"Процессы интеграции общего и дополнительного образования"
учебно-методический материал по теме
Выступление на методическом объединении. 19.11.2010 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступления на методических объединениях: | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Процессы интеграции общего и дополнительного
образования детей
Современный мир четко движется к постиндустриальному обществу, в котором на смену энерго- и материалоемким производствам приходит производство идей и информации. Ведущая роль перешла к знанию, которое дает образование.
Все более очевидным становится то, что человеческая цивилизация сможет выжить как образовательная цивилизация, а экономическое развитие любой страны все больше зависит от способности нации получать, создавать и употреблять знания.
В современной системе образования на передний план выходят:
- проблемы воспитания в условиях глобализации (это поликультурное, патриотическое, светское, религиозное и экологическое воспитание)
- социальное конструирование реальности средствами воспитательной практики (это нравственное воспитание и СМИ)
- воспитание в условиях новых информационных технологий
- соотношение традиций и инноваций в воспитании
- профессиональные деформации педагогов и меры по их предупреждению и преодолению.
Решить эти проблемы педагогическим коллективам общеобразовательных школ сегодня не под силу, и поэтому все чаще взгляды науки, педагогической общественности и специалистов органов управления образованием обращаются к учреждениям дополнительного образования., имеющим богатый опыт воспитательной практики, к проблеме интеграции общего и дополнительного образования детей и его информационно – методического обеспечения. Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определяющих факторов обучения, воспитания и развития детей и молодежи, их социального и профессионального самоопределения. Это предполагает
1). создание условий и механизмов устойчивого развития системы дополнительного образования детей;
2). развитие дополнительного образования на базе общеобразовательной школы;
3). Интеграцию общего и дополнительного образования детей на основе лучших традиций внешкольного воспитания.
Для достижения поставленных целей требуется решения множества задач:
- Совершенствования содержания дополнительного образования детей
- Сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования
- Разработка и реализация инновационных образовательных программ
- Создание условий для сохранения единого образовательного пространства во взаимодействии дополнительного образования детей с различными уровнями образования
- Выявление лучшего опыта и распространение его через различные формы повышения квалификации
- Сохранение и укрепление кадрового состава
- Укрепление материально-технической базы
- Внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности учреждений.
Решение этих задач важно для повышения эффективности процесса интеграции общего и дополнительного образования детей.
Школа — важнейший фактор гуманизации общества и формирования жизненных установок личности. Но кроме школы образовательную политику страны выполняют научные, культурные, общественные институты. Среди множества вариантов их сотрудничества можно выделить два наиболее эффективных.
Первый -создание в общеобразовательных школах музыкальных, театральных, фольклорных и других классов, учебный план которых наряду с общеобразовательными дисциплинами включает специальные. В этом случае дети получают два образования (общее и дополни тельное) в школьных стенах.
Второй вариант взаимодействия — объединение усилий двух учреждений для совместного решения образовательно -воспитательных задач.
Технически этот процесс выглядит следующим образом:
- Два юридических лица приходят к соглашению о сотрудничестве.
- Учредитель дает принципиальное согласие на открытие в конкретной школе филиала учреждения культуры.
- Учреждение культуры получает лицензию на право ведения образовательной деятельности в новом структурном подразделении.
- Выделяются необходимые для данного проекта средствами.
- Создаются локальные акты, регулирующие отношения сторон
а) договор о совместной работе
б) положение о филиале культуры на базе средней школы. При необходимости вносятся изменения Устава.
- Разрабатываются учебные планы с учетом специфики избранного вида искусств, существующих нормативов и санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к учебному процессу
- Создается материально-техническая база филиала
- Комплектуются педагогические кадры
- Производится набор учащихся
10. Составляется учебное расписание
11.Начинается учебный процесс.
Учитывая значимость дополнительного образования для социального воспитания детей особое значение имеет разработка модели единого информационно-методического пространства, механизма информационно-методического сопровождения процесса интеграции общего и дополнительного образования детей конкретного социума. Информационно –методическая составляющая в процессе интеграции общего и дополнительного образования детей играет большую роль, т.к. необходима информация о реализуемых социально-значимых проектах и программах, об инновационной деятельности.
Поиск ответов на стоящие вопросы путей совершенствования информационно-методической деятельности обусловливает необходим ость раскрытия ее содержания, обращения к сущности понятий: методика, методическая деятельность, методист.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования
Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования. Тема для окружного совещания завучей....
Интеграция общего и дополнительного образования в условиях ФГОС
Интеграция общего и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в ...
Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума
Презентация к выступлению на педагогической конференции. Что такое интеграция основного и дополнительного образования, ее цель. Расширение воспитательных восможностей урока. Усиление интеллектуального...
Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»
Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....
Выступление к педсовету: «Процессы интеграции общего и дополнительного образования детей»
В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из опред...
Интеграция общего и дополнительного образования при реализации целей государственной политики в области образования.
Государственные образовательные стандарты актуализируют проблему интеграции основных и дополнительных образовательных программ, развитие эффективной системы дополнительного образо...
Сценарий занятия с педагогами дополнительного образования Тема: “Интеграция общего и дополнительного образования детей”.
В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, ...