Образовательная программа дополнительного образования "Творцы добра"
рабочая программа на тему
Образовательная программа дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_tvortsy_dobra.docx | 202.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТВОРЦЫ ДОБРА»
В ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат» в 2001 году создано детское объединение «Творцы добра», которое имеет богатые традиции пионерского движения. Воспитанники участвуют в районных, республиканских, межрегиональных, всероссийских конкурсах, фестивалях, соревнованиях. В детском объединении происходит формирование нравственных ценностных ориентаций и социального интереса участников программы; члены детского объединения включаются в социально-значимую деятельность и общение и приобретают знания, умения и навыки самообразования и самовоспитания; обеспечивается организация эффективной и целесообразной деятельности детского общественного объединения на основе ценностного подхода; оказывается посильная помощь в решении социальных проблем в микрорайоне школы.
Осмыслив и обобщив предыдущий опыт, отмечая падение духовности, нравственности нашего общества, необходимо было определиться и найти правильный путь, по которому нам предстояло дальше двигаться, жить, творить и действовать. Именно поэтому мы назвали детскую организацию «Творцы добра». Концептуальные основы программы опираются на идеи, принципы и подходы гуманистической педагогики и психологии:
- принцип деятельного подхода - находясь в детском объединении, ребенок живет реальной жизнью, отвечающий общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям, наполненной разнообразной деятельностью - общественно- полезной, творческой. Участие в творческих, деловых проектах, в различных акциях формирует способность к творческому преобразованию окружающего мира, позволяют каждому ребенку найти своё дело по интересам, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека;
- принцип вариативности - разнообразие направлений содержания, форм работы. Возможность моделирования программы (её содержания, направлений, временных рамок);
- принцип средового подхода - включает различные варианты взаимодействия детского объединения со средой (семьей, школой, учреждениями культуры);
- принцип личностного подхода - признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, осознание уникальности и своеобразия каждого ребенка;
При создании программы деятельности детского объединения мы опирались на концепцию воспитания О.С.Газман, Т.В.Анохиной, Н.Б.Крыловой «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития», которая стала основой разработки системы воспитания специальной (коррекционной) школы-интерната. Происходящие изменения в обществе ставят перед коррекционной образовательной системой задачу обновления процесса воспитания ребенка. Главным направлением воспитания становится гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребёнка, изменения характера общения с ним.
Работая по данной программе, члены детского объединения получают:
- возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;
- интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;
- участие в планировании работы детского объединения, в выборах органов соуправления и возможность быть избранными в них;
- возникновение таких отношений с педагогами и воспитателями, которые строились бы на принципах доверия, дружбы, взаимопонимания, взаимоуважения, равноправия.
Данная программа - социально-педагогической направленности
Цель программы: создание благоприятных условий для социальной адаптации и становления личности ребенка посредством детского общественного объединения
Задачи:
- Обучить членов детского объединения взаимодействию и умению жить в коллективе;
- Создать условия для самореализации детей, подростков, юношества и педагогов посредством участия в социально-значимых программах.
- Создать условия для воспитания духовно-нравственной, физически и интеллектуально зрелой личности, способной к активной и общественно полезной деятельности;
- Выявить и развить лидерско - организаторские качества и индивидуальные способности ребят через обучение основам школьного соуправления;
- Сформировать положительный имидж детского общественного объединения в обществе.
- Развитие коммуникативных навыков.
Отличительной особенностью программы является то, что в процессе реализации программы ребенок участвует в самых различных аспектах взаимоотношений с окружающим миром: эстетических, этических, экономических, правовых и т.д. Программа «Творцы добра» предоставляет не только различные методы и формы работы детского коллектива, но и новую технологию ее реализации. Ребенок может вступить в объединение со 2 класса. Взрослый выстраивает участие подростка в деятельности детского объединения в зависимости от его возраста, организаторских качеств, знаний и навыков по направлению деятельности.
В рамках данной программы каждый учащийся в зависимости от своих интересов, потребностей, склонностей, организаторских и творческих способностей, может выбрать дело по душе в каком либо из направлений программы.
