Образовательная программа по географии основного общего образования.
материал на тему

Колесникова Нина Александровна

Образовательная программа по географии основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_6-9_klass.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ПО ГЕОГРАФИИ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Пояснительная записка

Образовательная  программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, образовательной и авторской программы А. А. Летягин, И.В.Душина: География:Программа.6-10 классы   общеобразовательных учреждений.- .; Вентана-Граф,   2007. – 80 с), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Структура документа

Образовательная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; минимальный перечень практических работ.

В конце программы приведены требования к уровню подготовки выпускников основной школы.

Общая характеристика учебного предмета

Образовательная программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Цели. 

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю+ 1 час в неделю региональный компонент; в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  по  географии          

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

6 класс (70 часов)

Программа рассчитана на 70ч. В ней предусмотрено   17 практических работ, 5 контрольных работ  и 2 экскурсии.

тема

Кол- во часов

мониторинг

Практическая часть

вид работы:

обучающая –О,

проверочная - П

экскурсия

Региональный компонент

1

Введение

4

Смена
времен года, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека (на примере Новосибирской области)

2

Планета Земля.                  

Изображение земной поверхности

15

Контрольная работа № 1 по теме : «План местности»

Практическая работа №1 «Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу»

О

Проведение простейших географических исследований
Ориентирование по картам своей местности; чтение
карт, космических и аэрофотоснимков, статистических
материалов.

Практическая работа №2 «Определение азимутов и расстояний на местности.»

П

Снимок села из космоса. Изображение холмов и оврагов на карте окрестностей села. Карты района , села и окрестностей Построение простейших глазомерных планов участков местности

Определение координат области, района, села

Практическая работа №3 «Изображение неровностей поверхности Земли на плане местности.»

П

Практическая работа №4

«Составление плана местности»

П

Практическая работа №5

«Географические координаты»

О

Практическая работа №6

«Ориентирование по карте»

П

3

Геосфера Земли

42

Контрольная работа  №2 по теме: «Литосфера»

Практическая работа №7

«Горные породы и минералы»

П

Земная поверхность: формы рельефа своей местности
их изменение под влиянием внутренних, внешних и техно-
генных процессов. Полезные ископаемые Новосибирской области, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Определение  и описание горных пород своей местности Природные памятники
литосферы.

Определение вида и причин  выветривания своей местности

Наблюдение за погодой, высотой солнца над горизонтом
сезонными изменениями состояния растительности и водоёмов вашей местности.

Поверхностные и подземные воды Новосибирской
области. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами своей местности.

Разнообразие растений и животных, особенности их распространения на территории Новосибирской области. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных
природных зонах.

Контрольная работа  № 3 по теме  « Гидросфера »

Практическая работа №8

«Сейсмические пояса  извержения вулканов.»

П

Контрольная работа №4 по теме  « Атмосфера »

Практическая работа № 9

«Горы суши».

П

Практическая работа №10

«Равнины суши»

П

Практическая работа № 11

«Описание рельефа своей местности».

П

Практическая работа № 12

«Части Мирового океана»

П

Практическая работа № 13

«Речная система»

П

Практическая работа № 14

«Наблюдение за погодой»

П

Практическая работа № 15

«Ознакомление  флорой и фауной своей местности»

О

Практическая работа № 16

«Ознакомление  с многообразием почв своей местности»

П

4

Население Земли

2

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей своей местности. Воздействие хозяйственной деятельности человека
на водные объекты Новосибирской области. Меры по их со-
хранению и восстановлению. Роль внутренних вод в жизнен-
ном укладе населения. Сохранение человеком растительного
и животного мира своей местности. Наблюдение и описание состояния окружающей среды,
ее изменения, влияния на качество жизни населения.

5

Природа и население своей местности

4

Практическая работа № 17

«Ознакомление  с природными комплексами своей местности»

П

экскурсия 1

Понятие «малая Родина». Роль географической науки
в изучении природы, населения и хозяйства Новосибирской
области Традиционные и современные методы изучения
Земли. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Источники получения
знании о природе, населении и хозяйстве Новосибирской области. Проведение простейших географических исследований.
Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание
на местности и по карте

6

Повторение и резерв

3

Контрольная работа  № 5 по теме : «Физическая география»

ИТОГО

70

Практических работ – 18

Экскурсий -2

В результате изучения географии  в 6 классе ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
  2. уметь
  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных

7 класс

Программа рассчитана на 70ч. В ней предусмотрено   23 практических работ, 5 контрольных работ  и 2 экскурсии.

тема

Кол- во часов

мониторинг

Практическая часть

вид работы:

обучающая –О,

проверочная - П

экскурсия

1

ВВЕДЕНИЕ

2

2

ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЛИ

11

Практическая работа №1

«Характеристика форм  рельефа»

О

Практическая работа №2

«Характеристики климатических
поясов»

О

Практическая работа №3 «Природные зоны
мира».

О

Практическая работа №4 «Политическая карта мира»  

О

3

МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ.

51

Контрольная работа№1  по теме:  «Африка»

Контрольная работ№2 по теме:  «Южная Америка

Контрольная работа№ 3 по теме:  «Северная Америка»

Контрольная работа №4 по теме:  «Евразия»

Практическая работа   №5

«Г.П. Африки..»

О

Практическая работа   №6

«Г.П. Африки. Основные формы рельефа и месторождение полезных
ископаемых Африки.»

П

Практическая работа  №7

«Климатические особенности материка»

П

Практическая работа  №8

«Внутренние воды Африки  »

О

Практическая работа  №9

«Характеристика  природных зона  Африки  »

П

Практическая работа  №10

« Характеристика   стран Африки.»

О

Практическая работа  №11

«Сравнительная характеристика стран Африки.»

П

Практическая работа  №12 «Географическое положение  Австралии»

П

Практическая работа   №13

«Географическое положение и история освоения  материка Южная Америка.  »

П

Практическая работа№14 «Климатические особенности и  внутренние воды материка»

О

Практическая работа  №15

«Сравнительная характеристика стран Южной Америки.»

П

Практическая работа  №16

«Природа Антарктиды»

О

Практическая работа   №17

«Географическое положение  Северной Америки»

О

Практическая работа   №18

«Основные формы рельефа и месторождение полезных ископаемых Северной Америки.»

П

Практическая работа  №19

«Внутренние воды Северной Америки.»

П

Практическая работа  №20

«Сравнительная

характеристика стран Северной Америки.»

П

Практическая работа  №21

«Внутренние воды Евразии» проверочная

Практическая работа  №22

«Характеристика  природных зона  Евразии.»

Практическая работа  №23
«Население Евразии.»

4

Географическая оболочка

3

Экскурсия

5

Повторение и резерв

3

Контрольная работа № 5 по теме: «География материков  и океанов».

ИТОГО

70

Практических работ 23

1

В результате изучения географии  в 7 классе ученик должен

знать/ понимать:

основные географические понятия и термины курса географии материков и океанов, различия географических карт по содержанию, масштабу, способам изображения, результаты выдающихся географических открытий и путешествий; взаимосвязи между процессами и явлениями в геосферах земли, географическую зональность и поясность;

географические особенности природы материков и океанов, географию народов земли, различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений.

Уметь:

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения

географических объектов и явлений, разных территорий земли, их обеспеченности природными

ресурсами, экологических проблем;

приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов стран мира;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных

источников информации;

определять на карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: чтения карт различного содержания;

проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их

изменениями;

принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;

понимания географической специфики регионов и стран мира.

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

определять собственные позиции по отношению к изменениям, происходящим в мире;

правильно воспринимать окружающую действительность, понимать те процессы, которые

происходят в мировой политике и экономике;

ориентироваться на рынке труда

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  по  географии          

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

8 класс (72 часов)

Программа рассчитана на 72 ч. В ней предусмотрено   19 практических работ, 3 контрольные  работы  и 2 экскурсии.

тема

Кол- во часов

мониторинг

Практическая часть

вид работы:

обучающая –О,

проверочная - П

экскурсия

Региональный компонент

1

ВВЕДЕНИЕ

6

Практическая работа №1

  Географическое положение России

О

Особенности географического положения Новосибирской
области, размеры территории, границы, Природные условия и ресурсы. Природный и экологический
потенциал Новосибирской области.

Практическая работа №2

Моря омывающие берега России.

П

 Практическая работа №3  

«Россия на карте часовых поясов»

О

Практическая работа №4 

« Исследование территории России.

П

2

РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

6

Практическая работа №5  

«Геологическое строение территории России».

О

Особенности рельефа, полезные ископаемые НСО.

Практическая работа №6

 «Минеральные ресурсы России»

П

Практическая работа №7  

«Рельеф и геологическое строение. Полезные ископаемые  России»

П

3

КЛИМАТ РОССИИ

6

Практическая работа №8  

«Закономерности распределения тепла и влаги»

О

Особенности климата, тип климата, факторы его формирования, климатический пояс. Климат и хозяйственная деятельность людей. Способы  адаптации человека
к разнообразным климатическим условиям.

Практическая работа №9  

«Типы климатов».

О

Практическая работа №10

«Выявление способов адаптации человека к климатическим условиям на примере своей местности.»

П

4

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

4

Практическая работа №11 

«Характеристика речной системы».

П

Внутренние воды и водные ресурсы,
особенности их размещения на территории области.

Экологические проблемы внутренних вод своей местности

Практическая работа №12

Экологические проблемы внутренних вод своей местности

О

5

ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ

4

Практическая работа №13

 «Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий почвообразования.»

О

Почвы
и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв.
Меры по сохранению плодородия почв.

Практическая работа №14

Выявление особенностей почв своей местности

П

6

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР

4

Практическая работа №15

Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы.

О

Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность.
Особо охраняемые природные территории

Практическая работа №16

Выявление особенностей ф.и ф. своей местности.

П

7

ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

7

Контрольная работа

Практическая работа №17

 Характеристика моря.

П

Оценка природных ресурсов
области, их использование. Наблюдение за природными
компонентами, географическими объектами, процессами
и явлениями своей местности, их описание.

Стихийные природные явления на территории области.

Практическая работа №18

Оценка природных условий и ресурсов.  .

О

8

КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

22

Контрольная работа

Практическая работа №19

 Составление сравнительной характеристики гор Кавказ и Урал

П

9

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

11

Контрольная работа

.

Экскурсии 2 часа

Проведение простейших географических исследований.
Выявление зависимости между тектоническим строением,
рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения
рек, рельефом и климатом;

10

Резервное время

2

ИТОГО

72  

3

19

В результате изучения географии  в 8 классе ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

                              

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  по  географии          

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

9 класс (68 часов)

Программа рассчитана на 68ч. В ней предусмотрено   15 практических работ, 5 зачетов , 1 контрольная работа  и 1 экскурсия.

тема

Кол- во часов

мониторинг

Практическая часть

вид работы:

обучающая –О,

проверочная - П

экскурсия

Региональный компонент

1

Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России

 

3

Практическая  работа №1

Обозначение на контурной карте республик и их столиц.

П

2

География населения России

7

Практическая  работа №2

Определение плотности населения, сферы занятости населения.

О

3

Экономика Российской Федерации

4

4

 География отраслей и межотраслевых комплексов

22

Зачёт «Общая характеристика хозяйства России”.

Практическая  работа №3

Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

П

Практическая  работа №4

 Характеристика нефтяного и угольного бассейна

О

Практическая  работа №5

Характеристика металлургической базы, факторы размещения металлургии меди  и алюминия.

П

Практическая  работа №6

Характеристика химической промышленности.

О

Практическая  работа №7

особенности размещения животноводства и растениеводства на территории России.

П

Практическая  работа №8

Развитие пищевой промышленности.

П

5

Региональная география России

24

Зачёт ”Западная экономическая зона”.

Зачёт ”Восточная экономическая зона”.

Практическая  работа №9

 Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России

П

Практическая  работа №10 Сравнительная характеристика Москвы и С.- Петербурга

П

Практическая  работа №11

Составление и анализ схем хозяйственных связей  Двинско-Печорского района .

О

Практическая  работа №12 Хозяйственное развитие Северного Урала

П

Практическая  работа №13

Изучение и оценка природных условий западно-Сибирского района для жизни  и быта  человека

П

Практическая  работа №14 Особенности природы Восточной Сибири

П

Хозяйство Новосибирской области

3

Зачёт «Экономика Новосибирской области»

Практическая  работа №15

Характеристика Новосибирской области.

П

  1

Население области. Численность, размещение, естественное движение населения. Направления и типы миграции.
Половой и возрастной состав населения. Народы и основные
религии Новосибирска и Новосибирской области. Особенности расселения; городское и сельское население. Крупные
города и другие типы населенных пунктов на территории области. Анализ карт, определение основных показателей, характеризующих население области. Современное хозяйство Новосибирской области. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.
Внутренние различия районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Анализ экономических карт области (района) для определения типов территориальной структуры хозяйства.
Группировка отраслей по различным показателям. Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных районах Новосибирской области.

География  стран  Ближнего  Зарубежья  

1  

Зачёт  

«Страны Ближнего Зарубежья»

Внешние экономические связи России

1

Россия в начале ХХI века

1

Новосибирская область в современном мире. Характеристика экономических, политических и культурных связей Новосибирска и Новосибирской области.

Повторение и резервное время

1

Годовая контрольная работа.

ИТОГО

68

6

Практических работ  15

1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару "Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения основного общего образования".

Введение ФГОС- процесс сложный и многоплановый, включающий комплекс мероприятий,реализация которых необходима на государственном, региональном, школьном уровнях. Впервые на государственном уровне опре...

Развитие информационно-образовательной среды, соответствующей ФГОС основного общего образования

Данная статья содержит определение ИОС основного общего образования, перечень условий, которые создает ИОС, проблемы и затруднения при создании ИОС....

Актуальность введения новых образовательных стандартов на ступени основного общего образования (выступление на педсовете)

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта – веление времени....

Статья «Роль учителя истории и обществознания в создании межпредметных образовательных модулей на ступени основного общего образования в рамках пилотного внедрения ФГОС ООО»

МОБУ СОШ №7 п.Весёлый с 2012 -2013 учебного года является региональной пилотной площадкой по опережающему введению ФГОС ООО. Реализация стандартов второго поколения требует изменить и основные принцип...

Методы и средства оценки метапредметных результатов освоения образовательной программы на уровне основного общего образования

.Уважаемые коллеги,предлагаемая презентация содержит .на мой взгляд, интересный материал по реализации деятельностного подхода в обучении, в том числе с помощью пректной деятельности...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по литературе "ЗАЧЁТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ СЕССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по литературе "ЗАЧЁТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ СЕССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ ООО: КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"...

Адаптированная образовательная программа по литературе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития 2023-2024 уч. год

    Адаптированная рабочая программа по литературе для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе ...