Задания ЕГЭ по обществознанию повышенной сложности
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс) на тему

Бычкова  Татьяна Николаевна

Задания повышенной сложности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ege_zadaniya_chasti_s.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Задание  32.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

Сначала определим смысл понятия «политический режим»  (совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество).

Если раскрыт только смысл понятия (правильно) – 1 балл.

При составлении предложений следует обратить внимание на то, что при составлении предложений необходимо использовать обществоведческие знания, избегать «пустых» предложений и неинформативных суждений.

Предложения, составленные без привлечения обществоведческих знаний не засчитываются!

Сначала вспомним классификацию политических режимов в зависимости от критериев:

- по тому, кто является источником  власти (демократические, авторитарные и др.)

- по характеру формирования правящей элиты (открытые и закрытые);

- по составу правящих кругов – военные, гражданские и т.д.

- по доминирующим методам осуществления власти (диктаторские и либеральные).

Предложение о критериях:

Критерием выделения демократических и недемократических режимов является степень гарантированности прав и свобод человека и гражданина.

Особое внимание обратите, что должно быть слово критерий.

Если будет написано просто «Политические режимы бывают демократическими и недемократическим», такое предложение не будет засчитано как верное.

Далее вспомним особенности демократического режима:

- основана на признании естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности

- поощряет активное участие народа в политической жизни

- формирует механизмы общественного контроля, ограничивает всевластие государства

- создает условия для постоянного обновления властных структур

- стимулирует многообразие общественной жизни

- предполагает отказ от диктатуры насилия как способов разрешения конфликтов и др.

Второе предложение: Особенность демократического режима  является признание естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности.

И снова обратите внимание на то, что в предложении должно прозвучать словосочетание «особенности демократического режима».

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности».

1) социальная мобильность – изменение социальной позиции индивида, социальной группы.

2) предложения:

а) социологи выделяют вертикальную и горизонтальную, индивидуальную и групповую социальную мобильность

б) вертикальная мобильность связана с перемещением человека или социальной группы вверх или вниз по социальной лестнице, улучшением или ухудшением его социального положения.

Задание 33.

Оценивается в 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.

Две модели заданий:

- требующей «раскрыть на примерах» (первая модель) – при выполнении заданий следует не просто привести пример, но и прокомментировать, показать как проявляется конкретный социальный объект.

- предписывающая «проиллюстрировать примерами» (вторая модель)

Задание 33.  Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите  одно из полномочий каждого органа.

Ответ:

1) Федеральное собрание РФ (принятие законов, назначение выборов Президента РФ, утверждение изменения границ между субъектами РФ);

2) Правительство РФ (разработка бюджета, управление федеральной собственностью)

3) Верховный суд РФ (осуществление надзора над деятельностью судов общей юрисдикции; в пределах своей компетенции рассмотрения дел в качестве кассационной инстанции)

Задание 33. Известно, что на развитие личности, ее взгляды и устремления оказывает влияние социальное окружение. Приведите три примера такого влияния. В каждом случае опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние  на развитие человека.

Ответ:

1) влияние образа жизни людей, образующих круг общения, знакомых, приятелей (например, в окружении Сергея А. все бросили курить и подшучивали над ним из-за того, что он никак не может преодолеть себя и тоже перестать курить; через полгода Сергей тоже стал некурящим)

2) влияние интересов других членов семьи (например, в семье Дмитрия Г. все играют на музыкальных инструментах, и он тоже учился музыке, окончил музыкальную школу)

3) влияние профессиональных занятий родителей (например, Алексей А. работает на сталелитейном комбинате. Он унаследовал свою профессию от отца, а отец – от деда. Это профессиональная династия сталеваров).

Задание 34 (познавательные задачи)

За полное выполнение – 3 балла, при неполном правильном ответе – 1-2 балла.

Алгоритм решения познавательных задач

1. Внимательно познакомьтесь с условиями задачи и запомните вопрос.

2.   Соотнесите вопросы и предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:

- определите, какая полезная информация содержится в условии;

3. Выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос задачи.

4. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

5.  Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

6. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

- соответствует ли ответ существу вопроса задачи

- если в задаче поставлено несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них

7. Запишите ответ

Задание 34. Подростки без разрешения взяли «покататься» машину гражданина Т., а потом вернули ее на прежнее место. Являются ли их  действия правонарушением? Свой ответ обоснуйте двумя аргументами.

Поэтапно решим эту задачу:

1. Внимательно прочитаем условие задачи и вопросы и уясним, что требование задачи состоит из двух частей – четкого указания, являются ли действия подростков противоправными и, аргументации этого утверждения – следовательно обе эти позиции должный содержаться в ответе.

2. «Свернем» условие, отразив ситуацию в кратком виде, но сохранив важную информацию – подростки взяли машину без разрешения взрослых.

3.  Установим содержательную область, к которой относится данное задание – правоведение, речь идет о признаках правонарушения.

4. Вспомним, что правонарушение есть акт (действие или бездействие), противоречащий нормам права, виновный, наносящий определенный вред обществу и поэтому в  той или иной мере опасный, влекущий за собой юридическую ответственность.

5. Теперь соотнесем эти признаки с предложенной ситуацией: подростки совершили виновное деяние, нарушающий права собственника и противоречащие нормам права (угон автотранспортного средства), причем нормы права были нарушены еще и использованием автотранспортного средства без соответствующих прав, что создало реальную угрозу как для жизни и здоровья самих подростков, так и для пешеходов и других водителей.