Общность интересов детей и взрослых наглядно проявляется в совместной деятельности, в интересах, отвечающих потребностям и возрастным особенностям детей. Начиная с младших отрядов, ребята работают над мини-проектами, которые могут являться составной частью социально-значимых проектов.
КТД организуется так, чтобы каждый член объединения нашел себе дело по душе, испытывая ответственность за его результаты, чувство успеха и уверенность в себе, вступая в разнообразные отношения со взрослыми и сверстниками. В совместной деятельности происходит приобщение учащихся общечеловеческим ценностям, формируются отношения к таким понятиям, как семья, Отечество, труд, знания, национальная культура, экология и общение – как духовная ценность; это ориентация на личность, его интересы и способности.
Участники
Члены детского общественного объединения «Творцы добра» ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат» в возрасте от 8 до 18 лет, учащиеся, педагоги и воспитатели школы.
Срок реализации программы – 3 года. В ходе реализации программы можно выделить три последовательных этапа: подготовительный, основной и итоговый.
Подготовительный этап (сентябрь 2014 года – октябрь 2014 года) предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения и навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской и спортивной деятельности, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя. Руководитель детского объединения организует работу по изучению детей и коллектива в целом. Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Приобретение новых качеств личности и развитие коллектива происходит через активное включение детей в разнообразную деятельность.
Основной этап (ноябрь 2014 года – апрель 2017 года) предполагает расширение и закрепление полученных ранее качеств и навыков. Дети становятся не только активными участниками проводимых мероприятий и дел, но и организаторами предлагаемых дел. Они учатся планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит дальнейшее развитие коллектива, возрастает социальная значимость детского общественного объединения, повышается социальная активность его членов.
Итоговый этап (май 2017 года) предполагает становление коллектива как единого целого, стремящегося к саморазвитию. Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия и социально-значимые дела, активно участвуют в шефской работе, проведении занятий школы актива, что способствует преемственности в деятельности детского общественного объединения от старших к младшим.
Формы работы.
1. Реально-значимые дела. Их отличает стремление к достижению конкретного результата, полезного, как и для самих детей, так и для окружающих (трудовые десанты, экологические акции, помощь ветеранам и т. д.)
2. Имитационные игры. Игра помогает ребенку вырабатывать и закреплять опыт общения в коллективе, сформироваться как социально-активной личности, повысить свой уровень внешней и внутренней культуры, раскрыть свои творческие способности, позволяет проявить заботу о младших.
3. Различные формы досуговой деятельности, которые также способствуют социализации детей.
4. Проектная деятельность учащихся.
Программа строится на основе следующих принципов:
- равенство всех участников;
- добровольное привлечение к процессу деятельности;
- чередование коллективной и индивидуальной работы;
- свободный выбор вида деятельности;
- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
- развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В ходе реализации данной программы ожидается:
- Сформированность умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, умения и стремления взаимодействовать в коллективе.
- Овладение методикой КТД.
- Развитие коммуникативных способностей, чувства ответственности за принимаемые решения и за их выполнение, выраженное в достижении званий личностного роста.
- Овладение практическими приемами и способами самореализации, самооценки и саморазвития.
Для оценки результативности процесса обучения и воспитания участников программы используются единые для всех образовательных учреждений критерии и показатели: диагностические методики и достигнутые результаты работы, выраженные в практических делах детского объединения.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Проведение мониторинга
№ | Аспекты изучения | Используемая методика |
1 | Сформированность познавательной и творческой активности. | Рожков М.И., Тюнников Ю.С. и др. «Методика диагностики уровня творческой активности учащихся». |
2 | Уровень развития самоуправления в детском коллективе. | Рожков М.И. «Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе». |
3 | Удовлетворенность детей своим коллективом, уровень развития коллектива. | А.Н. Лутошкин «Какой у нас коллектив». |
4 | Сформированность нравственного потенциала личности ребенка | Щуркова Е.Н. тест «Размышляем о жизненном опыте». |
5 | Выявление мотивов детей в деятельности. | Байбородова Л.В. «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности». |
2. Реализация социально-значимых проектов, творческие отчёты – концерты, КТД, акции, праздники.
3. Итоговые зачёты в Школе актива, итоговый Сбор в конце года.
