Развитие творческих способностей детей на уроках географии
материал по географии
Выступление на Методическом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey_na_urokah_geografii.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей детей на уроках географии
Само изучение географии – творческий процесс. Одной из главных задач развития творческих способностей учащихся на уроках географии является: - обеспечение значительного повышения качества учебно-воспитательного процесса;
- воспитание интереса знаниям;
- постоянное обращение учеников к раннее усвоенным знаниям;
- формирование навыков самостоятельной работы; - систематический контроль за знаниями и продуманные формы по предупреждению и исправлению ошибок учащихся.
Творческая работа-это всегда в большей или меньшей степени поиск, догадка, работа воображения. Дети любят сам процесс творчества, он приносит им радость. Развитию творческих способностей учащихся способствуют уроки- КВНы, уроки-путешествия, экскурсии, викторины, разнообразие видов самостоятельной работы на уроках, и конечно, проектная деятельность, как групповая, так и индивидуальная. На сегодняшний день одной из главных педагогических задач является развитие творческих способностей, где важная роль отводится урокам географии. Как показывает практика для учителя это наиболее сложная и трудно реализуемая задача. Так как учителю нужно создать для каждого учащегося такие условия, которые позволяют ему творчески подойти к решению проблем и это должно происходить в рамках программы. Поэтому, учителю необходимо выбрать правильные методы и формы обучения, определить возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения, а именно:
- обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала
- подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания - воплощать свои знания в жизнь.
Как утверждает психология - все способности человека развиваются в процессе обучения, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Однако применять те или иные методы активизации педагогу необходимо учитывать уровень развития познавательных способностей учащихся. Задачи, не соотнесённые с уровнем развития познавательных способностей учащегося не могут сыграть положительную роль в обучении, так как они могут подорвать веру в свои силы и способности учащегося. Поэтому сложные познавательные задачи можно предъявлять ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Поэтому, развитие познавательных способностей учащихся - длительный процесс.
Активность учащихся.
Активность учащихся выражается через различные виды деятельности: трудовую, познавательную, общественную. В одних случаях активность может выражаться двигательная, физическая, в других - интеллектуальная, духовная. Оптимально для развития считается проявление всех форм активности. Это способствует всестороннему развитию личности. Таким образом, развитие личности выражается в состоянии её активности.У школьников зафиксировано три уровня активности:
Репродуктивно-подражательная активность
Она заключается в следующем. Приобретение самостоятельного опыты действования приходит не сразу, а через освоение опыта других. В теории Л.С.Выгодского о зоне ближайшего развития ребёнка заключён значительный научный потенциал для анализа глубокого и сложного вопроса о подражательной активности ребёнка. Он установил, что овладение всякой более сложной формой развития осуществляется ребёнком в сотрудничестве, а затем уже самостоятельно. Это и означает, что в сотрудничестве происходит овладение образами предметных действий и речевых форм, опытом других.
Более значимыми ресурсами обладает поисково-исполнительная активность. В этих условиях школьник выступает исполнителем, т.к. задачи перед ним ставит учитель.
Ребёнок начинает самостоятельно искать пути решения поставленной задачи, размышляет о характере содержания, и об условиях деятельности, и о своих возможностях. В этой ситуации он переходит на уровень поисковой активности, которая знаменует собой более высокий уровень деятельности.
Уровень творческой активности наиболее высокий. Творческая активность предоставляет широкие возможности для развития всех потенциальных сил воспитанника. К показателям творческой активности относится: новизна, оригинальность, отход от шаблона, неожиданность, целесообразность, ценность. Переход школьника на уровень творческой активности – свидетельство значительного скачка в общем развитии личности, его самоорганизации. Творческая активность связана со сложной мотивацией деятельности. По этим показателям активности, мы можем проследить и развитие ребёнка. Для пробуждения и развития интереса учебная деятельность должна быть особым образом организована. Доказано, что познавательная задача охотнее принимается учащимися, если предшествующей работе подготовлена соответствующая почва - созданы положительные отношения к учёбе, взаимное доверие учителя и учащихся, расположение к учителю и его предмету .Так же коллективное решение задачи, способствует активизации умственного поиска учащихся.
Когда объясняется новый материал необходимо построить урок так, что бы ученик был задействован в процесс осмысления поставленной задачи. В ходе объяснения необходимо ставить вопросы перед учениками: “Как вы думаете”, “Зачем”, “Почему”. Если педагог при объяснении темы ставит вопросы и сам на них отвечает, т.е., учащимся выделена пассивная деятельность, они ведут себя безразлично. Результатом таких уроков являются поверхностные знания, не уменее их обосновать и применить. Познавательный интерес является могучей движущей силой самостоятельного приобретения знаний. Интерес, который помогает ребёнку охватить различные явления оказывается движущим мотивом не только для восприятия предмета, но и для развития умственного мышления. Труд, затраченный на воспитание познавательного интереса, оправдывает себя во всех отношениях - он повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудность, вносит радость в жизнь ребёнка, способствует продолжению образования и самообразованию, поднимает всю личность ребёнка на более высокую ступень.
На своих уроках я использую учебную модель: Вызов- Осмысление- Размышление. Стадия вызов: Приёмы на этой стадии направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, определение целей изучения предстоящего материала.
На стадии осмысления можно применить методические приёмы маркировки текста, (галочкой помечается то, что им известно, плюс – помечается то, что является для них интересным и неожиданным, вопросительный знак – ставится, если у них возникает желание узнать о чём-то подробнее), взаимоопрос (два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном). На стадии размышление, приёмы которыми пользовались (вызов, осмысление), логически переходят в стадию размышления (что нового и важного ученики почерпнули из текста).
Самостоятельная работа учащихся служит средством выполнения задания без непосредственного участия учителя, но по его заданию. Очень важной ступенью в процессе подведения учащихся к самостоятельному приобретению новых знаний является комментированное упражнение. (Например: ученики выполняют работу в своих тетрадях, но один ученик громко объясняет всё то, что он записывает в тетрадь. Весь класс тоже пишет. Если ученик замолкает, продолжает объяснение другой). Процесс мысли учащихся становится открытым и контролируемым, темп работы повышается.
При использовании творческих заданий, следует уделять внимание личностному опыту учащихся и сориентировать их деятельность на достижение успеха. Каждый урок должен стать стимулом, чтобы ученики проверили свой творческий потенциал, и у них возникла бы внутренняя потребность формировать в себе творческую личность. Основой учебного процесса, в частности предмета географии, является содействие педагога в творческом становлении личности ученика. Мне очень нравится японская пословица, которая как ни кто говорит о творческом подходе обучения:
Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Я считаю, что использование на уроках различных конкурсов, инсценировок и рисунков пробуждают познавательный интерес учащихся. Одним словом, чем больше педагог найдёт увлекательных моментов на уроке, тем выше эффективность обучения.
Например: домашнее задание можно усложнить, задав дополнительный вопрос. - Какое море в древности называлось янтарным? Почему? - Откуда берётся ветер?
Это задание выполняется по желанию. Но на следующем уроке обязательно проверить кто справился с заданием. Также предварительно за несколько уроков можно дать задание: рассказать о каком-либо географическом объекте. Класс делится на группы. Каждая группа представляет своё государство, можно использовать фото, рисунки, сувениры костюмы. За творчество исполнения оценка “5”. В шестом классе по теме “Географические координаты”, можно провести урок-путешествие. Даётся несколько координат, учащиеся делают остановки в этих пунктах, изучая особенности местности. Для активизации мыслительной деятельности учащихся в начале урока можно дать задания на тренировку сообразительности и проверку эрудиции.
Задание 1: найдите «спрятанные» в предложениях названия хорошо вам известных географических объектов. Например: РуссКИЕ Валенки – традиционный сувенир. (КИЕВ)
8-9 класс «География России».
1. Ворон ежа манил, а кот ласкал рыбку. (Воронеж, Котлас)
2. Брат сказал ерунду. (Братск)
3. Народ на Ямале привык к холодам. (Народная)
4. У Фамусова были гости. (Уфа)
5. Дом скворца находился на старой липе. ( Омск)
6. Мне надо перечитать этот рассказ. (Чита)
7. «Ура!» - ликовал народ. (Урал)
8. Петр о заводе сказал много интересного. (Петрозаводск)
10 класс «География мира».
