выступление по теме "Роль медиаобразования в развитии и социализации творческой личности"
опыты и эксперименты на тему

Пичугина Наталья Валентиновна

Развитие, воспитание и социализация творческой  личности – одна из важнейших задач современной инновационной школы, развивающейся в условиях перехода на ФГОС – приобретает особую актуальность в настоящее время в связи со стремительными изменениями в современном обществе и его информационной среде. Назрела необходимость расширять социальный опыт школьников, вовлекать обучающихся в соответствующую их интересам среду, развивать их творческий потенциал посредством школьного ТВ, через школьную газету, в рамках кружка дополнительного образования «Юный журналист». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_rol_mediaobrazovaniya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме

«Роль медиаобразования в развитии и социализации творческой личности учащихся»

(20 ноября 2014 года,

в рамках 6-ой Межрегиональной научно-практической конференции

«Современные модели общественного участия

в управлении образованием»)

Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию педагогические наработки по теме «Роль медиаобразования в развитии и социализации творческой личности». Об опыте говорить пока рано, поскольку я только осваиваю азы руководства школьным пресс-центром, хотя  педагогическая деятельность  в данной области несколько лет назад у меня уже была.

 (Медиаобразование в рамках программы «Одарённые дети»)

Почему медиаобразование заинтересовало меня? Дело в том, что в течение ряда лет я работаю над поиском новых методов и форм работы, направленных на развитие детской одарённости. В нашей школе курирую программу «Одарённые дети», целью которой является выявление и педагогическое сопровождение детей с признаками одарённости.

 (актуальность проблемы)

Развитие, воспитание и социализация творческой  личности – одна из важнейших задач современной инновационной школы, развивающейся в условиях перехода на ФГОС – приобретает особую актуальность в настоящее время в связи со стремительными изменениями в современном обществе и его информационной среде. Назрела необходимость расширять социальный опыт школьников, вовлекать обучающихся в соответствующую их интересам среду, развивать их творческий потенциал посредством школьного ТВ, через школьную газету, в рамках кружка дополнительного образования «Юный журналист».

Таким образом, современное медиаобразование является огромным потенциалом для формирования, воспитания и развития медиаграмотной аудитории: расширяет границы не только в области информационно-образовательного пространства, но и, что немаловажно, развивает медиакомпетентность не только современных школьников, но и педагогов.

 (Методы и приёмы в медиаобразовании)

Медиаобразование реализуется с помощью привлечения различных педагогических средств и методов. Для нас представляет интерес модель медиаобразования А. В. Федорова, в которой можно выделить следующие этапы:

1) Констатация уровней развития и восприятия произведений медиакультуры;

2) Овладение обучающимися креативными умениями на материале медиа и формирование полноценного восприятия медиатекста;

3) Развитие умений анализа медиатекстов;

4)Знакомство с основными вехами истории медиакультуры, с современной социокультурной ситуацией.

(Творческие задания креативного характера)

На наш взгляд, особенностью модели А. В. Федорова является  использование творческих заданий (приёмов) креативного характера. Так, мы считаем целесообразным использовать следующие приёмы:

- литературно-имитационный приём (написание сценария, разработка эпизода, написание оригинального текста: статьи, репортажа, интервью и т.д.);

- театрально-ситуативный приём (съёмка и запись аудиовизуального медиатекста);

- изобразительно-имитационный приём (подготовка афиш, создание фотоколлажей, рекламных листовок и т.д.). С помощью перечисленных приёмов уч-ся имеют возможность в игровой форме идентифицировать себя с авторами произведений медиакультуры (журналистами, режиссёрами, сценаристами, операторами, дизайнерами и т.д.).

 (Проектная технология в медиаобразовании)

Технологических приёмов в медиаобразовании много, но наиболее универсальной и результативной, на наш взгляд, является проектная технология, которая относится к группе активных методов обучения (наряду с тренинговыми, дискуссионными методами, игровыми технологиями).

 (Школьный пресс-центр: школьное ТВ, школьная газета, в перспективе – школьное радио)

Как я уже сказала ранее, мы имеем пока ещё небольшой опыт в реализации медиапроектов, но убеждены, что потенциал медиаобразования актуален для развития и социализации творческой личности обучающихся.

В прошлом году мы создали и запустили социальный проект «Школьное ТВ» (руководитель проекта – Безвинная Т.А.), который успешно был защищён на конкурсе социальных проектов и в настоящее время успешно реализуется; в течение нескольких лет работает школьный пресс-центр (руководитель пресс-центра – Пичугина Н.В.); разработана, апробирована программа кружка дополнительного образования «Юный журналист» (автор программы, руководитель кружка – Пичугина Н.В.).

 (Результативность, влияние на повышение качества образования)

Показателями результативности и эффективности нашего опыта в медиаобразовании можно считать следующие:

- активное участие обучающихся в создании медиапроектов;

- развитие творческой одарённости обучающихся, расширение их кругозора;

- приобретение социального опыта учащимися;

- интеграция медиаобразования в другие сферы деятельности;

- повышение уровня информационной, проектно-исследовательской культуры школьников;

- профориентационная работа (предпрофильные пробы выпускников). Мы считаем, что наш опыт воспроизводим, может быть востребован и использован педагогами школ района, области, России.

 (Наличие продукта для распространения практики)

В рамках школьных СМИ активно работают: школьное телевидение; школьная газета; кружок дополнительного образования «Юный журналист». (школьная газета)

Чтобы не быть голословной, я предлагаю вам ознакомиться с нашим медиа-продуктом – школьной газетой «На трёх этажах». К слову сказать, газета в школе существует давно – 9 лет. На мой взгляд, оригинальное название,  выбранное в качестве заголовка по результатам детского конкурса, в полной мере отражает школьную насыщенную жизнь. Именно поэтому, наверное, с течением времени не было мысли поменять название газеты. Главное – наполнить её интересным содержанием, что неплохо получается у школьных корреспондентов.  В настоящее время мы находимся на этапе поиска новых форм работы, подключаем к сотрудничеству социальных партнёров, общественность, районную газету «Знамя труда». Маленькой победой можно считать участие в конкурсе детских СМИ «Солнечный парус» и выход в финал с нашим медиапродуктом.

 (Медиаобразование)

А закончить выступление мне хотелось бы следующими словами: «Медиаобразование - это такое образование, которое готовит новое

поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию

различной информации, учит человека понимать ее, осознавать последствия ее

воздействия    на    психику,    овладевать    способами    общения    на    основе

невербальных форм коммуникации с помощью технических средств». Таким образом, можно с уверенностью сказать, что потенциал медиаобразования  огромен для развития и социализации творческой личности. А наша работа в школьном пресс-центре только начинается…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на ШМО "Технология Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) в развитии творческой личности".

Презентация явилась иллюстрацией к докладу, где в краткой форме дается информация о создателе теории Г.С.Альтшуллере, а такжк тезися иллюстрирующие цели и задачи теории и области ее применения....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ  (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...

Направления развития и воспитания творческой личности

Все дети от природы талантливы и любознательны, но, по мере их роста, желание узнать как можно больше у многих уменьшается, и задача школы - поддерживать и развивать стремление детей к постижению ново...

Доклад на школьном педагогическом совете на тему "Развитие и воспитание творческой личности школьника в условиях формирующейся новой образовательной среды"

Современное общество, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня новая целя обучения - это накопление учеником не только определенной суммы знаний, умений и навыков, но и ...

Современный танец как средство развития физической и творческой личности школьника.

В статье рассматривается возможности формирования физической и творческой личности учащегося по средству современного танца....

Выступление на заседании учителей естественно-математического цикла «Метод проектов как условие развития творческой личности»

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине....