здоровьесбережение в школе
методическая разработка на тему

Мингалёва Марина Михайловна

здоровьесбережение в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

5.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

села Деревянск

Подпрограмма

«Формирование культуры здорового образа жизни учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности »

                                                                                               

                                                                                                 

                                                                              Составила

                                                                              Кирушева Е.П.,

                                                                              учитель истории и

                                                                               обществознания

                                                         

                                              с.Деревянск

                                                  2012

                                                 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Цель программы – предоставление всех возможностей учащимся для формирования здорового, физически развитого, социально-адаптированного человека.

     Задачи программы:

- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье

- научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье

- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье

- сформировать представление о правильном питании, его режиме, полезных продуктов    

- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить учащихся составлять, анализировать и контролировать свой режим дня

- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровья детей, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и наркотиков, их пагубном влиянии на здоровье

- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотром телепередач

- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки

- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения

- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни

- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанными с особенностями роста и развития.  

                        Ожидаемые результаты:

                                                                                                                                                 

  • Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;
  • Улучшение питания школьников, увеличение охвата горячим питанием до 100% школьников.
  • Уменьшение числа курящих школьников.
  • Сокращение количества простудных заболеваний.
  • Уменьшение случаев появления нарушения осанки.
  • Увеличение количества детей с основной физкультурной группой.
  • Снижение заболеваемости среди учащихся.
  • Активизация деятельности по усилению просветительской работы в области здорового образа жизни.
  • У учащихся должны быть выработаны формы поведения, помогающие избежать опасностей для жизни и здоровья.

                                                                                                                                                                                       

                                                     Методическое обеспечение программы.

I. Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые учителем истории::

    1/ Санитарно-гигиенические требования к классному  помещению (освещение, мебель, режим проветривания, безопасность на уроках).

2/ Изучение психологической комфортности в коллективе, классе.

3/ Здоровьесберегающие подходы на уроке:

а/ различные дидактические, наглядные материалы;

б/ разноуровневые задания;

в/ дифференцированное обучение; диалоговое обучение, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение;

г/ пропаганда здорового образа жизни;

д/ оздоровительные моменты ( физминутки, минутки релаксации, утренняя зарядка);

ж/ чередование нескольких видов деятельности на уроках;

з/ оздоровительная работа в каникулярное время ( турпоходы, спортивные праздники);

и/ всеобуч для родителей по темам о здоровье;

к/ работа школьных спортивных секций (теннис, волейбол, туризм).

II. Анализ прослушиваемых уроков истории и обществознания с позиции здоровьесбережения :

1/ Санитарно-гигиенические условия классного помещения

- температурный режим;

- режим проветривания;

- освещение класса и доски;

- рассаживание учащихся в соответствии с мебелью; зрением

- рациональное использование образовательного пространства класса.

2/ Постановка здоровьесберегающих задач урока и мотивация учащихся на сохранении здоровья.

3/ Продолжительность и частота различных видов деятельности

4/ Частота и чередование методов преподавания.

5/ Поза учащихся и роль учителя в формировании правильной осанки.

6/ Оздоровительные моменты на уроке.

7/ Психологический климат на уроке (взаимоотношения, наличие эмоциональной разрядки).

8/ Плотность урока, объем домашнего задания, темп окончания урока.                              

2. Нормативно-правовая база обучения:

 - Закон « Об образовании»

 - Устав школы

 - СанПиН

 - национальные проекты «Здоровье» и «Образование» ( целевая подпрограмма « Здоровое

   поколение» в рамках программы « Дети России»)

 - приказы по школе

 - локальные акты..

 

                                                                                                                                                                                                         Комплекс мероприятий программы по разделам:

Направления

Конкретные мероприятия

Результаты

Организационное

1.Организация учебного процесса в соответствии с нормами техники безопасности.

2.Организация мероприятий и условий по формированию у обучающихся здорового образа жизни.

3.Использование базисного плана, позволяющего разумно регулировать учебные нагрузки с учетом развития и здоровья ребенка, с учетом его интересов

4. Разработка оздоровительных мероприятий по профилактики коррекции нарушения зрения учащихся, осанки.

5. Профилактика курения в процессе всех обучающих и воспитывающих мероприятий.

6..Сотрудничество с  местной ФАП.

7.Постоянный медицинский контроль и диспансеризация школьников, принимать действенные меры по недопущению в школе случаев инфекционных заболеваний.

8. .Организация горячего питания, соблюдение питьевого режима.

9. Разработка и внедрение системы мер по поддержанию чистоты и порядка в классном помещении, в школе  и на пришкольной территории, соблюдение режима проветривания.

1.Приведение в соответствие с сани тарными правилами СП 2.4.2.1178-02 гигиенических аспе ктов организации учебно-воспита тельного процесса.

2.Соблюдение санитарно-гигиени

ческих, санитарно-медицинских, противопожарных норм.

3.Реализация государственных стандартов начальн. общего обра-

зования, обеспечивающ.

разгрузку содержания школьного образования в интересах сохране-

ния  здоровья учащихся.

4.Обучение по программам, соответствующим  возможностям, способностям, уровню здоровья.

5.Укрепление материально-технической базы  через обеспечение новыми комплектами школьных парт, технологическим оборудованием школьных столовых и специальным оборудованием медицинских кабинетов.

6.Улучшение питания учащихся, увеличение охвата горячим питанием до 100%.

7.Организация школьных интерье

ров по рекомендации психологов и врачей.

8.Уменьшение числа школьников, показывающих высокий уровень школьной тревожности.

 

Физическая подготовка

1.Организация учебно-воспитат. процесса с учетом строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований.

2.Участие в  общешкольных оздоровительных мероприятиях – днях здоровья.

3.Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательной системы, коррекции осанки и т.д. (ЛФК)

4.Разработка комплекса физкультурно-оздоровительной работы (динамический час, физкультпауза на уроках)

1.Предоставление возможности установления каникул в соответствии с требованиями программ обучения для начальных классов

2.Сокращение количества простудных заболеваний.

3.Уменьшение случаев появления нарушения осанки и зрения.

4.Организация «двигательных перемен» для учащихся 1, 2 ступеней образования.

Педагогическое

1.Построение учебно-воспитат. процесса на основе здоровьесберегающих технологий.

2.Введение интегрированных курсов.

3.Разработка индивидуальных образовательных маршрутов с учетом физических возможностей ребенка .

4.Оптимизация учебной нагрузки.

5.Рациональная организация урока.

1.Снятие перегрузки учащихся и освобождение времени на двигательную активность

2.Организация мониторинга охвата учащихся занятиями в спортивных секциях.

3.Повышение уровня посещаемости кружков.

Воспитательное

1.Формирование у детей чувства личной ответственности за состояние здоровья;

2.Привлечение родителей к проблеме оздоровления учащихся

1.Активизация деятельности по усилению просветительской работы в области здорового образа жизни.

2.Уменьшение числа курящих школьников.

3.Привлечение внимания детей и их родителей к проблеме здоровья(сочинения, конкурсы и классные часы).

План работы по применению здоровьесберегающих

                          технологий на уроках истории и обществознания

и во внеурочной деятельности

Мероприятие

Сроки

1

Соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения:

- норм воздушно- теплового режима в классном помещении;

- норм освещения классной комнаты;

- требования к школьной мебели и оборудованию;

- гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;

гигиенических требований к расписанию уроков.

 В течение учебного года.

2

Использование работы в режиме двигательной активности:

- физические паузы с комплексом упражнений для уставших мышц и зарядка для глаз;

- ролевые игры на уроках;

- инсценировка  исторических сюжетов;

- работа в группах, когда учащиеся двигаются, пересаживаются во время урока.

 В течение учебного года.

3

Индивидуальная работа со слабыми и больными детьми, которая предусматривает меньшую нагрузку.

В течение учебного года.

4

Передача знаний по предотвращению отдельных болезней как на уроках, таки во внеурочной деятельности. Например:

- при изучении темы «Древний Египет» (5, 10 классы) обязательно рассматривается вопрос «Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?»

- при изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина моров и эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких, как умывание  и мытьё, регулярная смена белья;

-  на уроках обществознания в 7 классе , когда рассматривается тема физиологических особенностей подросткового возраста, звучит предостережение о последствиях ранней половой жизни;

- на уроках обществознания в 11 классе по теме « Глобальные проблемы и их последствия» и т.п.

В течение учебного года.

5

Пропаганда здорового образа жизни на уроках обществознания и классных часах:

Например:

-в 5 классе при изучении темы «Спарта» акцентируется внимание учащихся на том, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться над ними  и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие вина;

- на уроках правоведения в 9, 11 классах  рассматривается статья 23 УКРФ «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения»;

- при изучении глобальных проблем человечества в 5-11 классах учащиеся понимают, что демографическая проблема сегодня – это результат не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью.

- Классный час «Береги здоровье смолоду»;                

- Брейн-ринг «Молодёжь за здоровый образ жизни».

- Акции:

 «Нет-курению»,

 « Нет – наркотикам»,

 «Нет СПИДу».

 - конкурсы рисунков, плакатов, газет на тему

 « Здоровый образ жизни»,

« Скажем «нет» нездоровым привычкам»,

«Мы и здоровый образ жизни».

- Участие в кроссе нации.

- Участие в Дне здоровья.

- Экскурсии в краеведческий музей с. Деревянск, музеи г. Сыктывкара.

В течение учебного года.

Октябрь

Февраль

Ноябрь

Март

Апрель

Сентябрь

Декабрь

Январь

Сентябрь

Каждую четверть

Октябрь-декабрь..

6

Вовлечение родителей в оздоровление детей:

выяснение согласия родителей на проведение профилактических прививок;

- родительские собрания на тему:

«Культура здоровья: образовательное пространство и социальное окружение»,

«Импульсивность подростка»,

«Компьютер в жизни подростка».

- Участие родителей вместе с детьми в спортивных соревнованиях, походах.

 Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Март

В течение года.

                                                           

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение в школе-интернате

Здоровьесберегающие технологии в физкультурной и спортивно-массовой работе школы-интерната...

Здоровьесбережение на уроках в начальной школе

Основы безопасности жизнедеятельности как сегмент формирования культуры здорового и безопасного образа жизни подрастающего поколения .Эта тема отражается в моей статье : Здоровьесбережение на ур...

План-конспект открытого урока в 1 классе в рамках городского семинара-практикума по теме "Преемственность в физическом воспитании и здоровьесбережению детей в ДОУ и начальной школе"

План-конспект был разработан для открытого урока городского семинара-практикума. Урок был проведен 11марта 2009г., для инструкторов физической культуры ДОУ и учителей ФЗК, преподающих в начальной школ...

Реализация проекта здоровьесбережения в школе

В  школе с 1сентября реализуется  проект  Школа -территория здоровья. В рамках проекта получен аппарат Армис, позволяющий проводить долечебную диагностику учащихся и выявлять  проб...

Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе".

Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе"....

Статья "Здоровьесбережение в школе"

В статье поднимается проблема здоровьесбережения в школе. Даются рекомендации по использованию приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой....

Аспекты здоровьесбережения в школе

Презентация к выступлению "Аспекты здоровьесбережения в школе"...