Подготовка к ЕГЭ. Некоторые приемы по развитию умений учащихся в чтении.
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Светлана Владимировна Сумникова

      Содержательный анализ результатов ЕГЭ 2015 г. показал, что основой обучения всем остальным видам речевой деятельности, таким, как говорение, слушание и письмо все же является чтение. Чтение выступает как интегрирующий вид речевой деятельности, способствующий развитию мышления учащихся, их языковых умений за счет вовлечения школьников в активный творческий процесс, во взаимодействие с текстом, учителем, друг с другом. Необходимо обучить обучающихся различным стратегиям деятельности по поиску, извлечению и переработке информации в ходе работы с текстом для чтения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Содержательный анализ результатов ЕГЭ 2015 г. показал, что основой обучения всем остальным видам речевой деятельности, таким, как говорение, слушание и письмо все же является чтение. Чтение выступает как интегрирующий вид речевой деятельности, способствующий развитию мышления учащихся, их языковых умений за счет вовлечения школьников в активный творческий процесс, во взаимодействие с текстом, учителем, друг с другом. Необходимо обучить обучающихся различным стратегиям деятельности по поиску, извлечению и переработке информации в ходе работы с текстом для чтения. Своими главными задачами считаю научить учащихся:

- пользоваться разными стратегиями чтения;

- выделять причинно-следственные связи;

- рассматривать новые идеи в контексте уже имеющихся;

- отвергать ненужную или неверную информацию, сортировать информацию с точки зрения ее важности;

- выделять ошибки в рассуждениях;

- адекватно понимать прочитанное;

- критически оценивать новые знания;

- делать выводы и обобщения;

- владеть практическим навыкам самообразования и самоорганизации.

           Для этого использую одни задания, которые выполняются до прочтения текста, другие по мере «продвижения» учащихся в тексте, третьи после прочтения.

     Предтекстовые задания (просмотровое, ознакомительное, поисковое чтение)

“Forecasting the Content” заключается в предсказании содержания текста по заголовку. Данный прием использую при организации работы с публицистическими текстами.

E.g. Look at the heading and say what you expect to find in the article.

После заголовка можно предложить набор ключевых слов, которые помогут учащимся предсказать содержание статьи.

     E.g. Before reading the article complete the sentences with the words and phrases in the box.

“Values Ladder” методика ранжирования каких-либо смысловых понятий в зависимости от их личностной ценности для учащихся, где нижняя ступенька символизирует самую слабую эмоциональную реакцию (положительную или отрицательную), верхняя ступень – самую сильную.

E.g. Say why people are so keen on space?

                                                            change people’s life for the better

                                                 learn a lot from space research

                                  solve different medical and scientific problems

                   find another planet to live on

it’s worth trying

Know. Want. Learnt Chart.

        Know

        Want

          Learnt

     Вначале предлагаю учащимся вспомнить информацию, которой они владели по данной теме. Заполняется первая часть таблицы (Знаю). Затем предлагаю учащимся высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать из данного текста. Заполняется вторая часть таблицы (Хочу знать). Заполнение третьей части таблицы происходит на третьем этапе, после прочтения текста (Узнал).  Данное задание можно выполнять индивидуально, в парах, в группах. В конце каждого этапа проводится коллективное обсуждение; важная информация и наиболее интересные высказывания записываются в таблице.

 Другим вариантом данного задания может быть Knowledge Chart.  

     

       Prior Knowledge About

 

       New Knowledge About

1.

2.

1.

2.

 

       Данное задание предназначено для построения «моста» между прошлыми знаниями учащихся и новой информацией.

Задания во время прочтения текста (поисковое, изучающее чтение)     

При организации уроков домашнего чтения, использую задания, которые фокусируют внимание учащихся на содержании рассказа, включая его основные элементы: место действия, главных героев, проблему, разрешение проблемы, тему и нравственные ценности.

       Story Frame. Заполнив данную схему, учащиеся владеют достаточной информацией,  чтобы представляя основное содержание произведения, суметь его пересказать. Содержание схемы может меняться в зависимости от типа произведения, задач урока.  При работе с данной схемой вначале задаю вопросы учащимся, помогающие им заполнить ее, а затем прошу рассказать о прочитанном произведении.

