Рабочая программа воспитателя «ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» Кевбриной А. А. «Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями»
рабочая программа на тему
Рабочая программа
воспитателя «ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»
Кевбриной А. А.
«Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kevbrina.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора УВР ______________ /Соцкова О.Н./ | «УТВЕРЖДЕНО» Директор ГБУ «ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» ________ /Шпитальская И.Ю./
|
Рабочая программа
воспитателя «ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»
Кевбриной А. А.
«Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями»
Пояснительная записка.
Программа направлена на коррекцию и развитие детей с ограниченными возможностями, на формирование сенсорных эталонов, на познавательное и коммуникативное развитие, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям детей. на познание его взаимоотношений с самим собой, природой и окружающим миром. Программа реализуется на базе основных компонентов и здоровьесберегающих технологий.
Известно, что нормальное развитие ребёнка возможно только при совокупности нескольких условий. Первое условие связано с состоянием здоровья ребёнка (биологический фактор). Но только быть физически здоровым оказывается недостаточно. Необходимо второе условие - благоприятная социально-педагогическая среда (социальный фактор развития). включающая в себя специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития. третье условие, необходимое для нормального развития, - активность самого ребёнка (двигательная. эмоциональная, познавательная, речевая, коммуникативная). В программе определены базовые направления педагогической работы, обеспечивающие всестороннее развитие личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы их реализации позволяет решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится физическое и моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое развитие ребёнка. Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе физического воспитания, формирования механизмов предметной и игровой деятельности, продуктивных видов деятельности (рисования. лепки, аппликации, конструирования, элементарного труда), ознакомления с окружающим миром, развития речи, формирования элементарных математических представлений, музыкального воспитания.
Целевая группа - курс коррекционно-развивающих педагогических занятий рассчитан на детей 4-7 ле, в зависимости от интеллектуального и творческого развития детей.
Сроки реализации программы и её продолжительность - программа рассчитана на 3 года, в зависимости от индивидуального развития ребёнка с задержкой психического развития и специфики нарушения.
Эффективный режим проведения занятий предполагает проведение пяти занятий в неделю, в первую половину дня. Продолжительность занятия 15-25 минут. Общее количество занятий в год 160. Диагностика проводится 3 раза в год: вводная - сентябрь. Промежуточная - декабрь, итоговая - май.
Цель программы.
Создание оптимальных условий для развития познавательной. двигательной эмоционально-волевой сфер, позитивных качеств каждого ребёнка; преодоление и предупреждение нарушений развития; формирование определённого круга знаний и умений.
Разделы программы:
- физическое воспитание;
- игра;
- труд;
- формирование элементарных математических представлений;
- развитие речи;
- конструирование;
- изобразительная деятельность;
- музыкальное воспитание.
Задачи программы.
Диагностические - организация наблюдения за уровнем развития речи детей, степенью понимания обращённой речи, определении уровня самостоятельности, способности воспринимать помощь, выявление степени дисциплинированности. Определение индивидуального коррекционного маршрута.
Коррекционные - побуждение к желанию наблюдать за изменениями в природе, коррекция недостатков памяти, внимания, восприятия (временного, пространственного), развитие и закрепление навыков переноса знаний и умений, развитие фразовой речи в ходе занятия, во время работы с картинами, музыкальными произведениями, содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей.
Образовательные - знакомство детей с различными рассказами, историями, стихотворениями, музыкальными произведениями, обучение пониманию их содержания; углубление и расширение представлений детей о явлениях природы, обучение умению связывать их с изменениями в жизни людей, животных, растений.
Воспитательные - воспитание доброжелательного отношения к окружающему миру, отзывчивость и добрые чувства к людям, животным и растениям.
Социально-ориентирующие - социальная адаптация, накопление и формирование социального опыта; формирование и развитие у детей интереса к окружающему миру.
Построение коррекционно-развивающей программы обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребёнка.
Программа в соответствии с видами деятельности педагога реализуется по разделам:
Раздел 1. Диагностический.
Диагностика направлена на выявление уровня развития ребёнка, изучение его уровня познавательной деятельности, эмоционально0волевой сферы и поведения, а также физического состояния, которое влияет на формирование умственных способностей. Диагностические задания позволяют выявит сформированность таких качеств психической деятельности как: восприятие величины, формы, цвета, способность создать целое из частей, понимание тех или иных закономерностей. Диагностика позволяет определить и разработать коррекционный маршрут ребёнка.
