Отчет по теме самообразования
материал на тему
Приведен текст выступления на защите опыта своей работы при повышении категории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
В результате своей практики в школе, я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Наверно, одной из причин потери этого интереса являются некоторые традиционные приемы и методы обучения. Я считаю, в современной школе очень важен личностный подход, работа с каждым в зоне его ближайшего развития. Поэтому современный урок, по – моему, нужно построить в сочетании специально организованной деятельности и обычного межличностного общения (готовность ребенка к контакту, доверительность, заинтересованность), таким образом, через личностный план общения на уроке реализуется учет возрастных и психологических особенностей учащихся: их готовность к расширению круга общения, к сопереживанию проблемам взрослых, стремление к самоутверждению и самореализации. Достичь поставленных целей мне помогают современные образовательные технологии, такие как ИКТ.
Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только решать задачи, но и понимали физическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, доставляющим радость и ученикам и учителю. Слушать готовую информацию – один из самых неэффективных способов учения. Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически (услышал – усвоил). Отсюда делаем вывод, что необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.
Одним из самых интересных подходов, направленных на активизацию познавательной деятельности является использование ИКТ в учебном процессе. Поэтому темой своего самообразования я выбрала тему «Использование ИКТ на уроках физики и информатики как средство повышения активизации познавательной деятельности учащихся». Данная тема актуальна тем, что в процессе использования ИКТ ученик становится активным участником обучения, так как повышается интерес к предмету, развиваются возможности для самореализации и самовыражения. Она отображает методическую тему МО и школы в целом.
- Постановка проблемы: Создание условий для повышения активизации познавательной деятельности школьников.
- Постановка целей: - повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности; - непрерывный рост профессионального уровня и педагогического мастерства учителя.
- Определение задач: - использовать на уроках различные формы работы с применением ИКТ; - развивать творческие способности и познавательную активность учащихся на уроках физики и информатики; - формировать новую педагогическую культуру, требующую обновления содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса на основе ИКТ.
Работу по внедрению ИКТ в процесс преподавания физики и информатики я начала с 2009. На начальном этапе все выглядело довольно примитивно. В настоящее время намного больше возможностей. Основные формы работы с ИКТ на моих уроках:
- Наглядность (электронные учебники, анимации)
- Учебные проекты (презентации учащихся)
- Поиск информации (интернет, эл.энциклопедии, справочники).
- Тестирующие и контролирующие программы (тестеры, АrtaClassRoom) http://www.moeobrazovanie.ru/online_test/fizik, «5+», «Разноуровневые задания» п-ра Штиля.
- Виртуальные среды (лаборатории, эксперимент) http://interneturok.ru/ru/school/physics/9-klass, http://skillopedia.ru/material.php?id=4154, http://www.dvduroki.ru/view_urok_podkat.php?idurok=550.
В недавнем времени появилась новая форма работы: подкасты. Но работать по ней мы с ребятами только начали.
Компьютер – безусловно, мощный инструмент для активизации познавательной деятельности. Но не стоит забывать о правилах охраны труда. Время работы на уроке должно быть ограничено 20-25 минут у старшеклассников,15-20 минутами в среднем звене.
Какие функции выполняют ИКТ как средства обучения? Прежде всего меняется стиль взаимодействия ученика и учителя, учитель становится консультантом и тьютором, а ученик предоставляет учителю эффективную обратную связь. В процессе использования ИКТ формируются коммуникативные навыки, развивается самостоятельность ребенка. ИКТ также осуществляет функцию дистанционного обучения: то есть ребенок может сам выбирать траекторию своего обучения. Во время работы над этой темой повысился и мой уровень владения ИКТ, кстати многому я научилась у учеников.
Каким образом строится урок с использованием ИКТ?
- Подготовительный этап
- Анализ и оценка
- Выбор ИКТ для урока
- Проектирование урока
- Реализация проекта урока
- Мониторинг качества урока
- Оценка результатов.
На основе оценки результатов планируем следующий урок. В результате применения ИКТ в процессе преподавания и обучения меняется роль и функции учителя, он становится куратором, который координирует процесс обучения, управляет им, а ученик переходит на новый уровень получения образования, где имеет возможность самовыражаться и самореализоваться.
Успеваемость и качество знаний за последние три года повысились: по физике с 51% до 63%, по информатике с 78% до 82,8%. Это говорит о том, что познавательная деятельность школьников повысилась. Повысилось количество ребят, сдающих физику на итоговой аттестации: с 29% до 50%. Из 25 выпускников - 10 выпускников, которые сдавали физику, обучаются на бюджетной основе 9 человек. ЕНТ сдавали две выпускницы – средний балл 7.
Познавательная деятельность также активизируется через внеклассную деятельность: проведение кружков: «Дизайнер» и «Занимательные опыты», а также созданием проектов в рамках школьного НОУ.
За пять лет я прошла курсы повышения квалификации по темам: 2010 год «Администрирование ЛВС и интерактивных уроков в режиме он-лайн», 2011 год «Реализация компетентностного подхода в обучении физике как основа повышения качества образования», 2013 год – уровневые курсы.
Для обмена опытом посетила пять областных семинаров с 2011 по 2013 г по темам: «Анализ тестовых заданий и технология подготовки к ЕНТ», «Настройка комп.техники», «Работа с мультимедиа комплексами», «Проблемы подготовки к интел.марафонам и конкурсам», «обновление содержания стандарта предмета «Физика».
Участвовала в научно-практических конференциях и форумах, на которых проводила мастер-классы по темам: г.Павлодар «Социальный портрет взаимодействия учителя и ученика», г.Петропавловск «Взаимодействие учителя и ученика на уроках физики», г.Павлодар «Приемы, обеспечивающие обратную связь на уроках физики и информатики».
Выпустила в печатных изданиях следующие статьи: «Формативное оценивание на серии посл.уроков», «Способы оценивания обучения», «Средне-срочное планирование уроков физики», а также создала мини-сайты: Proшколу.ру, nsportal.
Мои достижения: диплом на областном форуме сертифицированных учителей, диплом 3 степени на научно-практической конференции г.Петропавловск, благодарственное письмо на областной конференции.
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод: использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе активизирует и повышает познавательную деятельность учащихся.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».
Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...
отчет по теме самообразования "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"
отчет по теме "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"...
Отчет по теме самообразованя
В этой работе представлены материалы за 2007- 2008 уч.год....
Отчет по теме самообразования
Презентация отчета о работе по теме самообразования "Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы"...
Отчет по теме самообразования «Драматизация и инсценирование как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка».
В данной работе можно узнать о приемах театрализации на уроках иностранного языка....
отчет по теме самообразования
отчет по теме " Формирование ключевых компетенций на уроках иностранного языка"...
Аналитический отчет о теме самообразования
Аналитический отчет о теме самообразования...