учебно-исследовательская деятельность учащихся в ОУ
проект на тему

Бедова Ольга Андреевна

анализ работы в указанном направлении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno-issledovatelskaya_deyatelnost.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Центр образовательных  услуг и консалтинга

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ПРОГРАММЕ

«Модернизация региональной системы образования.

Развитие профессиональных компетенций работников образования»

на тему

«Учебно-исследовательская деятельность учащихся в образовательном учреждении»

Выполнили  слушатели

программы:

Бедова Ольга Андреевна, учитель МБОУ СОШ №123

Вихлянцева Галина Маратовна, учитель МБОУ СОШ №123

Семина Лариса Владимировна, учитель МБОУ СОШ №123

Руководители:

Поздеева Ольга Викторовна, преподаватель;

Иванушкина Наталья Викторовна, доцент, кандидат педагогических наук.

Самара 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр. 3

  1. Главный результат модернизации образования……………….…..стр. 4-5
  2. Содержание исследовательского обучения школьников…………стр. 5-6
  3. Современный учитель – исследователь……………………………стр. 7-8
  4. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью?.…..стр. 8-10

Заключение ……………………………………………………………...стр.11

Список используемых источников ……………………………….........стр.12

          Введение

         Главная задача образовательной политики страны – обеспечение современного качества образования. Новые условия экономики и общества предъявляют новые требования к качеству образования. Как одна из мер по

его  повышению президентом России выдвинута национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

В одном из своих выступлений Дмитрий Анатольевич Медведев говорил:

«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»

        Содержание   образования   -   важнейшая   составляющая   образовательной системы. Решение «вечных» вопросов «чему учить?», «каким должно быть содержание подготовки школьника?», сегодня, как никогда, приобретает особую актуальность. Главная цель проектируемых изменений в школе напрямую связана с выработкой и реализацией нового содержания образования. Ведущие тенденции развития страны связаны с «открытостью миру», с построением демократического общества, строящего рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности.[3]  К сожалению, эти принципиально новые тенденции пока в очень малой степени нашли свое отражение в ныне существующем содержании школьного образования, и именно они явились основой его кардинальной модернизации.

       

  1.  Главный результат модернизации образования

        В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучие, устойчивое развитие общества.[3]  

        Ожидаемый результат школьного образования во многом связан с развитием субъектности обучающихся. Быть субъектом (созидателем, автором, распорядителем) означает быть хозяином своей жизнедеятельности, жизненной траектории; творцом своей культуры и автором культурных «произведений» в различных областях деятельности; оставаться далеко не в стороне от исторических процессов, событий, происходящих в обществе, в культуре. Поэтому ведущими целями образования призваны стать:

  • развитие личностной и образовательной компетентности обучающихся, их готовности и способности к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию;
  • развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • умение   отстаивать   свои   права,   формирование   высокого   уровня

правовой культуры;

  • готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной, творческой деятельности;
  • толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить оптимальные компромиссы.

В   этой   связи   основным   результатом   деятельности   образовательного учреждения должна стать «не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах». [3]  

        Реализуя программу развития Российской школы, педагогический коллектив нашего образовательного учреждения успешно работает в этом направлении.

        Стратегической целью деятельности школы на период с 2010 по 2015 учебные годы является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование нравственно зрелой, здоровой и воспитанной личности, обладающей глубокими прочными знаниями, и готовой к самоопределению в современном обществе.

         Поэтому мы уделяем большое внимание учебно – исследовательской деятельности ребенка.

  1. Содержание исследовательского обучения школьников

         Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития МПГУ, в своей статье «Содержание и организация исследовательского обучения школьников» писал:

«... исследовательская практика ребенка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте - исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития». [5]  

          Исследовательская деятельность рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология, которая служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития.

         Цель учебно-исследовательской деятельности – воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Именно в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:

  • ценностно-смысловая компетенция;
  • общекультурная компетенция;
  • учебно-познавательная;  информационная;  
  • коммуникативная;   социально-трудовая;
  • личностная компетенция – самосовершенствование (работа с одаренными детьми)

    Учебно-исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи:

  • развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
  • развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;
  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
  • развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
  • сформировать чувство ответственности за порученное дело;
  • воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;
  • привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

        Мы считаем, что главное при организации учебно-исследовательской деятельности, следовать следующему правилу – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Главный критерий – личный интерес и личная увлечённость. В настоящее время в педагогике идет процесс осмысления новых явлений и методологии развития человека, способного не только быстро и осознанно сделать личный выбор, но и представить продукт собственной деятельности. [6]  

       Выполнение проектных и исследовательских работ, по сравнению с другими формами образовательной деятельности, позволяет наиболее эффективно и последовательно осуществить разворот от традиционного подхода в обучении к новому, продуктивному образованию, направленному на развитие таких универсальных способностей и компетенций учащихся, как способность к самообразованию, развитие навыков ориентации в информационных потоках, развитие умений ставить и решать проблемы.

Все это в дальнейшем поможет школьникам легко войти во «взрослую» жизнь.

  1.  Современный учитель – исследователь

       Основная задача учителя – развивать исследовательские способности школьников. Еще В.Г. Белинский говорил: «Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование».

У учащихся важно сформировать такие качества как:

  • потребность узнавать новое.  

Для этого на уроках отводится время на обучение исследовательскому методу. Существует три уровня этого метода:  1). Учитель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения; 2). Учитель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает пути ее решения; 3). И постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляется учеником. Работаю факультативы. Разработан ряд элективных курсов.

  • умение  применять те или иные навыки.

Учащиеся нашего ОУ принимают участие в создании индивидуальных проектов, в предметных и краеведческих олимпиадах, выступают на научно-исследовательских конференциях «Первые шаги в науку», «Я – исследователь», в «Кирилло-Мефодиевских чтениях», «Георгиевских чтениях»…

  • умение воспринимать другого человека и проявление его деятельности в различных образовательных сферах.

Этому способствуют такие типы уроков, как диспуты, дискуссии, деловые игры, круглые столы, школьные ученические конференции. Умело организованные, они обогащают ребят духовно, заставляют глубоко и всесторонне оценивать моральные проблемы, учат сопоставлять свои взгляды и поведение с мыслями и поступками сверстников, способствуют развитию критики и самокритики, культуры речи и логического мышления, учат умению спорить и проверять правильность своих взглядов и убеждений.

      В современных условиях, когда постоянно повышаются требования общества к личности, поистине трудно переоценить роль учителя. В наши дни успешно практикуется опыт работы по системе: от творчески работающего учителя к творчески работающему коллективу. Иначе и быть не может: если учитель поставлен перед необходимостью готовить творческую личность, значит, он сам не может не быть творцом.

Современный педагог, как свидетельствуют многие педагогические судьбы, всегда исследователь как бы в двух планах.

С одной стороны, учитель, выступая в разных ролях: организатор, преподаватель,- общественник, методист - поставлен в необходимость разрабатывать более совершенную технологию учебно-воспитательного процесса, вносить коррективы в межколлективные и межличностные отношения, в духовный мир школьника, а с другой - он выступает своеобразным экспериментатором по отношению к самому себе: он изучает собственные ресурсы, самосовершенствуется, подчиняя свои культурно-личностные данные профессиональным, научно-методическим целям.

  1. Как же увлечь школьников исследовательской деятельностью?

        Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания недостаточно для решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. [6]   Важно так организовать учебную работу, чтобы учащиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: предложить неожиданно сформулированное учебное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным. Старшие школьники с интересом выполняют исследования изучения антропометрических данных у школьников разных возрастов, изучают экологическую ситуацию своего района и города, делают выводы о влиянии экологических факторов на здоровье человека. В своей учебной деятельности мы используем элементы новых педагогических технологий, которые активизируют деятельность учащихся, подталкивают их на творческий подход к изучению и исследованию предмета. Это элементы технологии перспективно-опережающего обучения, кроме того на своих уроках мы применяем элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, т.к. основаны на прямом воздействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала. [2]  

        Учебно-исследовательская работа в школе – это социальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Этот комплекс ориентирован прежде всего на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на повышение качества и эффективности образовательного процесса, роста уровня образованности и воспитанности учащихся.

         За истекший учебный год на заседаниях методических объединений педагогами нашего образовательного учреждения были проведены педагогические чтения по следующим темам:

  • Методы активизации познавательного интереса при изучении новой темы;
  • Игры в развитии познавательного интереса учащихся начальной школы;
  • Дифференцированная работа с учащимися для формирования коммуникативных умений;
  • Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка;
  • Повышение учебной мотивации учащихся на уроке. Круглый стол по обмену опытом.

        Следует отметить, что за последние годы увеличилось количество педагогов, проявивших интерес к совместной с учеником исследовательской деятельности. И как результат  - намного возросло количество творческих работ учащихся, представленных в качестве рефератов в разных образовательных областях. Почти вдвое выросло количество участников и призеров олимпиад, конференций, чтений.

Результаты районных олимпиад, чтений, конференций

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Победители

16

27

24

Результаты городских олимпиад, чтений, конференций

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Победители

8

10

12

       

          Заключение

         В настоящее время становится всё более важным воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование. «Одаренность» происходит от слова «дар» и означает, прежде всего, особо благоприятные внутренние предпосылки развития. В основу проекта «Наша новая школа» положены пять направлений государственной поддержки и развития школьного образования, в том числе и разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Одарённые дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей школы. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. [3]   Сегодня необходимо предоставить каждому обучающемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

   Список используемых источников

  1. Алексеев Н.Г., Обухов А.В. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. 2001г.
  2. Биянова Е.Б. «Модель организации исследовательской деятельности учащихся основной школы». Пермь. 2011г.
  3. Научно-практический журнал «ЗАВУЧ» №2. Статья «Стратегия модернизации содержания общего образования». 2006г.
  4. Научно-практический журнал «ЗАВУЧ» №5. Статья «Научно-исследовательская деятельность учащихся в школе». 2005г.
  5. Савенков А.И. «Содержание и организация исследовательского обучения школьников». 2003г.
  6. Савенков А.И. «Маленький исследователь». Ярославль, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной учебно-исследовательской, проектной деятельности с использованием ИКТ

Мозг человека – это самый совершенный компьютер,и у него есть рациональные технологии,а есть и неграмотные пользователи…Прежде всего «надо», конечно, уважать свой мозг, развивать его.  Любить и у...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

«Учебно - исследовательская, проектная деятельность – важный аспект в структуре современного урока» ( из опыта работы учителя музыки)

В соответствии с требования стандарта нового поколения, проектная деятельность - важный аспект в деятельности педагога.Проектно-исследовательская деятеность личностно-ориентирована, позволяет учиться ...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ У УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 9-11 КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КАТАСТРОФ СОВРЕМЕННОСТИ)

Согласно проекту Федеральных Государственных Образовательных стандартов для старшеклассников все школьные предметы могут быть поделены на обязательные предметы (40 % образовательной программы) и предм...

Образовательные практики в учебно – исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия (выступление на Международной конференции в Москве в 2019 г.).

       В данной статье анализируется опыт работы педагогов Калмыкии по развитию учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. В рамках туристско-краеведче...