Учебно-тематический план
Образовательное направление – школа актива
Образовательное направление программы направлено на воспитание у детей активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств, стимулирует стремление к дальнейшему личностному росту.
Задачи :
- формировать активную жизненную позицию у членов объединения и способствовать их дальнейшему личностному росту;
- учить общаться, самостоятельно организовывать, проводить и анализировать разнообразные дела и мероприятия;
- способствовать развитию коллектива.
Ответственный за выполнение программы: Совет Добрых дел
1 год обучения (2014-2015 учебный год)
№ п/п | Тема занятий | Сроки | Форма проведения | Ответственный |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Права и обязанности командиров классов и глав Советов. Коллективно-творческое дело. Основы волонтерской работы. Я – лидер. Методика социального проектирования История детского движения. Организаторское мастерство или искусство добиваться цели. Итоговое занятие «Я могу». Проведение отчетно-выборных сборов ДОО | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Круглый стол Ролевая игра Круглый стол Тестирование Защита проектов Создание летописи Семинар Защита программы Сбор объединения | Педагог-организатор, Педагог-организатор Педагог-организатор Педагог-психолог Педагог-организатор Педагог-организатор Педагог-организатор Совет Добрых дел Совет Добрых дел |
2 год обучения (2015-2016 учебный год)
№ | Темы занятий | сроки | Форма | Ответственные |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Давайте подумаем! (составление перспектив на дальнейшую работу) Анкетирование «Кто такой лидер?» «Мое поручение» «Работа в команде» (как распределить поручения) Секреты отрядного огонька Приглашаем вас в Банк социальных инициатив. Мастер-классы по волонтерской деятельности Подводим итоги работы над проектами. Методика проведения сбора Проведение отчетно-выборных сборов | Сентябрь Октябрь Ноябрь По текущему плану Декабрь в течении года В течение года Апрель-май Май | Круглый стол Тестирование Семинар Мастер-класс Игра Круглый стол Круглый стол Мастер-класс Сбор объединения | Педагог-организатор, Педагог-психолог Педагог-организатор Педагог-организатор Инициативная группа Совет труда и заботы Педагог-организатор, СоветДобрых дел -//- -//- |
3 год обучения (2016-2017 учебный год)
№ | Темы занятий | сроки | Форма | Ответственные |
1 2
3 4 5 6 7 | Выявление лидерских качеств (анкетирование, тесты) Формы досуговой деятельности Как разработать сценарий дела Работаем над разработкой положений о проведении КТД Создание собственного сайта ДПО Конкурс социальных проектов Творческий отчет объединения Подведение итогов программы | сентябрь
октябрь ноябрь в течении года в течении года март май | тестирование круглый стол мастер-класс мастер-класс мастер-класс Сбор объединения | Педагог-психолог Совет Добрых дел Педагог-организатор Совет добрых дел Педагог-организатор Педагог-организатор Педагог-организатор |
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общешкольное собрание воспитанников |
Совет Добрых дел (состоит из числа командиров классов и руководителей секторов) |
Учебный сектор Сектор культуры Информационный сектор
и досуга
Сектор труда и заботы Спортивный сектор Сектор порядка и
дисциплины
Школьное соуправление – необходимый компонент современного воспитания, способствующий личностному росту учащихся. Высшим органом соуправления является общешкольное собрание воспитанников,
которое проводится не реже одного раза в год. На собрании обычно заслушивается отчет председателя, и оцениваются результаты деятельности исполнительного органа власти; избираются комиссии ученического комитета; составляются планы на следующий год. Какую роль в жизни школы играет каждое из подразделений ученического соуправления.
Учебный сектор:
- ответственный за реализацию программы «Идем дорогою добра» для младших школьников;
- следит за успеваемостью в школе;
- отвечает за посещение учащимися уроков, борется с опозданиями на урок, самоподготовку;
- проводит рейды по проверке состояния учебников.
Сектор культуры и досуга:
- ответственный за реализацию программы «В мире прекрасного»;
- занимается организацией общешкольных культурно-массовых мероприятий и вечеров отдыха;
-проводит подготовку к районным и республиканским конкурсам.
Информационный сектор:
- ответственный за реализацию программы «Земля предков»;
- проводит конкурсы рисунков и организовывает выставки рисунков;
- за выпуски стенных газет, молний, плакатов, мини-стенгазет.
Сектор труда и заботы:
- ответственный за реализацию программы «Милосердие»;
-за оказание помощи учащимися средних и старших классов младшим воспитанникам в учебно-воспитательной работе;
- оказывает помощь ветеранам войны и труда;
- отвечает за качество и своевременное выполнение общественно-полезного
труда на сельскохозяйственных объектах, закрепленных территориях;
- ведет учет объема выполненной работы.
Спортивный сектор:
- ответственный за реализацию программы «Я и моё здоровье»;
- отвечает за подготовку и проведение турниров, соревнований, конкурсов;
- проводит подготовку к районным и республиканским соревнованиям.
Сектор порядка и дисциплины:
- ответственный за реализацию программы «Зеленый мир»;
- отвечает за повышение уровня санитарного состояния в классах, общежитиях; за надлежащий внешний вид учащихся; за повышение уровня дисциплины на уроках, самоподготовке, сельскохозяйственных работах, мероприятиях, переменах.
Для активного и творческого выполнения в жизнь школьного коллектива вышеназванных задач детская организация работает по следующим программам:
- «Идем дорогою добра» - программа для младшего звена по формированию у детей определенного взгляда на жизнь, навыков устойчивого поведения, научить их правильному общению.
- «Зеленый мир» - экологическая программа, которая преследует овладение воспитанниками экологических знаний и навыков.
- «Милосердие» - шефская помощь воспитанников ветеранам войны и труда.
- «Земля предков» - программа по овладению знаниями по истории и культуре родного края, приобщение детей к мудрому и удивительно богатому народному творчеству, развитию интеллекта, нравственного обогащения, воспитания гражданского сознания и привития чувства национальной гордости.
- «Я и моё здоровье» - программа по формированию навыков здорового образа жизни.
- «В мире прекрасного» - программа по эстетическому воспитанию: развитию художественно-эстетических способностей посредством кружковой работы, концертной деятельности, культурно-массовых мероприятий, праздников, конкурсов, смотров, фестивалей.
Для активного и творческого выполнения в жизнь школьного коллектива вышеназванных задач детская объединение работает по следующим программам:
«ЗЕМЛЯ ПРЕДКОВ» - программа по овладению знаниями по истории и культуре родного края, воспитание любви и уважения к своей стране, своему Отечеству, гордости за свой родной край, знание истории и традиции своей малой родины.
Задачи:
- способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма и сопричастности к судьбам россиян;
- развивать общественную активность уч-ся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне;
- развивать детскую инициативу по охране объектов памяти и заботе о ветеранах;
- приобщение детей к народному творчеству,
- воспитания гражданского сознания и чувства национальной гордости.
Направления работы:
создание летописи объединения; встречи с интересными людьми; поисковая работа; благотворительные акции, ярмарки, концерты, вахта Памяти; изучение истории родного края, сохранение народных традиций проведение экскурсий по историческим местам
Ответственный за реализацию программы - информационный совет
Мероприятия | Сроки |
Игра-путешествие «Край утренней зари», посвящённая 90-летию Мари-Турекского района. Конкурс чтецов «Цвети, мой край мари!», посвящённый Дню рождения Республики Марий Эл. Конкурс мастеров и мастериц «Эчук и Пампалче». День марийской письменности. Вечер марийской поэзии. Интеллект-игра «Знаешь ли ты свой Марийский край?» КТД «В гостях у сказки народа мари» День национального героя. Концерт-встреча «Талантами полна Марийская Земля» | Сентябрь
Октябрь
Ноябрь 10 декабря Январь Февраль Март 26 апреля Май |
«В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО» - программа по эстетическому воспитанию.
Содержанием этого направления является развитие творческих способностей и талантов детей. Участвуя в этой программе, ребята имеют возможность проявить свои художественные способности, помогают другим членам организации знакомиться с миром творчества и красоты.
