Самоанализ педагогической деятельности учителя
статья

Самоанализ педагогической деятельности учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_anusi_2014-2015_uch_god.doc939 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Лицей №1» г.п. НАРТКАЛА УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

        

Проектно-исследовательские технологии и формирование толерантности у учащихся в процессе обучения математике и информатике,  как средство саморазвития личности учащихся.

Самоанализ

педагогической деятельности

учителя математики и информатики

Сокуровой Ануси Хусейновны

D:\сканированное\2014-12-09 36\36 001.jpg 

Нарткала, 2014 г.


Оглавление

1.        Определение темы, которая легла в основу работы.        

2. Выделение исследуемой проблемы        

3. Основные теоретические позиции, идеи, которые явились исходными при проведении опытной работы и лежат в основе методических находок.        

4. Выделение ведущих идей своего педагогического опыта, которые легли в основу совершенствования педагогической практики.        

5. Краткая характеристика  содержания образовательной области предмета, ее функций и возможностей в развитии учащихся.        

6. Особенности выбранной технологии, чтобы образование  и воспитание носило развивающий, деятельностный характер.        

7. Описание системы уроков, формы и методы работы, позволяющие достигнуть более высоких результатов.        

8. Анализ результативности своего педагогического опыта по соответствию результатов прогнозируемым целям и задачам.        


  1. Определение темы, которая легла в основу работы.

Тема: Проектно-исследовательские технологии и формирование толерантности у учащихся в процессе обучения математике и информатике,  как средство саморазвития личности учащихся.

При выборе методической темы самым главным для меня было то, насколько она будет способствовать развитию личности ребёнка. На мой взгляд, работа, связанная с технологиями исследовательской деятельности, как одного из видов продуктивной деятельности – одна из самых эффективных форм по изучению математики и информатики. Данная форма в той или степени присутствует на многих уроках, а также во внеурочной деятельности. Занятие исследовательской деятельностью предполагает более-менее самостоятельное освоение учащимися материала, выходящего за рамки школьного учебника, в ряде случаев повышенного уровня сложности. В свою очередь, более глубокие знания могут вызвать интерес и желание решать новые задачи. По сути, исследовательская деятельность способствует саморазвитию школьников, а в конечном итоге и их самореализации как личности.

Главная цель данного самоанализа – представить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя, что позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, а также проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога, показать умения учителя решать профессиональные задачи, анализировать стратегию и тактику профессионального поведения.

2. Выделение исследуемой проблемы

Сегодня математика и информатика - одни из фундаментальных отраслей научного знания. Стремительно развивается и постоянно расширяется область практической деятельности человека, связанная с использованием информационно-технологиченских знаний.

Образование, которое получают дети в современной школе, не должно и не может сводиться только к сумме знаний и умений. Многие ученые отмечают, то школа призвана, прежде всего, формировать сознание современного общества.

В связи с происходящими изменениями в области образовательной парадигмы приоритетная роль в работе школы принадлежит качественным изменениям деятельности учителя. В соответствии с новыми жизненными тенденциями учитель должен предлагать и осуществлять в своей работе иное содержание, иные подходы, иное отношение, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Ключевыми направлениями развития методики обучения математике в контексте модернизации и стандартизации образования являются:

  • формирование и развитие ключевых компетенций личности обучающегося в процессии учебной деятельности по предмету;
  • практическая направленность уроков как средство формирования и развития у школьников способов мышления, необходимых для социализации и полноценного функционирования в обществе;
  • деятельностный подход в обучении, современные методы и организационные формы обучения предмету, обеспечивающие новое качество образования;
  • современное программно-методическое обеспечение преподавания предмета;
  • проектный и исследовательский методы обучения как основа педагогики сотрудничества;
  • иформационно-коммуникативные образовательные технологии в организации освоения содержания учебной программы по математике;
  • методы формирования духовно и интеллектуально-развитой личности в процессе урока;
  • профильная подготовка учащихся.

