Творческий отчет
опыты и эксперименты по теме
Обобщение моего первого педагогического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskii_otchet.ppt | 2.26 МБ |
doklad.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы
Столяр Светланы Витальевны (творческий отчёт)
Уважаемые коллеги и гости сегодняшнего нашего семинара!
Очень приятно, что мой видеоурок прошёл первый тур в рамках конкурса «Учитель года», это придаёт уверенность в том, что ты двигаешься в правильном направлении, что у тебя что-то получается. Для меня это очень важно. Я имею небольшой опыт работы в образовательной сфере, поэтому считаю,что выражение мастер класс для меня звучит громко . Точнее будет , если скажу, что нахожусь на стадии обучения, знакомства с новыми пед. технологиями, новыми возможностями компьютерной техники и прочего, постепенно осваиваю их. Поэтому я решила обобщить свою работу за это время, рассказать о том, что я применяю на уроках, чему научилась.
I . Итак, начну с Технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы.
Технология эта не нова. Придумана она американскими учёными и реализутся во многих странах мира, в том числе и в России. Я познакомилась с технологией год назад , и считаю, что для филологов она представляет несомненную ценность.
Что такое критическое мышление? Кратко:
Во-первых, критическое мышление - есть мышление самостоятельное. Ученики должны думать собственной головой и самостоятельно решать самые сложные вопросы.
Особенно актуально это при работе с незнакомым текстом: формировать о нём свое собственное мнение.
Во-вторых, информация является точкой отсчёта, а не конечным пунктом критического мышления. На уроках русского языка приходится снова и снова углубляться в фактический материал, прокладывать тропинки от старого к новому, иначе пользы от критических умений не будет. Необходимо учить ребят воспринимать самые сложные понятия и удерживать в памяти разнообразные сведения. Это трудно в условиях работы с нашими детьми, у большинства которых память кратковременная.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать. Люди любопытны по своей природе. Мы замечаем что-то новое и хотим узнать, что это такое. Подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
Аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми, Признание иных точек зрения только усиливает аргументацию. У нас на уроке один ученик, поэтому я сама предлагаю несколько мнений по теме, а потом в процессе работы, ученик делает вывод и выбирает ту точку зрения, которая ему кажется убедительнее ( например, разные мнения на причастие и деепричастие, на междометия и др.)
И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.
В условиях обычной школы учитель в связи с этим организует групповые формы работы. В условиях нашей школы, это выглядит как диалог-спор, когда я, нарочно, узнав мнение ученика, выдвигаю противоположное мнение и веду к тому, чтобы учащийся не подчинился моему мнению целиком, а всё-таки попытался доказать, отстоять свою точку зрения.
Все пять пунктов этого определения критического мышления могут воплощаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них является письменная работа - как для учителей, так и для учащихся. На письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным для учителя. Пишущий всегда активен. Он всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний. Он выстраивает достойную аргументацию для подкрепления своего мнения.
Структура данной педагогической технологии стройна и логична.
Каждый урок в данной технологии организуется по схеме: вызов, осмысление, рефлексия.
1 фаза Вызов (пробуждение: имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
II фаза Осмысление содержания (получение новой информации)
III фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
Приведу пример применения технологии критического мышления на уроке литературы.
Допустим, это вводный урок перед изучением нового произведения. Как правило, на первом уроке мы знакомим ученика с биографией писателя или с фактами, связанными с событиями произведения.
- Вызов – это импульс к появлению новых знаний. Хорошо усваивается та информация, которая актуальна и интересна. Поэтому на этой стадии важно мотивировать учащихся к познанию. Они должны захотеть узнать. Как это сделать?
Я часто заранее даю задание по поиску информации об интересных фактах из жизни писателя. Можно использовать такой приём:
На стадии вызова предложить игру «Верные-неверные утверждения» о жизни писателя. Например, при изучении творчества А. Ахматовой можно составить такой список утверждений:
1. А. Ахматова была счастливым человеком.
2. Ахматова – настоящая фамилия поэта.
3. Она родилась в небогатой семье.
4. Получила прекрасное образование.
5. Её называли продолжателем Пушкина.
6. Ей не удалось сделать карьеру.
7. Была несчастлив в браке.
8. Имела много врагов.
Причём, утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – не зная ничего об Ахматовой согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус».
Домашнее задание заключается в том, чтобы подготовить сообщение об авторе, произведения которого мы будем изучать, используя электронные или бумажные носители информации. Главное, чтобы на уроке перед учеником лежал текст публицистического стиля, написанный от руки или напечатанный. Выполняя домашнее задание, ребёнок обязательно проверит, в чём он оказался прав, выдвигая предположения в игре, а в чём ошибся, и посчитает свои «плюсы» и «минусы».
Важная проблема решена: он захотел узнать и понял, зачем ему это нужно.