1. Франц и я заключили пари, Жак был свидетелем. (Париж, Франция)
2. Пир и мир был в этом доме. (Рим)
3.Грег и Петр ходили на курсы вместе. (Египет)
4. Все улицы ведут к городской площади. (Сеул)
5.Тиран карает нас. (Иран, Анкара)
6. Я вас любил! (Ява)
7. Я у Инги брал тарелку и не вернул. (Гибралтар)
8. Собака бульдог – самая красивая. (Кабул)
Данный вид заданий можно использовать и в качестве домашнего задания. Можно предложить ребятам «спрятать» географические объекты самим.
Задание 2: цифровой диктант. Этот вид работы требует от учащихся умения правильно отреагировать на утверждение учителя. Выполнять его следует таким образом: вам предлагается девять (двенадцать) утверждений, которые могут быть верны, а могут и нести неправильную информацию. Если вы согласны с утверждением – поставьте цифру «1», если нет – «0». Результаты ответов составят три (четыре) трехзначных числа, которые надо затем внести в итоговый ответ.
Тема цифрового диктанта « Океаны Земли» (7 класс, обобщение).
Я утверждаю, что:
- В Атлантическом океане шельфовая зона занимает минимальную площадь.
- В Тихом океане находятся течения Коморское, Бенгальское, Гвианское.
- Тихий океан самый большой по площади.
- Северный Ледовитый наименьший по площади.
- Индийский океан находится в южном полушарии.
- Атлантический океан самый древний по возрасту.
- В Индийском океане срединно-океанические хребты делят ложе на три части.
- Индийский океан самый холодный по температуре поверхностных вод.
- В Тихом океане большая часть течений имеет меридиональное направление.
Итоговый ответ: 101 110 100
Задание 3 на развитие быстроты реакции. Учитель читает названия объектов (слова), учащиеся должны распределить их на группы, указывая лишь цифру, под которой названо слово.
Тема диктанта: «Природные зоны Южной Америки», 7 класс. Учащиеся должны распределить слова в три группы:
1.Природные зоны:……..
2.Растения:………..
3.Животные:……………..
Учитель диктует слова.
1. патагония 6. ленивец 11. льянос 16. сельва
2. броненосец 7. сейба 12. муравьед 17. колибри
3. гевея 8. пампа 13. араукария 18. пума
4. какао 9. капибара 14. опоссум 19. гуанако
5. нанду 10. лама 15. кампос 20. регия
Итоговый ответ: природные зоны: 1, 8, 11, 15, 16;
растения: 3, 4, 7, 13, 20;
животные: 2, 5, 6, 9, 10, 14, 17, 18, 19.
Задание 4 направлено на развитие логического мышления, умения анализировать полученную информацию, делать выводы. Учитель называет географический объект, учащиеся должны объяснить, почему к нему можно применить слово «Самый, самая, самое, …»
Тема «Особенности природы Евразии», 7 класс: Евразия, Альпы, Енисей, Гималаи, Мертвое море, Байкал, Эверест, Тибет, Каспийское, Черапунджи, Янцзы, Ладожское.
Решая творческие, нестандартные задания учащиеся испытывают радость приобщения к творческому мышлению. Любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию маститого учёного. В том и другом случае открыватель испытывает огромное удовлетворение, чувство радости познания. Такие задания оказывают положительное влияние не только на качество знаний и умений, но приводит к сдвигам в общем умственном развитии ребёнка. А человек с развитыми творческими способностями более способен к обучению. Известный немецкий философ Э. Кант отмечал, что «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Развитие познавательного интереса даст возможность учащимся демонстрировать свои творческие достижения на уровне самооценки. Ещё Ушинский К.Д. говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения...
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии через организацию проектной деятельности
Методическая разработка по развитию творческих способностей...
«Использование элементов краеведения, экологии, этнографии для развития творческих способностей учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы»
Презентация о специфики работы учителя географии в малокомплектной, малочисленной школе....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения
Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знани...
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности
Выступление на педагогическом совете на тему:«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»...
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности(презентация)
Презентация к выступлению на педагогическом совете...
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет "География"...