Образовательная программа по географии основного общего образования.
материал на тему
Образовательная программа по географии основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_6-9_klass.doc | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Пояснительная записка
Образовательная программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, образовательной и авторской программы А. А. Летягин, И.В.Душина: География:Программа.6-10 классы общеобразовательных учреждений.- .; Вентана-Граф, 2007. – 80 с), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Структура документа
Образовательная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; минимальный перечень практических работ.
В конце программы приведены требования к уровню подготовки выпускников основной школы.
Общая характеристика учебного предмета
Образовательная программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Цели.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю+ 1 час в неделю региональный компонент; в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по географии
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
6 класс (70 часов)
Программа рассчитана на 70ч. В ней предусмотрено 17 практических работ, 5 контрольных работ и 2 экскурсии.
№ | тема | Кол- во часов | мониторинг | Практическая часть | вид работы: обучающая –О, проверочная - П | экскурсия | Региональный компонент | |
1 | Введение | 4 | Смена | |||||
2 | Планета Земля. Изображение земной поверхности | 15 | Контрольная работа № 1 по теме : «План местности» | Практическая работа №1 «Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу» | О | Проведение простейших географических исследований | ||
Практическая работа №2 «Определение азимутов и расстояний на местности.» | П | Снимок села из космоса. Изображение холмов и оврагов на карте окрестностей села. Карты района , села и окрестностей Построение простейших глазомерных планов участков местности Определение координат области, района, села | ||||||
Практическая работа №3 «Изображение неровностей поверхности Земли на плане местности.» | П | |||||||
Практическая работа №4 «Составление плана местности» | П | |||||||
Практическая работа №5 «Географические координаты» | О | |||||||
Практическая работа №6 «Ориентирование по карте» | П | |||||||
3 | Геосфера Земли | 42 | Контрольная работа №2 по теме: «Литосфера» | Практическая работа №7 «Горные породы и минералы» | П | Земная поверхность: формы рельефа своей местности Определение вида и причин выветривания своей местности Наблюдение за погодой, высотой солнца над горизонтом Поверхностные и подземные воды Новосибирской Разнообразие растений и животных, особенности их распространения на территории Новосибирской области. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных | ||
Контрольная работа № 3 по теме « Гидросфера » | Практическая работа №8 «Сейсмические пояса извержения вулканов.» | П | ||||||
Контрольная работа №4 по теме « Атмосфера » | Практическая работа № 9 «Горы суши». | П | ||||||
Практическая работа №10 «Равнины суши» | П | |||||||
Практическая работа № 11 «Описание рельефа своей местности». | П | |||||||
Практическая работа № 12 «Части Мирового океана» | П | |||||||
Практическая работа № 13 «Речная система» | П | |||||||
Практическая работа № 14 «Наблюдение за погодой» | П | |||||||
Практическая работа № 15 «Ознакомление флорой и фауной своей местности» | О | |||||||
Практическая работа № 16 «Ознакомление с многообразием почв своей местности» | П | |||||||
4 | Население Земли | 2 | Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей своей местности. Воздействие хозяйственной деятельности человека | |||||
5 | Природа и население своей местности | 4 | Практическая работа № 17 «Ознакомление с природными комплексами своей местности» | П | экскурсия 1 | Понятие «малая Родина». Роль географической науки | ||
6 | Повторение и резерв | 3 | Контрольная работа № 5 по теме : «Физическая география» | |||||
ИТОГО | 70 | Практических работ – 18 | Экскурсий -2 |
В результате изучения географии в 6 классе ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных
7 класс
Программа рассчитана на 70ч. В ней предусмотрено 23 практических работ, 5 контрольных работ и 2 экскурсии.
