здоровьесбережение в школе
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
5.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
села Деревянск
Подпрограмма
«Формирование культуры здорового образа жизни учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности »
Составила
Кирушева Е.П.,
учитель истории и
обществознания
с.Деревянск
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы – предоставление всех возможностей учащимся для формирования здорового, физически развитого, социально-адаптированного человека.
Задачи программы:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье
- научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье
- сформировать представление о правильном питании, его режиме, полезных продуктов
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить учащихся составлять, анализировать и контролировать свой режим дня
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровья детей, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и наркотиков, их пагубном влиянии на здоровье
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотром телепередач
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанными с особенностями роста и развития.
Ожидаемые результаты:
- Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;
- Улучшение питания школьников, увеличение охвата горячим питанием до 100% школьников.
- Уменьшение числа курящих школьников.
- Сокращение количества простудных заболеваний.
- Уменьшение случаев появления нарушения осанки.
- Увеличение количества детей с основной физкультурной группой.
- Снижение заболеваемости среди учащихся.
- Активизация деятельности по усилению просветительской работы в области здорового образа жизни.
- У учащихся должны быть выработаны формы поведения, помогающие избежать опасностей для жизни и здоровья.
Методическое обеспечение программы.
I. Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые учителем истории::
1/ Санитарно-гигиенические требования к классному помещению (освещение, мебель, режим проветривания, безопасность на уроках).
2/ Изучение психологической комфортности в коллективе, классе.
3/ Здоровьесберегающие подходы на уроке:
а/ различные дидактические, наглядные материалы;
б/ разноуровневые задания;
в/ дифференцированное обучение; диалоговое обучение, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение;
г/ пропаганда здорового образа жизни;
д/ оздоровительные моменты ( физминутки, минутки релаксации, утренняя зарядка);
ж/ чередование нескольких видов деятельности на уроках;
з/ оздоровительная работа в каникулярное время ( турпоходы, спортивные праздники);
и/ всеобуч для родителей по темам о здоровье;
к/ работа школьных спортивных секций (теннис, волейбол, туризм).
II. Анализ прослушиваемых уроков истории и обществознания с позиции здоровьесбережения :
1/ Санитарно-гигиенические условия классного помещения
- температурный режим;
- режим проветривания;
- освещение класса и доски;
- рассаживание учащихся в соответствии с мебелью; зрением
- рациональное использование образовательного пространства класса.
2/ Постановка здоровьесберегающих задач урока и мотивация учащихся на сохранении здоровья.
3/ Продолжительность и частота различных видов деятельности
4/ Частота и чередование методов преподавания.
5/ Поза учащихся и роль учителя в формировании правильной осанки.
6/ Оздоровительные моменты на уроке.
7/ Психологический климат на уроке (взаимоотношения, наличие эмоциональной разрядки).
8/ Плотность урока, объем домашнего задания, темп окончания урока.
2. Нормативно-правовая база обучения:
- Закон « Об образовании»
- Устав школы
- СанПиН
- национальные проекты «Здоровье» и «Образование» ( целевая подпрограмма « Здоровое
поколение» в рамках программы « Дети России»)
- приказы по школе
- локальные акты..
Комплекс мероприятий программы по разделам:
Направления | Конкретные мероприятия | Результаты |
Организационное | 1.Организация учебного процесса в соответствии с нормами техники безопасности. 2.Организация мероприятий и условий по формированию у обучающихся здорового образа жизни. 3.Использование базисного плана, позволяющего разумно регулировать учебные нагрузки с учетом развития и здоровья ребенка, с учетом его интересов 4. Разработка оздоровительных мероприятий по профилактики коррекции нарушения зрения учащихся, осанки. 5. Профилактика курения в процессе всех обучающих и воспитывающих мероприятий. 6..Сотрудничество с местной ФАП. 7.Постоянный медицинский контроль и диспансеризация школьников, принимать действенные меры по недопущению в школе случаев инфекционных заболеваний. 8. .Организация горячего питания, соблюдение питьевого режима. 9. Разработка и внедрение системы мер по поддержанию чистоты и порядка в классном помещении, в школе и на пришкольной территории, соблюдение режима проветривания. | 1.Приведение в соответствие с сани тарными правилами СП 2.4.2.1178-02 гигиенических аспе ктов организации учебно-воспита тельного процесса. 2.Соблюдение санитарно-гигиени ческих, санитарно-медицинских, противопожарных норм. 3.Реализация государственных стандартов начальн. общего обра- зования, обеспечивающ. разгрузку содержания школьного образования в интересах сохране- ния здоровья учащихся. 4.Обучение по программам, соответствующим возможностям, способностям, уровню здоровья. 5.Укрепление материально-технической базы через обеспечение новыми комплектами школьных парт, технологическим оборудованием школьных столовых и специальным оборудованием медицинских кабинетов. 6.Улучшение питания учащихся, увеличение охвата горячим питанием до 100%. 7.Организация школьных интерье ров по рекомендации психологов и врачей. 8.Уменьшение числа школьников, показывающих высокий уровень школьной тревожности. |
Физическая подготовка | 1.Организация учебно-воспитат. процесса с учетом строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований. 2.Участие в общешкольных оздоровительных мероприятиях – днях здоровья. 3.Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательной системы, коррекции осанки и т.д. (ЛФК) 4.Разработка комплекса физкультурно-оздоровительной работы (динамический час, физкультпауза на уроках) | 1.Предоставление возможности установления каникул в соответствии с требованиями программ обучения для начальных классов 2.Сокращение количества простудных заболеваний. 3.Уменьшение случаев появления нарушения осанки и зрения. 4.Организация «двигательных перемен» для учащихся 1, 2 ступеней образования. |
Педагогическое | 1.Построение учебно-воспитат. процесса на основе здоровьесберегающих технологий. 2.Введение интегрированных курсов. 3.Разработка индивидуальных образовательных маршрутов с учетом физических возможностей ребенка . 4.Оптимизация учебной нагрузки. 5.Рациональная организация урока. | 1.Снятие перегрузки учащихся и освобождение времени на двигательную активность 2.Организация мониторинга охвата учащихся занятиями в спортивных секциях. 3.Повышение уровня посещаемости кружков. |
Воспитательное | 1.Формирование у детей чувства личной ответственности за состояние здоровья; 2.Привлечение родителей к проблеме оздоровления учащихся | 1.Активизация деятельности по усилению просветительской работы в области здорового образа жизни. 2.Уменьшение числа курящих школьников. 3.Привлечение внимания детей и их родителей к проблеме здоровья(сочинения, конкурсы и классные часы). |
План работы по применению здоровьесберегающих
технологий на уроках истории и обществознания
и во внеурочной деятельности
№ | Мероприятие | Сроки |
1 | Соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения: - норм воздушно- теплового режима в классном помещении; - норм освещения классной комнаты; - требования к школьной мебели и оборудованию; - гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса; гигиенических требований к расписанию уроков. | В течение учебного года. |
2 | Использование работы в режиме двигательной активности: - физические паузы с комплексом упражнений для уставших мышц и зарядка для глаз; - ролевые игры на уроках; - инсценировка исторических сюжетов; - работа в группах, когда учащиеся двигаются, пересаживаются во время урока. | В течение учебного года. |
3 | Индивидуальная работа со слабыми и больными детьми, которая предусматривает меньшую нагрузку. | В течение учебного года. |
4 | Передача знаний по предотвращению отдельных болезней как на уроках, таки во внеурочной деятельности. Например: - при изучении темы «Древний Египет» (5, 10 классы) обязательно рассматривается вопрос «Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?» - при изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина моров и эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких, как умывание и мытьё, регулярная смена белья; - на уроках обществознания в 7 классе , когда рассматривается тема физиологических особенностей подросткового возраста, звучит предостережение о последствиях ранней половой жизни; - на уроках обществознания в 11 классе по теме « Глобальные проблемы и их последствия» и т.п. | В течение учебного года. |
5 | Пропаганда здорового образа жизни на уроках обществознания и классных часах: Например: -в 5 классе при изучении темы «Спарта» акцентируется внимание учащихся на том, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие вина; - на уроках правоведения в 9, 11 классах рассматривается статья 23 УКРФ «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения»; - при изучении глобальных проблем человечества в 5-11 классах учащиеся понимают, что демографическая проблема сегодня – это результат не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью. - Классный час «Береги здоровье смолоду»; - Брейн-ринг «Молодёжь за здоровый образ жизни». - Акции: «Нет-курению», « Нет – наркотикам», «Нет СПИДу». - конкурсы рисунков, плакатов, газет на тему « Здоровый образ жизни», « Скажем «нет» нездоровым привычкам», «Мы и здоровый образ жизни». - Участие в кроссе нации. - Участие в Дне здоровья. - Экскурсии в краеведческий музей с. Деревянск, музеи г. Сыктывкара. | В течение учебного года. Октябрь Февраль Ноябрь Март Апрель Сентябрь Декабрь Январь Сентябрь Каждую четверть Октябрь-декабрь.. |
6 | Вовлечение родителей в оздоровление детей: выяснение согласия родителей на проведение профилактических прививок; - родительские собрания на тему: «Культура здоровья: образовательное пространство и социальное окружение», «Импульсивность подростка», «Компьютер в жизни подростка». - Участие родителей вместе с детьми в спортивных соревнованиях, походах. | Сентябрь Октябрь Декабрь Март В течение года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесбережение в школе-интернате
Здоровьесберегающие технологии в физкультурной и спортивно-массовой работе школы-интерната...
Здоровьесбережение на уроках в начальной школе
Основы безопасности жизнедеятельности как сегмент формирования культуры здорового и безопасного образа жизни подрастающего поколения .Эта тема отражается в моей статье : Здоровьесбережение на ур...
План-конспект открытого урока в 1 классе в рамках городского семинара-практикума по теме "Преемственность в физическом воспитании и здоровьесбережению детей в ДОУ и начальной школе"
План-конспект был разработан для открытого урока городского семинара-практикума. Урок был проведен 11марта 2009г., для инструкторов физической культуры ДОУ и учителей ФЗК, преподающих в начальной школ...
Реализация проекта здоровьесбережения в школе
В школе с 1сентября реализуется проект Школа -территория здоровья. В рамках проекта получен аппарат Армис, позволяющий проводить долечебную диагностику учащихся и выявлять проб...
Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе".
Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе"....
Статья "Здоровьесбережение в школе"
В статье поднимается проблема здоровьесбережения в школе. Даются рекомендации по использованию приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой....
Аспекты здоровьесбережения в школе
Презентация к выступлению "Аспекты здоровьесбережения в школе"...