                                                Story Frame

 The story takes place…            

                                                                              …    is a character of the story    

 who…                                

Another character of the story is…

who..,

A problem occurs when…

After that,

The problem is solved when…

The story ends with…

       Story Pyramid.  В этом задании предлагаю учащимся заполнить пирамиду, которая включает следующую информацию:

       Line 1.  Name(s) of the main character(s).

       Line 2. Two words, describing the main character.

       Line 3. Three words stating the problem.

       Line 4. Four words describing the problem.                                                                                                                    

       Line 5. Five words describing one main event.

       Line 6. Six words describing the second main event.

       Line 7. Seven words describing the third main event.

       Line 8. Eight words stating the solution of the problem.

  Содержание данного задания также может варьироваться в зависимости от типа произведения. Ниже дан пример пирамиды (“How The Wicked Sons Were Duped” from “Himalayan Tales” by the Indian author Eunice de Souza).

Story Pyramid

  1.three sons.

  2. lazy,  idle.

  3. a man and three sons.

  4. (the) hard- earned money squandered.

  5. (the) man fell ill, distributed (his) wealth

  6.(his) sons didn’t dream (of) returning (the) money to (their) father.

  7. (the) old man was unhappy (and) asked (his) friend (for) help.

  8. (the) sons were duped (and) got nothing after (the) man’s death.

 

   Cluster Chart. Это еще один вариант задания, помогающий   учащимся при составлении портрета главного героя, кратком изложении сути рассказа, цепочки событий.

E.g. Speak about the main hero of the story. Use the method of cluster.

three sons                                    fell ill                     distributed his wealth

   worked hard                             An old man              was insulted by his sons

                               

                                 made his sons realize their fault

List of advantages and disadvantages.

E.g. Let’s make a list of advantages and disadvantages of being rich.

             Advantages

              Disadvantages

You can always help your relatives and friends.

People are jealous of your wealth.

People are interested in your opinion.

You are in constant danger of wrong attention.

It’s difficult to know who to trust.

         

   Очень часто на данном этапе работы с текстом использую задания, которые помогают учащимся лучше видеть структуру текста, развивают зрительную память учащихся.

Задания после прочтения текста (поисковое, изучающее чтение) 

E.g. Underline the words that best describe this event.

E.g. Write the best advertisement for…

E.g. Split into groups. Write a summary  of  the chapter (story, article).

E.g. Vocabulary work:

Task. Are the following pairs/groups of words synonyms? Make up a word-combination with each word.

  Amazing/wonderful

  Behind/beyond

  Die out/disappear

  Forecast/prediction, etc.

E.g Read and translate the quotations below. Choose one of them and say if you agree or disagree with the author’s point of view. Expand your idea.

  • We are all something, but none of us are everything” (Braise Pascal)
  • “Experience teaches slowly and at the cost of mistakes.” (James A.Froude)
  • “The greatest mistake you can make in your life is to be continually fearing you will make one.” (Elbert Hubbard)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"

Методическая разработка "Использование приемов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы" была представлена на муниципальном конкурсе "Инноватика в о...

Презентация "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы"

Презентация, представленная на VIII педагогических чтениях "Интеграция гуманитарных дисциплин: традиции и инновации",  содержит основные положения методической работы "Использование приемов техно...

Теоретическая работа " Способы развития умений подлинно коммуникативного чтения"

Это методическая помощь для учителей иностранного языка по теме "Коммуникативное чтение". Поможет понять принципы обучения чтению, требования к текстам и приёмы обучения разным видам чтения....

О некоторых приемах активизации творческой деятельности учащихся на уроках русского языка

О некоторых приемах активизации творческой деятельности учащихся на уроках русского языка. Учитель русского языка, литературы, ГБОУ СОШ №564 Адмиралтейского района г.Санкт-Петербурга  Специф...

Презентация по теме "Синквейн на уроках русского языка и литературы как один из приемов формирования аналитических умений учащихся (в свете введения ФГОС ООО)"

Презентация содержит рекомендации по составлению синквейнов, примеры синквейнов, составленные учащимися....

Презентация «Использование некоторых приемов технологии развития критического мышления»

Презентация, подготовленная для проведения мастер-класса для педагогов основного и дополнительного образования  «Использование некоторых приемов  технологии развития критического мышле...