КЛАССНЫЙ ЧАС: "Права"
классный час (5 класс)
Цель: Повышение социально – правовой компетентности посредством обучения навыкам реализации своих прав и обязанностей. Способствовать формированию активной гражданской позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_prava.docx | 38.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Повышение социально – правовой компетентности посредством обучения навыкам реализации своих прав и обязанностей. Способствовать формированию активной гражданской позиции.
Педагогическая технология: технология сотрудничества.
Задачи:
образовательные: приобретение учащимися знаний о правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. Познакомить с основным законом – Конституцией России, с «Конвенцией ООН о правах ребенка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей
развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания, используя дополнительную литературу. Разностороннее развитие личности, наблюдательности.
воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание грамотности.
социальные: формирование навыка сотрудничества.
исследовательские: Освоение первичных навыки проведения исследований по алгоритму: Тема, Цель, гипотеза, сбор информации (Спрошу у другого человека, вспомню, посмотрю в дополнительных источниках) , обобщение, выводы, результат. Через рефлексию – учить детей размышлять, направлять на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Методы обучения:
словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы;
частично – поисковый – выполнение работы в группах;
наглядно – образный – энциклопедии, презентация, аудио, отрывки из литературных произведений, иллюстрации..
Форма проведения: классный час с применением педагогической технологии: технологии сотрудничества, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Оборудование: презентация, иллюстрации, аудио -ролик, отрывки из литературных произведений, словари.
Подготовительная работа:1. приготовить энциклопедии Даля, Ожегова, словарь Бабенко, В.Антонов «Изучаем права человека», Шабельник «Ваши права».
2.Вопросы для исследования (на листочках) на 3 группы: Найдите, что обозначает слово закон, право, конституция, конвенция.
3.Листочки в виде разного цвета с изображением Фемиды и календарем правовых дат
4. Презентация -поэтапное проведение урока.
5. Ролик - презентация рефлексия.
6.Дети до урока делятся на группы, выбирают командира группы, садятся вокруг одного стола.
Ход урока
1.Приветствие (все встают в круг):Рефлексия настроения и эмоционального настроя
Учитель: Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом! (Сл.1)
Я предлагаю поздороваться всем тем,
- кто родился зимой, летом, весной, осенью,
-кто пришел с хорошим настроением.
Социальный педагог: Радостно от того, что мы с хорошим настроением собрались сегодня для серьезного разговора.
2. Объявление темы и постановка цели занятия (рефлексия деятельности. Устная.)
Речь пойдёт сейчас о вас.
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать.
Тема: « Наши права и наши обязанности» (Сл.2)
- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? На какой важный вопрос нужно ответить? Какие права и обязанности имеют дети. В каких документах они прописаны.
3. Работа в группе (Исследовательская работа)
давайте с вами проведем исследование слов, которые будут сегодня хозяевами нашей беседы: закон, право, конституция, конвенция, обязанность.
- Перед вами лежат словари Бабенко, Ожегова, Даля. Найдите в них ответы на вопросы которые прописаны на слайде (Сл.3) . Нашли, замечательно. Продолжим.
4. Как возникли наши законы. Необходимость создания законов. (Сл.4)
-Давным - давно на Земле появились люди, с ними появились главные вопросы:
-Что люди могут делать и чего не могут?
- что обязаны и чего не обязаны?
На что они имеют право, на что не имеют?
Так в беседах, с помощью различных религий, в битвах, войнах, в драках появились законы.
А теперь скажите, как в толковом словаре Бабенко (Стр. 714) разъясняется это слово. (Сл.5)
Дети читают: Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.
Самая ранняя система закона была сформирована около 1700 года до н.э. царем Вавилона.
Позже в эпоху средневековья действия людей регулировала церковь. (Люди не знали законов природы, если шёл летом снег, гроза, то церковь говорила, что люди сами виноваты в этом, тем самым заставляли людей ей подчиняться) (Сл.6)
В греческой мифологии богиню правосудия звали – Фемида. На весах, которые она держит, взвешиваются добрые и злые поступки человека. Глаза у богини завязаны, в знак того, что она судит беспристрастно, т.е. честно не зависимо кто перед ней мужчина или женщина, богатый человек или бедный…
5. Конституция РФ (Сл.7)
Как Сергей Иванович Ожегов объясняет слово – Конституция?
Конституция РФ - главный, основной закон нашей страны
Для того чтобы было равноправие у всех людей по отношению к правосудию
12 декабря 1993г (20 лет назад) был принят главный закон нашей страны - Конституция.
12 декабря является государственным праздником. В конституции прописаны права и обязанности наших граждан.
5. Разъяснение прав детей. (Сл.8)
Что такое право?
Как Владимир Иванович Даль в толковом словаре даёт объяснение этому слову?
(Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми) – толковый словарь Ожегова.
- Зачем вообще нужно знать права людям? (Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни).
6. Игра « Кто больше угадает прав» (Сл.9)
-Что это за документ? (Свидетельство о рождении). О каком праве он вам напоминает? (Право на жизнь Право на имя).
- Какое право может обозначать сердечко? (Право на любовь и заботу).
Что значит забота? Кто о вас заботится? (Родители, государственная власть РФ, педагоги, медицинские работники, социальные педагоги, психологи, организации по правам ребенка – опека, соц. защита).
- Что может обозначать домик? (Право на имущество). Можно ли брать чужую вещь без разрешения?
- Как вы думаете, для чего я вам показываю конверт? О каком праве может идти здесь речь? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать друг за другом).
- А о каком праве вам могут напомнить ваши учебники? (Право на учебу).
- Право на медицинскую помощь
- Право на отдых
7. Организация Объединённых Наций (ООН) (Сл.10)
Ребята, а знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия.
Как Сергей Иванович Ожегов объясняет слово- Конвенция
(Международный договор по специальному вопросу)
Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.
До какого возраста, согласно Конвенции ООН, человек считается ребенком?
(До 14 лет, до 16 лет, до 18 лет, до21 года). (Сл.23)
8. Анализ поступков сказочных героев. (Сл.11)
Давайте, поможем сказочным героям отстоять свои права.
( На слайдах: Рассмотри рисунки. Нарушение, каких прав изобразил художник.
Статья 5,9,13.)
Ребята, так значит, что вы имеете право делать что хотите, когда хотите и с кем хотите? Так ли это? А если вы вредите своими правами другим людям, то значит, что вы нарушаете права других людей. Рядом с правами прописаны в Конституции, в Конвенции о правах ребёнка и обязанности .
9.Устав школы.
Обязанности учеников. (Рефлексия деятельности. Письменная)
Какие обязанности существуют у учеников, и в каком документе они прописаны?
Тест «Соблюдаю ли я устав школы» (ДА+, НЕТ-)(Сл.16)
1. Не пропускаю без уважительной причины занятия в школе.
2. Хожу всегда аккуратным?
3.Не приношу в школу опасных предметов, которые могут принести вред ребятам?
4. Берегу школьное имущество?
5. Не беру чужие вещи без разрешения владельца?
6. Не дерусь с ребятами на перемене.
7.Уважительно отношусь к работникам школы(поварам, учителям, администрации, тех. персоналу…)
8. Приношу форму на занятия физкультурой?
Нужно пользоваться правами не принося вред другим людям. Иначе это будет расцениваться как нарушение прав, и наказываться по закону РФ.
10. Анализ ситуаций.
Сын пришёл со школы, поел и пошёл играть. Мама говорит: сынок убери за собой посуду. А сын отвечает « в конвенции по правам человека говорится, что я имею право на отдых»
- прав ли сын?
11. Рефлексия содержания учебного материала.(Анкета самоанализа) (Сл.17)
- Я узнал сегодня, что у каждого ребенка есть…….
- все права и обязанности прописаны в документах, которые называются…..
- мне было интересно на занятии….
- я запомнил….
- я никогда не знал , а сегодня узнал, что…
- хочу сказать спасибо…
Вывод: Только живя по правилам. Взрослые, дети и вся страна будет жить счастливо. Я вам желаю счастья.
12. КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ и Афродита. (Сл.18)
1 июня – Международный день защиты детей
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека
13.Рефлексия настроения ролик (Жеребенок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Правила поведения вблизи водоемов"
Классный час для 5 класса о правилах поведения на воде и вблизи водоемов в летнее время...
Классный час "Правила поведения на водоемах"
Классный час для учащихся средней школы с ЦОР " Правила поведения на воде"...
План-конспект классного часа "Права ребёнка - права человека".
Ознакомить обучащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с основными положениями «Конвенции о правах ребенка»,спобствовать формированию у подростков правовой культ...
Классный час "Права нужны, а обязанности важны"( презентация к классному часу)
Презентация к классному часу в 7 классе "Права нужны, а обязанности важны"...
Классный час «Права детей» 20 ноября 2014 года Рыбакова Вера Васильевна, классный руководитель 6-7
В 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”. Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специа...
Классный час «Права ребенка – это ваши права»
На занятии происходит знакомство младших школьников с понятиями: «Конвенция о правах ребёнка», «право», «обязанность», а так же - с правами и обязанностями ребенка 1-3 -х классов. Воспитываем правовую...
Классный час "Правила дорожные знать каждому положено". Презентация "Правила дорожные знать каждому положено".
Классный час был проведён в рамках республиканского конкурса "Зелёный огонёк" с целью уточнения и расширения представлений обучающихся о правилах дорожного движения....