Индивидуальный план самообразования
опыты и эксперименты на тему
Предварительный просмотр:
Государственное учреждение социального обслуживания населения
Тульской области «Социально реабилитационный центр для
несовершеннолетних Белёвского района»
Рассмотрено
на методическом объединении
№ протокола________ число ______ 201 г.
Директор ГУСОН ТО СРЦН
Белёвского района
_____________ ФилимоноваЕ.А.
«______»___________ 201 г.
Индивидуальный план самообразования
воспитателя Батуричевой Светланы Николаевны
по теме: «Эмоциональное развитие дошкольников, как условие успешной адаптации в современном социокультурном пространстве»
Цель: совершенствование профессиональной деятельности воспитателя и
повышение профессиональной компетентности с использованием
достижений науки и внедрения их в реабилитационную практику
Пояснительная записка
Радикальные преобразования, происходящие в последнее время в России, ставят особые задачи перед системой воспитания. Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве.
Необходимость проведения специальной работы с детьми дошкольного возраста с целью развития у них осознания собственных эмоциональных состояний, умения дифференцировать эмоции окружающих, переводить эмоции в словесный план обусловлена, на мой взгляд, рядом причин.
Во-первых, возрастной период 5-10 лет является сензитивным для формирования эмоциональной сферы: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский и др.).
Во-вторых, известно, что эмоциональный разряд формируется в глубинах мозга и требует выхода, переработки, одним из механизмов которой является словесное оформление, то есть анализ эмоций с помощью слов, понятий. Чтобы разобраться в себе, собственных эмоциях, ребенок должен уметь переводить эмоции в словесный план. Учитывая, что словарь эмоциональной лексики детей ограничен как в плане опыта, так и в плане внутренних возможностей, становится понятно, что в усвоении назывной формы эмоциональных состояний, равно как и в овладении формами их адекватного телесного выражения, ребенку необходима помощь взрослого, выступающего в роли носителя этих форм. Следовательно, осознание ребенком собственных эмоциональных состояний и эмоций окружающих, способность говорить об эмоциях не приходят к нему автоматически, а развиваются во взаимодействии со взрослым.
Я работаю с воспитанниками дошкольного возраста. Это дети из неполных семей, малообеспеченных семей и дети, оставшиеся без опеки родителей. Часто у них занижена самооценка, проявляются такие качества, как недоверие к окружающим людям, а чаще всего преобладает агрессивность. Они постоянно провоцируют конфликтность, чем хотят оправдать свою отрицательную оценку окружающему. Они не умеют регулировать свое поведение. Детям сложно устанавливать и поддерживать контакты, общаться, сотрудничать.
Моя задача:
- сформировать у ребенка адекватную самооценку;
- обучить ребенка навыкам выбора и принятия решений, развить его волевые качества;
- сформировать коммуникативные навыки;
- сформировать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Отсюда цель по самообразованию: изучить современные подходы в организации нравственного воспитания детей при помощи эффективных форм игротерапии - сказки.
Задачи достижения цели:
1. Проанализировать литературу и методические пособия по данной теме, выявить особенности нравственного воспитания детей в свете современных тенденций развития.
2. Подобрать и апробировать приемлемые формы организации деятельности воспитанников по формированию положительных эмоционально - волевых качеств, которые уменьшат риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни воспитанников центра.
3. Внести изменения в календарно-тематический план воспитательной программы «В гостях у сказки».
4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому участнику реабилитационного процесса.
5. Поделиться опытом работы с коллегами.
6. Создать банк материалов: видеофильмов, слайдов, презентаций с целью дальнейшего использования для стимулирования познавательной активности подростков.
Этапы работы по теме самообразования:
1. Информационный блок: изучение теоретического материала.
2.Технологический блок: разработка конспектов занятий по теме с воспитанниками дошкольного возраста; разработка диагностического инструментария; внесение изменений в программу воспитания «В гостях у сказки».
3.Организационный блок: включение изменений в воспитательной программе «В гостях у сказки» в работу с детьми центра дошкольного возраста.
