Развитие исследовательских способностей детей на уроках географии.
презентация к уроку по теме

Ломаченко Ирина Алексеевна

Проблема активности на уроках географии, их интереса к предмету давно стала весьма актуальной.

У учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечил бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке.

Одним из таких подходов является исследовательский подход.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ломаченко Ирина Алексеевна МБОУ Советская СШ , преподаватель географии «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» В.О. Ключевский

Слайд 2

Тема: РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Слайд 3

ФГОС ставит перед школой задачи, которые должны решаться эффективно и где личностно-ориентированное учение будет эффективным. Как учитель географии я считаю, что сегодня при реализации новых стандартов основными для ученика являются типы мыследеятельности: исследование, проектирование, конструирование и управление.

Слайд 4

Актуальность Проблема активности учащихся на уроках географии, их интереса к предмету давно стала весьма актуальной. У учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечил бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Одним из таких подходов, бесспорно, является исследовательский подход. В течение двух лет я использовала метод исследовательской деятельности.

Слайд 5

Умения и навыки, которые формируются у учащихся соответственно этапам выполнения научно- исследовательской деятельности: Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегося Способность ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования Трудолюбие, наблюдательность; Объективность, логичность и абстрактность мышления; Собирать, анализировать, систематизировать новую информацию Умение кратко и логично излагать мысли Умение оформить результаты достижений Ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения

Слайд 6

Деятельность учащихся, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования: изучение теории, посвященной данной проблеме, постановку проблемы, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его обобщение, научный комментарий, собственные выводы

Слайд 7

Цель педагогической деятельности Создание условий для развития познавательных , интеллектуальных и творческих способностей учащихся через различные формы исследовательской деятельности на уроках географии.

Слайд 8

Занимаясь развитием исследовательской деятельности, решаю следующие задачи: 1. Повысить качество преподавания географии в своей школе. 2. Повысить уровень самостоятельности учащихся и познавательного интереса к предмету. 3. Усилить способность детей к исследовательской деятельности. 4. Создать условия для успешной самореализации учеников. 5. Научить использовать приобретённые умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Слайд 9

Ведущая педагогическая идея. Задача общеобразовательной школы – дать ребенку необходимое для его развития и участия в жизни. Знания, полученные обучающимся в процессе исследовательской деятельности запоминаются легко и надолго, он свободно может их применить в повседневной жизни.

Слайд 10

Главным в своей работе считаю: развитие у детей познавательных интересов, творческих способностей, навыков самостоятельного приобретения знаний; воспитание любви к своей Родине, понимание культуры других народов; воспитание экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде; подготовка детей к адаптации в социальных и природных условиях территории, безопасному проживанию, применению географических знаний и умений в повседневной жизни.

Слайд 11

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях : урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей, уроки – презентации , уроки – путешествия, ролевые игры с участием журналистов, представителей исследовательских групп – историков, экологов, физиков, химиков, исследования-соревнования. на внеурочных занятиях: • исследовательская практика обучающихся; • образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии • факультативные занятия • ученическое научно-исследовательское общество • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях

Слайд 12

Продолжительность исследовательской работы По продолжительности я выделяю несколько видов исследовательских работ: Мини-работы , рассчитанные на один урок . Краткосрочные – на изучение одной темы в течение нескольких уроков. Недельные. Среднесрочные – продолжительностью в одну четверть. Долгосрочные - выполняются в течение всего учебного года.

Слайд 13

Как может быть представлен конечный результат работы? Я предлагаю ученикам следующий перечень возможных вариантов конечного продукта исследовательской работы: мультимедийная публикация; рекламный проспект; дневник-путешествие; картограмма; заочная экскурсия; коллекция; таблица; схема; модель; серия иллюстраций; сочинение-эссе; словарь; справочник; слайд-шоу; фотоальбом; письменный отчёт; свой вариант.