Задачи:
Развивать творческие способности детей;
Формировать культуру общения, эстетическую культуру;
Способствовать самостоятельности и творческой активности;
Развивать коммуникативную культуру школьников;
Направления работы: подготовка, проведение и анализ КТД; встречи с интересными людьми; посещение различных массовых мероприятий и обмен опытом работы; Вечера отдыха, тематические праздники, выставки.
Ответственный за реализацию программы - совет культуры и досуга
Мероприятия | Сроки |
Конкурс-выставка рисунков «Сторона моя родная», посвященная 90-летию Мари-Турекского района. Концерт-посвящение «От чистого сердца простыми словами», посвященный Дню пожилых людей. Конкурс-выставка рисунков «Славлю тебя, мой край Марийский», посвященный Дню рождения Республики Марий Эл. Новогодние праздничные представления. Конкурс чтецов, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Концерт-презентация «Вам, защитники Отечества!» Конкурс-выставка плакатов «Птицы – наши пернатые друзья». Конкурс-выставка рисунков «Человек и космос», посвящённый Дню космонавтики. Литературно-музыкальная композиция «Победная весна», посвященная 70-летию Великой Победы. | Сентябрь
1 октября Ноябрь Декабрь Январь
Февраль
Март Апрель Май |
«Я и моё здоровье» - привлечение детей и подростков к систематическим занятиям спортом, воспитание стремления к ведению здорового образа жизни, воспитанию ловкости и выносливости.
Задачи:
- укреплять здоровье детей и подростков, создавая условия для формирования знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
- способствовать физическому развитию и самосовершенствованию членов детского объединения;
- развивать творческие и организаторские способности, умения подготовить и провести мероприятия и акции по здоровому образу;
- вовлекать учащихся в массовый спорт и туризм
Направления работы: соревнования, эстафеты, олимпиады, день здоровья, походы выходного дня; подготовка и проведение рейдов, акций, операций по профилактике курения, алкоголизма, наркомании и по пропаганде здорового образа жизни.
Ответственный за выполнение программы: спортивный совет
Мероприятия | Сроки |
Конкурсная программа «Искру тушим до пожара, беду отводим до удара», посвященная месячнику безопасности. Конкурс «Подвижные игры на свежем воздухе». Игра «Звездный час» на тему «Дорога. Транспорт. Пешеход». Конкурс «Зимние подвижные игры». Конкурс-выставка плакатов «Вредные привычки», посвященный месячнику «Здоровое поколение» Конкурс «Народные игры финно-угорского мира». Информационный час «Просто скажи «Нет!», посвященный Международному дню борьбы с наркоманией. «Своя игра», посвященная Всемирному дню здоровья. Интеллектуальная игра «За жизнь без табака», посвященная Всемирному дню борьбы с курением. | Сентябрь
Октябрь Ноябрь
Декабрь Январь
Февраль Март
Апрель Май |
«МИЛОСЕРДИЕ»
В рамках этой программы внимание уделяется таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание. Занимаясь волонтерской работой, дети ориентированы на помощь тем людям, которым действительно нужно помочь (пожилые люди, ветераны, люди с ограниченными возможностями, младшие школьники, воспитанники детского сада), и начинают понимать, что важны не слова сочувствия, а реальная помощь, основанная на уважении к человеку. Работа в этом направлении обеспечивает преемственность поколений, возникновение духовной близости между людьми разного возраста, восполняет потребность детей общаться, заботиться, оказывать конкретную помощь и соучаствовать в судьбе людей, нуждающихся в этом.
Задачи:
- развивать детскую инициативу по оказанию необходимой помощи нуждающимся людям, желание добровольно и бескорыстно заботиться о них;
- продолжить сотрудничество с подшефным детским садом, младшими школьниками, Мари-Турекским Домом ветеранов;
- оказывать действенную помощь тем, кто в ней нуждается;
- воспитывать бережное и заботливое отношения друг к другу;
- формировать в детях такие качества как доброта, отзывчивость, милосердие.
Ответственный за выполнение программы: совет труда и заботы.
