Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии через организацию проектной деятельности
методическая разработка (география) по теме
Методическая разработка по развитию творческих способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_gubanova_v.g._2_kurs.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Развитие творческого потенциала личности в обучении»
по теме:
«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии через организацию проектной деятельности»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: с 03 по 07 марта 2014 года
Выполнил: Губанов Виктор Геннадьевич,
учитель географии ГБОУ лицея
(экономического) с. Исаклы м.р.
Исаклинский Самарской области
2014г.
Оглавление
Введение
Паспорт.............................................................................................................3
Актуальность....................................................................................................3
Противоречие....................................................................................................5
Проблема...........................................................................................................5
Цель...................................................................................................................6
Гипотеза............................................................................................................6
Задачи................................................................................................................6
Ожидаемые результаты..................................................................................7
Проектная деятельность на уроках географии.............................................7
Цели и задачи проекта....................................................................................10
Ресурсное обеспечение...................................................................................12
Заключение.......................................................................................................13
Информационные источники..........................................................................14
Приложение.......................................................................................................15
Паспорт проекта
Целевая аудитория: учащиеся лицея 6-11 классы.
Сроки осуществления проекта: с 01.09.14г. по 25.05.15г.
Место реализации: ГБОУ Самарской области лицей (экономический) с.Исаклы м.р.Исаклинский Самарской области
Вид проекта: по срокам – долгосрочный;
по виду деятельности — практический.
Актуальность
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное "наращивание".
Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года", "Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12летней школе)" делается акцент на развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта обучающихся, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.
На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.
Данной проблеме посвящены работы А. И.Савенкова и др., в которых акцентируется внимание на таких аспектах проблемы, как определение средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности.
В работах других отечественных психологов и педагогов Т. И.Шамовой и др. рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций. Авторы отмечают недостаточную теоретическую разработанность проблемы организации самостоятельной творческой деятельности учащихся.
В экспериментальных психологических исследованиях
Р. М.Грановской и др. рассматриваются вопросы развития креативных способностей учащихся, особенности их формирования в учебной и внеучебной деятельности. Вместе с тем отмечаем, что школьнику для обеспечения эффективного продвижения в развитии креативных способностей необходимо освоение доступных видов творческой деятельности. Таковыми по нашему мнению является внедрение в учебный процесс проектного метода.
Основой для определения особенностей творческой деятельности учащихся служат труды известных российских педагогов и психологов
Е. С.Полата и др.
Названные исследования отражают многообразие научных идей и практических подходов к организации творческой деятельности учащихся в образовательном процессе, однако аспект целенаправленного обеспечения продвижения школьников в развитии творческих способностей в учебном процессе освещен недостаточно.
Таким образом, современную ситуацию в теории и практике образования можно охарактеризовать сложившимися противоречиями между:
- потребностями общества в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, и недостаточной разработанностью педагогических средств и условий, повышающих эффективность процесса организации творческой деятельности личности;
- повышением требований к уровню знаний, которыми должен обладать обучающийся, готовностью к их преобразованию и существующей организацией учебного процесса, не обеспечивающей необходимого уровня развития творческих способностей учащихся;
- социальной значимостью развития креативных способностей обучающихся и недостаточной разработанностью научнометодического обеспечения для организации творческой деятельности учащихся;
- необходимостью объективной оценки творческой деятельности учащихся и недостаточной разработанностью педагогического инструментария для оценивания результатов творческой деятельности школьников.
На основании выделенных противоречий, анализа литературы, а также на основе имеющегося опыта работы в школе по проектной деятельности была сформулирована проблема, заключается в недостатке педагогических методов и приемов, обеспечивающих высокий уровень развития творческих способностей обучающихся на уроках географии в лицее.
Вышеизложенное обусловило выбор темы: "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии через организацию проектной деятельности".
Цель: развитие творческих способностей учащихся на уроках географии.
Объект: творческие способности учащихся в лицее среднего звена.
Гипотеза: развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии средствами проектной деятельности будет эффективным, если:
- внедрить в учебно-воспитательный процесс метод проектов;
- включить учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи для учителя:
1. Конкретизировать понятие "творческая деятельность обучающихся";
- Внедрить в учебно-воспитательный процесс метод проектов;
- Включить учащихся в самостоятельную проектную деятельность;
- Разработать систему консультаций для учащихся и родителей по организации проведения и написания проектной работы;
- Охарактеризовать изменения в условиях, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов
Задачи учителя для обучающихся:
- формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
- формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
- формировать навыки самообразования;
- формировать навыки работы в команде;
- развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить;
- формировать навыки самоконтроля.
