Пунина Ю.С. (с) Статьи. Рекомендации для родителей
методическая разработка по теме
"Цикл дыхательной гимнастики"
"Домашние общеукрепляющие процедуры" в сопровождение курса по сенсомоторной коррекции
"Адаптация ребенка в детском саду"
"О детских истериках"
"Как сказать ребенку о разводе"
Скачать:
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей
Комплекс дыхательной гимнастики для домашнего использования:
Действие цикла: профилактика гипоксии, регуляция дыхательного ритма, увеличение жизненной емкости легких, стимуляция и развитие регуляторной коры больших полушарий мозга, развитие пространственных представлений.
Исходное положение (И.п.) - лежа на спине. Руки опущены вдоль туловища, ноги прямые.
Цикл выполняется по пунктам последовательно, по 3-4 полных вдоха-выдоха каждый пункт, под команду взрослого «Вдох» - «Выдох». Вдох делается носом, выдох ртом. Дыхание глубокое, шумное.
- Шарик 1. Ребёнок может представить себе, что в животе находится небольшой шарик жёлтого или оранжевого цвета, и он надувается и сдувается как воздушный шарик. Ребенок делает глубокий вдох, надувая живот как шарик, затем ребенок делает выдох через широко открытый рот, втягивая живот.
- Шарик 2. Ребенок делает глубокий вдох носом, втягивая живот, а выдох ртом, надувая живот.
- Лифт правой рукой. И.п. - лежа на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Делая вдох через нос (надувая живот), ребенок (одновременно с вдохом) поднимает правую руку так, чтобы пальцы «смотрели» в потолок и были прижаты друг к другу. Другая рука неподвижно лежит вдоль туловища. Делая выдох через широко открытый рот (сдувая живот), ребенок (одновременно с выдохом) опускает руку.
- Лифт левой рукой.
- Лифт обе руки одновременно снизу. Следить за синхронностью движений двух рук и дыхания, за пространственной точностью движений.
- Лифт обе руки одновременно сверху (И.п. – руки лежат прямые над головой)
- Лифт обе руки с разных сторон (одна поднимается снизу, вторая сверху, опускаются каждая на свое место) – два варианта.
- Лифт правая нога. По аналогии с Лифтом рукой – вместе со вдохом прямая нога поднимается под углом 90 градусов, с выдохом опускается.
- Лифт левая нога.
- Лифты правая сторона (правая рука + пранога, одновременно, синхронно)
- Лифты левая сторона.
- Лифты перекрестные (правая рука + левая нога), затем (левая рука + правая нога).
- Лифты правая сторона с разных сторон, рука поднимается сверху - нога снизу
- Лифты левая сторона с разных сторон, рука поднимается сверху - нога снизу
- Лифты перекрестные с разных сторон (правая рука сверху + левая нога снизу), затем левая рука сверху + правая нога снизу)
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА для родителей
Домашние общеукрепляющие процедуры
для нормализации нервно-психической активности
Утром:
Массажный коврик у кровати (2-3 минуты)
Массаж шейно-воротниковой зоны
Контрастный душ (возможный аналог: обтирание прохладной рукавицей), особое внимание шейно-воротниковой зоне)
В любое время:
Массажные мячики (возможные аналоги: су-джок шарики, массаж ладошек)
Массажер для ножек под рабочим столом
Массаж шейно-воротниковой зоны перед умственной нагрузкой
Турник (возможный аналог: шведская стенка, спортивные кольца)
Бассейн
Вечером:
Успокаивающие ванны перед сном с морской солью или травяными экстрактами (15 минут).
Питание для укрепления и поддержания работоспособности нервной системы:
Кусок горького шоколада утром – мозговая активность
Один банан в день – калий
В первую половину дня мед и орехи - энерготонус
Сухофрукты – витамины и минеральные вещества
Предварительный просмотр:
Первый раз
в детский сад
Когда малыш впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции. Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптаци- онного периода.
Как помочь малышу?
