Представление педагогического опыта
опыты и эксперименты по теме

 Чекмарёва Елена Ильинична

Тема опыта: 

«Формирование коммуникативных навыков с использованием современных технологий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_opyta.doc398 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта учителя английского языка МБОУ «Каргальская ООШ» Зубово-Полянского муниципального района

Чекмарёвой Елены Ильиничны.

Тема опыта: «Формирование коммуникативных навыков с использованием современных технологий»

«Мир без границ, где технологии

 служат образованию, помогая

 создавать инклюзивные общества знаний»

(Из программы ЮНЕСКО "Видение в отношении

 применения ИКТ в сфере образования и обучения")

1. Актуальность и перспективность опыта.

В настоящее время образование строится на компетентностной основе, на помощь пришли новые технологии - информационно-коммуникационные.

Именно информационно-коммуникационные технологии при правильном и рациональном их применении на уроках будут способствовать воспитанию не только функциональной грамотности учащегося, но формировать учебные, познавательные, мобильные качества человека, умеющего и способного жить и адаптироваться в реальном времени и жизни. И именно обучение с применением информационно-коммуникационных технологий несет в себе огромный мотивационный потенциал к изучению иностранного языка, способствует развитию познавательного интереса учащихся.

В век информационных технологий приоритетную роль играет информационная компетентность, то есть умение найти нужную информацию, передать её содержание и выбрать знаковую систему адекватно познавательной и коммуникативной цели. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). При решении данной проблемы огромную роль играют технические средства обучения, которые позволяют дать учащимся более полную и точную информацию по изучаемой теме, повышают наглядность обучения и вызывают стремление к дальнейшему совершенствованию языковой культуры. Отсюда очевидна важность и актуальность использования современных технологий при формировании коммуникативных навыков.

           Применение информационных технологий на уроках английского языка значительно        повышает     интенсивность    учебного   процесса.   При компьютерном      обучении   усваивается    намного   большее     количество материала, чем делалось за время в условиях традиционного  обучения. Кроме того,  материал  при   использовании      компьютера      лучше    усваивается. Использование новейших информационных   технологий в   образовании способствует    формированию     современного    человека,   способного ориентироваться в многообразии достижений человечества.

2. Условия формирования опыта. 

Ведущей педагогической идеей моего опыта является использование информационных технологий в учебном процессе как основы создания на уроках английского языка интереса к предмету и положительной динамики качества знаний учащихся, повышение плотности урока, продвижение вперед быстрыми темпами.

Все учебники английского языка входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту основного или среднего (полного) образования.

В кабинете имеется компьютер и возможность выхода в Интернет, а также мультимедийная доска и проектор.                      

Стараюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. В 2012 – 2013 учебном году прошла курсы "Создание основанной на ИКТ системы управления качеством образования, обеспечивающий доступ к образовательным услугам и сервисам" при МРИО в г. Саранске, 108 часов. В 2013 – 2014 году - «Обновление содержания и инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС ОО» и «Новые тенденции в лингвистическом образовании в условиях перехода на ФГОС ОО. Также я являюсь постоянным слушателем и участником вебинаров на сайтах издательств «Просвещение» и «Титул». Знание этой технологии может пригодиться в любой момент: и в кризисные, и в благополучные времена. Я являюсь членом педагогических интернет-сообществ, где учителя-предметники осваивают новые обучающие среды, механизмы создания таких сред и осознают, воспринимают педагогическую целесообразность, возможности для обучения, делятся опытом работы.  "Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах муниципального, республиканского и российского уровня, педсоветах, заседаниях методического объединения учителей английского языка.

Доклады:

«Презентация Power Point и ее возможности при обучении иностранным языкам» ММО,

«Развитие ИКТ - компетенции учителя иностранного языка», «Технология использования интерактивной доски»,

«Использование информационно-компьютерных технологий на уроках иностранного языка» (III Международный научно-практический интернет-семинар «Новое в  преподавании иностранных языков» в г. Саранске, 2012г.),  

«Соревновательные формы на уроках и внеклассных занятиях по английскому языку»  (IV Международный научно-практический интернет-семинар «Новое в  преподавании иностранных языков» в г. Саранске, 2013г.)

Имею публикации.

Продолжаю совершенствовать систему своей работы, изучаю методические новинки, педагогические технологии, материалы СМИ и передовой опыт своих коллег.

