Обобщение опыта
материал на тему

Обобщение опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Владимирский институт повышения квалификации российского образования

Тема опыта

«Формирование духовно-нравственной личности школьника во внеурочное время»

Метлина Галина Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

преподаватель курсов «Основы православной культуры», «Словесность», «Вокруг тебя – мир!»

1 квалификационная категория

МБОУ Собинского района ООШ № 2 г.Собинки

2011 г.

Условия возникновения, становления опыта

  Становлению опыта способствовали приоритетное направление работы школы по духовно-нравственному воспитанию, введение в школе кружка по основам православной культуры, традиции по литературному краеведению, обучение на курсах при ВИПКРО.

  Школа расположена на окраине города, 20 % детей «группы риска», обучаются ребята из детского дома, реабилитационного центра для несовершеннолетних подростков, из приёмных, опекаемых семей. Неблагополучное состояние воспитательной среды, окружающей ребёнка, и новые подходы государственной политики в области духовно-нравственного воспитания (ФГОС II поколения) заставляют искать новые формы, методы воспитания личности через духовно-нравственные ценности.

Актуальность опыта

  Неразработанность концептуальных основ духовно-нравственного образования личности школьника, отсутствие целостной теории духовно-нравственного воспитания в системе школьного образования, появление новой образовательной инициативы «Наша новая школа» (Концепция духовно-нравственного воспитания российского школьника), ФГОСов II поколения выдвигают данную тему на первый план.

Ведущая педагогическая идея

  Реформа 1918 года, исключив славянский язык из обязательной программы школьного обучения, перекрыла источник, питающий русский язык, русскую культуру. Без изучения славянского языка люди перестали понимать духовную суть слова. Утрата высокого стиля привела к тому, что стала снижаться духовность речи, произошло упрощение до однообразия, опошление и вульгаризация речи, а следовательно – мышления и поведения людей.

Теоретическая база опыта

  Формирование целостного мировоззрения возможно на основе гармоничного сочетания принципов, идей и подходов христианской и светской педагогики. Теоретической базой опыта является Библия, философское наследие И.Ильина, «Основы русской педагогики» К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, филологов А.А.Потебни, Ф.И.Буслаева, Л.В.Щербы, теоретические и методические аспекты формирования нравственности содержат работы М.Д.Виноградовой, Б.Э.Вульфова, А.Ю.Гордина и других педагогов и психологов. В последние годы в связи с введением в школах России курса «Основы православной культуры» появились педагогические работы А.С.Алексеевой, А.А.Ильина, В.М.Меньшикова и других учёных, исследующих проблемы преподавания курса и нравственное воспитание школьников в процессе освоения ценностей традиционной русской культуры.

  Однако до сих пор вопросы духовно-нравственного воспитания и формирования духовно-нравственных качеств личности школьника не получили систематического анализа. В педагогической литературе намечаются общетеоретические подходы к решению этой проблемы, недостаточно внимания уделяется раскрытию психолого-педагогических условий и механизмов формирования нравственности.

Перспективность опыта

  Указанные противоречия определили тему опыта. Опыт перспективен при решении проблемы, которая будет сформулирована следующим образом: какова совокупность подходов, принципов, педагогических условий духовно-нравственного воспитания современного школьника в контексте этических ценностей русского народа, идей отечественной культурно-педагогической традиции в процессе реализации внеклассной работы.

Цель опыта

  Решение этой проблемы составляет цель опыта. Объектом является процесс  духовно-нравственного воспитания личности во внеурочное время. Предмет – духовно-нравственная сфера личности.

  В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом обобщения опыта поставлены следующие задачи:

1. определить подходы к процессу духовно-нравственного становления личности в контексте отечественной культурно-педагогической традиции;

2. систематизировать и обобщить опыт православной и светской составляющих отечественной культурно-педагогической традиции в содержании современного духовно-нравственного воспитания во внеурочное время;

3. определить педагогические условия и принцип обновления содержания внеклассной работы.

Гипотеза

  Эффективность формирования духовно-нравственных качеств личности школьников существенно повышается, если:

- используется гармоничное сочетание православной и светской составляющих отечественной культурно-педагогической традиции в духовно-нравственном воспитании;

- содержание учебно-познавательного процесса в школе строится на культурологической основе в соответствии с этическими ценностями русского православия;

- формирование представлений о духовно-нравственном идеале и его осознание учеником осуществляется в процессе деятельного приобщения к православным этическим ценностям;

- процесс формирования духовно-нравственной личности школьника предстаёт как целостный, вариативный, базирующийся на государственном стандарте и нормативных документах дополнительного образования.

Технология опыта

  Духовно-нравственное воспитание школьника осуществляется по нескольким направлениям:

1.Занятия литературным краеведением. Традиционное обращение к творчеству писателей – земляков позволяет воспитывать в ребятах гордость, уважение к тому уголку, где родился, к своей малой родине. В школе проходят недели книг С.В.Ларина (сентябрь), С.К.Никитина (октябрь), А.С.Труфилова (ноябрь), А.И.Шлыгина (январь), Н.Д.Сидорова (март), В.А.Солоухина (апрель). Литературные посиделки, литературно-музыкальные салоны, презентации новых книг, конкурсы художественного слова, викторины, встречи с интересными людьми – всё это позволяет учащимся приобщаться к культуре родного края.

   Сентябрь и октябрь посвящён двум писателям-друзьям – Ларину и Никитину. Традиционно учащиеся школы встречаются с вдовой писателя Кларой Никитиной и дочерью Галиной Лариной-Шагара. Встречи проходят в дружественной обстановке, родственники рассказывают истории из творческой мастерской писателей, делятся воспоминаниями о характере отношений между ними, их судьбе, при этом высвечиваются такие нравственные понятия, как: дружба, взаимовыручка, любовь к природе. Также ребята совершают экскурсии на родину писателей: село Семёновское и город Ковров, участвуют в Никитинских чтениях (г.Ковров). Завершаются недели литературно-музыкальными салонами.

   В ноябре традиционно проходят «Труфиловские чтения». Гостями данного мероприятия становятся местные писатели: А.Дельнов, В.Жучков, представители газеты «Доверие». Они рассказывают об А.С.Труфилове, анализируют его творчество, выявляя главную тему творчества Алексея Сергеевича – любовь к родному краю, боль за его судьбу. Итогом является конкурс художественного слова. Победители становятся участниками городского конкурса «Труфиловские чтения».

 Январский месяц посвящён творчеству А.И.Шлыгина, ибо этот человек является образцом мужества, стойкости, его стихи на устах у каждого ребёнка. Неделя строится таким образом, чтобы высветить основные концепты, без которых немыслимо творчество писателя: Родина – дом – семья – природа - труд. Гостем завершающего мероприятия является вдова писателя – Галина Ивановна Шлыгина.

  Школа с 1998 года носит имя В.А.Солоухина. 4 апреля по традиции начинается Вахтой памяти, экскурсией по с.Алепино (родине писателя) и заканчивается литературно-музыкальным салоном. Гостями слона являются члены писательской организации во главе С.Барановой, учащиеся других школ. Творчество Владимира Алексеевича высвечивает разнообразные жизненные проблемы. Одна из них – утрата православных традиций, потеря тех корней, без которых немыслим русский человек. Семья, дом, отец и мать – те животворящие истоки, которые дают человеку силы жить дальше. Православные традиции семьи: совместный труд, совместный отдых (православные и народные праздники), почитание родителей – то, без чего немыслима настоящая православная семья).

    При проведении данных мероприятий происходит взаимодействие с другими учреждениями: Владимирской писательской организацией, Центром детско-юношеского туризма и экскурсий г.Собинки, Газетой «Доверие», домом культуры г.Собинки.

2. Занятия по литературному краеведению положили основу для введения курса «Основы православной культуры» (по программе Т.А.Ионовой, ВИПКРО). Сложились в школе добрые традиции проводить праздники: «Слово мама дорогое», Рождество Христово, Жены-мироносицы, День славянской письменности и культуры, гостями которых бывают родители. Занятия в форме беседы носят просветительский характер, культура страны немыслима без культуры, традиций наших предков.

Занятия по темам «Православный храм» и «Православные праздники» проводим в Свято-Троицком храме с.Арбузово  Собинского района, который имеет удивительную историю и является памятником духовной культуры. Он заложен 180 лет назад на месте деревянного, по преданию, построенного женой Дмитрия Донского  Ефросиньей в честь победы в Куликовской битве. Эти земли в глубинке Владимирского края принадлежали ей. Именно в этом храме дети приняли участие в престольном празднике Покрова Божией Матери, крестном ходе, познакомились с особенностями храмового искусства.

  Разделу «Азбука и первые книги» уделяем особое внимание, т.к. все удивительные черты русского характера, культуры, идеологии формировались на основе слова славянского. Полученные знания и умения находят отражение на уроках русского языка и литературы.

   Кружковые занятия по православной культуре стали основой для часа духовности, который ежемесячно проходит во всех классах школы и посвящён светочам духовной культуры: Андрею Боголюбскому, Александру Невскому, Петру и Февронии Муромским, Сергию Радонежскому и другим.

  3. Взаимоотношения в семье очень важны, так как именно она воспитывает личность. Поэтому на родительских всеобучах (общешкольных и классных) особое место уделяется теме утраченных ценностей. «Роль семьи в современном мире и православные традиции в семейном воспитании», «Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка» - темы последних родительских всеобучей.

Результативность.

    Система работы по формированию духовно-нравственной личности во внеурочное время дает свои результаты.

     Ребята регулярно принимают участие  в городских, районных конкурсах сочинений, смотрах.

     Краеведы – активные участники литературно-музыкального салона в школе, пропагандисты творчества писателей-земляков.

     Результаты моей работы:

  • Выступление перед слушателями курса ОПК (ВИПКРО) по теме «Опыт работы школы по духовно-нравственному воспитанию».  
  • Обобщение опыта работы на муниципальном уровне по теме «Формирование духовно-нравственной личности школьника на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время».
  • Участие в областном семинаре на базе школы по теме семейного воспитания (открытый урок).
  • Организация школьного семинара на тему «Концепция духовно-нравственного развития школьника».
  • Участие в муниципальной и областной олимпиадах по ОПК.
  • Организатор школьного этапа Всероссийской олимпиады по основам православной культуры.
  • Участие в районном конкурсе исследовательских краеведческих работ «Отечество» (2010 г.-лауреат, 2011- призёр)
  • Участие в конкурсе на Солоухинскую премию (2010 г.-1 место).
  • Участие в творческих Всероссийских конкурсах (2010г.-лауреат).

Адресная направленность

   Данный опыт может быть использован учителем-словесником, классным руководителем, завучем по воспитательной работе  при организации работы в направлении «Духовно-нравственное воспитание школьника».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...