Мероприятие | Сроки |
Экологический десант «Чистый родник». Акция «Протяни руку помощи», посвященная Дню пожилых людей. Акция «Твори добро!». Помощь местному храму Святого Николая. Акция «Каждой пичужке – своя кормушка». Акция «Шефы приходят на помощь». Трудовой десант у ветеранов. Операция «Домик для пернатых». Весенняя неделя Добра. Акция «Помоги ветерану». | Сентябрь Октябрь
Ноябрь
Декабрь Январь Февраль
Март Апрель Май |
Программа для младших школьников «ИДЕМ ДОРОГОЮ ДОБРА»
Задачи:
- подготовить младших школьников к вступлению в детское объединение «Творцы добра»;
- формирование у детей младшего школьного возраста определенного взгляда на жизнь, навыков устойчивого поведения.
Ответственный за выполнение программы: учебный совет.
Игра-путешествие | Сроки |
Тропинка первая «Край утренней зари». Тропинка вторая «Моя Родина – Республика Марий Эл». Тропинка третья «Йошкар-Ола – столица Марий Эл». Тропинка четвертая «Богатства земли Марийской» Тропинка пятая «Зимушка-зима» Тропинка шестая «Юные защитники» Тропинка седьмая «Самое нежное слово» Тропинка восьмая «На крыльях весну принесли» Тропинка девятая «Победная весна» | Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май |
«ЗЕЛЕНЫЙ МИР» - формирование у детей экологических знаний и навыков, воспитание любви и ответственности к природе родного края.
Задачи:
- овладение воспитанниками экологических знаний и навыков;
- воспитание любви подростков к родному селу, школе, труду;
-освоение ключевых представлений, обеспечивающих приемлемую безопасность взаимодействия с природной средой;
-формирование необходимости постоянной адаптации подрастающего поколения к меняющейся окружающей среде и особенностям определенных периодов развития в жизни человека.
Ответственный за выполнение программы: совет порядка и дисциплины.
Мероприятия | Сроки | ||
Экологическая игра, посвященная Дню леса. Акция «Посади деревце». Конкурс знатоков «Природа лесного края», посвященный Дню рождения Республики Марий Эл. Участие в конкурсе новогодних мини-сценок «Маленькой елочке хорошо в лесу». Конкурс-выставка рисунков «Белая зима». «Своя игра» на тему «Звери и птицы зимой». Литературно-музыкальная композиция «Птицы – наши друзья». Интеллект-игра «Земля – наш общий дом». Операция «Чистый родник». | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май |
Методическое обеспечение программы
Методы реализации программы:
- анкетирование, диагностики;
- беседы, интервью;
- наблюдение;
- интерактивные методики;
- обучающие семинары;
- практические занятия, тренинги;
- коллективные творческие дела и акции;
- игры и игровые программы;
- спортивные соревнования и олимпиады;
- проекты
Мониторинг
Изменение уровня нравственных ценностных ориентаций, качество знаний, умений и навыков, а также результаты социально-значимой деятельности позволят оценить следующие мероприятия:
- анкетирование, проведение диагностик ценностных ориентаций членов ДОО «Творцы добра» (в ходе программы и по окончании);
- беседы, интервью с членами ДОО, педагогами, родителями, представителями партнерских организаций и учреждений, которые принимают участие в реализации программы;
- социологический опрос и беседы с теми людьми, которым оказывалась социальная помощь и поддержка (в течение и в конце реализации программы);
- включение педагогов, воспитателей в анализ и проектирование хода мероприятий;
- включенное и невключенное наблюдение за ходом деятельности в рамках программы, анализ общей атмосферы в процессе участия в мероприятиях;
- метод творческих сочинений и репортажей по вопросам реализации программы;
- проведение итоговых мероприятий, фестивалей, конкурсов;
- рефлексия;
- анализ документации по программе, программных документов детского объединения.
Критерии и показатели эффективности реализации программы
Воспитательно-образовательные:
1. Охват программой детей (количество, возрастные и социальные группы)
2. Динамика показателей уровня развития детей по принципу (в процентном выражении):
не умел - научился
не знал - узнал
не имел - приобрел
3. Количество детей, прекративших участие в реализации программы по различным причинам.
4. Косвенные:
а) количество различных продуктов творческой деятельности детей и взрослых (дела, мероприятия, сборы, учёбы, создание информационного поля и т.д.)