3. Теоретическая база опыта.  

Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования — улучшения качества обучения, увеличения доступности образования, обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.

           Изучаю труды таких известных педагогов, психологов, методистов как Л.С.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев (деятельностный подход к обучению), Е.И. Пассов,  Н.А.Селиванова, А.Ю.Шашурина, В.П.Кузовлев, Е.С. Полат (основы технологии обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационных технологий), М.М. Поташник, М.В. Левит (методические требования к уроку в условиях развивающейся школы) и стараюсь внедрить элементы опыта этих ученых применительно к своей работе и использую имеющийся личный опыт для формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников.

4.        Технология опыта.

Наиболее распространенными при обучении иностранным языкам являются следующие элементы информационных технологий:

· Интерактивные доски. Благодаря проектору, на занятии мы работаем с презентациями по ключевым лексическим и грамматическим темам, а также смотрим видеофильмы, ведь с их помощью можно узнать как можно больше о стране и культуре изучаемого языка. 

Неделя английского языка “English Speaking Countries” 2015г.

· Электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора. Достоинствами электронных учебников, на мой взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, соответствие уровню развития современных научных знаний.

· Образовательные ресурсы Интернета, которые я применяю в своей работе:

www.nsportal.ru

www.cerm.ru 

www.infourok.ru

www.moeobrazovanie/on-line_tests 

www.englishteachers.ru

www.openclass.ru

www.prosholu.ru 

www.wikipedia.com

www.english.language.ru

www.learn4good.com 

www.znaika.ru

. DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями. Ко всем учебникам имеются CD диски с аудиоприложением.

· Видео и аудиотехника.

· Интерактивные конференции и конкурсы. Мы принимаем участие в сетевых конкурсах: международный конкурс читательский грамотности «Почитай-ка»;   международный конкурс «Специалисты» проекта ЭМУ, международный конкурс «Эрудит»;   международный конкурс орфографической грамотности «Грамотей-марафон», международная грамматическая олимпиада “Grammarize Today”, международный конкурс «Знаем, помним, гордимся!».

· Материалы для дистанционного обучения.

· Научно-исследовательские работы и проекты. Изучение иностранного языка с использованием информационных технологий помогает школьникам получить любую информацию по проблеме, над которой они работают, а именно: лингвострановедческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Применение компьютеров на уроках иностранного языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее. Для меня компьютер является незаменимым помощником для подготовки к занятиям, а также для проведения тестирований, для разработки компьютерных уроков, подготовки дидактических материалов, использования ресурсов и услуг Интернет, а также для проектной деятельности учащихся.

Выполняя проектные задания и письменные работы, учащиеся 3-9 классов активно используют ИКТ. Кроме того, такие электронные «презентации» позволяют мне создавать банк лучших работ учащихся с целью дальнейшего использования их в учебном процессе, публикаций (печатных и в Интернете). Лучшие работы учащихся я публикую на сайте www.nsportal.ru «Алые паруса» для одаренных детей. Некоторые работы я использую для обмена информацией в международных детских Интернет - проектах. Мы принимали участие в международных проектах от издательства «Просвещение»: «С днем Победы!» и «Каникулы с Express Publisher», в конкурсе «Моя Мордовия» от МГПИ им. М. Е. Евсевьева, историко-патриотическом конкурсе «Наш святой» от Краснослободской Епархии.  

· Дистанционное обучение. Дистанционные формы  работы я применяю в работе с той категорией детей, которые пропускают занятия по болезни или готовятся к олимпиадам или конкурсам.

На своих уроках я использую  учебные программы “Enjoy the ABC”, “Enjoy Listening and Playing”, «Грамматика английского языка», «Профессор Хиггинс - английский без акцента», сборник песен “Game Songs”, аудиоприложения к учебникам, видеоуроки в 5 классе. Программы специально разработаны для учащихся. Они содержат много упражнений на чтение, письмо, произношение, лексику и грамматику.

Для подготовки мероприятий и уроков использую подписные издания: журналы «Иностранные языки в школе», «Мозаика», «Английский язык».

Используя  данные информационные технологии и данные программы в учебном процессе, я убедилась, что у учащихся  формируется мышление на иностранном языке, повышается мотивация к изучению английского  языка и повышается успеваемость по данному предмету.

5. Анализ результативности опыта. 

              Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

Эффективность использования ИКТ при обучении речи зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура занятия, как согласованы учебные возможности материала с задачами обучения.

Таким образом, аудиотехника на уроках иностранного языка действительно способствует улучшению усвоения знаний, помогает восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения, расширяет кругозор, а также воспитывает эстетический вкус у учащихся.

В качестве положительных моментов можно привести следующие результаты:  

-  высокое качество знаний по английскому языку по результатам внутреннего и внешнего мониторинга  (63 – 64 %)

 - ежегодное участие  учеников во всероссийских и международных конкурсах  на сайтах

- http://www.cerm.ru/ 

- http://konkurs.infourok.ru/ 

- http://english.edu.org

- www.englishteachers.ru

- МГПИ им. М. Е. Евсевьева

- издательства «Просвещение», «Титул»

- участие  учеников в олимпиадах.

        Учащиеся под моим руководством создали и второй год уже выпускают школьную газету “Together” в программах Power Point  и Microsoft Publisher. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир, используя при этом Интернет и программы компьютера. Постоянная рубрика в газете – “The Best Pupils”. Будучи в 6 классе Аршинова Анастасия, Чирков Владислав, Казеева Анна начали участвовать в проекте “The Best Pupils”. Исследовательский проект “The Best Pupils” – «Лучшие ученики», мы посвятили выпускникам Каргальской школы, которые показали не только хорошие знания по английскому языку в школе, но получают образование, связанное с иностранным языком или уже работают. Ребята встречаются лично с выпускниками, переписываются по Интернету, общаются с ними, приглашают в школу на мероприятия. Для наших школьников такие выпускники являются примером, они гордятся ими.

Для того чтобы газета получилась красочной и интересной, учащиеся отслеживают все события в школе, фотографируют, пишут краткие сочинения-заметки о том, как и что прошло, ищут интересную и полезную информацию в интернете и т.п. Рабочий "пресс-центр" периодически проводит социологические исследования. Ребята берут интервью, опубликовывают в газете объявления, поздравления. Они содействуют развитию различных форм активности друзей. Проводить конкурсы, учреждать призы из фонда клуба, проводить праздники – это тоже их работа. Пресс-центр формулирует проблемы и ставит их для решения на соответствующем уровне, использует для работы школьную компьютерную и копировальную технику, распространяет газету среди учащихся, родителей и учителей школы, представляет наиболее активных членов пресс-центра администрации школы для награждения и поощрения за вклад в работу школьной прессы. (Все выпуски газеты можно найти на сайте http://nsportal.ru/user/172012)                  

6.         Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Несмотря на преимущества и перспективы включения Internet–технологий в образование, существует область образования, где развитие информационных технологий, с моей точки зрения, принесло больше вреда, чем пользы. Если в бумажную эру наиболее распространенным способом обойти контроль было списывание домашнего задания у соседа по парте или обмен работами в масштабах одной школы, то сейчас обмен домашними заданиями поставлен на поток: найти сочинение на интересующую тему в Internet или на специальном СD или использовать ГДЗ не составляет особого труда.

Эффективность процесса обучения с использованием компьютерных технологий возможна только в том случае, если созданы необходимые для этого условия. Их отсутствие может привести к нежелательным последствиям в личностном развитии ребенка: отчуждению детей друг от друга, ограничению их подвижности, ухудшению зрения, утомляемости и т.д. В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы») для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпи-демиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей.

7.        Адресные рекомендации по использованию опыта. 

Я рекомендую учителям при проведении уроков иностранного языка стараться шире применять ИКТ с целью повышения эффективности обучения, расширения словарного запаса и развития внимания учащихся, и для того, чтобы разнообразить урок.

 С публикациями о представленном инновационном опыте можно познакомиться на сайте школы: www.schoolrm.ru/schools_zub/kargzub или на сайте социальной сети работников образования http://nsportal.ru/user/172012

8.         Наглядное приложение: конспект открытого урока/ занятия.

Открытый урок в 4 классе по теме:

«Путешествие в Страну “Past Simple”

http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2015/09/25/puteshestvie-v-stranu-past-simple


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Представление педагогического опыта работы через мастер-класс

Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....

презентация "Представление педагогического опыта"

самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...

Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".

Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...