План-конспект урока на тему "Показательные уравнения"
методическая разработка на тему
Тема урока предназначена для изучения в рамках учебной дисциплины "Математика" студентами 1 курса специальности Программирование в компьютерных системах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokazatelnye_uravneniya.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский педагогический колледж»
ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ
План-конспект урока по математике
Подготовила и провела: Оркина М.А., преподаватель математики
Зубова Поляна 2014
Тема урока: Показательные уравнения
Продолжительность: 45 минут
Цели урока:
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к математике через содержание учебного материала; развивать логическое мышление, самостоятельную деятельность, умение правильно формулировать и излагать мысли.
Образовательные:
- познакомить студентов с определением показательного уравнения и основными методами решения показательных уравнений.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность ведения записей, умение объективно оценивать результаты своей работы и работы товарища; воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля; прививать желание иметь глубокие знания по учебному предмету; воспитывать такие качества характера как настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, оценочные листы, листы для самостоятельной работы, карточки с домашним заданием.
Ход урока
1. Организационный момент.
Урок я хочу начать притчей: «Однажды молодой человек пришел к мудрецу: «Каждый день по пять раз я произношу фразу «Я принимаю радость в мою жизнь», но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил: «Назови, что ты выбираешь из них». «Ложку» - ответил юноша. «Произнеси это 5 раз» «Я выбираю ложку» - послушно произнес юноша 5 раз. «Вот видишь» - сказал мудрец, «повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…» Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку.
Вот и вам сегодня надо пополнить свои знания, чтобы потом уметь применять их на практике.
2. Постановка цели и задач. Слайд 2
Тема урока «Показательные уравнения». А эпиграфом к нашему уроку станут слова Станислава Коваля: «Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы». То есть, другими словами, можно сказать, что если вы будете уметь решать уравнения, то летнего экзамена по математике вам не стоит бояться.
А какие вообще виды уравнений вы знаете? (Рациональные, тригонометрические, иррациональные, логарифмические).
И так как тема нашего урока «Показательные уравнения», то как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке и какие поставим цели? (Познакомиться с показательными уравнениями и способами их решения, частично отработать навыки решения показательных уравнений).
У вас на столах лежат оценочные листы. По мере необходимости вы будет заносить в них баллы за верно выполненные задания, а в конце урока поставите себе оценку, исходя из набранного количества баллов.
3. Актуализация опорных знаний. Слайд 3
Устно:
- Какая функция называется показательной? (Показательной функцией называется функция y=ax, где а – заданное число, a>0, a≠1)
2. Среди заданных функций указать те, которые являются показательными:
- y=4 2) y=x 3) y=5x 4) y=x3
3. Какова область определения функции y=2x? (Множество всех действительных чисел)
4. Какова область значения функции y=0,2x? (Множество всех положительных чисел)
5. При каком условии показательная функция является возрастающей? (Показательная функция является возрастающей при a>1)
6. При каком условии показательная функция является убывающей? (Показательная функция является убывающей при 0
4. Изложение нового материала. Слайд 4
Показательное уравнение – это уравнение, в котором неизвестное содержится в показателе степени.
Начнём со следующего простого вопроса. Уравнение 3x=9 имеет очевидный корень x = 2. Имеются ли у этого уравнения другие корни?
Легко понять, что других корней нет, поскольку функция y = 3x является монотонно возрастающей. Каждое своё значение эта функция принимает ровно один раз. Следовательно, если отметить на оси ординат точку y = 9, то ей будет соответствовать единственная точка x = 2 на оси абсцисс:
На рисунке показан также единственный корень уравнения 3x = 4. Он уже не выражается целым числом и равен log3 4.
Вообще, рассмотрим простейшее показательное уравнение Слайд 5
ax= b (1)
при a > 0 и a ≠ 1. Показательная функция y = ax монотонна и принимает только положительные значения. Поэтому:
• при любом b > 0 уравнение (1) имеет единственный корень x = loga b;
• при b ≤ 0 уравнение (1) не имеет корней.
Слайд 6 Хочется процитировать слова великого математика Готфрида Лейбница: «Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть - и в последствии подтвердить это, – что, следуя этому методу мы достигнем цели».
Рассмотрим следующие основные методы решения показательных уравнений: приведение степеней к одинаковому основанию, вынесение общего множителя за скобки, введение новой переменной, почленное деление.
При решении показательных уравнений мы постоянно пользуемся упомянутыми выше свойствами показательной функции: она монотонна и принимает только положительные значения.
Слайд 7 Задача 1. Решить уравнение: 8x+2= 321−x.
Решение. Заметим, что 8 = 23 и 32 = 25:
(23)x+2=(25)1-x,
то есть
23(x+2)=25(1-x).
Поскольку функция y=2x монотонно возрастает, равенство 2a=2b эквивалентно равенству a=b. Следовательно,
3(x+2)=5(1-x),
откуда x=-1/8.
Ответ: -1/8
Слайд 8 Задача 2. Решить уравнение: 3x+1+3x - 3x-2= 35.
Решение. Выносим за скобки степень с наименьшим показателем 3x-2:
3x-2(33+32-1)=35 ↔ 3x-2·35=35 ↔ 3x-2=1.