Ожидаемые результаты
Применение проектной деятельности на уроках географии позволит:
- развить творческие способности и иные компетенции обучающихся;
- заинтересовать обучающихся в получении новых знаний;
- сформировать навыки индивидуальной, групповой и коллективной работы;
- повысить их мотивацию к урокам географии;
- увеличить информационную емкость урока, глубину подачи материала;
- усвоить алгоритм проектирования;
- вооружит учащихся универсальными способами учебной деятельности;
- сформирует социальный опыт в труде и общении.
Проектная деятельность на уроках географии
Одним из приоритетов современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности на уроках. Она призвана формировать не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряжённые с практической деятельностью, учит мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Метод проектов возник в 20-е годы в США, принадлежит философу и педагогу Дж. Дьюи. Способом организации предложенной Дж. Дьюи деятельности учащихся стал метод проектов, разработанный В.Х.Килпатриком. В данное время этот труд переосмыслен многими нашими соотечественниками в частности Е. С. Полатом.(1)
В латыни, откуда к нам пришло слово " projectus", это причастие означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза".(2)
«Проект – трансформация с помощью творческого мышления деятельностной ситуации, направленная на реализацию наиболее актуальных ценностей людей, к ней причастных, при минимальных внешних изменениях»(3).
Проект - идеальный образ того, чего нет, но что может или должно быть создано здесь и сейчас, что фактически изменяет ситуацию обязательно в позитивном направлении или содержании.
Метод проекта – это система обучения (технология) при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе жёсткого планирования педагога и неукоснительного исполнения учащимися постоянно усложняющего в основном практических знаний, так называемых проектов.
Педагогическое проектирование – это ценностно-ориентированная, глубоко мотивированная, высокоорганизованная, целенаправленная профессиональная деятельность по изменению педагогической деятельности.
Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности
Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться.
При работе над проектами у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации.
Учащиеся, занимающиеся проектной деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках. Становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор, становятся более коммуникативными.
Проектная деятельность личностно ориентирована, характеризуется возрастанием интереса к работе по мере её выполнения, позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах, способствует обучению на собственном опыте, на реализации конкретного дела, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда, учит по - настоящему мыслить.
В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой- либо проблемы. И важно, чтобы эта проблема была взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка. Считаю, что если творческая и познавательная деятельность начинается с сильного мотива, актуальна с точки зрения ученика и имеет практическую направленность, она всегда эффективна.
При овладении методом проектов необходимо понимать то, что они могут быть разными. Виды проектов по Е. С. Полату:
- Творческие проекты.
- Приключенческие (игровые) проекты.
- Информационные.
- Практико-ориентированные.
К организации проекта предъявляются следующие требования:
- Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
- Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.
- Работа по проекту является исследовательской.
- Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий.
- Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
- Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
- Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.
Этапы действий по выполнению проекта урока:
1. Мотивационный – настрой учащихся на интересную работу, чёткое и конкретное объяснение учителем задач проекта и его конечного результата.
2. Планирование проекта:
- создание рабочих групп;
- подготовка методических, дидактических и материально-технических средств;
- планирование работы групп.
3. Выполнение проекта (исследовательская деятельность).
- Поиск информации;
- обработка полученной информации;
- представление материала, наработанного в группах;
- оценка процесса и текущих результатов проекта-урока;
- коррекция проекта (дополнение, изменение, внесение новых предложений и т.п.)
- оформление слайд-проекта.
- анализ по выполнению задач проекта.
4. Защита проекта.
В какой бы форме мы не проводили урок, он должен нести здоровьесберегающую направленность.
Только комплексный подход к планированию урока, любой дисциплины поможет развивать и сохранять здоровье школьников.
Цели и задачи проекта
1. Контроль знаний, умений и навыков по созданию презентаций в программе PowerPoint, обобщение и систематизация знаний любого раздела в географии;
2. Показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека;
3. Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
4. Развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой информации;
5. Продемонстрировать возможности использования технологии работы с новыми устройствами: сканером, проектором, цифровым фотоаппаратом;
6. Развивать коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и четко излагать свои мысли;
7. Уметь слушать и уважать мнение товарища;
8. Анализировать информацию и синтезировать новые идеи.
Проекты представлены в виде презентаций, в которые включаются различные эффекты: звуки, фото- и видеофрагменты, что позволяет оживлять процесс представления итогового материала.На этапе защиты проекта учащиеся должны представить свой проект, ответить на возникшие у слушателей вопросы. Ученики учатся вести дискуссию, защищать работу, представлять ее сильные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Процесс защиты проекта - очень хороший способ развития коммуникативных умений школьников. Грамотное ведение дискуссии поможет обучающимся в решении многих проблемных областей в учебной деятельности, а проекты по данным темам создаются учащимися, где они пытаются ответить на вопросы взрослых. Технология проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых методов, творческих по самой своей сути. Выполняя практико-ориентировочный проект, учащиеся достигают применение проектной деятельности, - это профильность обучения.
Каждая творческая работа ученика – это положительные эмоции, ощущение себя в качестве первооткрывателя, исследователя, новый стиль общения. Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. Главной целью учителя является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации. Важно вести детей к обобщениям, учить не только иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания.
В своей практике я использую различные формы организации проектной деятельности учащихся: урок, элективный курс, научное ученическое общество, а так же различные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями.
Использование проектной деятельности на уроках географии – это современный и эффективный метод обучения детей.
Ресурсное обеспечение
Дидактическое обеспечение: учебные пособия по географии.
Научно-методическое обеспечение: методическая литература, географические справочники, электронные пособия.
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов: психолого-педагогическое поддержка.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийное проектор, интерактивная доска, колонки, документ-камера.
Кадровые ресурсы: педагоги, прошедшие подготовку по внедрению инновационных технологий и развитию творческого потенциала обучающегося, педагог-психолог.
Заключение
Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что основным условием формирования творческих способностей я считаю создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, проектной, научно-исследовательской.
Интенсивная самостоятельная деятельность, коллективный поиск включают детей в решение проблемных ситуаций на уроке, что помогает проявиться внутреннему миру ребенка.
Метод проектов дает возможность развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся в коллективной творческой деятельности. Совместная работа в рамках проекта учит учащихся творческому общению, взаимопониманию, сотрудничеству, предприимчивости. А самое главное то, что ребята не хотят останавливаться на достигнутом, им нравится и хочется проявлять себя, реализовывать свои творческие планы, которых немало.
Я считаю, что проведенная работа в данном направлении позволит ребятам социализироваться и самоопределиться в жизни.
Информационные источники
Использованные источники:
Нормативно-правовая база:
- edu.ru›Внешние материалы›Документы Минобразования РФ›…/d_02/393.html;
- edu.convdocs.org›docs/250/index-7412.html;
- standart.edu.ru.
Основная литература:
1. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные педагогические технологии: учеб. пособие/Е. С. Полат. М.:Академия, 2003.
2. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.
3. ru.wikipedia.org;
Приложение
Этапы работы над проектом в рамках изучения темы на уроке.
Предмет: география
Класс: 7
Тема: «Океаны»
Цели и задачи:
- изучить природу океанов Земли;
- определять основные направления хозяйственной деятельности человека в океанах и последствия этого влияния на природу океанов;
- продолжить работу над формированием практических умений использовать тематические карты как источники информации;
- создание мини-проектов по океанам Земли.
Умения: выявление по картам атласа отличительных особенностей природы океанов, работать в заданном темпе, планировать работу, работать в команде, графически оформлять информацию, выделять главное, умение работать с учебником, публичное выступление, оценка работы.
Оборудование: физическая карта океанов, атласы, учебник, 4 листа бумаги формата А4, маркеры или фломастеры, картинки из журналов, открытки, ножницы, клей.
Результат урока: мини - проекты: «Индийский океан», «Атлантический океан», «Тихий океан», «Северный Ледовитый океан».
Ход урока.
Организационный момент 5 минут.
Класс объединяется в группы для выпуска мини-проектов: «Индийский океан», «Тихий океан», «Атлантический океан», «Северный Ледовитый океан».
Задача – мини-проект должен нести минимум письменной информации, максимум информационного материала в любой удобной для восприятия форме: рисунки, схемы, таблицы и т.д.
Инструктаж по ТБ.
На этом этапе каждой рабочей группе учащихся выдаётся:
План характеристики океана:
1. Название, границы, размеры океана.
2. Географическое положение.
3. Берега, моря, острова и их происхождение.
4. Особенности рельефа дна океана.
5. Свойства воды.
6. Течения.
7. Взаимодействие океана с прилегающими частями суши.
8. Освоение океана и хозяйственная деятельность человека.
Для создания зрительного образа океанов у учащихся, можно подготовить слайдовую презентацию, наглядно передающую океанский простор и красоту природы.
Этап №1
«Мозговой штурм».
В течение 5 минут определите задачи, связанные с темой, и идеи по концепции проекта. Выслушайте различные предложения для более удачного расположения информации на странице, для этого вам необходимо:
Выработать как можно больше разнообразных идей.
Занести каждую идею в список.
Не оценивать и не обсуждать эти идеи - пока.
Побудить каждого члена группы внести идеи.
Использовать необычные идеи для порождения большего числа предложений со стороны группы.
Этап 2
«Концепция проекта».