Слайд 14

Планирование исследовательской деятельности учащихся кружка «Юные знатоки зеленой планеты" Направления Исследовательская деятельность Названия деревень и сел района Работа с различными источниками информации. Создание исследовательской работы «Как появились названия деревень и сел нашего района'' Предприятия Большого Мурашкина и племзавода Большемурашкинский . Экскурсии на предприятия Большого Мурашкино и племзавода Большемурашкинский . Изучение продукции, выпускаемой в районе. Создание презентации: « Предприятия Большемурашкинского района и их продукция». Состояние природной среды района. Создание туристического маршрута''Любимые места отдыха жителей района''. Создание мини-исследовательских работ о способах переработки вторсырья: «Отходам - вторую жизнь» Учебные заведения Нижегородской области. 1 . Создание мини-исследовательская работа «История школы в лицах» Уважаемые люди района. Работа с различными источниками информации. Посещение краеведческого музея. Создание презентации.

Слайд 15

Уровень познавательного интереса и творческой активности обучающихся 2013 -2014г. 2012 -2013г.

Слайд 16

Уровень развития познавательной активности обучающихся 2012 – 2013г. 2013 – 2014г.

Слайд 17

Доступность моего опыта заключается в том, что он может быть успешно использован учителями географии в общеобразовательных учреждениях как начинающим так и учителям со стажем. Трудоёмкость опыта. Изучение технологии учебной исследовательской деятельности. Анализ опыта педагогов, использующих данный метод в своей работе. Диагностика первоначальных знаний и умений, учащихся по предмету. Определение уровня обучаемости . Информирование родителей о сути и задачах метода. Разработка тематического планирования с учётом исследовательской направленности в обучении. Подбор и разработка разноуровневых исследовательских заданий. Обучение детей приёмам исследовательской деятельности. Обучение учащихся навыкам самоконтроля и взаимоконтроля. Обучение детей оформлению и представлению результатов работы. Мониторинг деятельности учащихся. Организация индивидуальной, парной и групповой работы. Итоговая диагностика, самоанализ конечных результатов. Обобщение, обмен и распространение опыта работы. Участие детей в системе научно-практических конференций, конкурсов исследовательских работ, олимпиад и т.д. Освоение и использование современных информационных технологий.

Слайд 18

Литература 1. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал.// Редакция «Народное образование». 2. Воровщиков С. Г., Новожилова М. М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. //Управленческий аспект: страницы написанные консультантом по управлению и директором школы. – М.: 5 за знания, 20006. 3. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150. 4. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения.// Народное образование, № 10, 1999. 5. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк . N 1333 «Донская гимназия» и Дома науч.-техн . творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии.- 1999.- N 1-2.- C. 132-137. 6. Поддьяков А. Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister .- 1999.- N 1.- C. 85-95. 7. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с. 8. Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34-45. 9. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.

Слайд 19

Интернет-ресурсы по проблемам исследовательской деятельности 1 . http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО 2. www.researcher.ru — Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации Intel в России, « Физтех-центра » Московского физико-технического института. 3. www.1553.ru — сайт Лицея № 1553 «Лицей на Донской», публикуются материалы Городской экспериментальной площадки «Разработки модели организации Образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся». 4. www.vernadsky.dnttm.ru — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. 5. www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.

Слайд 20

Одним из важных вопросов проблемы современного урока является создание благоприятного психологического климата. Насильное обучение не может быть твердым ,в наших руках, что бы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное –успешным. Успех как известно рождает успех. Для учителя важно –заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперед и поддерживать его успех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии  через использование технологии проблемного обучения...

Развитие исследовательских способностей обучающихся на уроках математики

Цели: -     развитие эмоционально-мотивационных механизмов;-     формирование научного мышления;-     воспитание творческой личности, способ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знани...

Развитие исследовательских способностей школьников на уроках географии (из опыта работы)

В работе содержится методический материал, предназначенный для развития исследовательских способностей обучающихся....

Развитие творческих способностей детей на уроках географии

Выступление на Методическом объединении...