Последнее равенство запишем как 3x-2=30 и ввиду монотонности показательной функции заключаем, что x-2=0, то есть x=2.
Ответ: 2
Слайд 9 Задача 3. Решить уравнение: 4x-2x+1 -8= 0.
Решение. Перепишем уравнение следующим образом:
22x -2·2x-8=0.
Вводя замену t=2x , получим квадратное уравнение относительно t:
t2-2t-8=0.
Находим его корни: t1=4, t2=-2. Остается сделать обратную замену. Уравнение 2x=4 имеет единственный корень x=2. Уравнение 2x=-2 корней не имеет, так как показательная функция y=2x не может принимать отрицательных значений.
Ответ: 2
Слайд 10 Задача 4. Решить уравнение: 2·4x+6·9x= 7·6x.
Решение. Подставим в уравнение 4=22, 9=32 и 6=2·3:
2·22x -7·2x·3x+6·32x=0.
Поделим обе части уравнения на величину 32x, которая ни при каких x не обращается в нуль. В результате получим равносильное уравнение:
2·(2/3)2x-7·(2/3)x+6=0.
Дальше действуем так же, как в предыдущей задаче. Замена t=(2/3)x приводит к квадратному уравнению:
2t2-7t+6=0.
Его корни: t1=2 и t2=3/2. Обратная замена:
Ответ: -1;
5. Закрепление знаний. Слайд 11
М.В.Ломоносов говорил: «Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх того, и умения».
И вот теперь вы должны проявить свои умения при решении различных показательных уравнений. Посмотрите, пожалуйста, на доску, и решите простейшие показательные уравнения.
1) Устная работа. Слайд 12
3x=81 x=4 |
(1/4)x=16 x=-2 |
2x=1/32 x=-5 |
5x-2=25 x=4 |
6x-1=-6 Корней нет |
3x+2+3x=30 x=1 |
Все правильно ответившие студенты заносят по 1 баллу в оценочный лист.
Распределите данные уравнения по методам их решения: Слайд 13
Приведение к одному основанию | Вынесение общего множителя за скобки | Введение новой переменной | Почленное деление |
2, 9, 11 | 1, 7, 10 | 3, 5, 6 | 4, 8, 12 |
Все правильно ответившие студенты заносят по 1 баллу в оценочный лист.
Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что «математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». Поэтому будем сейчас работать самостоятельно, а оценивать работу будет сосед по парте.
2) Самостоятельная работа (дифференцируемая). Слайд 14
Студенты работают на листочках
Уровень | Вариант 1 | Вариант 2 |
Уровень 0 | 3x=27 (2/3)x=1 | 5x-2=25 10x=1 |
Уровень 1 | 2x-2=3x-2 32x-2·3x-3=0 | 2x-3=5x-3 2·52x-5x-1=0 |
Уровень 2 | 22x+14·2x+1-29=0 6x+1+35·6x-1=71 | 7·5x-5x+1=2·5-3 4x-3·2x=4 |
Проверить правильность решения уравнений у соседа по парте по ключу с ответами на доске, и поставить ему баллы в оценочный лист. Слайд 15
Уровень | Вариант 1 | Вариант 2 |
Уровень 0 | X=3 X=0 | X=4 X=0 |
Уровень 1 | X=2 X=1 | X=3 X=0 |
Уровень 2 | X=0 X=1 | X=-3 X=2 |
Уровень 0 – 1 балл за уравнение
Уровень 1 – 2 балла за уравнение
Уровень 2 – 3 балла за уравнение
5. Домашнее задание.
Студенты получают карточки с уравнениями
Решите уравнения |
|
6. Итоги урока. Слайд 16
Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока: «Решение уравнений - это золотой ключ, открывающий все сезамы». С. Коваль
Мне хотелось бы вам пожелать, чтобы каждый из вас нашел в жизни свой «золотой ключик», с помощью которого перед вами открывались любые двери.
Оценка работы группы и каждого студента в отдельности, проверка оценочных листов и выставление оценок. Слайд 16
7. Рефлексия
Необходимо знать, насколько самостоятельно и с какой уверенностью решал студент задания. Для этого они ответят на вопросы теста (опросный лист).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока математики в 6б классе по теме «Решение уравнений» в рамках методической недели МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода
Разработка урока по математике 6 класс...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока:"Применение основного свойства пропорции при решении уравнений"
Цели урока: 1)способствовать формированию навыков решения уравнений с помощью пропорций ;формировать навык нахождения неизвестных членов пропорции, решения уравнений, имеющих вид про...
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...
План -конспект открытого урока "Работа над произведениями технического плана в классе фортепиано ДМШ"
Работа над техникой в старших классах ДШИ...
План- конспект открытого урока по математике в 11 Б классе «Подготовка к ЕГЭ. Решение сложных комбинированных уравнений»
Тип урока: семинарское занятие.Цели урока:Познавательные: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по математике, закрепить навыки решения сложных уравнений различными метода...
План-конспект открытого урока по алгебре в 9 классе по теме "Решение систем уравнений второй степени"
Конспект урока по алгебре...