Выбрать концепцию проекта. Из предложенных вариантов выбрать наиболее удачный, или совместить идеи. Для этого необходимо:
Обсудить и оценить идеи, внесённые в список на предыдущем этапе
Сгруппировать смежные идеи
Сформировать в систему как можно больше групп с идеями для составления концепции проекта
Связать с темой урока и воспользоваться предложенными инструментами
Этап 3
«Завершение проекта».
Совместная работа в группе по созданию мини – проекта.
В течение 20 минут работайте с учебником и раздаточным материалом. За это время необходимо найти информацию и оформить проект. Учащимся необходимо изучить большой по объёму материал, если навыки проектной деятельности не сформированы достаточно хорошо, то в помощь можно предложить раздаточный материал, разработанный учителем.
Мини – проект «Индийский океан»:
Определите цели и задачи проекта.
Прочитайте текст учебника на 85 – 88 стр., используя карту атласа 38, ответьте на вопросы:
Определить границы и размеры океана;
Определить его положение на градусной сетке и относительно других объектов;
Найти и показать на карте моря, острова и определить их происхождение;
Изучите особенности рельефа дна океана: найдите на карте наибольшую глубину;
Большой Зондский желоб, Западно – Индийский и Аравийско – Индийский хребты, Австрало – Антарктическое поднятие;
Найдите, как изменяется температура и солёность воды Индийского океана и объясните причины высокой солёности в северной части океана;
Самые крупные волны зарегистрированы в районе острова Кергелен (высота до 15м, длина до 250м), покажите на карте и объясните закономерности образования течений Индийского океана;
Определите основные этапы освоения Индийского океана и виды хозяйственной деятельности;
Такой раздаточный материал можно подготовить для Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов.
Этап 4
Презентация проекта
В обмене информацией по проекту:
Участвуют все члены группы
Рассказывают о проекте, о том, как он связан с темой, о целях и задачах, для решения которых он предназначен
Продемонстрировать проект
Описать проблемы, с которыми столкнулись в процессе работы над проектом, и то каким образом их удалось преодолеть
Ответить на вопросы
Выслушайте выступления всех групп, отметьте наиболее яркие выступления, отметив особенности.
Оцените работу группы (рефлексия)
Рефлексия
Поставьте баллы от 1 до 5 против каждого вопроса:
как вы оцениваете работу вашей группы;
как вы оцениваете ваш вклад в работу группы;
какое настроение было у вас на уроке.
Домашнее задание: каждая группа готовит занимательную страничку по своему океану.
Алгоритм работы групп на уроке.
Объединитесь в группы для выпуска проектов «Океаны».
Получите у учителя рабочее название группы, прослушайте инструктаж. (5 минут).
Просмотр слайдовой презентации «Океаны Земли» (5 минут).
Составьте план своего проекта, распределите между членами группы обязанности (5 минут).
Работа с учебником, атласом, раздаточным материалом (20 минут).
Подготовьтесь к публичному выступлению (10 минут).
Каждая группа проводит презентацию своего проекта (4 минуты).
Выслушайте выступление всех групп, отметьте наиболее яркие выступления, отметив особенности (16 минут).
Рефлексия (2 минуты).
Географический диктант, можно пользоваться атласом (10 минут). Работает группа.
Взаимопроверка, группы обмениваются ответами. Алгоритм ответов у учителя. 3 минуты.
Географический диктант.
Дополни предложение, вставляя соответствующий океан.
Самый большой по площади -________________________________
Самый холодный - _________________________________________
Небольшую протяжённость с запада на восток имеет - ___________
Экватор не пересекает - _____________________________________
В южном полушарии лежит большая часть - ____________________
На три части хребты делят ложе - _____________________________
Самый маленький по площади - ______________________________
Самый древний океан на планете - ____________________________
Глубочайший Марианский желоб находится в - _________________
1/3 поверхности планеты занимает - ___________________________
Магеллан пересёк за три месяца с востока на запад - _____________
Самоё загрязнённое Средиземное море относится к - _____________
Самый мелководный океан - __________________________________
Более 10 тысяч отдельных подводных гор, в основном вулканического происхождения, находится в - __________________________________
Муссоны оказывают огромное влияние в северной части - __________
Гигантский хребет почти по меридиану протянулся через - _________
Самый неспокойный и грозный океан - __________________________
Реки, стекающие с Гималаев, пополняют пресной водой - __________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения
Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения...
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления
Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности
Выступление на педагогическом совете на тему:«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»...
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности(презентация)
Презентация к выступлению на педагогическом совете...
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет "География"...
Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности"
ВажЦель программы: создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.Задачи:1) изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими ...
Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности"
План мероприятий по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности....