеющий плавать, бросается в воду и спасает ребенка. Любое стремление помочь ребенку с ОВЗ, желание не допустить его боли и страданий- это и есть порядочность, это и есть совесть, это и есть человечность»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Моя педагогическая философия"

«Очень много детей обездоленных и педагогически запущенных. Не гнушайтесь их. Подберите к ним (ключик), заинтересуйте их своим предметом, помогите им найти дело по душе, и вы увидите, какие способност...

Эссе на тему: "Моя педагогическая философия"

Работа выполнена на муниципальный конкурс педагогического мастерства в декабре 2011 года. Представлены рассуждения учителя  в форме Эссе. ...

Эссе на тему: "Моя педагогическая философия"

Эссе на тему: "Моя педагогическая философия". Написано для педагогического конкурса....

Эссе на тему "Моя педагогическая философия"

Эссе на тему "Моя педагогическая философия"...

Эссе на тему Моя педагогическая философия "Ситуация успеха"

Возможно публикация будет полезна учителям, которые впервые сталкиваются с написанием Эссе на тему педагогической философии....

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...