Раздел 2. Коррекционно-развивающий.
Раздел представляет цикл коррекционно-развивающих педагогических занятий, который направлен на развитие познавательной активности и социальной адаптации детей. Теоретические знания об окружающем мире включены в практическую, развивающую деятельность ребёнка. Таким образом удаётся формировать познавательные. Нравственные, гуманистические, художественно-эстетические ценности.
Раздел 3. Консультационно-профилактический.
В данном разделе на основе данных. полученных диагностическим и коррекционно-развивающим разделами. разрабатываются индивидуальные маршруты развития каждого ребёнка и методические рекомендации для педагогов, что позволяет построить эффективное взаимодействие между педагогами и родителями (если они есть у детей).
Формы и методы в соответствии с видами деятельности, реализуемые по данным разделам, представлены в таблице.
№п/п | Вид деятельности | Формы | Методы |
1 раздел. Диагностический. | |||
1 | Изучение медико-психологической документации ребёнка (анамнеза) | Изучение медицинских карт и заключений специалистов. | Изучение документации |
2 | Сенсорное развитие | Индивидуальное обследование. Фиксация наблюдений. | Наглядные методы: индивидуальное наблюдение. Игровой метод. |
3 | Речевое развитие | Индивидуальное обследование. Прогулки. Праздники. | Словесный метод: беседа. Заучивание наизусть, игровой метод. |
4 | Познавательное развитие | Индивидуальное обследование. Прогулки. | Практический метод: рассматривание, метод преднамеренных ошибок, конструирование. |
5 | Моторное развитие | Индивидуальное обследование. Рисование. | Практический метод |
6 | Интеллектуальное развитие | Фиксация наблюдений (рисование, лепка, аппликация). | Словесный метод: беседа. Иллюстративный метод: показ предметов, изучение способов действий. |
7 | Конструктивная деятельность | Работа с различными конструктивными наборами | Практический метод: конструирование. |
8 | Изобразительная деятельность | Индивидуальное обследование. Рисование. | Практический метод. |
2 Раздел. Коррекционно-развивающий. | |||
1 | Сенсорное развитие. | Занятия: подгрупповое, индивидуальное, обобщающее, познавательное. Игра. Самостоятельная работа. Экскурсия. | Наглядные методы: наблюдение (индивидуальное, с воспитателем, по заданию).Игровой метод: дидактические игры, настольно-печатные игры. Практический метод: упражнение. Исследование. Метод преднамеренных ошибок. Эксперимент, изобразительный метод. |
2 | Речевое развитие | Прогулки, праздники, игра, экскурсии. | Словесный метод: беседа, заучивание наизусть, коллективное чтение, использование малых фольклорных форм, сочинение сказок и рассказов. Игровой метод: игры-драматизации, дидактические игры. Иллюстративный метод: использование дидактических пособий. использование видеофильмов, аудиозаписи. |
3 | Познавательное развитие | Прогулки, праздники, игра, экскурсии. | Практический метод: рассматривание, метод преднамеренных ошибок, конструирование. |
4 | Интеллектуальное развитие | Фиксация наблюдений (рисование, лепка, аппликация). Экскурсия. Изготовление поделок. Игра. | Словесный метод: беседа, рассказ. Иллюстративный метод: показ предметов, показ способов действий, использование дидактических пособий. Игровой метод. |
5 | Моторное развитие | Рисование, конструирование, изготовление поделок. | Игровой метод. Практический метод. |
6 | Изобразительная деятельность | Фиксация, наблюдение (зарисовка, комментированное рисование, лепка). Рисование на различных материалах. Рисование с использованием различных техник. Работа с песком и водой. | Практический метод: упражнение, рассматривание, исследование, моделирование, пескотерапия. |
3 Раздел. Консультационно-профилактический. | |||
1 | Методические рекомендации педагогам по изучению детей с проблемами развития. Методы и приёмы работы с детьми. | Индивидуальные встречи, круглые столы, информационные папки в группах. | Словесный метод: рассказ-лекция, беседа, пояснение, коллективное обсуждение, чтение научно-популярной литературы. |
2 | Адаптация детей к условиям детского дома. | Словесный метод: беседа, пояснение. | |
3 | Рекомендации для родителей, имеющих детей с особенностями развития. | ||
4 | Диагностическое обследование, выявление уровня развития ребёнка. | Индивидуальные втречи. | Беседа, игра, наблюдение. |
Содержание коррекционно-развивающей работы.
Физическое и моторно-двигательное развитие.
Работа по физическому и моторно-двигательному развитию осуществляется в разнообразных формах, которые отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно-воспитательной работы (лечебная физкультура, массаж и закаливание, утренняя зарядка, подвижные игры, физкультурные упражнения. Прогулки, спортивный досуг и развлечения).Основной формой организации работы является занятия физической культурой, которые проводятся в форме увлекательных игр, удовлетворяющих потребность ребёнка в двигательной активности, доставляющих удовольствие и радость. Занятия проводятся по группам 2 раза в неделю и индивидуально в зависимости от уровня психофизического развития ребёнка. Занятия по физической культуре в плане решаемых задач связаны с подвижными и театрализованными играми, с занятиями по развитию музыкально-ритмических движений, формированию культурно-гигиенических навыков и т. д.
Труд.
Трудовое воспитание предполагает формирование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выполнение элементарных трудовых поручений с помощью взрослых. Воспитание происходит в «бытовой» деятельности: в сменяющихся процессах умывания, кормления. одевания и раздевания. Предметы гигиены. Посуда, одежда, оборудование для трудовых действий (фартучки, тряпочки ит. п.) располагаются в определённых местах хранения. Что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождение. Участие ребёнка во всех процессах сопровождается положительными эмоциями, игровыми действиями. Процессу формирования данных навыков способствуют игры с бытовыми предметами и орудиями.
Формирование представлений о себе и окружающем мире.
Содержание данного раздела непосредственно связано с игровой деятельностью. Формирование у детей представления о себе и окружающем мире осуществляется в ходе режимных моментов, совместных игр, прогулок, стихийно возникающих бытовых ситуаций, в повседневном общении.
В процессе формирования представлений об окружающем мире у детей возникают познавательные установки «Что это такое?» и т.п. Ребёнок учится не только выделять предмет или явление из фона, но знакомится с функциональными качествами и назначением объектов, овладевает умением анализировать их.
Развитие речи.
Основное внимание уделяется созданию условий для пробуждения и стимулирования речевой активности детей. Развитие речи осуществляется в быту, в различных видах деятельности (игры, рисование, конструирование), в процессе формирования представлений о себе и окружающем мире, на занятиях по развитию речи, в ходе индивидуальной коррекционной работы. Педагог создаёт условия для свободного общения детей со взрослыми и друг с другом, поддерживает и поощряет их речевую активность в различных ситуациях. В работе применяются индивидуальное и хоровое повторение речевого материала, отражённое и сопряжённое проговаривание, комментированное рисование, чтение и т.д. На занятиях происходит систематизация и актуализация накопленного детьми материала.
Музыкальное воспитание.
Музыкальное воспитание направлено на развитие у детей способности эмоционально, адекватно воспринимать музыку различного характера; слухового внимания и сосредоточения; музыкального слуха; умения участвоватьв различных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, хороводных играх).
Элементы музыкально-ритмических занятий используются педагогом в процессе подгрупповой и индивидуальной работы с детьми. В свободное время воспитатель продолжает организовывать игры детей с музыкальными игрушками и инструментами.
Настоящая адаптированная программа составлена на основе программы: БаряеваЛ.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вера,надежда ,любовь
Вера,надежда,любовь живет в каждом человеке.,без них человек бессилен...
сценарий к вечеру "Вера, Надежда, Любовь"
Это разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников...
Святые добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Открытый урок по православной культуре для 5 класса...
Святые добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Открытый урок по православной культуре для 5 класса...
Классный час "Подари людям веру,надежду,любовь.
Классный час о волонтерской работе школы.Мастер-класс по изготовлению поделки!...
Проект "Вера. Надежда. Любовь"
Проект детско- родительского Клуба "Вера. Надежда. Любовь"...
Разработка урока по ОПК: «Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София»
Данная разработка урока по Основам православной культуры является разработкой урока для 5-х классов. Тема данной разработки урока - «Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Свят...