- При поступлении в сад стоит максимально уменьшить нагрузку на нервную систему ребенка. Походы в парк, театр и просто в гости, где ожидаются шумные компании лучше отложить.
- Приблизьте домашние условия к детскому саду: организуйте похожий режим, упражняйте ребенка в самообслуживании. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка.
- Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите малыша, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
- Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
- У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш. Если при расставании он заплачет, это обычное явление, почти нормальное. Смело уходите. Если вы останетесь, ребенок начнет жалеть себя (а вы - его). Долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать. Когда вы уйдете, новая обстановка отвлечет его.
- Не стоит самим волноваться. Малыши очень чувствительны к эмоциям родителей, и ваша тревога может передаться ему. Не зря отмечено, что когда детей в сад начинает водить папа, количество пролитых слез уменьшается.
- Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику.
- В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей.
Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать из садика. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам. Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка (что нельзя делать ни в коем случае).
- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
- Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Предварительный просмотр:
О детских истериках
Каждому родителю хоть однажды, но удалось познакомиться с таким явлением, как детская истерика. Кому-то единожды, кому-то на некоторое время, а кто-то мучается в борьбе с этим явлением годами. Первые, неосознанные истерики могут появиться в поведении ребенка в возрасте около года, как попытка потребовать свое или не согласиться с чем-то. Следующий пик истерик приходится на возраст около 3-х лет, когда ребенок начинает таким образом отстаивать свою самостоятельность. Если после 3-4-х лет здоровый ребенок (без неврологических нарушений) закатывает вам истерики по любому поводу, то можно уже смело говорить о закрепившейся в поведении манипулятивной тактики в общении с вами или другими близкими.
Чтобы справиться с истерикой, надо понять, почему она возникла. Разберем самые частые причины истерик. Итак:
- Ребенку просто не хватает вашего внимания. С помощью истерики он пытается отвоевать его («не захотели уделить мне внимание, когда я хороший – привлеку его к себе хотя бы таким образом»).
- Возможность добиться своего (ребенок манипулирует, он привык с помощью истерики получать все, что ему нужно).
- Нервная система ребенка истощена или перегружена (истерика может случиться на фоне усталости, недосыпания, пребывания в некомфортном месте (например, очень шумном)).
Как быть, если это все-таки случилось?
Если вы увидели, что истерика случилась по первой причине (недостаток внимания), то следует просто это внимание оказать – успокойте плачущего ребенка, отвлеките чем-нибудь и уделите ему время (позанимайтесь вместе чем-нибудь, поиграйте).
Если истерика возникла на фоне нервного истощения или голода, необходимо искоренить причину (покормить ребенка, положить его отдохнуть или увести из некомфортной обстановки), и истерика пройдет.
Манипулятивные истерики – самый сложный вариант. Выявить их достаточно просто:
- во-первых, они начинаются тогда, когда ребенку что-то запретили или в чем-то отказали;
- во-вторых, именно манипулятивные истерики чаще всего происходят на людях (на улице, в магазинах и пр.);
- в-третьих, закончится такая истерика ровно тогда, когда вы сдадитесь, и ребенок получит то, что требует таким образом.
Работу с манипулятивными истериками лучше начинать после очной консультации психолога, т.к. коррекцию поведения необходимо проводить с учетом индивидуально-личностных и возрастных особенностей каждого ребенка.
Что делать родителю в разгар истерики?
- Если вам надо отвлечь маленького ребенка во время истерики, дождитесь момента, когда ребенок «набирает воздух» для нового крика, и увлекательно начните что-то рассказывать или показывать.
- Один из способов успокоить ребенка при перенапряжении – взять его на руки, крепко прижать к себе, и, поглаживая по спинке, выражать сочувствие или произносить какие-то успокаивающие слова (желательно, чтобы это была одна повторяющаяся фраза).
- Если вы понимаете, что ребенок вами манипулирует, дайте ему понять, что не одобряете его действия. Выйдите из комнаты, в которой находится ребенок, предварительно сказав, что вернетесь и поговорите с ним, когда он успокоится. Не бойтесь публики, просто не обращайте на чужих людей внимания, ведь именно ваше смущение в таких ситуациях провоцирует ребенка продолжать, ведь так легче добиться своего. Сообщайте ребенку каждый раз, что таким способом он не добьется желаемого, и, если мама или папа сказали «нет»/»нельзя», то этого не изменить. Делать это надо обязательно спокойно, не повышая голоса и не ругая. Только так вы продемонстрируете свою уверенность и непоколебимость. При объяснении обязательно дайте понять ребенку, что вам понятны его чувства: «Я понимаю, что ты сейчас злишься, потому что тебе не купили…», «Я знаю, что тебе очень обидно, что…», «Когда ты успокоишься, мы поговорим с тобой о том, что произошло».
Пунина Ю.С.
Детский психолог, нейропсихолог
Предварительный просмотр:
Что делать, если мама и папа решили расстаться….
/Как сказать ребенку о разводе/
Развод для взрослого человека – сознательный шаг, обдуманный и целенаправленный. Для ребенка – всегда неожиданное крушение.
В ситуации расставания двух любимых людей – мамы и папы, в ситуации вынужденной смены обстановки (района, квартиры, друзей, сада или школы), в ситуации ограничения общения с одним из родителей ребенок так или иначе переживает сильное стрессовое состояние. Переживания эти могут быть как на виду (ребенок стал агрессивным или плаксивым, у него появились страхи, которых не было раньше, он стал слишком часто тревожиться и пр.), так и скрытыми ото всех, когда поведение ребенка после ситуации развода родителей как будто не изменилось. Но интенсивность и последствия этих переживаний, к сожалению, от этого не уменьшаются. Что Вы, любящие родители, можете сделать, если в вашей жизни случился развод, чтобы максимально снизить негативные последствия этого события для Вашего ребенка?
- Не нужно скрывать от ребенка факт развода и выдумывать несуществующие обстоятельства. Так вы сделаете только хуже. Маленькому ребенку следует сообщить о расставании родителей в конкретной, понятной форме (например, «мы c папой решили, что теперь будем жить отдельно, но и я, и папа остаемся для тебя навсегда мамой и папой, и любим тебя»). Это необходимо сделать для того, чтобы необратимость ситуации раздельного проживания стала понятна ребенка. В противном случае, его будет мучить чувство, что все можно вернуть обратно.
! Этот разговор не должен проходить на ночь. Желательно, чтобы вы поговорили все вместе, втроем. Важно проговорить с ребенком следующие моменты:
- когда он будет видеться с папой
- где папа будет жить
- как связаться с папой, если захочешь поговорить (телефон, адрес и пр.)
- Нельзя перекладывать на ребенка ответственность за принятие серьезных решений и задавать вопросы типа: «С кем ты хочешь остаться?», «Хочешь ли ты, чтобы мы жили отдельно от папы?» и пр.
- Если мама и ребенок переезжают, то по возможности на первое время надо сохранить «уголок ребенка» с его вещами/игрушками без изменений, т.е. не менять резко обстановку помещения.
Пунина Ю.С.
Детский психолог, нейропсихолог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Рекомендации родителям во время сдачи ЕГЭ"
рекомендации для родителей...
Статья "Рекомендации классным руководителям по организации психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей"
Рекомендации классным руководителям по организации психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей ....
Статья "Рекомендации логопеда родителям по выполнению домашнего задания"
Эта статья поможет родителям разобраться, как правильно выполнять задяния дома, которые задает логопед....
Статья:"Рекомендации родителям по занятию с детьми,имеющими диагноз ОНР,по лекчическим темам".
Задания по одной лексической теме рекомендуется давать на неделю для закрепления изученного материала....
Статья на тему: Рекомендации для родителей имеющих детей с расстройством аутистического спектра
Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Аутизм – это расс...
Статья : "Дистанционное обучение. Рекомендация для родителей."
Дистанционное обучение.Рекомендация для родителей....
Статья "Рекомендации для родителей учащихся сдающих ГИА".
Психологическая поддержка....