Профессиональная компетентность преподавателя как условие обеспечения качества подготовки специалиста
статья на тему
Системе образования требуются кадры, умеющие конструировать новые знания и критично относиться к старым. Критичность, как свойство личности педагога, выступает атрибутом развивающегося и активно познающего мир человека.
Актуальность исследования определяется также и тем, что в соответствии с Концепцией модернизации российского образования повышаются требования к профессиональной подготовке педагогов, которые не просто должны владеть отдельными умениями и знаниями по направлениям своей педагогической деятельности, но и обладать высокоразвитыми ключевыми компетенциями
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Вознесенский агротехнический техникум»
Доклад
Тема: «Профессиональная компетентность преподавателя как условие обеспечения качества подготовки специалиста»
Выполнил: Севостьянов Иван Петрович
2011г
Системе образования требуются кадры, умеющие конструировать новые знания и критично относиться к старым. Критичность, как свойство личности педагога, выступает атрибутом развивающегося и активно познающего мир человека.
Актуальность исследования определяется также и тем, что в соответствии с Концепцией модернизации российского образования повышаются требования к профессиональной подготовке педагогов, которые не просто должны владеть отдельными умениями и знаниями по направлениям своей педагогической деятельности, но и обладать высокоразвитыми ключевыми компетенциями
Сегодня в социально-экономической сфере, характеризуемой быстрой динамикой общественных процессов, сжатых до минимальных сроков сменой поколений техники и технологии, помимо способности реализовывать стандартные профессиональные задачи на первый план выдвигаются такие виды деятельности работника, как способность адаптироваться, предвидеть трудности, решать проблемы, сотрудничать и координировать свою деятельность. Из всех ресурсов производства определяющим становится человеческий потенциал. Это связано с тем, что в хозяйственной сфере все чаще возникают непредсказуемые ситуации, характеризующиеся большой степенью неопределенности, разрешение которых под силу только человеку. Современному работнику одних умений и знаний, которых обычно хватает для выполнения какой-либо профессиональной деятельности, уже недостаточно.
В таких условиях педагогика профессионального образования, отвечая требованиям экономического и общественного развития, должна уходить от традиционных подходов в обозначении критериев подготовки выпускников (формирования совокупности знаний, умений, навыков) к применению компетентностного подхода, согласно которому важнейшей задачей образования является формирование компетенции - комплекса свойств личности, обеспечивающих достаточный для самостоятельного осуществления профессиональной деятельности, уровень самоорганизации личности. Компетенции кладутся в основу проектирования образовательных стандартов третьего поколения и обеспечения контроля качества образования.
Историческое рассмотрение становления понятий «компетентность» и «компетенция» помогут нам раскрыть методологическую сущность компетентностного подхода. Некоторые исследователи полагают, что «основателем компетентностного подхода был Аристотель, который изучал возможности состояния человека. Другие считают, что понятия «компетентность и компетенция» начали использоваться с 1958 года. Широкий интерес к проблеме исследования компетенций связан с запуском искусственного спутника Земли СССР в октябре 1957 года и последовавшей вслед за этим широчайшей критикой системы образования в США. Именно в этот период появились публикации, сравнивавшие содержание образования в США и СССР. Разведение принятых педагогикой понятий «компетенция» и «компетентность» можно отнести к этому же периоду. По мнению ряда исследователей интерес к проблеме исследования компетенций «обычно совпадал с кризисными ситуациями в экономике, образовании и культуре».
Итак, компетентность – новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Компетенции – опредмеченные в деятельности компетентности работника; круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав.
Компетенции относятся к деятельности, компетентность характеризует субъекта деятельности. Компетентность не противостоит знаниям, умениям, способностям и личностным качествам. При определенных условиях знания, умения, способности и личностные качества могут рассматриваться с позиций профессиональной компетентности.
В России в период 1970 ‒ 1990 годов разрабатываются различные классификации компетенций, признанные педагогической общественностью. Е.В. Бондаревская, А.А.Деркач, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.В. Мясищев, А.Ш. Палферова, Л.А. Петровская и другие авторы используют понятия «компетентность» и «компетенция» как для описания конечного результата обучения, так и для описания различных свойств личности (присущих ей или приобретенных в процессе образования).
До сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность». Понятие «компетентность» используется для описания конечного результата обучения; понятие компетенция приобретает значение «знаю, как» в отличие от ранее принятого ориентира в педагогике «знаю, что». Н.И. Алмазова определяет компетенции как знания и умения в определенной сфере человеческой деятельности, а компетентность – это качественное использование компетенций. Другое определение компетентности дал Н.Н. Нечаев: «Доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей». Н.Ф.Талызина, Н.Т. Печенюк, Л.Б. Хихловский, В.Д. Шадриков, Р.К. Шакуров, В.М. Шепель и др. отмечают, что понятия «знания», «умения», «навыки» неточно характеризуют понятие «компетентность», так как, по их мнению, «компетентность» предполагает владение знаниями, умениями, навыками и жизненным опытом.
Рассматривая профессиональные компетенции, большинство исследователей выделяют:
1) простые (базовые) компетенции (формируемые на основе знаний, умений, способностей, легко фиксируемые, проявляющиеся в определенных видах деятельности)
2) ключевые компетенции – чрезвычайно сложные для учета и измерения, проявляющиеся во всех видах деятельности, во всех отношениях личности с миром, отражающие духовный мир личности и смыслы ее деятельности.
В некоторых исследованиях есть другие квалификации:
1) стандартные – те, без которых невозможно нормальное функционирование личности или организации
2) ключевые – обеспечивают их конкурентоспособность на социально-экономическом рынке, выгодно отличая от аналогичных представителей,
3) ведущие – это «сотворение» будущего, проявляющееся в инновационности, креативности, динамичности и диалогичности (кооперативности, децентрации, поликультурности).
В 70 – 80 годах ХХ века в США уделялось большое внимание разработке концепции обучения педагогов на основе компетентностного подхода. В результате наблюдения за деятельностью наиболее эффективно работающих педагогов и моделирования потребностей будущего был выявлен ряд компетенций, основанных на «трех китах» деятельности и личности педагога: «знать, делать, быть». С тех пор влияние личностных качеств преподавателя на его профессиональную компетентность отмечается практически всеми исследователями.
П.Ф. Каптерев внес большой вклад в разработку компетентностного подхода к профессиональной подготовке учителей. Он подразделял все качества личности педагога на объективные (степень знания учителем своего предмета, степень владения методологией науки и глубина его научных знаний, владение общими дидактическими и методическими принципами, способность проникать и комплексно воспринимать особенности детской психологии) и субъективные (преподавательское искусство, педагогический талант, творчество и т.п.) [9]. А.К. Маркова при изучении профессиональной компетенции педагога сгруппировала умения, обеспечивающие эффективность преподавания, и личностные свойства педагога, и сделала вывод, что профессиональная компетенция педагога – «это такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников».
Содержание профессионально-личностных компетенций преподавателя в ХХ1 веке подробно и аргументировано раскрыто Т.Е. Исаевой. Автор выделяет:
1) адаптационно-цивилизационные компетенции
2) социальные компетенции
3) социально-организационные компетенции
4) профессиональные (предметные / методические) – совокупность знаний, умений, методов обучения, способов трансляции профессионально-корпоративного опыта, обусловленных спецификой преподаваемой дисциплины и избираемых в соответствии с педагогической системой, которой придерживается преподаватель
5) коммуникативную
6) ценностно-смысловые – обеспечивают человеку сохранение «самости» в любых условиях .
В настоящее время разработан профессиональный стандарт педагогической деятельности в соответствии с федеральной целевой программой развития образования на 2006–2010 годы. Он является первым опытом создания профессиональных стандартов в области образования. Стандарт разработан с позиций компетентностного подхода.
Под профессиональным стандартом педагогической деятельности понимается система требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности.
Он представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности), позволяющим в своей целостности занятия педагогической деятельностью и определяющими успех в этой деятельности.
Требования к компетентности педагога будут определяться функциональными задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности. Иными словами, для реализации определенных функциональных задач (профессиональных компетенций) педагог должен обладать определенной компетентностью.
Установление содержания профессиональной компетентности обосновывается с позиций психологической теории деятельности, конкретно, с позиций психологической функциональной системы деятельности, которая в общем виде описывает основные функциональные задачи любой деятельности.
