Публичное представление собственного инновационного опыта.
статья на тему

Васильева Татьяна Ивановна

В течение последних пяти лет я работаю над проблемой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с промощью современных технологий". Компьютерные технологии играют важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самопознания, самореализации. Применение компютерных технологий на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует повышению качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_sobstvennogo_opyta.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя математики  МБОУ «Дмитриево-Усадская основная общеобразовательная школа»

Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия

Васильевой  Татьяны Ивановны

Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение  последних пяти лет - «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с помощью современных технологий»

1. Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».  Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть  творческим, самостоятельным, ответственным  коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные  и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому, сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала.  Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе.  В нашу жизнь активно входят компьютерные информационные технологии.  Применение этих технологий объясняется  необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. 

         Компьютерные технологии играют важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Анализируя свой педагогический опыт, можно прийти  к выводу, что именно системная работа  с учащимися в урочное и внеурочное время способствует развитию познавательных интересов учащихся и успешности их деятельности, связанной с учебным предметом математика.

 Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, чтобы  научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

Ведущая педагогическая идея: повышение качества обучения математике, развитие  познавательного интереса и логического мышления, развитие ученика как личности  за счет использования элементов компьютерных технологий  в учебном процессе.

2. Условие формирование опыта.

 Своеобразие: 

Во-первых, применение компьютерных технологий на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. 

Во-вторых, использование компьютерных технологий позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. 

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация). 

В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности. 

В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования. 

Новизна опыта: 

 В разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающих метапредметный подход к обучению;

  • в интерактивном взаимодействии "учитель- ученик - компьютер";
  • в создании и использовании презентаций Power Point и материалов Интернет.

 В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы: 

    принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала,  индивидуализации в условиях коллективной работы.

    Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Педагог  создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.

    Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование  разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе с помощью компьютерных технологий.

3. Теоретическая база опыта.

Теоретической базой опыта явились работы  Т.П.Луниной, Л.Н.Горбуновой и др., представленных   в разных методических пособиях. Приведу лишь некоторые из них:

1. Информационные технологии в образовании. Материалы научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2004 г.

2. Информационная образовательная среда в условиях модернизации образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова, Г.А.Костерина, Н.Н.Пивкина,  С.И.Карпов. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.

3. Методика проведения уроков с использованием информационных технологий. Практический материал. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.

4. Технология опыта.

       Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процесс творчества на  уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное  обучение.

       На современном этапе  перед методикой математики стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий  с традиционными.  Для реализации этого использую технологии: объяснительно-иллюстрирован-ного обучения, личностно-ориентированного обучения,  коммуникативно-диалоговой деятельности, развивающего обучения, компьютерные,  учебно-игровой деятельности, дифференцированного обучения, проектной деятельности, здоровьесберегающие на  уровне отдельных элементов и в системе.

      Средства достижения   этой цели:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;

-использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату ( «правильно- неправильно»), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность,  избирательность в способах работы;

- предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.  

    В своей работе активно использую такое направление технологии как проектная деятельность.  Исследовательские  проекты по математике  практикуются  на всех ступенях обучения, учитывая особенности и методику исследования.  

   Провожу с учащимися дополнительные  занятия, на которых обсуждается методика   исследования.  Это способствует сохранению у ребенка интереса к предмету на протяжении всего школьного обучения. И как результат,   учащиеся обладают навыками проектной и исследовательской работы, у них возникает желание изучать математику.

     Качество знаний учащихся выше при применении ИКТ для отработки навыков учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии, чем при традиционных методах.

   Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами (в электронном виде) я формирую у ребят основные «информационные» компетенции.

   При участии во всероссийских конкурсах,  Интернет-проектах по математике, всероссийских олимпиадах, дистанционных олимпиадах  и других конкурсах школьники  учатся работать в различных поисковых системах.

    Использование компьютера позволило каждому учащемуся:

- работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации. Качество обученности слабых учащихся при этом повысилось;

- создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, следовательно, повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет;

- повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.);

- снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.

    Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

      Использование ИКТ способствует:

-    повышению качества усвоения знаний по математике школьниками до 60 %;

-    развитию самостоятельности;

-   повышению их творческой активности.

5. Анализ результативности.