Главная цель современного образования - формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Формирование у учащихся способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности возлагается в первую очередь на образование и главным образом на среднюю школу. Реализация этих целей может осуществляться также через научно-исследовательскую деятельность учащихся.

 http://festival.1september.ru/articles/574517/img1.gif

3. Основные теоретические позиции, идеи, которые явились исходными при проведении опытной работы и лежат в основе методических находок.

Актуальность и востребованность научно-исследовательской работы в школе подтверждается не только решением выше перечисленных задач, но и набирающим силу в последнее время олимпиадным движением разного уровня, активным участием школьников в научно - практических конференциях.

По моему убеждению, научно-исследовательская работа ориентирует на создание условий для достижения выпускниками повышенного уровня образования, которое отличается от базового ни объёмом знаний, а овладением способов продуктивной деятельности. К исследовательским приёмам обучения детей я готовлю постепенно. Эти приёмы требуют кропотливой работы, прочно сформированных общеучебных умений и навыков. Параллельно с исследовательским в своей работе использую метод проектов. Проектно-исследовательская работа является мощным учебным средством в решении "вечных" образовательных проблем и включение этого средства в учебный процесс даёт учащимся жизненно-практическое умение, полезное каждому выпускнику, независимо от избранной им профессии.

http://festival.1september.ru/articles/574517/img2.gif

Учебно-исследовательские формы я применяю начиная с 5 класса. Исследовательскую культуру школьников формирую поэтапно, учитывая возрастные особенности детей, ведь мыслительные умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи, умение и навыки работы с книгой и другими источниками информации у 5-классника и 11-классника существенно отличаются.

В 10 и 11 классах ученики, конечно же, будучи наученными приёмами исследования в основной школе, работают самостоятельно, я только консультирую школьника.

В 5, 6 классах исследовательскую работу осуществляю через лабораторно - практическую деятельность учеников на уроке. Чаще всего это задания геометрического плана. Исследовательскую работу с учащимися провожу при изучении ряда тем:

 http://festival.1september.ru/articles/574517/img3.gif 

Проектно-исследовательское обучение относится к активным формам, значительно оживляя процесс восприятия нового, через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии. А полученные в деятельности знания остаются прочными и долговременными.

Технология проектно-исследовательского обучения также универсальна не только в применении к любому учебному предмету школьного курса, но и в практической жизни. Использование в нашей практике обучения математике проектно - исследовательской технологии способствует личностному росту учеников, знания становятся достоянием личности ребёнка, т. е. личностными качествами.

Несмотря на внешнюю сложность применяемого метода, он замечателен ещё и тем, что разработка творческих проектов, проведение исследовательских работ по математике значительно повышает мотивацию к изучению предмета. Обучение и воспитание эффективно в том случае, если у ребёнка вызвано положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать и чему научить.

http://festival.1september.ru/articles/574517/img5.gif

Эти компоненты служат развитию у школьника учебно- познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой компетенций.

4. Выделение ведущих идей своего педагогического опыта, которые легли в основу совершенствования педагогической практики.

Работая по общеобразовательной программе Министераства образования РФ разработала свою педагогическую технологию, направленную на формирование гражданственности, твердой жизненной позиции, толерантности через интенсификацию мыслительной деятельности школьников. Под интенсификацией подразумевается повышенный уровень обучения и воспитания при психологическом комфорте, свободе творчества и мысли. Для этого я ввожу в программу новые блоки уроков на развитие логического, аналитического, сравнительного и критического мышления. Использование нетрадиционных форм уроков, форм самовыражения (диалоговая форма, дискуссионная, игровые ситуации) позволяют на прямую обращаться к духовному, чувственному миру ребенка и добиваться положительных результатов.

Современное качественное доступное образование - залог развития общества и государства, и в нём  главную роль играет учитель, уровень его профессиональной подготовки и квалификации. Можно ли стать хорошим учителем? Этот вопрос снова и снова задаю себе. Педагоги и психологи утверждают: можно. Но педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, летчика, даже если есть талант. Но здесь должно быть главное – любовь к детям.

Современные условия образования требуют внедрения активных методов обучения, направленных на формирования ученика, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; содействующих развитию его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирующих опыт самостоятельной деятельности.

