Эссе. Моя педагогическая философия.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Эссе
Моя педагогическая философия
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Лев Николаевич Толстой
Я - Учитель... и для меня это не только призвание, но и образ жизни, не только профессия, но и предмет гордости: специалистов много, но не все они могут или хотят стать учителями.
Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других. Роза Люксембург
Что такое работа учителя? Полная самоотдача, самопожертвование, неизмеримая ничем душевная щедрость, любовь… Подвиг во имя будущего, растянутый на десятки лет.
Учитель – это всегда работа над собой. Это та профессия, представитель которой никогда не скажет: «Я сделал себя», а только: «Я делаю себя».
И если основная профессиональная заповедь медика - «не навреди», то в качестве таковых у педагога я бы назвала: «пойми ученика» и «помоги ему научиться». Я не работаю учителем, я живу учителем. Живу для детей. Моя цель – научить детей любить учиться, заинтересовать их, а дальше они сами выберут свой путь. Жизнь учителя – это, прежде всего, творчество, которое может выражаться не только в постоянной потребности к самосовершенствованию. Если рядом с учеником будет педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать что-то новое, то он становится неинтересен учащимся. Поддерживать у учеников интерес к учёбе. Ум учителя, соединённый с его добротой, и есть мудрость, которая приносит учителю доброе имя, спокойную совесть и прочное счастье.
Я выбрала профессию педагога, а значит взяла на себя ответственность за тех, кого буду учить и воспитывать, вместе с тем, ответственность за себя, свою профессиональную подготовку. Как сказал М. Сервантес: «В любой науке, в любом искусстве лучший учитель – опыт». Мой педагогический опыт приходил постепенно, одновременно формировались и основы моей педагогической философии. Полученные в педагогическом училище, а потом в педагогическом институте знания дорабатывались, совершенствовались, и, мне думается, что этот процесс бесконечен. Активно занимаюсь самообразованием, так как убеждена в том, что, по крайней мере, на порядок больше должна знать свой предмет, постоянно осваивать и вводить в учебный процесс инновационные технологии.
Главный принцип, которого я придерживаюсь в своей профессиональной деятельности, сформулировал французский поэт и прозаик Л. Арагон: «Учить - значит вселять надежду». Ребята хотят, чтобы их уважали, чтобы им помогали. Ни один человек не согласится, чтобы ломали его характер. Моя задача - проникнуть во внутренний мир ученика, понять его позицию, увидеть мир его глазами. Я считаю, что нельзя воспитать человека по заранее составленному плану. Воспитывать надо личным примером - личность воспитывает личность. В этом и заключается моя педагогическая философия.
Не только ребята учатся у тебя, но и идет обратный процесс. В молодости думала: «Как это неинтересно, каждый год одно и то же рассказывать!» Профессия учителя - это не просто объяснение нового материала, это – взаимодействие, где нет места лицемерию, обману. Дети чувствуют неискренность. Поэтому стараюсь приучить ребят признавать свои ошибки, переспрашивать, если чего-то не знаешь или не понимаешь (не стыдно не знать, стыдно не хотеть знать). И сама способна признаться, если не знаю ответ на тот или иной вопрос, всегда говорю об этом прямо и ищу правильный ответ в различных источниках. Не могу сказать, что со всеми детьми отношения складываются мгновенно. Были те, которые не сразу меня принимали, с которыми не так просто возникало взаимопонимание. Но тут снова приходил на помощь мой основной принцип – быть самой собой, быть искренней.
Когда-то меня тоже учили учителя, открыли мне, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях. С высоты своего опыта я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Я не работаю учителем, я - Учитель. Мне нравится быть учителем. Много лет назад я сделала свой выбор и считаю его правильным.
Я хочу учить ребятишек видеть красоту природы, воспитывать доброе отношение к людям, аккуратность, трудолюбие. Видеть улыбку на лицах детей, радоваться тому, что у них все получается, и спешить к ним на помощь в случае затруднения, играть, общаться. Важно уметь создать атмосферу доброжелательности, уважения и понимания, сделать их активными участниками образовательного процесса, пробуждая стремление к личному росту, к высоким достижениям и сотрудничеству. Современный подход к образованию требует, чтобы ребенок получил в ходе обучения не только знания, умения и навыки, соответствующие государственному стандарту, но и освоил компетенции, которые включают в себя «умение жить в изменяющемся мире»: жизненный опыт, ценности, смыслы, традиции, миропонимание. Необходимо воспитать у детей современное сознание, которое позволит ему жить, бороться и развиваться в окружающем мире.
Двадцать первый век отличается от других своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому современный урок невозможно представить без новых технических средств обучения. Ведущим среди них уже стал компьютер. Компьютер вошёл в каждую школу, в каждый класс, в каждый дом, но никакая техника не может заменить живого собеседника, вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник, вспомогательное средство. Но трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим. Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.
Я счастлива тем, что иду в ногу со временм, учу детей тому, что человеческое общение нельзя заменить ничем.
Таким образом, моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо научиться воспринимать свои ошибки как опыт.
Действительно, в какое бы время мы ни жили, как бы ни обновляли информационно-методическое оснащение в школах, как бы ни модернизировали учебный процесс, ребёнок всегда остаётся ребёнком, для которого самым важным условием обучения является душевность общения и восприятие его как личности.
Подпись конкурсанта ______________________ В.В. Велижанская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Эссе "Моя педагогическая философия"
Я стала Победителем в номинации "эссе" (конкурс "Педагог-года- 2005")...
эссе "Моя педагогическая философия"
Эссе о моем понимании профессии педагог....
Эссе "Моя педагогическая философия"
Эссе "Моя педагогическая философия"...
Эссе «Моя педагогическая философия»
"Распахни своё сердце!" Так называется эссе, которое я писала для конкурса "Учитель года"....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...