№ Базовые компетентности педагога Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентности
I. Личностные качества
1.1. Вера в силы и возможности обучающихся Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся в образовательной деятельности. Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся;
Осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность;
Уметь находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития;
Уметь разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты.
1.2. Интерес к внутреннему миру обучающихся Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности Умение составить устную и письменную характеристику обучающихся, отражающую разные аспекты его внутреннего мира;
Умения выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается
Умение построить индивидуализированную образовательную программу
Умение показать личностный смысл обучения с учетом индивидуальных характеристик внутреннего мира.
1.3. Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеоло-гизированное мышление педагога) Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Убежденность, что истина может быть не одна;
Интерес к мнениям и позициям других
Учет других точек зрения в процессе оценивания обучающихся
1.4. Общая культура Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека. Ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни;
Знание материальных и духовных интересов молодежи;
Возможность продемонстрировать свои достижения;
1.5. Эмоциональная устойчивость Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся. Определяет эффективность владения классом. В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие;
Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки;
Не стремится избежать эмоционально-напряженных ситуаций.
1.6. Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Осознание целей и ценностей педагогической деятельности,
Позитивное настроение,
Желание работать,
Высокая профессиональная самооценка.
II. Постановка целей и задач педагогической деятельности
2.1. Умение перевести тему урока в педагогическую задачу Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Знание образовательных стандартов и реализующих их программ;
2.2. Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся Данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью. Знание возрастных особенностей обучающегося;
Владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте.
III. Мотивация учебной деятельности
3.1. Умение обеспечить успех в деятельности Компетентность позволяющая обучаемому поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения. Знания возможностей конкретных учеников;
Постановка учебных задач, в соответствии с возможностями ученика;
3.2. Компетентность в педагогическом оценивании Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании. Знание многообразия педагогических оценок;
Знакомство с литературой по данному вопросу;
Владение (применение) различными методами оценивания.
3.3. Умение превращать учебную задачу в личностно-значимую Это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности. Знание интересов учащихся, их внутреннего мира;
Ориентация в культуре,
IV. Информационная компетентность
4.1. Компетентность в предмете преподавания Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось);
.
4.2. Компетентность в методах преподавания Обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности. Знание нормативных методов и методик;
Демонстрация личностно-ориентированных методов образования;
Наличие своих «находок» и методов, авторской школы.
Использование в учебном процессе современных методов обучения.
4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов) Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся;
4.4. Умение вести самостоятельный поиск информации Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности.
Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск. Профессиональная любознательность;
Умение пользоваться различными информационно– поисковыми технологиями;
Использование различных баз данных в образовательном процессе.
V. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений
5.1. Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты. Умение разработать образовательную программу является базовым в системе профессиональных компетенций. Обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных программ.
Знание образовательных стандартов и примерных программ;
Наличие персонально разработанных образовательных программ:
5.2. Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях Педагогу приходится постоянно принимать решения:
Как установить дисциплину;
Как мотивировать академическую активность;
Как вызвать интерес у конкретного ученика;
Как обеспечить понимание и т.д.
Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения;
VI Компетенции в организации учебной деятельности
6.1. Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других. Знание обучающихся;
Компетентность в целеполагании
Предметная компетентность;
Методическая компетентность;
Готовность к сотрудничеству.
6.2. Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности Добиться понимания учебного материала – главная задача педагога. Знание того, что знают и понимают ученики;
Свободное владение изучаемым материалом;
6.3. Компетентность в педагогическом оценивании Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создает условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Знание функций педагогической оценки;
Знание видов педагогической оценки;
Знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности;
Владение методами педагогического оценивания;
6.4. Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения Свободное владение учебным материалом;
Знание типичных трудностей при изучении конкретных тем;
Способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации необходимой для решения учебной задачи;
Умение выявить уровень развития обучающихся;
6.5. Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса Обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.
Знание современных средств и методов построения образовательного процесса;
Умение использовать средства и методы обучения.
