Аттестация 2010 год
презентация к уроку по теме

Зотова Марина Георгиевна

Двигательные умения и навыки как предмет развития основных физических качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

Двигательные умения и навыки

как предмет развития основных физических качеств

                                                   

                                                     Учитель первой квалификационной

                                                      категории по физической культуре

                                                      Зотова Марина Георгиевна

г.Югорск – 2010


Я, Зотова Марина Георгиевна, работаю  МБОУ «СОШ № 4» учителем первой квалификационной категории по физической культуре. Общий педагогический стаж 24 года.

        Физическая культура в цивилизованном обществе рассматривается как процесс и результат целенаправленной деятельности человека, направленной на формирование его физической, телесной природы. Целенаправленность физического воспитания отражает цели и задачи педагогической работы. Цели показывают то, к чему надо стремиться. Задачи выражают то, что требуется исполнить, разрешить.

        Цели физического воспитания как государственные установления регулируют и направляют перспективу процесса физического воспитания. Они предвидят отдаленные результаты педагогической деятельности (полугодие, год работы с учащимися 1 – 4 , 5 – 11 классов). Цели отражают потребности общества в физическом воспитании граждан России:

  1. Гармоничное развитие учащихся;
  2. Укрепление и повышения уровня здоровья;
  3. Формирование двигательного режима школьников, здорового образа жизни;
  4. Личностно – ориентированное физическое воспитание;
  5. Создание мировоззрения в сфере физической культуры;

Ориентируясь, на главные цели физического воспитания, мною были определены следующие задачи:

  1. Укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие и закаливание учащихся;
  2. Формирование двигательных умений и навыков;
  3. Развитие способностей выполнять физические упражнения в различных по сложности и изменяющихся условиях;
  4. Приобретение знаний по физической культуре. А также умений самостоятельно заниматься в режиме дня физическими упражнениями;
  5. Привитие организаторских и инструкторских навыков проведения физических упражнений с небольшими группами школьников;
  6. Воспитание активной жизненной позиции, нравственных и волевых качеств;
  7. Приобретение правильной осанки, умений эффективно дышать во время выполнения физических упражнений, профилактика плоскостопия, повышения общей работоспособности.

Физическое воспитание предполагает освоение детьми наиболее рациональных способов выполнения движений и решения двигательных задач, подвижных игр, спортивных игр и упражнений.

В своей педагогической деятельности я работаю по комплексной программе  программе А.П. Матвеева.

Считаю одной из составных характеристик физического состояния организма физическую подготовленность. Её диагностика позволяет:

  • Определить технику овладения основными двигательными умениями;
  • Вырабатывать индивидуальную нагрузку;
  • Развить интерес к занятиям физической культурой;
  • Определять необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия.

По мнению Г.Лесковой и Н.Ноткиной, именно высокие показатели двигательных качеств являются основными при оценке физической подготовленности учащихся.

     Для максимального достижения результата тестирование провожу два раза в год.  Всю работу строю, учитывая физиологические данные ученика. Целью является максимальное развитие основных физических качеств при специализации детей в видах спорта.

Определила следующие задачи:

  1. разностороннее развитие основных физических качеств  в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков;
  2. развитие основных физических качеств  при специализации детей в видах спорта, где эти качества имеют существенную роль;
  3. совершенствование основных физических качеств, от которых зависит успех в трудовой деятельности.

Двигательные способности специфичны. Их нужно развивать соответствующими методами и средствами по каждой разновидности. Но я в своей работе по воспитанию основных физических качеств  в основном использую следующие методы работы:

Методы воспитания двигательных способностей.

  • Равномерный и интервальный метод:
  1. обеспечивает непрерывный двигательный режим работы с равномерной скоростью или усилиями;
  2. выполнение упражнений с переменной нагрузкой и интервалами отдыха.

   

  • Методы строго регламентированного упражнения.
  1. метод повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения;
  2. вариативный или переменный метод – чередование движений с высокой интенсивностью и движений с меньшей интенсивностью.

  • Метод круговой тренировки обеспечивает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы.
  • Игровой метод обеспечивает широкую вариативность действий,  препятствующую образованию «скоростного барьера» без излишних напряжений.

  • Соревновательный метод обеспечивает более высокий эмоциональный подъем  необходимый для проявления максимальных волевых усилий.

 В течение трех лет я работаю над темой самообразования:  «Двигательные умения и навыки как предмет развития основных физических качеств», считаю ее актуальной для нашей маленькой школы, так как я практически единственный специалист, который  ведет уроки физической культуры с 3 по 11 классы и всю внеклассную работу в школе, в 1 – 2 классах уроки преподают учителя начальных классов. Всестороннее физическое воспитание является одной из важнейших задач общества. Важнейшим средством в достижении данной цели является развитие двигательных качеств: силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости и др., которые определяют  отдельные стороны двигательных возможностей человека. Качеств, которыми каждый человек наделен от рождения. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой работоспособности во всех видах как учебной, так и спортивной деятельности. В процессе роста и развития организма, естественно, физические качества претерпевают изменения, и я в работе придерживаюсь периодов благоприятного развития физических качеств.

 Периоды благоприятного развития физических качеств

Физические качества

4-5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

10 кл.

11 кл.

Мальчики

Гибкость

Быстрота

Сила

Выносливость

Скоростно-силовые

Координационные

Девочки

Гибкость

Быстрота

Сила

Выносливость

Скоростно-силовые

Координационные

 

      Содержание образования в области преподавания физической культуры преподается в соответствии со статусом  школы. Об эффективности организации преподавания предмета свидетельствует тот факт, что в учебный план, включен третий  час предмета «Физическая культура». Владея  традиционными приемами и методами преподавания предмета «Физическая культура», я использует активные формы обучения: проектирование,  проблемные ситуации, самоконтроль, отсроченный контроль.

Современные ученые считают, что молодому человеку, живущему в условиях современного общества, не хватает не только чистого воздуха и общения с природой, но и движения. Дефицит движения могут покрыть только занятия физической культурой и спортом, а в условиях школы – уроки  физической культуры.

Цель физического воспитания в нашей школе – овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательных качеств и способностей.

Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, что способствовало достижению положительной динамики по состоянию здоровья учащихся, показатель абсолютно и практически здоровых детей за период с 2006 до 2009 год увеличился на 32%, подтверждается следующими результатами:

п/п

Группы учащихся по состоянию здоровья

2006-2007 уч.год

2007-2008 уч.год

2008-2009 уч.год

1

Абсолютно здоровые

        4%

3%

12%

2

Практически здоровые

14%

16%

38%

3

Имеющие различные заболевания

72%

71%

8%

4

Имеющие хронические патологии

10%

10%

42%

     

Сущность моей технологии заключается в личностно-ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития.               Зная особенности физического развития детей, строю занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Учитывая возрастные особенности обучающихся первой ступени образования, составляю сюжетные подвижные игры. Ребятам предлагаются упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.

Во второй ступени образования, помимо развития физических качеств, начинаю углубленное изучение двигательных умений, формирую навыки самооценки и самоконтроля при  выполнении упражнений.

 В процессе педагогической деятельности меняю типы уроков, формы их проведения, комплексно использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы. Составляю комплексы физических упражнений для каждого ученика с учетом уровня его физического развития. На уроках использую различное спортивное оборудование и снаряжение: перекладины, лестницы, гимнастические скамейки, гантели, скакалки, тренажеры и т.д. В 9-ом классе ввожу в содержание урока элементы предпрофильной подготовки по специальностям, связанным с занятиями физической культурой и спортом.  Третья ступень образования – период тренировки мышечной силы, выносливости, а так же время приобретения теоретических знаний по предмету «Физическая культура». На этом этапе изучения предмета дифференцирую физические нагрузки по половому, психологическому, физиологическому  признакам.

 Оздоровительная задача

Способы решения

Профилактика гипокинезии

(снижение двигательной активности)        

Нормализация двигательного режима за счет увеличения объема динамических физических нагрузок

Профилактика  нарушений осанки

Использование специальных комплексов упражнений, направленных на укрепление мышечного каркаса позвоночника и мышц свода стопы

Профилактика  травматизма

Обучение технике выполнения физических упражнений и правилам техники безопасности во время занятий физическими упражнениями

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний

Тренировка аэробного и анаэробного характера, направленная на повышение адаптационных возможностей вегетативных систем организма

Основы безопасности жизнедеятельности        

Обучение двигательным действиям прикладного характера, позволяющее использовать полученные знания и практический опыт в реальных жизненных ситуациях

Так на уроках гимнастики с юношами кроме снарядной, занимаемся атлетической гимнастикой и упражнениями на выносливость. Девушкам даю упражнения на развитие гибкости, чувства ритма. Уделяю внимание осанке, четкости движений. Старшеклассникам стараюсь дать больше самостоятельности при проведении разминок, судейства и т.д. Это вырабатывает у обучающихся понятия о критерии оценки, самооценки. Совместная работа с учителем помогает объективно подходить к оценке выполнения упражнений.  Даю много заданий в форме круговой тренировки.

Содержание образования в старшей школе строю по принципу перехода от развития основных физических качеств к частным, индивидуальным, что обеспечивает переход осваиваемых знаний в практические навыки и умения.

Особое значение придаю доверительным отношениям с ребятами, формированию убеждения в том, что физическая культура – ключ к преодолению многих сложностей, которые возникают в жизни.

Изучение предмета «Физическая культура» предполагает, помимо освоения практических навыков, знание теоретических основ, а так же владение информацией о физкультурно-спортивном движении в масштабах города, округа, области, страны.        На  уроках провожу информационные беседы, а в конце четверти во II и III ступени образования  предпочитаю такие формы организации аттестации как собеседование, теоретическое тестирование,  защита проекта, реферата и др.

Важным направлением в физическом воспитании считаю воспитание аккуратности, бережливости, ответственности за себя и других. Серьезное значение придаю форме одежды, приветствию в начале урока, хронологии урока, точности и красоте выполнения упражнений. Каждый урок заканчиваю подведением итогов, домашним заданием на закрепление изученных физических упражнений.

В процессе занятий физической культурой обращаю внимание на исправление индивидуальных недостатков физического развития. У многих детей нарушена осанка, выражено плоскостопие, присутствуют признаки ожирения. Большинство этих нарушений имеет нестойкий функциональный характер, поэтому стремлюсь подобрать комплекс таких физических упражнений, которые помогают справиться с физиологическими проблемами.

Система отслеживания, методы и показатели-индикаторы оценки результативности и эффективности используемых методик обучения, технологий, приемов  

За годы педагогической практики у меня сложилась система отслеживания качества преподавания предмета, организации  физкультурно-оздоровительной  деятельности во внеурочное время.  Оценке подлежат следующие аспекты педагогической деятельности: развитие физических и психических качеств, формирование потребности в здоровом образе жизни, преодоление синдрома дефицита внимания; формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей. Опыт педагогической деятельности позволяет выделить такие траектории мониторинговых исследований как:

1.Оценка качества успеваемости по предмету «Физическая культура».

2.Сравнение показателей обучающихся по уровням физической подготовленности.

3.Результативность физкультурно-оздоровительной деятельности, измеряемая через изучение отношения детей к занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни посредством тестирования и анкетирования школьников и их родителей.

Оценка качества успеваемости по предмету «Физическая культура».

2006 -2007 уч.год

2007 -2008 уч.год

2008 -2009 уч.год

90%

92%

95%

Уровень физической подготовленности по физической культуре

Учебный год

Всего учащихся

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол -во

%

Кол -во

%

Кол -во

%

2006 – 2007

172

53

31

96

56

23

13

2007 – 2008

156

59

38

83

53

14

9

2008 – 2009

160

63

39

85

53

12

8

     

       В рамках реализации программы «Одаренные дети» подготовила победителей муниципальной олимпиады по физической культуре.

Результаты  муниципального этапа Олимпиады по физической культуре

Фамилия, имя  учащегося  

Класс

Учебный  год

Место

Нуйкина   Вероника

9

2006 - 2007

II

Нуйкина   Вероника

10

2007 - 2008

I

Варченко  Яна

9

2007 - 2008

III

Малий   Кристина

9

2008 - 2009

II

Шведенко  Сергей

9

2008 - 2009

III

        Применение практико-ориентированного, деятельностного подхода в организации внеклассной работы обеспечило следующие результаты: команда   юношей и девушек по волейболу – победители и призеры городских соревнований (2005-2009г.г.), команда девушек по волейболу - победители и призеры зональных и окружных соревнований «Олимпийская юность Югры» (2008г., 2009г.); команда юношей по баскетболу – призеры первенства города – III место (2008г.);  команда учащихся 3 класса по спортивной гимнастике  победители и призеры городских соревнований – I место (2007г.), III место (2008г.) и зональных соревнований  «Олимпийская юность Югры» - III место (2008г.). Подготовила  чемпиона в личном многоборье первенства города по  гимнастике – Шихалеева Григория (2008г.)

        В течение трех лет принимаю участие в научно – исследовательской деятельности и мои воспитанники защищают свои проекты на школьной научно – практической конференции учащихся «Первые шаги в науке и творчестве». В 2009 году Екатерина Кунгурцева со своей работой выступала на городской конференции единственная в городе по предмету «физическая культура».

Результаты участия в школьной научно – практической конференции

Фамилия, имя  учащегося  

Класс

Учебный  год

Тема работы

Место

Хмелева Кристина

9

2006 - 2007

Основы лечебно – оздоровительной физической культуры при заболеваниях органов дыхания

II

Кунгурцева Екатерина

10

2007 - 2008

Развуитие гибкости у учащихся

II

Кунгурцева Екатерина

(участница городской конференции)

11

2008 - 2009

Современные здоровьесберегающие технологии, направленные на развитие единой целостности личности

I

 Прошла курсы повышения квалификации:

1. «Инновационные и экспериментальные процессы в образовании», 2008г.

2. «Информационные технологии в деятельности учителя - предметника», 2009г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В НОВОЙ ФОРМЕ ГИА 9 КЛАСС 2010-2011

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОТОРУЮ МОЖНО ПРИМЕННИТЬ К ЛЮБОМУ УРОКУ НА ПОВТОРЕНИЕ. ИЛИ ПОДГОТОВКУ К ЭКЗАМЕНУ ГИА  ПО МАТЕМАТИКЕ....

ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В НОВОЙ ФОРМЕ ГИА 9 КЛАСС 2010-2011.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОТОРУЮ МОЖНО ПРИМЕННИТЬ К ЛЮБОМУ УРОКУ НА ПОВТОРЕНИЕ. ИЛИ ПОДГОТОВКУ К ЭКЗАМЕНУ ГИА  ПО МАТЕМАТИКЕ....

Анализ воспитательной работы школы за 2009-2010 год. Планы работы на 2010, 2011 годы

Анализ воспитательной работы школы проводится по всем направлениям....

"Год учителя 2010" - день знаний 2010 года

Общешкольное мероприятие...

Публичный отчет учителя химии биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) за 2010-2011г " Анализ педагогической деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г"

В публичном отчете представлен анализ деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г. Анализируется учителем выполнение поставленных задач за прошедший год, мониторинг обученности по химии и биолог...

ЕГЭ и ОГЭ как форма итоговой аттестации по английскому языку в 2019-2010 годах

ЕГЭ по английскому языку в 2019 году все еще остается предметом на выбор, но уже есть решение МОиН РФ, что с 2022 г. единый государственный экзамен по английскому станет обязательным наряду с рус...