Основная цель моей педагогической деятельности: создание развивающей среды в учебно-воспитательном процессе с целью достижения оптимальных результатов в общем развитии школьника.   В соответствии с целями я выдвигаю ключевую идею - реализация инновационных технологий развивающего обучения, позволяющих решать различные задачи.

Любая деятельность приносит результат, если она мотивирована и проводится систематически. Владею навыками мотивирования, использую в своей работе методики, помогающие развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека. Применение вышеперечисленных методик помогает создать на уроке атмосферу взаимопонимания.

Считаю очень важным вырабатывать у детей умение реально оценивать себя, свои ответы и свои возможности.  Это необходимо не только мне как учителю для того, чтобы чувствовать, насколько эффективен тот или иной приём, метод, технология, насколько дети осознали учебный материал; умение самооценки важен для каждого отдельного ученика как необходимое умение для успешной самореализации в дальнейшей «взрослой» жизни.  Обратная связь на основе самооценок знаний и умений  учащихся по материалу курса, пройденному за определенный отрезок времени,  позволяют, как самим учащимся систематически следить за своей подготовкой, так и педагогу позволяет своевременно оказывать помощь учащимся. Умею создать доброжелательную атмосферу на уроке, активизировать творческие особенности учащихся. Обучающиеся раскованны, не чувствуют  никакого страха, поэтому работают активно и с удовольствием. В своей работе я практикую такие виды контроля как:

•        взаимоконтроль в парах с использованием образца правильного ответа и без использования образца (в зависимости от возраста учащихся)

•        самоконтроль

•        тестовый контроль с использованием тестов по типу ЕГЭ, презентаций,  тестовых программ.

•        критический анализ своего ответа, своей работы, устный анализ своей активности на уроке и прогнозирование своей оценки с обоснованием её выбора.

Применяю в своей работе диагностику, провожу мониторинг с целью наблюдения развития и степени сформированности учебных умений и навыков.         Психолого-педагогическая диагностика по выявлению уровня развития познавательного интереса свидетельствует о повышении уровня положительной мотивации на уроках.

Но независимо от того,  по какой схеме не был бы построен урок, к какому типу бы не относился – главное для меня, чтобы эти уроки были уроками – сотрудничества, где все  понимают, когда каждый ученик чувствует, что он способен справиться с  заданием учителя. Атмосфера успеха очень важна для любого урока, но для уроков, цель которых - подтолкнуть и направить детей на собственное творчество, на развитие собственной мысли, на формирование общечеловеческих ценностей - для таких уроков чувство успеха в учении важно особенно! Только в таком случае способно высвобождение огромных скрытых возможностей учащихся. Получилось ли у меня раскрыть способности своих учеников? Хочется верить, что да.

Воспитание «малыми шагами» от стадии педагогического руководства к стадии педагогической поддержки помогло мне добиться определенных результатов не только в учебной, но и в воспитательной деятельности. Стремление сформировать личность ребенка, отвечающую требованиям современного общества, высокий уровень требований к знаниям по математике и информатике, опыт и другие возможности позволили мне в профессиональной деятельности путем оптимального выбора образовательных технологий добиться стабильных учебных результатов при их позитивной динамике за период обучения.

Более подробно мне бы хотелось остановиться на внеурочном аспекте проектно-исследовательской деятельности. Моя работа начинается с выявления детей, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью. Для успешности реализации исследовательских проектов важно на это мотивировать учащихся. Сформулированная мной тема работы должна быть актуальной и вызывать интерес.

На теоретическом этапе предполагается определение основных направлений и методов, наиболее эффективных для выполнения поставленной цели. Здесь моя основная задача – консультирование, помощь в отборе необходимой информации, а также, осуществление ненавязчивого контроля за деятельностью учащихся.

Собственно, сам этап исследования подразумевает использование основных инструментов исследования – наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных.

Завершающими являются выполнение отчёта и презентация результата или продукта исследовательской деятельности. В данном случае – это исследование, проведённое учащимися под руководством учителя.

Учащиеся нашей школы ежегодно представляют групповые или индивидуальные исследовательские работы в различных конкурсах, конференциях, начиная со школьного уровня и заканчивая федеральным. (приложение) 

Работа по формированию исследовательских способностей школьников может дать ощутимый результат, если она носит системный и систематический характер. Организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей, и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим, необходимо уделять должное внимание исследовательской деятельности в образовательном процессе.

Большое внимание уделяю работе с одаренными детьми, на протяжении пяти лет ведутся индивидуальные занятия, кружок «Занимательная математика». Результаты этой работы отражаются в высоких результатах моих учеников в предметных олимпиадах. Ежегодно мои ученики становятся победителями и призерами олимпиад и конкурсов на различных уровнях. Мои ученики каждый год активно принимают участие в международном математическом конкурсе «Кенгуру», во Всероссиском конкурсе «Кит-компьютеры, информатика, технологии», в общероссийском конкурсе «Альбрус», во Всероссийском конкурсе «Олимп» и добиваются неплохих результатов, а главное что им самим очень интересно и делают они это с удовольствием (приложение).

Творческий поход,  постоянное совершенство педагогических приемов, применение знаний детской психологии, такт в общении с детьми позволяют мне добиваться хороших результатов в обучении и воспитании учащихся. За последние 3 года успеваемость по предметам составляет 100% , при качестве знаний по информатике -93%, по математике -73% (приложение).

В заключение хочется сказать, что участие в проектно-исследовательской работе даёт учащимся значительно больше, чем положительные оценки, награды и дипломы. Обучающиеся развивают свои способности, учатся принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них, достигают успеха и как следствие уверенности в себе, своих силах и способностях. Овладение методикой исследовательского познания, в основе которой лежат методы научного исследования, решает задачу саморазвития и самореализации индивидуума в течение всей жизни.

5. Краткая характеристика  содержания образовательной области предмета, ее функций и возможностей в развитии учащихся.

Сегодня очень много говорят о личностно ориентированном учителе. Одной из важнейших функций личностно ориентированного учителя, на мой взгляд, является качественное управление процессом образования. В связи с этим в содержании управления качеством выделяю функции планирования, организации, коррекции, стимулирования, контроля, оценивания, мотивирования.

К каждому математическому курсу, проводимому мною, составляю рабочую программу, (приложение) в которой выделяю основные содержательные линии с соответствующим для изучения учебного материала количеством часов, разделением изучаемого материала на обязательный и дополнительный. Подготовку программы регламентируют ряд основополагающих документов: "Закон об образовании" (в новой редакции), Концепция модернизации российского образования. Составляется "Рабочая программа" в соответствии с примерной государственной программой - "Программа для общеобразовательных учреждений". М. "Дрофа", 2012 г., требованиями документа "Обязательный минимум содержания образовательной области "Математика".

Из всего многообразия учебно-методических комплексов наиболее приемлемыми для себя и своих воспитанников считаю УМК издательства «Мнемозина», разработанные группой – А.Г.Мордкович и другие. Работаю по ним уже 6-й год. Учебники издательства «Мнемозина» соответствуют основному компоненту государственного стандарта общего образования и входят в Федеральный перечень. В настоящее время я использую учебно-методические комплекты  для 7-9 классов, приоритет в  содержательно-методической линии, которых отдаётся функционально–графическому курсу.

Компоненты УМК:

  • Программы  «Алгебра 7-9».
  •  Учебник.
  •  Задачник.
  • Сборник контрольных работ.
  •  Сборник самостоятельных работ.
  • Учебное пособие «Тематические тесты».
  •  Методическое пособие для учителя.
  • Пособие «События. Вероятности. Статистическая обработка данных» – дополнительные параграфы к курсу алгебры 7-9 классов.

 Концепция учебника. Математика – гуманитарный предмет, который позволяет субъекту правильно ориентироваться в окружающей действительности, «ум в порядок приводит» и оказывает существенное влияние на развитие речи обучаемых, не только внутри предметной области. Математика описывает реальные процессы на математическом языке в виде математических моделей, поэтому математический язык и математическая модель – ключевые слова в постепенном развёртывании курса. Математика предстаёт перед учащимися не как набор разрозненных фактов, а как цельная развивающаяся и в то же время развивающая дисциплина общекультурного характера. Именно поэтому  из традиционных для любого обучения вопросов: «что?» «как?» «зачем?» – на первое место ставится вопрос «зачем?».

Стиль изложения. Материал учебника интересно читать, он представляет собой развёрнутое повествование, в котором есть интрига. Внутренняя интрига заложена практически в каждой главе и в большинстве параграфов, достигается это за счёт ненавязчивой и естественной постановки проблем, которые по объективным причинам в данном месте курса решены быть не могут, но будут решены в дальнейшем. Стиль изложения во многом расцвечен непривычными для математической рутинной лексики оборотами, и в то же время изложение характеризуется чёткостью, алгоритмичностью, выделяются основные этапы рассуждений, с фиксацией внимания на выделенных этапах.

Психолого-педагогические и методические особенности учебника.

  1. Проблемное изложение материала. Проблема – это то, что мы сегодня решить не можем, то, что мучает нас продолжительное время, к решению чего мы постепенно приближаемся, это то, что, будучи разрешено, даёт эмоциональный заряд, приносит радость. Именно такое понимание проблемного обучения проходит по всему курсу.
  2. Диалектический подход к введению математических понятий. Лишь простейшие понятия даются сразу в готовом виде, остальные же вводятся постепенно, с уточнениями и корректировкой, а некоторые вообще остаются на интуитивном уровне восприятия до тех пор, пока не наступит благоприятный момент для их точного определения.
  3. Развивающее обучение. Особенность учебника не в сухом сообщении математических фактов, а в развитии учащихся посредством продвижения в предмете, иными словами приоритетным является не информационное, а развивающее поле курса. В учебнике практически реализованы принципы развивающего обучения, сформулированные Л.В.Занковым: обучение на высоком уровне трудности; прохождение тем программы достаточно быстрым темпом; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса обучения (ученик должен видеть, как он умнеет в процессе изучения материала – это достигается проблемным обучением); развитие всех учащихся (учитывая уровень каждого). [6]

Работа по УМК А.Г.Мордковича предусматривает использование педагогических технологий: личностно-ориентированного обучения, проблемного и развивающего обучения. – Использование технологии личностно-ориентированного обучения предполагает «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса», весь учебный процесс строится на основе этого главного положения.

Материалы учебника А.Г.Мордкович, изложены подробно и обстоятельно, что позволяет использовать их для самостоятельного изучения, в домашней работе. Таким образом, на изучение нового материала на уроке отводится минимум времени, после чего учащиеся большую часть урока работают самостоятельно. В это время я наблюдаю за работой всех учеников, то есть обучаю всех, и работаю индивидуально с каждым. Школьники могут работать в нескольких режимах: совместно с учителем; индивидуально; в паре; самостоятельно под моим руководством. Обязательным условием является – дифференцированное и индивидуальное домашнее задание, а также дифференцированные  и индивидуальные задания для работы на уроке. На моих уроках, каждый ученик, работая индивидуально, имеет возможность выбрать задание любого уровня сложности, тем самым не только достичь обязательного уровня обучение, но и, в зависимости от познавательных интересов, саморазвиваясь двигаться дальше.

Образовательная область Информатика представлена предметом информатика, который формирует системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучает информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, формирует научные основы и навыки использования информационных технологий, необходимых во всех областях практической деятельности человека. Информатика даст возможность ее широкого использования при изучении других предметов в основной школе.

В соответствии с базисным учебным планом в 11 «А» классе предмет «Информатика и ИКТ» изучается на профильном уровне в информационно-технологическом профиле. Объем учебной нагрузки составляет 4 часа в неделю,  в объеме 140 часов.

