Обобщение опыта работы по теме «Вариативность использования средств ИКТ в учебном процессе»
статья на тему

Басанова Елена Николаевна

главная задача, которую решают ЦОРы в образовательном процессе, - это повышение эффективности урока. Основная цель ЦОРов – это формирование устойчивой мотивации через активное участие учеников и преподавателей в учебном процессе. Цифровые ресурсы позволяют успешно решать методические задачи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_konferentsii.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на  41-й научно-практической конференции учителей

МОУ гимназии №2

«Вариативность использования средств ИКТ

в учебном процессе»

   Мы достигли того времени, когда почти во всех школах, элитных и обычных, городских и сельских, появилась компьютерная техника и понятие  цифровые образовательные ресурсы прочно вошло в обиход. Но это лишь внешняя, вроде бы благополучная сторона дела, а вот с тем, что касается использования этой техники в организации учебного процесса, создания новых передовых технологий обучения и повышения качества образования, дело обстоит гораздо сложнее. Здесь существует масса нерешенных проблем, и во многих учебных заведениях новейшая техника просто простаивает.

   Как и любое нововведение, цифровые образовательные ресурсы вызывают неоднозначное отношение. Противники применения ЦОРов указывают то на недостаточную оснащенность, то на невысокий уровень владения информационными технологиями педагогов-практиков. Что же касается сторонников, за них говорит их педагогическая деятельность. Учитель, прежде всего, - это просветитель, новатор. Используя современные методы  технологии, они пытаются разнообразить учебный процесс. Но надо помнить, что подобный фанатизм приводит к перенасыщенности уроков техническим сопровождением, а это приводит к утомляемости учащихся на уроке.

   Многие современные преподаватели одной из своих задач по повышению качества знаний считают создание единого информационно- образовательного пространства на основе внедрения новых подходов. Меняются условия жизни – меняется система ценностей. К учителям предъявляются все более высокие требования, удовлетворить которые можно, используя такие современные достижения, как цифровые образовательные ресурсы. Снять некоторые трудности в поиске информации помогает использование школьной медиатеки. Так, например,  проекты «Бунт или смирение» по Ф.М.Достоевскому, «Особенности романов

 И.С. Тургенева» и другие заставляют учащихся по-новому взглянуть на сухие факты из учебника. Не секрет, что учащиеся в наше время мало читают: учебным дисциплинам сложно конкурировать с телевидением. Ресурсы учителя позволяют  не только повысить интерес к предмету, но и возрождают любовь к чтению. Отсюда вытекает, что главная задача, которую решают ЦОРы в образовательном процессе, - это повышение эффективности урока.

   На первых порах ЦОРы увеличивают трудозатраты  учителя по разработке уроков. Создание презентации – процесс творческий, требующий не только технических умений, но и нетрадиционного подхода к проведению занятия, глубокого переосмысления материала. Однако с течением времени образуется коллекция электронных уроков, которая может быть неоднократно использована, её легко видоизменить в соответствии с особенностями класса. И вот тогда ЦОРы становятся незаменимыми помощниками, позволяющие снизить трудозатраты учителя.

                                       

                                                       

 

Важным моментом в использовании ЦОРов является создание медиатеки. К сожалению, лишь небольшая часть дисков используется учителями на уроках. Несоответствие учебнику, уровню класса – все это осложняет применение готовых разработок на уроках. Неумелое применение технических средств может тормозить процесс обучения, «превращая серьезное дело в веселый видеоряд». Каждый раз, используя эти ресурсы, надо задумываться над вопросом, насколько оправданным является их применение. Надо помнить, что ЦОРы не цель, а всего лишь средство обучения.

   Основная цель ЦОРов – это формирование устойчивой мотивации через активное участие учеников и преподавателей в учебном процессе. Цифровые ресурсы позволяют успешно решать методические задачи.

Технологии применения средств ИКТ в предметном обучении

Сегодня функциональные возможности многих современных средств информатики значительно опережают возможности их использования.

Информационно-коммуникационная    технология чтения средств ИКТ в предметном обучении основываются на:

1)        использовании некоторых формализованных модели содержания (педагогических программных средствах);

  1. деятельности учителя, управляющего этими средствами;
  2. повышенной (по сравнению с традиционным обучением) мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

Формализованные модели содержания включают на современном уровне: обучающие и контролирующие программы по предметам, базы данных, гипертекстовые и мультимедиа дополнения, микромиры, имитацию, компьютерные коммуникации, экспертные системы. Чрезвычайное разнообразие типов информации: текстовая, графическая, звуковая, анимационная и видеоинформация, предоставление свободного выбора логики ознакомления с информацией и оперативность обработки информации имеют практически неограниченный объём «поддерживающей информации»

Программными средствами обучения называют такие компьютерные продукты, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология её изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники ( изучение полного курса, модулей учебной программы), программы-тренажёры (сборники задач и упражнения на применение), конструкторы, словари, справочники и энциклопедии, хрестоматии, книги для чтения, музеи, экскурсии и путешествия, игры, методические материалы для учителя, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий (сборники фотографий, музыкальных записей, видеосюжетов, рисунков, текстов).

Наиболее распространённые примеры использования компьютерных программных средств в общеобразовательных предметах (в скобках указаны конкретные удачные программы):

Русский язык и литература. Программы-тренажёры: диктанты, изложения и сочинения. Проверка орфографии компьютером (встроенная функция)

Сейчас всё большее распространение получают так называемые электронные библиотеки — достаточно представительные базы данных образовательной информации, учебных компьютерных программ, электронные учебники. Последние являются новым видом учебных пособий, специально подготовленных для образования и самообразования на
основе последних достижений мультимедийной техники и педагогической науки.        
:

Математика. Формулы и расчёты в электронных таблицах. Обучающие программы по различным разделам и темам («Живая геометрия» и др.), программно-методические комплексы по математике («Алгебра и начала анализа*, «Функции и графики», «Метод координат», «Симметрия» и др.).

Предлагаются новые принципы изучения геометрии, химии, физики и биологии, где пространственные представления об изучаемых объектах и процессах их взаимодействия становятся исключительно важными.

Иностранные языки. Интерактивные курсы обучения иностранному языку, лексические игры. Мультимедиа тренажёры. Программно-методические комплексы по английскому языку . Особенно эффективны для самостоятельного изучения электронные учебники по иностранному языку.

Физика и астрономия. Обработка результатов экспериментов в электронных таблицах. Обучающие и моделирующие программы по различным темам («Живая физика», «Физический эксперимент», «Интерактивный планетарий» и др.).

Природоведение и биология. Классификация растений и животных с помощью баз данных; Программы, эмулирующие развитие живых систем и биологические эксперименты («Искусственная жизнь», «Фотосинтез» и др.). Биологические энциклопедии: зоопарки, млекопитающие и др.

Химия. Классификация химических веществ с помощью баз данных. Программы, моделирующие химические эксперименты (обучающие программы «Химия-6», «Хи-мия-7»).

География. Страноведческие базы данных (программы ^активные глобусы и атласы», обучающие программы 2фия-5, 6, 7,8»).

      Экономика. Игровые программы, моделирующие экономические системы.

     История. Программы — интерактивные энциклопедии по истории.

     Черчение. Чертежи на компьютере. Системы автоматического проектирования САПР.

      Начальная школа. Обучение чтению. Орфография и каллиграфия с помощью компьютера. В арсенале программно-методических комплексов для начальной школы: «Обучение грамоте»; «Буква потерялась»; «СВАН»; «Пентамино»; «Кот учёный»; «Емеля» и др.

Технологии компьютерного урока

 Огромные возможности компьютерной техники находятся в противоречии с существующей системой обучения, опирающейся на ограниченное стандартами содержание и традиционную  технологию.

Существуют два принципиально различных пути преодоления этого противоречия:

1)        радикальное изменение содержания и методов образования, отказ от урока в пользу самообразования, организации свободного культурно-образовательного путешествия в информационном пространстве;

2)        приспособление новых информационных возможностей  к рамкам традиционного урока.

Первый сегодня возможен только во внеклассной, внеурочной деятельности учащихся, второй, получающий всё большее и большее распространение, осуществляется в виде  компьютерного урока.

        Компьютерным уроком называют любой урок с применением компьютера как обучающего средства.
        В уроке как целостной дидактически законченной единице деятельности ребенка по усвоению какого-либо учебного материала реализуется психологический цикл деятельности: «целеполагание — планирование и организация — выполнение (решение) учебной задачи — анализ и оценка результата». Этим определяются следующие дидактические части урока:

  • В — вступление, организационная часть;
  • А — актуализация зон актуального и ближайшего развития (усвоенных, опорных ЗУН);
  • Ин — изучение нового материала (формирование новых ЗУН, СУД);
  • 3 — закрепление материала — повторение и применение;
  • Кон — контроль усвоения;
  • Кор — коррекция;
  • Об — обобщение;
  • Дз — домашнее задание.

Тогда дидактическую структуру традиционного комбинированного урока можно представить следующей формулой:

Урок =В + А + Ин + 3 + Кон + Кор + Об + Дз

Распределение времени на отдельные части урока даст временную его структуру, тип.

Компьютерный урок характеризуется прежде всего интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Если 100% времени урока учащиеся работают на компьютере, он полностью заменяет учителя (в этом случае урока, по существу, нет, есть компьютерное обучение). Если компьютер не используется совсем — это обыкновенный урок. При частичном использовании компьютера получается то, что называется «компьютерным уроком*.

В соответствии с интенсивностью использования компьютера в различных частях урока формула компьютерного ' урока может выглядеть так:

У(%) =В(%) +А(%) +Ин(%) +3(%) +Кон(%) +Кор(%)+ + 0б(%)+Дз(%)

(в скобках указан % времени использования компьютера в  данной части и в уроке в целом).

Все дидактические части урока могут быть компьютеризированы, т.е. осуществляться с помощью и при поддержке компьютерных средств (полностью или частично).

Вариативность использования средств ИКТ
в учебном процессе.

Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

  • полная замена деятельности учителя компьютерным программным средством, электронным пособием по предмету.
  • частичная замена деятельности учителя обучающими программами.
  • использование тренинговых программ для закрепления материала.
  • выполнение домашних творческих заданий.

использование игровых и занимательных программ для закрепления материала.

Современная педагогическая практика  показывает, что можно рационально сочетать  традиционные технологии и ИКТ  в обучении и воспитании.

Применение ИКТ  может существенно изменить в лучшую сторону  качество образования  школьников:

  • - применение современных мультимедийных технологий повышает наглядность урока, как следствие активизируется  внимание ученика, его зрительная память,  мотивация  обучения;
  • - применение электронных учебников, тестовых оболочек на уроке позволяет  сделать работу каждого ученика деятельной, результативной;
  • - применение различных ИКТ на уроке  позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, применить дифференцированные задания;
  • - большой спектр возможностей дают ИКТ для работы с одаренными детьми: исследовательская и проектная  деятельность, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах, дистанционное самообразование.

ИКТ имеет ряд преимуществ перед традиционными технологиями обучения:

1) компактность накопления и хранения информации;

2) мобильность;

3) демонстрация труднодоступного материала (виртуальные лаборатории, виртуальные экскурсии и т.д.);

4) предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

5) быстрая обработка результатов;

6) способствует повышению познавательной активности и мотивации в усвоении знаний за счет разнообразия форм работы;

7) самостоятельная работа учащихся становится контролируемой и управляемой;

8) ИКТ позволяет легко распространить опыт работы учителя.

Директор МБОУ гимназии №2                                         Е.А. Гатальская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: " Зачётная система как одно из условий оптимизации процесса обучения в вечерней школе"

Презентация обобщения опыта работы по теме: "Зачётная система как одно из условий оптимизации процесса обучения в вечерней школе"...

Обобщение опыта работы по теме: "Игры как средство развития познавательной активности и формирования лексических навыкоы на уроках иностранного языка"

"Использование игр на уроках иностранного языка" являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, моти...

Обобщение опыта работы по теме: "Игры как средство развития познавательной активности и формирования лексических навыкоы на уроках иностранного языка"

"Использование игр на уроках иностранного языка" являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, моти...

Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...

Обобщение опыта работы по теме: «Использование методов развития творческих способностей неслышащих младших школьников как средство самореализации личности»

В работе описаны методы развития творческих способностей неслышащих младших школьников как средство самореализации личности ...

Обобщение опыта работы по теме "Использование песенного материала в обучении английскому языку как средство повышения мотивации учащихся"

Обобщение опыта работы по теме "Использование песенного материала в обучении английскому языку как средство повышения мотивации учащихся"...


 

Комментарии

Это титанический труд. Очень полезная разработка для учителя английского языка.Спасибо, Елена Николаевна!