№ | тема | Кол- во часов | мониторинг | Практическая часть | вид работы: обучающая –О, проверочная - П | экскурсия |
1 | ВВЕДЕНИЕ | 2 | ||||
2 | ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЛИ | 11 | Практическая работа №1 «Характеристика форм рельефа» | О | ||
Практическая работа №2 «Характеристики климатических | О | |||||
Практическая работа №3 «Природные зоны | О | |||||
Практическая работа №4 «Политическая карта мира» | О | |||||
3 | МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ. | 51 | Контрольная работа№1 по теме: «Африка» Контрольная работ№2 по теме: «Южная Америка Контрольная работа№ 3 по теме: «Северная Америка» Контрольная работа №4 по теме: «Евразия» | Практическая работа №5 «Г.П. Африки..» | О | |
Практическая работа №6 «Г.П. Африки. Основные формы рельефа и месторождение полезных | П | |||||
Практическая работа №7 «Климатические особенности материка» | П | |||||
Практическая работа №8 «Внутренние воды Африки » | О | |||||
Практическая работа №9 «Характеристика природных зона Африки » | П | |||||
Практическая работа №10 « Характеристика стран Африки.» | О | |||||
Практическая работа №11 «Сравнительная характеристика стран Африки.» | П | |||||
Практическая работа №12 «Географическое положение Австралии» | П | |||||
Практическая работа №13 «Географическое положение и история освоения материка Южная Америка. » | П | |||||
Практическая работа№14 «Климатические особенности и внутренние воды материка» | О | |||||
Практическая работа №15 «Сравнительная характеристика стран Южной Америки.» | П | |||||
Практическая работа №16 «Природа Антарктиды» | О | |||||
Практическая работа №17 «Географическое положение Северной Америки» | О | |||||
Практическая работа №18 «Основные формы рельефа и месторождение полезных ископаемых Северной Америки.» | П | |||||
Практическая работа №19 «Внутренние воды Северной Америки.» | П | |||||
Практическая работа №20 «Сравнительная характеристика стран Северной Америки.» | П | |||||
Практическая работа №21 «Внутренние воды Евразии» проверочная | ||||||
Практическая работа №22 «Характеристика природных зона Евразии.» | ||||||
Практическая работа №23 | ||||||
4 | Географическая оболочка | 3 | Экскурсия | |||
5 | Повторение и резерв | 3 | Контрольная работа № 5 по теме: «География материков и океанов». | |||
ИТОГО | 70 | Практических работ 23 | 1 |
В результате изучения географии в 7 классе ученик должен
знать/ понимать:
основные географические понятия и термины курса географии материков и океанов, различия географических карт по содержанию, масштабу, способам изображения, результаты выдающихся географических открытий и путешествий; взаимосвязи между процессами и явлениями в геосферах земли, географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов земли, различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений.
Уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, разных территорий земли, их обеспеченности природными
ресурсами, экологических проблем;
приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных
источников информации;
определять на карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: чтения карт различного содержания;
проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями;
принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;
понимания географической специфики регионов и стран мира.
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
определять собственные позиции по отношению к изменениям, происходящим в мире;
правильно воспринимать окружающую действительность, понимать те процессы, которые
происходят в мировой политике и экономике;
ориентироваться на рынке труда
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по географии
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
8 класс (72 часов)
Программа рассчитана на 72 ч. В ней предусмотрено 19 практических работ, 3 контрольные работы и 2 экскурсии.
№ | тема | Кол- во часов | мониторинг | Практическая часть | вид работы: обучающая –О, проверочная - П | экскурсия | Региональный компонент |
1 | ВВЕДЕНИЕ | 6 | Практическая работа №1 Географическое положение России | О | Особенности географического положения Новосибирской | ||
Практическая работа №2 Моря омывающие берега России. | П | ||||||
Практическая работа №3 «Россия на карте часовых поясов» | О | ||||||
Практическая работа №4 « Исследование территории России. | П | ||||||
2 | РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ | 6 | Практическая работа №5 «Геологическое строение территории России». | О | Особенности рельефа, полезные ископаемые НСО. | ||
Практическая работа №6 «Минеральные ресурсы России» | П | ||||||
Практическая работа №7 «Рельеф и геологическое строение. Полезные ископаемые России» | П | ||||||
3 | КЛИМАТ РОССИИ | 6 | Практическая работа №8 «Закономерности распределения тепла и влаги» | О | Особенности климата, тип климата, факторы его формирования, климатический пояс. Климат и хозяйственная деятельность людей. Способы адаптации человека | ||
Практическая работа №9 «Типы климатов». | О | ||||||
Практическая работа №10 «Выявление способов адаптации человека к климатическим условиям на примере своей местности.» | П | ||||||
4 | ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ | 4 | Практическая работа №11 «Характеристика речной системы». | П | Внутренние воды и водные ресурсы, Экологические проблемы внутренних вод своей местности | ||
Практическая работа №12 Экологические проблемы внутренних вод своей местности | О | ||||||
5 | ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ | 4 | Практическая работа №13 «Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий почвообразования.» | О | Почвы | ||
Практическая работа №14 Выявление особенностей почв своей местности | П | ||||||
6 | РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР | 4 | Практическая работа №15 Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы. | О | Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. | ||
Практическая работа №16 Выявление особенностей ф.и ф. своей местности. | П | ||||||
7 | ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ | 7 | Контрольная работа | Практическая работа №17 Характеристика моря. | П | Оценка природных ресурсов Стихийные природные явления на территории области. | |
Практическая работа №18 Оценка природных условий и ресурсов. . | О | ||||||
8 | КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ | 22 | Контрольная работа | Практическая работа №19 Составление сравнительной характеристики гор Кавказ и Урал | П | ||
9 | ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА | 11 | Контрольная работа | . | Экскурсии 2 часа | Проведение простейших географических исследований. | |
10 | Резервное время | 2 | |||||
ИТОГО | 72 | 3 | 19 |
В результате изучения географии в 8 классе ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по географии
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
9 класс (68 часов)
Программа рассчитана на 68ч. В ней предусмотрено 15 практических работ, 5 зачетов , 1 контрольная работа и 1 экскурсия.
№ | тема | Кол- во часов | мониторинг | Практическая часть | вид работы: обучающая –О, проверочная - П | экскурсия | Региональный компонент |
1 | Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России
| 3 | Практическая работа №1 Обозначение на контурной карте республик и их столиц. | П | |||
2 | География населения России | 7 | Практическая работа №2 Определение плотности населения, сферы занятости населения. | О | |||
3 | Экономика Российской Федерации | 4 | |||||
4 | География отраслей и межотраслевых комплексов | 22 | Зачёт «Общая характеристика хозяйства России”. | Практическая работа №3 Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения. | П | ||
Практическая работа №4 Характеристика нефтяного и угольного бассейна | О | ||||||
Практическая работа №5 Характеристика металлургической базы, факторы размещения металлургии меди и алюминия. | П | ||||||
Практическая работа №6 Характеристика химической промышленности. | О | ||||||
Практическая работа №7 особенности размещения животноводства и растениеводства на территории России. | П | ||||||
Практическая работа №8 Развитие пищевой промышленности. | П | ||||||
5 | Региональная география России | 24 | Зачёт ”Западная экономическая зона”. Зачёт ”Восточная экономическая зона”. | Практическая работа №9 Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России | П | ||
Практическая работа №10 Сравнительная характеристика Москвы и С.- Петербурга | П | ||||||
Практическая работа №11 Составление и анализ схем хозяйственных связей Двинско-Печорского района . | О | ||||||
Практическая работа №12 Хозяйственное развитие Северного Урала | П | ||||||
Практическая работа №13 Изучение и оценка природных условий западно-Сибирского района для жизни и быта человека | П | ||||||
Практическая работа №14 Особенности природы Восточной Сибири | П | ||||||
Хозяйство Новосибирской области | 3 | Зачёт «Экономика Новосибирской области» | Практическая работа №15 Характеристика Новосибирской области. | П | 1 | Население области. Численность, размещение, естественное движение населения. Направления и типы миграции. Анализ экономических карт области (района) для определения типов территориальной структуры хозяйства. | |
География стран Ближнего Зарубежья | 1 | Зачёт «Страны Ближнего Зарубежья» | |||||
Внешние экономические связи России | 1 | ||||||
Россия в начале ХХI века | 1 | Новосибирская область в современном мире. Характеристика экономических, политических и культурных связей Новосибирска и Новосибирской области. | |||||
Повторение и резервное время | 1 | Годовая контрольная работа. | |||||
ИТОГО | 68 | 6 | Практических работ 15 | 1 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к семинару "Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения основного общего образования".
Введение ФГОС- процесс сложный и многоплановый, включающий комплекс мероприятий,реализация которых необходима на государственном, региональном, школьном уровнях. Впервые на государственном уровне опре...
Развитие информационно-образовательной среды, соответствующей ФГОС основного общего образования
Данная статья содержит определение ИОС основного общего образования, перечень условий, которые создает ИОС, проблемы и затруднения при создании ИОС....
Актуальность введения новых образовательных стандартов на ступени основного общего образования (выступление на педсовете)
Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта – веление времени....
Статья «Роль учителя истории и обществознания в создании межпредметных образовательных модулей на ступени основного общего образования в рамках пилотного внедрения ФГОС ООО»
МОБУ СОШ №7 п.Весёлый с 2012 -2013 учебного года является региональной пилотной площадкой по опережающему введению ФГОС ООО. Реализация стандартов второго поколения требует изменить и основные принцип...
Методы и средства оценки метапредметных результатов освоения образовательной программы на уровне основного общего образования
.Уважаемые коллеги,предлагаемая презентация содержит .на мой взгляд, интересный материал по реализации деятельностного подхода в обучении, в том числе с помощью пректной деятельности...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по литературе "ЗАЧЁТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ СЕССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по литературе "ЗАЧЁТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ СЕССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ ООО: КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"...
Адаптированная образовательная программа по литературе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития 2023-2024 уч. год
Адаптированная рабочая программа по литературе для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе ...