"Развитие певческого голоса и навыков народного пения у детей"
методическая разработка по музыке по теме
Методические рекомендации по формированию исполнительских умений воспитанника в процессе обучения народному пению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_pevcheskogo_golosa_i_navykov_narodnogo_peniya_u_detey_-_plohih_n.i.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Развитие певческого голоса и навыков народного пения у детей»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Центр детского творчества»
Плохих Наталья Ивановна
г. Сургут
2014 год
Развитие певческого голоса и навыков народного пения у детей.
Работа с детским голосом должна быть очень осторожной и грамотной, так как педагог имеет дело с неокрепшим, растущим организмом, очень нежным и хрупким голосовым аппаратом.
Длина, ширина и толщина голосовых складок у ребенка и объем легких все время увеличивается, расширяется резонатор, отсюда следует постоянное изменение, в период обучение ребенка, его голосовых возможностей: меняется звуковысотность, сила звука, тембр, диапазон, продолжительность звучания.
Развивая детский певческий голос, важно сохранить его природное качество и физиологическое здоровье голосового аппарата, отсюда следует: звук не форсировать, начинать работу с текста тем самым, проверив речевые данные ребенка. Речь должна быть правильной, то есть внятной, выразительной, логической, распевной, с опорой «на дыхание». В этом случае вокальное обучение будет протекать легче и свободнее.
При грамотном подходе, с детьми можно заниматься с 3 лет. Работа с детьми 5-6 лет не должна превышать 15-20 минут (с перерывами). Обязательно нужно обращать внимание на силу звука, не превышать, а так же соблюдать удобную тесситуру. В возрасте 6-7 лет (1 класс) – голоса девочек и мальчиков еще однородны. Из-за малой ёмкости легких и слабости дыхательных мышц голос звучит слабо, преобладает головной регистр, характерен легкий фальцет, при котором вибрирует только края голосовых складок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками Ре1 - До2, наиболее удобные звуки Mи1 –Ля1. Тембр неровный, гласные звучат пестро. К 8 - ми годам начинает формироваться грудное звучание, фальцет переходит в смешанное (микстовое) звучание.
Грудной регистр является натуральным, естественным и наполняет человеческий голос особыми интонациями, предает сочность, благородство, обертоновую красочность звучания. Здесь важно только одно – соблюдать высокую певческую позицию. В основном голосовые связки становятся сильными в 9 лет.
Основные навыки голосообразования:
- Положение корпуса - от этого зависит свобода и правильность работы внутренних частей голосового аппарата.
- Навыки певческого дыхания - от этого зависит качество звука, его сила, тембр, длительность, интонационная частота. В коллективном пении важен строй, хоровая звучность
Наиболее оптимальный – диафрагмальный тип певческого дыхания. Он самый глубокий и является основой, на которой формируется смешанный тип певческого дыхания. Каждый певец приспосабливается к удобному для него состоянию вдоха, используя для этого все типы дыхания, кроме ключичного.
Навыки певческого дыхания должны быть усвоены с детства.
Механизм дыхания: при вдохе, диафрагма опускается, давит на внутренности брюшной полости, отчего живот, как бы выпячивается вперед. Вдох регулируется брюшным прессом, помогающим «удерживать» дыхание, то есть сохранять на выдохе вдыхательное состояние. Продолжительная и эластичная опора звука достигается успешнее всего при диафрагмальном типе дыхания. Обертоновое насыщение академического голоса происходит за счет вибрато, народный голос отличается более прямым звуком. Есть опасность при извлечении очень громкого звука, перехода его к форсировке. Это может привести как к заболеванию, «стиранию» голоса, так и к его временной потери.
Первое время руководитель обращает внимание детей на то, куда брать дыхание («в пояс»; «в живот»), на следующих занятиях внимание фиксируется на том, как удержать дыхание, экономно расходуя его, обеспечивая по возможности длительное и плавное звучание. Первое время, ребятам предлагается держать руки на поясе, плечи не поднимать и вбирать воздух одновременно через нос и рот. Должно образоваться давление воздушного столба вниз (на диафрагму), появляется ощущение тяжести в животе, при этом брюшной пресс подается чуть вперед. Существуют не мало упражнений тренирующих мышцы дыхательного процесса. Например, проинтонировать слог «ой» на удобной высоте, имитируя состояние испуга. Механизм дыхания, постепенно закрепляется в сознании ребенка и переходит в привычные навыки и в последствии автоматизируется.
Большую роль играют личные показы учителя, приемов голосообразования и самого звучания. При этом нужно обращать внимание на то, что ребенок должен подражать не тембру, а именно манере и способу голосообразования. Учитель обязан уметь владеть певческим голосом, и правильно показывать механизм его образования. Словесное объяснение педагога должно быть доступным и образным.
Детская вокальная педагогика отличается от взрослой только практическими приемами, формами и методикой обучения. Принципы же вокального исполнительства для всех едины.
Голосовой аппарат состоит из 3 разделов:
- органов дыхания, подающих воздух голосовой щели;
- гортани, где помещаются голосовые складки;
- артикуляционного аппарата с резонаторными полостями (язык, губы и мягкое нёбо).
Следует постоянно напоминать детям о фиксированном «зевке», его нужно сохранять на протяжении всего пения. Если пение тусклое, звук не полетный, словно прижат, значить «зевок» недостаточен или вообще отсутствует. В академическом и народном пении место «зевка» находится в разных точках мягкого нёба: в народном - ближе к передним зубам, в академическом - чуть глубже. При этом окраска голоса должна оставаться естественной. При глубоком «зевке» звук академического голоса звучит тускло, перекрыто, народного голоса - задавлено, с глоточно-гортанным призвуком.
Вырабатывать механизм правильного голосообразования следует на динамике mf, начинающим легче соблюдать опору звука в этом динамическом
режиме, нежели на р. Должен быть удобный, примарный тон, где голос звучит наиболее естественно. Постепенно диапазон расширяется вверх и вниз по средствам хроматических ходов, при этом надо стараться уровнять звучание смежных тонов с примарным («на одной ниточке»).
Примарный тон у детей 9-10 лет - Си Ь] - До2 (для высоких голосов), Фа] - Ля Ь1 (для альтов). Голоса и детей и взрослых, имеют грудной и головной регистры. У детей часто встречается микстовое (смешанное) звучание, что облегчает вокальную работу. Соединение регистров придает голосу объемность, полноценность, сочетание всех возможных обертонов. Методы сглаживания регистров те же, что и для взрослых. Сглаженность регистровых переходов обеспечивает ровность голоса на всём его диапазоне, расширяет этот диапазон и вырабатывает контиленное пение. При воспитании детского голоса одинаково важными будут, как головной регистр, так и соединение его с грудным резонатором.
Для развития головного резонатора помогает упражнение - пение с закрытым ртом (на «М»), «мычание». Звучание голоса должно быть собранным и звонким. Это упражнение помогает легко посылать звук в головной резонатор и вырабатывать чистую интонацию.
Атака звука.
К атаке звука следует подходить очень осторожно. Чтобы активизировать пение детей, педагог требует активного начала. Иногда это может вызвать форсировку звука, крик, пережим в пении. Здесь нужен обязательный индивидуальный подход к каждому ученику. Атака звука бывает мягкая и твердая. Мягкая атака является постоянной манерой пения, а твердая, придыхательная применяется только в особых случаях, для передачи соответствующего музыкального характера. Пение должно быть свободно льющимся.
Дикция и артикуляция.
Нередко у детей артикуляционные движения вялые, их нужно активизировать, тренируя органы артикуляционного аппарата - губы, язык, нижняя челюсть. Для свободы движений используются упражнения на слоги «дай», «бра», «май» и т.п. Подвижность языка развивает пение на слог «ля».
Языку в народном пении отводится особое место, так как от его правильных действий зависит открытие гласных. Действие языка должны быть быстрые и ловкие. Для этого он должен быть очень подвижным. Открытый способ звукообразования в народном пении достигается исключительно благодаря нижней челюсти и языку. Обязательно соблюдается высокая певческая позиция. Соблюдение правильности словесных и логических ударений и правил соединения слов в предложения придаст пению осмысленность. Кантилена - согласная в конце слога переносится в начало следующего, например: ё - ло - чки; ма - ли - нка и т.п. Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы не препятствовать звучанию голоса на гласных.
В русских народных песнях часто встречаются диалектические формы речи, их нужно обязательно соблюдать при исполнении. Если же ученик не владеет диалектом, такие песни лучше не брать в репертуар, а подготовиться на специальных упражнениях, на речевых текстах произносимых на распев, на скороговорке и так далее. Академист мыслит звуком, настраивается на красивый звук; народный певец мыслит словом, звук является следствием слова, важно чтобы его мысль, душа дошла до людей. Такая речевая установка на певческий процесс придает народной манере особый характер звуковедения. Певец словно сказывать песню.
Для выработки технически подвижного артикуляционного аппарата, скороговорки, считалки, дразнилки, являются лучшим материалом. В обучении пению можно и нужно использовать разнообразные формы: игра, танец, музыкальные инструменты. Плясовые песни лучше учить с движениями, например: «Заплятися плетень, заплятися» - пляска Брянской области.
Работа с детьми должна начинаться с речевых упражнений, с самого малого диапазона. Ладовые попевки не должны превышать кварто - квинтовых объемов, можно поиграть в «эхо».
Когда чтобы процесс обучения народному пению носит творческий характер, дети получают удовольствие от исполнения народных песен, незаметно для себя певчески ростут, расширяют репертуарный багаж и свои представления о русском песенном фольклоре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации. Развитие певческого голоса у детей 6 – 12 лет с использованием фонопедического метода
«Методические рекомендации развития певческого голоса у детей 6 – 12 лет с использованием фонопедического метода» предназначены для организации учебных занятий с учащимися 1- 5 классов. Особое в...
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...
"Активизация творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развития певческих навыков"
В данном опыте отражены как традиционные, так и инновационные методы активизации творческой деятельности детей дошкольного возраста посредством развития ...
Статья на тему:"Развитие речевых и коммуникативных навыков, творческих способностей у детей с нарушением зрения и речи через проектную деятельность"
Статья на тему:"Развитие речевых и коммуникативных навыков, творческих способностей у детей с нарушением зрения и речи через проектную деятельность"...
Методическая разработка «Планирование педагогической работы по развитию жизненно важных практических навыков и умений у детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста»
В настоящей методической разработке представлено планирование работы с детьми с ограниченными возможностями от 3-х до 7 (8)-ми лет по развитию у них жизненно важных практических навыков и проведению п...
Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и г...
Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"...