Учебно-информационные умения обучающихся в информационном пространстве.
статья на тему
Рассматриваются учебно-информационные умения обучающихся в информационном пространстве образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shcherbinova_n.n._statya.docx | 19.43 КБ |
shcherbinova_sertifikat_-_kopiya.pptx | 745.84 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 371.64 Н.Н. Щербинова
УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Рассматриваются учебно-информационные умения обучающихся в информационном пространстве образовательного учреждения.
Ключевые слова: обще учебные умения, информационные умения, учебно-информационные умения, информационный подход.
Мы живем в информационном пространстве. Настоящая реальность такова, что информационное пространство оказывает значительное влияние на процесс обучения. О многом ученики узнают из информационного пространства гораздо раньше, чем им об этом сообщит учитель. При этом зачастую ученики воспринимают информацию искаженно, неполно, на обыденном уровне. Игнорировать влияние информационного пространства на процесс обучения становится не правомерным.
Отличительной чертой современного образования становится организация и планирование различных средств и методов по приобретению знаний обучающимися, формирование информационного пространства каждого ученика. Каждый ученик имеет свой собственный уровень развития, свой уровень учебной подготовки, своё индивидуальное восприятие учебного материала, свои способы запоминания, поэтому у каждого свои внутренние потребности и склонности.
Если говорить о самостоятельной деятельности учащихся в работе с информацией, то необходимо рассматривать информационный подход как современный и актуальный подход в деятельности ученика. Резкое увеличение объема информации способствует необходимости формирования у учеников учебно-информационных умений.
Информатизация школьного образования – это использование информационных средств и технологий для получения информации, её переработки. А.М.Коротков, Е.В.Данильчук определяют информационную среду общества как среду создания, распространения и использования информационных ресурсов общества (компьютерных и информационных технологий, сетей, средств массовой информации, справочно-поисковых систем, системы образования в целом). Учебно-информационная среда - это совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов информационно-учебного взаимодействия обучаемого, учителя и средств новых информационных технологий.
Использование информационных технологий требует гибкости мышления, способности к согласованным действиям с другими людьми. Ученика необходимо обеспечить точными информационными ресурсами, в связи с этим возрастает значение универсальных видов деятельности, в частности информационной. Ученик должен уметь извлекать нужные знания из информации. Ученики сегодня не готовы к самостоятельному получению, усвоению и использованию учебной информации. Источниками информации могут быть книги, другой человек, опыт, наблюдение, эксперимент. К сожалению, обучению работе с различными источниками информации отводится в школе незначительное место. Учитель оценивает в соответствии с нормами и стандартами предметные знания, умения и навыки, формирует над предметные умения (учебно - информационные). Учебно-информационные умения включают в себя способы поиска, переработки и использования информации: поиска и отбора информации в Интернете, построение рисунков, составление компьютерных презентаций, отзыва, написание эссе, сочинения, синквейна, стихов, сообщений, исследовательской работы, выполнение проектов, публичное выступление.
Таким образом, учебно-информационные умения на современном этапе широко используются учениками, поэтому в качестве одной из важных задач обучения для учителя становится задача обучения ребят работать с информацией, искать её, получать из различных источников, критически оценивать, перерабатывать и создавать новую. Информационный подход связан с глобальной проблемой – проблемой подготовки человека к жизни и к деятельности в условиях информационного мира. В школе необходимо применение новых форм и методов обучения (использование компьютерной техники и педагогических программных средств), которые формировали бы учеников такие личностные качества как самостоятельность, активность, потребность в самообразовании.
Литература
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организационные аспекты по формированию учебно-информационных умений учащихся со зрительной патологией
В статье приведен обзор наиболее популярных на сегодняшний день специальных программ (программ речевого доступа, синтезаторов речи, "говорилок"), предназначенных для работы за компьютером слепых польз...
Рекомендации по формированию учебно-информационных умений слепых детей старшего школьного возраста на уроках информатики
Статья содержит методические рекомендации по организацииуроков информатики в специальных коррекционных образовательных учреждениях III-IV вида....
"Мониторинг умений, формирующих коммуникативные, информационные, учебно-познавательные компетенции у обучающихся" 6А география 2013-2014уч.год.
Удобная для учителя табличная форма отчета по всем классам по мониторингу за формированием у учащихся коммуникативных, информационных, учебно- познавательных умений в течении учебного года. Позволяет ...
Контрольная работа по русскому языку как один из возможных вариантов оценки учебных информационно-коммуникативных умений учащихся 8 класса
Контрольная работа по русскому языку как один из возможных вариантов оценки учебных информационно-коммуникативных умений учащихся 8 класса...
Реферирование статьи И.А.Евстигнеевой:«РАЗВИТИЕ ДИСКУРСИВНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ».
Реферирование статьи...
Как сформировать учебно-информационные умения?
Модернизация общего образования требует разработки новой модели общеобразовательной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к во...
Содержание работы по формированию учебно-информационных умений детей с нарушением зрения в процессе преподавания русского языка
Формирование у слабовидящих учащихся общеучебных умений, связанных с получением и обработкой информации, служит важным фактором повышения их познавательной активности, играет значительную компенсирующ...