2) Вторая стадия урока — осмысление - предполагает знакомство с новой информацией. И здесь целесообразно предложить работу с текстом.
Мы возобновляем разговор о писателе, начавшийся на прошлом уроке игрой «Верные-неверные утверждения» и продолжившийся дома при подготовке сообщения. Пользуясь своим подготовленным текстом, ученик заполняет первую графу таблицы:
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Достаточно записать 5 интересных фактов.
Затем мы заполняем вторую графу, понимая, что после проделанной работы у нас ещё остались вопросы о жизни или творчестве писателя. Формулируем вопросы, это тоже искусство.
И завершается стадия осмысления новой информации работой с текстом, предложенным учителем. На этом этапе используется приём Инсерт – приём маркировки текста, когда учащиеся отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, о чём хочется узнать более подробно. Высылается текст ученику или дать общий доступ, применяя приём маркировки (INSERT).
Для маркировки текста используются следующие значки:
«v» - это известно;
«+» - это интересно, неожиданно;
«?» - хотелось бы узнать подробнее.
Нам осталось заполнить третью графу, куда мы запишем словосочетания и предложения, помеченные знаком «+», вслух обменяться мнениями, ответить на поставленные в графе «Хочу узнать» вопросы, ещё раз послушать друг друга, и работа почти закончена.
3) Но осталась последняя стадия, самая важная, - рефлексивная. Именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретённой информации. Рефлексия может быть письменной. Чтобы закончить создание образа писателя на уроке, можно написать синквейн, а можно предложить домашнее задание - создать текст «РАФТ». Основной задачей для выполняющих это творческое задание будет создание описания, повествования или рассуждения от имени выбранного персонажа. Сложность заключается в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается.
Р – это роль (директор, завуч, учитель, родитель, ученик, почётный гость, политик, звезда шоу-бизнеса, астролог, оперуполномоченный, психотерапевт)
А – аудитория (подруга, муж, товарищ, жена, начальник, случайный попутчик)
Ф – форма (эссе, монолог из спектакля, письмо, рассказ, фельетон, частушки, докладная, заявление).
Т – тема.
Ценность этой работы заключается ещё и в том, что ребёнок не просто учится создавать текст на заданную тему, но и демонстрирует свои ораторские способности.
(Письмо Блоку от Балашовой Ксении).
Все эти приёмы можно использовать и на других уроках, в частности, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо помогает выстроить совместную деятельность с учениками так, чтобы поиск и творчество давали возможность реализоваться ученику. Открытия, сделанные на уроках в результате поиска, незаметно становятся привычкой для детей.
Получается интересно.
II. Сделать урок более эффективным, добиться высокого результата в обучении способствует приобщение учащихся к исследовательской деятельности, так как в ее основе лежит развитие познавательных навыков и творчества, умений самостоятельно добывать знания.
«Включение» ученика в процесс добывания знаний начинается уже с 5 класса. Стараюсь, чтобы ребята самостоятельно выводили правила (эта работа заложена в теоретическом материале - материал для наблюдений).
При изучении фонетики и знакомстве с орфоэпическим словарем, предлагаю учащимся составить словарик типичных орфоэпических ошибок, которые мы можем услышать вокруг. Дети активно берутся за это и проводят сбор материала, составляют словарь.
Или изучая фразеологию, ученик самостоятельно ищет информацию о происхождении фразеологизма. Работа увлекательная и интересная.
Словарная работа на уроке тоже превращается в мини – исследование.
Словарную работу стараюсь проводить на каждом уроке. Например, при изучении темы «Одушевлённые и неодушевленные имена существительные» дала ученику 10 слов под диктовку, ученик должен был распределить их на два столбика( одуш/неодуш), затем проверить написание, сравнив с ответом, а если встретились непонятные слова, обращаемся к словарю и читаем толкование. Дополнительно можно обратиться к этимологии слова. Такая работа обогащает словарный запас, приучает учеников пользоваться словарями, развивает познавательную активность и склонность к творчеству.
Существуют разные приёмы организации словарной работы. К числу эффективных приемов организации словарной работы на уроке русского языка можно отнести следующие: выстраивание ассоциативного ряда; подбор однокоренных слов, синонимов; словесное (графическое) изображение слова ; проговаривание и т. д
Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по – своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль.
III. Один из таких видов деятельности – игра. Игра – не только деятельность младших школьников, но и необходимый вид деятельности для подростков и старшеклассников.
Например:
- Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.
а)Это может быть минутка-разминка "Говорите по-русски правильно":даю слова, их надо прочитать правильно.
б)«Пригласи на обед»
Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).
2).Особый интерес вызывают у школьников лексико-фразеологические игры.
а) "Собери фразеологизм": как;Макар;свистит;наязыке;ветер;вертится;в карманах;куда;в рукавицах;канул;телят;в воду;не гонял;ежовых.
Ответы:
- Куда Макар телят не гонял.
- Как в воду канул.
- Ветер свистит в карманах.
- На языке вертится.
- В ежовых рукавицах.
б) «Угадай-ка»
Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».
в) «Собери пословицу»
1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.
1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.
2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.
4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.
5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.
Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.
2. Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.
1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.
2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.
3) Волков бояться - друга обмануть.
4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.
5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.
6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.
Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.
г)"Акростих": к данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.
К - Кануть в лету.
О - Обетованная земля.
С - Сорвать маску.
М - Мозолить глаза.
О - От доски до доски.
С - Сбросить иго.
д)"Переводчики": подобрать к данным словам синонимы, объясняющие их смысл.
3. Чаще всего приходится использовать игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.
а) «Третий лишний»
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.
Например:
• лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);
• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).
б) Игра «Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные.
Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).
в)"Справочное бюро": способствует воспитанию навыков работы со словарем.
г)"Загадки-шутки"(В каком глаголе 100 отрицаний?(сто-нет)
д) Игра «Насыщенный текст» - Ход игры. Играющим предлагается сочинить связный интересный текст, в который должно быть включено как можно больше слов, содержащих заданную орфограмму. Эти слова в тексте нужно подчеркнуть. (На работу лучше отвести не менее двух дней.)
(Пример, Штефаняк Камилла)
е) Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках русского языка .
Отличительной особенностью кроссвордов является то, что они могут быть использованы на любом этапе урока и способны привлечь внимание к учебной деятельности даже не самых трудолюбивых учеников.
Приёмы, используемые на уроках.
1. Повышение интереса к уроку можно достичь, используя приемы:
Привлекательная цель
Удивляй! (Тема “Корень слова”. Существуют слова, которые не имеют корня, например, глагол вынуть)
2. Повторение изученных ранее тем.
Своя опора (ученики составляют опорный конспект изученной темы ) Так, например, мне нравится использовать лингвистические сказки. Например, о разрядах наречий. По ходу чтения сказки, ученик заполняет таблицу.
Разряд по значению | Вопросы | Примеры |
Или по литературе, изучая особенности серебряного века в русской поэзии, ученик заполнял «Лист самоконтроля».
Сами составляют тесты, контрольные вопросы по теме.
3. Часто даю творческие задания как по русскому, так и по литературе: создание иллюстраций, обложек, портретов. Дети не просто рисуют, но и рассказывают о своей работе.
4. Люблю использовать интерактивные тренажёры. Дети тоже их любят.
5. Шпаргалки, облегчающие запоминание правил.
6. Уроки развития речи. Работа с текстом.
- Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды.Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
- Я использую следующие формы и методы организации работы с текстом:
• комплексная работа с текстом;
• «самодиктанты»;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• работа с текстами-миниатюрами;
• составление синквейнов, кластеров к тексту. - Особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом . Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие лич-ности. Стараюсь учитывать личность учащегося.
Примерный план анализа текста любого типа речи:
1. Выразительное чтение текста.
2. Словарная работа.
3. Тема текста.
4. Идея текста.
5. Тип текста.
6. Стиль текста.
7. Выразительные средства речи и их роль.
На основе образцовых текстов можно проводить и самодиктанты.. (аудио)
Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы.
Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением).
Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала.
Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.
Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии ( например, технология развития критического мышления). Создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.
Помогают в этом и коммуникативно-речевые упражнения.
Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны?
1. Язык не стрела, но пуще стрелы разит.
2. Красную речь хорошо и слушать.
3. Коротко и ясно, оттого и прекрасно.
4. Красное дерево редко, красное слово метко.
Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:
1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
Кроме этого я активно использую видеоматериалы на уроках литературы (архив «Бибигона»), аудио записи некоторых произведений. Создаю презентации. Использую музыку ( Реквием Ахматовой и Реквием Моцарта), на уроках развития речи использую произведения искусства.
А в заключении я бы хотела показать несколько творческих работ моих учеников:
Будник — Обложка к сборнику стихов Есенина
Иллюстрация к рассказу «Баня» Зощенко
Беседа с ангелами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
творческий отчет учителя математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Творческий отчет подготовлен мною по итога работы за 2008-2011 учебные годы, преподавая математику детям с ограниченными возможностями здоровья....
Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».
Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...
Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.
Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...
творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"
Творческий отчет учителя математики образвитиии творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...
Творческий отчет "Развитие творческих способностей через игровую деятельность"
Дополнительное образование относится к сфере свободного времени, но не перестает быть образованием, т.е. областью развития личности. Именно в дополнительном образовании можно использовать игровые техн...
Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"
В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....
Сценарий творческого отчета рок-группы «Оболочка» творческого обьединения «Альянс»
В данном материале представлен сценарий творческого отчета рок-группы "Оболочка" МБУДО "Центр дополнительного образования "Радуга г.Тайшета, 2017г....