Результативность применения данной проблемы проявляется в: 

- результатах итоговой аттестации   в форме ГИА;  

2009-2010 учебный год – 86 %

2011-2012 учебный год – 100 %

- участии детей в предметных олимпиадах;

2012-2013 учеб. год

Ф.И.учащегося

Класс

Предмет

Уровень олимпиады

Результат

Исайкин Юрий

7

математика

Школьный

Победитель

Поршакова Мария

7

математика

Школьный

Призёр

2013-2014 учеб. год

Исайкина Анна

6

математика

Школьный

Призёр

Исайкин Юрий

8

математика

Школьный

Победитель

2014-2015 учеб. год

Исайкин Юрий

9

математика

Школьный

Призёр

Исайкина Анна

7

математика

Школьный

Призёр

Поршакова Мария

8

математика

Школьный

Победитель

Поршакова Мария

8

математика

Муниципальный

Участие

- участии детей в заочных олимпиадах, конкурсах и проектах:  

 -  Международный дистанционный  конкурс «Новый урок» 2014 г. Исайкин Юрий ученик 8 класса . – 1 место,    - Международный дистанционный  конкурс «Новый урок» 2014 г. Исайкина Анна ученица 6 класса - участница.

- V Всероссийская дистанционная олимпиада по математике проекта «Центр поддержки талантливой молодежи» январь 2015 г. Исайкин Юрий ученик 9 класса - участник.

6. Трудоёмкость опыта.

 Компьютер   может   использоваться   на   всех   этапах   процесса   обучения:   при  объяснении   нового   материала,   закреплении,   повторении,   контроле.   Для   ученика   он  выполняет   различные   функции:   учителя,   рабочего   инструмента,   объекта   обучения   и поиска дополнительного материала по многим темам. К сожалению, в нашей школе создана не достаточная материальная база для применения ИКТ на уроке: имеется компьтерный класс,  но нет мультимедийного  оборудования, всего один компьютер имеет выход в Интеренет, в школе нет интерактивной доски.

7. Адресность опыта. Данный опыт может применить учитель, который  владеет  навыками работы на ПК,  использует методику использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. 

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в интернет- публикации,  выступлениях на районных методических объединениях учителей математики.  Идет обмен опытом по использованию методических приемов по изучению этой интересной темы, общение с коллегами в сети Интернет. В 2011 году выступала на районном методическом объединении учителей математики по теме «Инновационные технологии в становлении творческой личности», 2012 г. подготовлен доклад на тему: «Актуальные проблемы преподавания математики и пути их преодоления».

С публикациями о представленном инновационном педагогическом опыте Вы можете познакомиться на личном сайте учителя.

8. Наглядные приложения.

- Тема самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с помощью современных технологий». 

-Урок математики в 6 классе: «Действия с обыкновенными дробями и смешанными числами. Презентация к уроку «Действия с обыкновенными дробями и смешанными числами».

-Урок - обобщение в 6 классе: «Сложение чисел с разными знаками». Презентация к уроку «Сложение чисел с разными знаками»

- Урок математики в 6 классе: «Деление обыкновенных  дробей». Презентация к уроку «Деление обыкновенных  дробей».

- Урок геометрии в 8 классе: «Площадь треугольника». Презентация к уроку «Площадь треугольника».

- Урок геометрии в 9 классе по теме «Простейшие задачи в координатах». Презентация к уроку «Простейшие задачи в координатах».

- Внеклассное мероприятие по математики в 7-9 классах: «Путешествие в мир многогранников». Презентация к мероприятию: «Путешествие в мир многогранников»

       Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что компьютерные технологии играют важную роль в системе образования. Так  как  в  процессе  такого  обучения  происходит  активное  участие  в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы  которой  обеспечивают  ученику  возможность  самообразования,  саморазвития  в   ходе овладения знаниями.

                                                       

                                                          Учитель                                     ________________ /Т.И.Васильева/

                                                           Заместитель директора по УВР    _______________ /Е.А.Тишкина/

                                                           Руководитель районного методического

                                                            объединения  учителей математики    _______________ /Е.П.Артюшкина/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта

В данной работе представлен опыт по использованию алгоритмов на уроках русского языка...

Публичное представление собственного инновационного опыта

Формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления - вот проблема, над которой я работаю. И потом...

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

Публичное представление собственного инновационного опыта

В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого сов...

Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...

Публичное представление собственного инновационного опыта

Обобщаю опыт работы над проблемой " Использование компетентностного подхода с использованием новых технологий на уроках русского языка и литературы"....