б) участие в районных и республиканских проектах;
в) характер и число реализованных инициатив детского объединения в рамках программы.
Социально-экономические:
1.Показатели социальной адаптации (правонарушения, успеваемость, активность)
2.Психологический комфорт участников (%)
3.Популярность (рейтинг) ДО в глазах детей и взрослых (ближайшее окружение)
4.Количество полученных партнерских средств.
Условия реализации программы:
- Наличие материально-технической базы: кабинет детской организации, актовый и спортивный зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение.
- Учебные пособия: наглядный, дидактический, методический материал.
- Кадровое обеспечение: заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, психолог, социальный педагог, воспитатели, библиотекарь, медицинский работник, учителя физической культуры и музыки, вожатые младших школьников, воспитатели, члены детского общественного объединения.
Место проведения сборов – актовый зал.
Место проведения заседаний Совета Добрых дел – специально оборудованный и оформленный кабинет педагога-организатора.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программы необходимы:
цифровой фотоаппарат, домашний DWD-театр, канцелярские товары, компьютер, видеокамера.
СОТРУДНИЧЕСТВО
Детское объединение сотрудничает:
- с администрацией школы;
- профсоюзным комитетом школы;
- комиссией по делам несовершеннолетних;
- участковым инспектором;
- Косолаповской средней школой;
- Косолаповским сельским Домом культуры;
- фольклорно-этнографическим ансамблем «Савак кундем»;
- районным краеведческим музеем имени В.П.Мосолова;
- МОУ ДОД «Мари-Турекский ДДТ»
Список используемой литературы
- Федеральный закон “Об образовании”, 22 августа 2004.
- Федеральный закон “Об общественных объединениях” № 82-ФЗ, 19 мая 1995.
- Федеральный закон “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”, 28 июня 1995.
- Конституция Российской Федерации, 2009 г.
- Азбука общения. – Нижний Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии”, 2007.
- Газманов О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – Москва: изд-во МИРОС, 2002 г.
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2004 г.
- Маленкова Л.И. Как вести за собой: Большая книга вожатого. Москва: Педагогическое общество России, 2004 г.
- Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
- Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2003 г.
- Шаламова Л. Ф., Ховрин А. Ю. Вожатый – старт в профессию. М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии. – М., 1997.
Список рекомендуемой литературы для членов детского объединения, родителей.
- Белинская Е.П. Как стать лидером. – М., 2000.
- Горохова Е.В. Хочу быть лидером. – Нижний Новгород, 2000.
- Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2004.
- Липсиц И.В. Секреты умелого руководителя. – М., 2000.
- Мори Ван Ментес Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – С.-Пб., 2002.
- Сборник нормативных правовых документов и методических материалов по детскому движению – Казань, 2000.
- Сборник методических материалов «Вожатый»: Йошкар-Ола, 2003 г.
- Научно-методический журнал «Воспитание школьников», № 6, 2004 г.
- Научно-методический журнал «Воспитание школьников», № 2, 2007 г.
- Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе, № 1,4,7, 2006 г.
- Научно-практический журнал «Завуч» для администрации школ, № 4, 2001 г.
- Научно-методический журнал «Классный руководитель», № 1,4; 2002 .
- А.В.Камов. Истоки: Учебное пособие для учащихся 1-4 классов: Москва, изд-во «Просвещение», 2005 г.
- Богатырева Елена Владимировна. Система воспитательной работы по социализации личности ребенка в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида.
- О.С.Газман. Педагогическая поддержка ребенка и процесс его развития.
- Сборник методических материалов «Вожатый»: Йошкар-Ола, 2003 г.
- Научно-методический журнал «Воспитание школьников», № 6, 2004 г.
- Научно-методический журнал «Воспитание школьников», № 2, 2007 г.
- Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе, № 1,4,7, 2006 г.
- Научно-практический журнал «Завуч» для администрации школ, № 4, 2001 г.
- Научно-методический журнал «Классный руководитель», № 1,4; 2002 .
- А.В.Камов. Истоки: Учебное пособие для учащихся 1-4 классов: Москва, изд-во «Просвещение», 2005 г.
- Богатырева Елена Владимировна. Система воспитательной работы по социализации личности ребенка в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...