6.6. Компетентность в способах умственной деятельности Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных операций Знание системы интеллектуальных операций;
Владение интеллектуальными операциями;
В настоящее время система повышения квалификации педагогов отстает от реальных потребностей отрасли образования, не позволяет осуществлять развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса. В связи с этим возрастают требования к профессиональному уровню педагогов, соответствующему запросам современной жизни и являющемуся необходимым условием модернизации системы российского образования. Повышение профессионализма педагогических кадров основано на освоении и внедрении в образовательный процесс современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие ключевых компетенций.
Совет Европы определяет пять групп ключевых компетенций, формированию которых придается важное значение: политические и социальные, межкультурные, коммуникативные, социально-информационные, персональные.
Недостаточный уровень подготовки специалистов в области развития ключевых компетенций в значительной степени зависит от разработанности проблемы в педагогической науке и отражения полученных результатов во всех сферах педагогической деятельности.
Процесс профессионального развития и становления педагога изучен достаточно глубоко в работах Ю.А. Конаржевского, А.В. Мудрика и других.
Анализ научной литературы позволил выявить следующие недостатки в области развития ключевых компетенций в системе повышения квалификации:
-недостаточный объем теоретических и практических знаний педагогов о современных образовательных технологиях, способствующих развитию ключевых компетенций;
-отсутствие системности в развитии ключевых компетенций у педагогов общеобразовательных учреждений;
-ограниченное применение в профессиональной деятельности эффективных методов и способов обучения, не обеспечивающих стимулирование педагогов к постоянному повышению своего профессионального уровня и развитию ключевых компетенций;
-нереализованное обеспечение методического и дидактического сопровождения внедрения в учебно-воспитательный процесс новых педагогических технологий;
-минимальный учет первоначальной технологической подготовки педагогов и отсутствие дифференцированного подхода в повышении их квалификации, что исключает учет потребностей конкретного педагога или образовательной организации.
В условиях модернизации образования содержание профессиональной подготовки педагогов должно способствовать развитию ключевых компетенций.
Компетентностный подход в образовании открывает возможности для более качественной подготовки личности к реальной жизни, включая знание предмета, осуществление продуктивной деятельности и актуализацию личностных ресурсов. Успешность профессиональной карьеры специалиста по окончании вуза и реализация полученных им знаний, умений и навыков в практической деятельности зависит от развития у него ключевых компетенций.
Владение ключевыми компетенциями позволяет успешно решать задачи, стоящие перед специалистом, предполагает высокий уровень инициативы, способности организовать людей для достижения поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий.
Анализ литературы позволил определить компетентность как интегральное личностно-профессиональное качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности и способности на его основе к успешной, продуктивной и эффективной деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны, а также обеспечивающее возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром с помощью соответствующих компетенций.
Итак, компетенция – это система знаний, которая активизируется и обогащается в деятельности. Ключевые же компетенции определяют реализацию специальных компетентностей и конкретных компетенций. Ключевые компетенции – это система универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности; компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью. Понимаемая в изложенном ключе компетенция должна занять ведущее место в профессиональной подготовке специалиста.
Одним из способов развития ключевых компетенций педагогов является технология критического мышления. В отличие от других педагогических технологий в центре технологии критического мышления стоят не четко сформулированные диагностические цели обучения и последовательное процедурное их достижение, а личность обучающегося, формирование и развитие у него рефлексивного мышления, умения самостоятельно формулировать и ставить цели своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование профессиональной компетентности педагога как условие повышения качества образования
Профессиональная компетентность - один из показателей качественной работы педагога. Повышение своего профессионального уровня - наипервейшая обязанность каждого педагога.В работе представлен опы...
Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования (тезисы к региональной НПК)
Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования (тезисы к региональной НПК)Качество образования рассматривается как к...
Сборник статей XVII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы обеспечения качества подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях»
Сборник статей XVII Всероссийской научно-практической конференции «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»...
Статья "Педагогические условия обеспечения качества подготовки и проведения ГИА в форме ОГЭ и ГВЭ по русскому языку"
Из опыта работы....
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса
Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и...
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА" 2018г....
"Профессиональный рост педагога как условие обеспечения качества образования"
Доклад на педагогическом совете "Профессиональный рост педагога как условие обеспечения качества образования"...