6. Теперь формулируем ответ, помня о том, что он должен состоять из двух частей – утверждения и аргументации (два аргумента):

- подростки совершили правонарушение, т.к. было совершено действие, нарушающее права собственника  (угон)

- действия подростков создали угрозу общественной безопасности.

7. Убедимся в правильности данного ответа, проверив, все ли требования задачи были учтены.

Задание 35

Схема составления плана

1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы (Например Что такое? Понятие, определение, сущность…)

2. Затем, если возможно выделите следующие моменты:

а) причины возникновения (появления, развития…)

б) подходы к определению понятия… (сущности…) (Например: теории происхождения, взгляды мыслителей на…)

3. Далее выделите характерные черты (признаки, принципы, особенности, главные элементы и т.п.)

4. основные функции… Важнейшие задачи…

5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы…)

6. Особенности (проблемы, традиции и т.п.) в современном обществе (мире).

7. Примеры, пути решения.

8. Значение (роль, последствия, тенденции развития…) в современном мире, обществе, в РФ, для человека (личности).

Трудовые правоотношения

1. Трудовой кодекс РФ – основа регулирования трудовых правоотношений.

2. Стороны трудовых правоотношений и их права и обязанности:

а) права и обязанности работников

б) права и обязанности работодателей

3. Трудовой договор:

а) содержание трудового договора

б) порядок заключения

в) порядок расторжения трудового договора

4. Рабочее время и время отдыха.

5. Заработная плата

6. Дисциплина труда.

Государство – политический институт

1. Понятие социального института.

2. сущность государства:

а) государство как публичная власть

б) отличие государства от негосударственных политических организаций.

3. Формы государства:

а) понятие  формы государства

б) формы правления

в) формы государственного устройства

г) формы политического режима

4. Функции государства:

а) понятие функций государства

б) классификация функций государства

в) внутренние и внешние функции государства.

5. Особенность государства  в современном мире.

Задание 36.

Основные фразы-клише

Элементы эссе

Фразы-клише для использования в эссе

1. Понимание смысла высказывания, проблемы (темы) и их актуальность (2-3 предложения)

В своем высказывании автор имел в виду. что…

Автор хотел донести до нас мысль о том, что…

Смысл данного высказывания состоит в том, что…

Автор обращает наше внимание на то, что…

Мысль автора состоит в том, что…

Действительно…

Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что…

Данная проблема является актуальной в условиях…

2. Формулировка собственной позиции и ее пояснение (2-3 предложения)

Я согласен с мнением автора, поскольку…

С автором можно согласиться лишь частично, потому как…

Можно согласиться только с первой частью высказывания, ведь…

С одной стороны, мы можем согласиться с автором, так как…

С другой стороны…

Я абсолютно согласен с автором. Действительно…

Мое мнение совпадает с позицией автора, ведь мы знаем, что…

Позволю себе согласиться с автором, потому что…

Моя позиция отличается от позиции автора, так как…

В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным…

3. Многоаспектность высказывания

Высказыванием можно анализировать с разных сторон…

Рассмотрим высказывание в разных аспектах…

В содержании высказывания можно увидеть два аспекта…

Данное высказывание можно рассмотреть в двух смыслах…

В высказывании можно выделить как прямой, так и обратный смысл…

Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле…

Данное высказывание носит неоднозначный характер. Его можно трактовать как…

Стоит отметить, что…

4. Теоретический уровень аргументации

Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…)теории…

Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…

В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…

Данное высказывание имеет глубокое теоретическое обоснование…

В курсе обществознания (экономики, социологии…)….

5. Эмпирический уровень аргументации

А) опора на факты общественной жизни

Б) опора на личный опыт

А) Приведем примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль…

Что говорят нам факты общественной жизни…

Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают мысли автора…

Б) Подтверждение мысли автора мы встречаем на каждом шагу…

Множество примеров из нашей жизни подтверждает мысль автора…

Свою мысль я могу подтвердить примером из собственной жизни…

Мой личный опыт (опыт моих родителей, одноклассников…) говорит об обратном…

6. Вывод, заключением (1-2 предложения)

Таким образом…

В заключении можно сделать вывод, что…

Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…

На основании всего изложенного, можно утверждать, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания с развернутым ответом повышенного уровня сложности С5. Подготовка к ЕГЭ. Презентация.

Для того чтобы рассчитывать на высокие баллы ЕГЭ по математике необходимо постоянно изучать приемы решения и решать конкретные задания части С. Задания раздела С5 проверяют умение решать уравнения и н...

Алгоритм выполнения задания ГИА по географии повышенной сложности

Алгоритм выполнения задания ГИА по географии повышенной сложности, напрвленный на проверку сформированнойсти умений  выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений....

Программа дистанционного курса "Теория и практика написания сочинения – рассуждения как вида задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Данный курс  призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам...

Задания повышенной сложности для подготовки к ЕГЭ по информатике

В данной методической разработке приведены некоторые задания повышенной сложности для подготовки к ЕГЭ по информатике....

Банк заданий повышенной сложности (олимпиадные задания) по русскому языку

Олимпиадные задания по русскому языку для индивидуальной подготовки одаренных детей...