N п/п | Содержание работы | Сроки выполнения |
2012 год | ||
1 | Изучить методическую литературу:
| Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь |
2 | Участие в методической работе | В течение года |
3 | Подготовка консультации для педагогов на тему: «Обучение детей пересказу народных сказок и коротких рассказов». | Февраль
|
4 | Консультации для родителей на темы: «Кризис детского возраста» «Как читать детям русские народные сказки» | Март Май |
5 | Посещение открытых занятий и мероприятий. | В течение года |
6. | Разработка конспектов занятий по программе «В гостях у сказки» на темы: «На лесной полянке», «В гостях у сказки», «Удивительные джунгли», «Шалости Карлсона». | Сентябрь-Ноябрь |
7. | Показ открытого мероприятия по программе «В гостях у сказки» по теме: «Наше настроение». | Сентябрь |
8. | Участие в работе творческой группы | В течение года |
9. | Посещение районных мероприятий: Посещение муниципальной елки с детьми Празднование Великой Победы Поездка с детьми на Красную площадь в г.Москву |
Январь Май Май |
10. | Подготовка портфолио к аттестации | В течение года |
11. | Подготовка выступления к Совету специалистов на тему: «Воспитание детей в игре» | Октябрь |
12. | Отчет о проделанной работе за 2012 год | Декабрь |
2013 год | ||
1. | Изучить методическую литературу:
| В течение года |
2. | Подготовка консультации для родителей на темы: «Растим детей счастливыми» «Еще раз о родительской любви» «Первая любовь» | Апрель Ноябрь Декабрь |
3. | Разработка конспекта открытого мероприятия «День Космонавтики» | Апрель |
4. | Посещение открытых занятий и мероприятий. | В течение года |
5. | Показ открытого мероприятия
| Октябрь Апрель Сентябрь |
6. | Подготовка выступления на Совете специалистов: «Деятельность учреждения по оказанию помощи несовершеннолетним,пострадавшим от жестокого обращения». Подготовила доклад на тему «Психолого-педагогическая помощь детям дошкольного возраста по преодолению агрессивного поведения». Реализация развивающей программы «В гостях у сказки». |
Апрель |
7. | Подготовка буклета для родителей на темы: «Права ребенка», «Растим детей здоровыми», | Май Август |
8. | Подготовить выступление на родительском собрании на тему: «Права и обязанности ребенка». Право ребенка на достойные условие проживание. | Апрель |
9. | Участие в работе творческого объединения | В течение года |
10. | Участие в обучающих семинарах центра | В течение года по плану |
11. | Участие в инновационной деятельности учреждения
| Февраль Сентябрь Апрель Сентябрь |
12. | Оформление папки - передвижки для родителей на тему: «Эмоциональные особенности ребенка дошкольника» | Октябрь |
13. | Подбор информации в папку-передвижку на темы: «Кризис 3-х лет», «Поощрение и наказание». | Май Август |
14. | Побор материала и разработка новых занятий по программе «В гостях у сказки» | В течении года |
15. | Оформить уголок здоровья на тему: «Лесные опасности» | Июль |
16. | Подбор информации для уголка здоровья. | В течении года |
17. | Изменения в тематическом и календарно-тематическом планировании по программе «В гостях у сказки» | Декабрь |
18. | Подготовить отчёт о проделанной работе за год. | Декабрь |
19. | Подготовка портфолио к аттестации | В течение года |
2014 год | ||
1. | Изучение литературы:
| В течение года |
2. | Обобщение опыта работы по теме самообразования на тему: «Развитие эмоций дошкольников, как условие успешной адаптации в социокультурном пространстве». | В течение года |
3. | Представление опыта работы коллегам Показ открытого занятия Отчет по теме самообразования. Обобщение работы по теме: «Развитие эмоций дошкольников, как условие успешной адаптации в социокультурном пространстве» | Октябрь Ноябрь |
4. | Подготовка портфолио к аттестации | В течение 1-2 квартала |
5. | Аттестация | 2015г. |
6. | Посещение открытых занятий, мероприятий. | В течение года |
7. | Участие в обучающих семинарах центра | В течение года по плану |
8. | Подготовка памяток для родителей: «Памятка по профилактике агресси у детей», «Как вести себя с агрессивным ребенком?», «Как вести себя с гиперактивным ребенком». | Ноябрь |
9. | Подбор информации в папку-передвижку для родителей на тему: «наказание, поощрение или … диалог?» | Июнь |
10. | Подготовка буклетов для родителей на тему: «Эмоции детей дошкольного возраста» «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста» | Февраль Март |
11. | Подготовить выступление на родительском собрании на тему: «Почему ребенок агрессивен. Как вести себя родителям?» | Август |
12. | Подготовить выступление на семинаре – отчёте на тему: «Жестокое обращение с ребёнком – основные понятия» | Март |
13. | Подготовить выступление на Совете специалистов на тему: «Использование новых педагогических технологий в воспитательно-реабилитационном процессе. Представление и утверждение к работе комплексной программы педагогической реабилитации дошкольников». | Сентябрь |
14. | Подготовка к конкурсу педагогического мастерства | Апрель |
15. | Разработка конспектов открытых мероприятий на тему: конспект открытого мероприятия, посвященного празднику «Пасхи» (районное мероприятие) «День здоровья» «День воспитателя» «Новый год» | Апрель Апрель Сентябрь Декабрь |
16. | Подготовка и показ открытого мероприятия на тему: «Хорошо - плохо» | Октябрь |
Ожидаемые результаты:
1.Обобщить передовой педагогический опыт по теме самообразования «Эмоциональное развитие дошкольников, как условие успешной адаптации в современном социокультурном пространстве».
2.Внесены изменения в календарно-тематический план воспитательной программы «В гостях у сказки».
3. Сохранено и укреплено здоровье детей.
4. Отчет по теме самообразования представлен на методических объединениях учреждения.
5. Создан банк материалов: видеофильмов, слайдов, презентаций с целью дальнейшего использования для стимулирования познавательной активности подростков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования
Индивидуальный план самообразования по теме "Современные компьютерно-информационные технологии в процессе обучения экологии и географии"...
Индивидуальный план самообразования
Подробный план долговременного плана самообразования с указанием мероприятий, открытых занятий и результатов....
Индивидуальный план самообразования
При составлении индивидуального плана самообразования многие учителя сталкиваются с затруднениями. Надеюсь, что мой план послужит подспорьем для многих при составлении своего собственного плана самооб...
Индивидуальный план самообразования
Цели: повышение качества образовательного процесса; обеспечение развития познавательной и личностной сферы учащихся. Задачи: развивать творчес...
Индивидуальный план самообразования на 2010 – 2013 г.г. по теме: «Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физической культуры»
Цель индивидуального плана самообразования направлена на повышение профессиональной подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физическ...
Индивидуальный план самообразования
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для ...
Индивидуальный план самообразования
Индивидуальный план самообразованияна 2011 - 2016 год учителя математики и информатикиТема самообразования «Тест как одна из форм контроля знаний, умений, навыков»...