Календарно-тематическое планирование составлено на основе примерной программы по информатике и информационно-коммуникационным технологиям для основной школы Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ профильный уровень». Примерные программы и учебно-тематические планы для 8-11 классов /Н.Д.Угринович и федерального компонента государственного стандарта полного общего образования (профильный уровень). Соответствует утвержденному Министерством образования РФ стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» в старшей школе.

При изучении предмета используются цифровые образовательные ресурсы, проводятся компьютерные практикумы.

6. Особенности выбранной технологии, чтобы образование  и воспитание носило развивающий, деятельностный характер.

 Последние 3 года работаю над проблемой: «Опора на субъектный опыт учащихся в преподавании математики и информатики». Это один из главных элементов личностно – ориентированного обучения. Считаю, ребенок является равноправным участником процесса обучения, поэтому учитель должен выявить интересы, способности, возможности учащихся и опираться в своей работе на  их субъектный опыт, это дает возможность ребенку почувствовать свою значимость, раскрепощает его на уроке.  Индивидуальный подход требует от учителя разнообразия форм и методов в преподавании. Необходимо так построить урок, чтобы каждый ребенок был охвачен ситуацией успеха. Для этого используются разноуровневые задания, различные формы самостоятельной работы, ставлю перед учащимися проблемные задания. Много времени отдаю созданию банка контрольно – измерительных, дидактических, материалов, веду работу по созданию комплектов на весь класс.

  Немаловажную роль играют и уроки с элементами компьютерных технологий, уроки с применением интерактивной доски. В ходе этой работы моими учениками были созданы презентации по разным темам и программы тренажеры. Также широко применяю в своей педагогической деятельности электронные учебники и ресурсы интернет. Эффективно использую метод дистанционного обучения. В своем кабинете на сайте http://uztest.ru подготавливаю тесты и тренинги, учащиеся заходят в личные кабинеты и выполняют эти задания, причем для каждого ученика программа сайта создает уникальный вариант. Оценки учащихся за выполненные тесты и тренинги автоматически фиксируются в Интернет-журнале на сайте. Учащиеся (и родители) всегда могут увидеть свои оценки.

  На уроках я очень внимательно отношусь к мнениям учеников по тому или иному вопросу, и даже если это мнение не совсем верное, то в ходе совместной работы благодаря пополнению знаний можно добиться  изменения взгляда. Большое значение имеет организация самостоятельной работы. В ходе, которой учащиеся самостоятельно добывают знания. Считаю очень важным научить учащихся самостоятельно добывать знания из различных источников, данное умение придает значимость личности, положительно скажется впоследствии на профессиональных качествах, будет способствовать успешности.

В зависимости от того, какую дидактическую цель ставлю перед собой, использую различные виды уроков: урок – объяснение, урок – семинар, урок-викторина, тренировочные уроки или уроки практикумы, уроки лабораторных работ, уроки проверки знаний умений и навыков. Каждый изученный раздел обобщается самостоятельной работой. Очень часто, когда имею дело не с одной дидактической целью, а с несколькими, использую комбинированные уроки. Комбинированные уроки обладают рядом достоинств: обеспечивая многократную смену видов деятельности, они создают условия для быстрого применения новых знаний, обеспечивают обратную связь и управление педагогическим процессом, накопление отметок, возможность реализации индивидуального подхода в обучении.

Продумывая урок, часто пишу кейсы (ситуации из реальной жизни), для решения которых ученикам необходимо применять не только знания текущего урока, но и вспоминать уже пройденное.

В своей работе реализую системно - деятельностный подход в обучении.  В соответствии с этим, в преподавании использую организацию всевозможных диалоговых форм обучения, исследовательской деятельности, проблемное изложение материала.

Все мои обучающие и воспитывающие воздействия на учащихся осуществляются через наше с ними общение. Я руководствуюсь принципом: «Обучая общению общаюсь», подразумевая под этим, прежде всего, создание комфортной образовательной среды, способствующей саморазвитию учащихся.

В своей работе пытаюсь разумно совмещать традиционную и личностно-ориентированную систему обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Проекты могут быть не большие (на один урок) и более длительные, чаще всего рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.

Использование проектной технологии, создает условия для формирования и развития внутренней мотивации учащихся; повышает мыслительную  активность учащихся и помогает приобрести навыки логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью, улучшает речевое развитие учащихся и совершенствует коммуникативные компетенции в целом, развивает индивидуальные особенности учащихся и  их самостоятельность.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Работать с такими детьми интересно и трудно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.  Работа с одаренными учащимися особенно видна в старшем звене. Реализуя свои склонности, интересы, способности через систему дополнительного образования, элективные курсы, старшеклассники демонстрируют свои достижения в выбранном направлении, участвуя в предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах, проектной деятельности.  

С первых дней работы в школе я поставила перед собой цель «Научить детей учиться, и учиться интересно». Для её реализации необходимо было продумать и спланировать систему урочной и внеурочной деятельности учащихся, мотивирующую на успешное овладение навыками эффективной коммуникации. В этом мне помогло использование исследовательских методов обучения, самостоятельная проектная деятельность учащихся.

Одно из приоритетных направлений развития общего образования, обозначенных в инициативе - развитие системы поддержки талантливых детей.  

В школе сложилась система работы с одарёнными детьми, которая строится следующим образом:

1. Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ученика. Создание банка данных по талантливым и одарённым детям. Диагностика потенциальных возможностей детей. Психолого–педагогическое сопровождение детей.

2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности: включение в учебный план школы факультативных, элективных курсов.

3. Организация исследовательской деятельности. Организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.  Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования.

4. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых школьников: тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности. Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.

5. Поощрение одарённых детей: публикации в школьной газете.

6. Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя.

6. Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений.

Дети проявляют большую активность во внеклассной работе, являясь постоянными ведущими общешкольных мероприятий.

Выявлению лучших учеников способствуют  олимпиады, проводимые  ежегодно. Участниками олимпиады становятся наиболее способные учащиеся, проявляющие глубокий интерес к математике и информатике.  Но успешное участие школьников на олимпиаде возможно лишь при постоянной работе на протяжении всего учебного года. Мои ученики неоднократно занимали призовые места в районе, в школе.

Таким образом, активные формы работы с применением технологии проблемного обучения формируют у учащихся ключевые компетенции, что способствует  развитию познавательной потребности, потребности в непрерывном самообразовании, эмоциональную чувствительность, нравственные основы.

7. Описание системы уроков, формы и методы работы, позволяющие достигнуть более высоких результатов.

Для меня урок – это общение, совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе. А каково отношение самих учащихся к таким урокам?  Им нравятся уроки, где ставятся проблемные вопросы, где они могут свободно высказывать свою точку зрения, не боятся говорить то, что думают. При постановке целей и задач урока в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала корректирую деятельность на уроке, учитываю уровень обученности и развития учащихся. При этом вовлекаю их в процесс постановки целей и задач урока. Часто предлагаю обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии   с изучаемой темой.

Особое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям. Использую психологические тренинги, зрительную гимнастику, физминутки. Хорошо помогает и юмор. Все это не занимает много времени, но помогает переключиться с одного вида деятельности на другой.

Задача каждого учителя – вызвать интерес к своему предмету, помочь сформировать убеждения и взгляды в соответствии с общечеловеческими ценностями – и решению этой задачи помогают инновационные технологии, раскрывающие способности учащихся и создающие условия для их самоактуализации и саморазвития.

В своей профессиональной деятельности стараюсь учитывать образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Стараюсь отметить даже самые маленькие успехи обучающихся. При возможности демонстрирую успехи родителям и одноклассникам. Демонстрирую задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех. По завершении работы над проектом ученик (или группа учеников) демонстрируют свою работу одноклассникам на уроке-конференции, отвечают на вопросы друзей, показывают и объясняют заинтересовавшие технические находки.

Но самым главным на уроках считаю воспитание личности, способной отстаивать свое мнение. Поощряю любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий. На уроке даю возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности.

Для достижения более высоких результатов предлагаю следующие  направления:

•        Разработка КИМов и их системное использование для проверки знаний школьников по предмету

•        Использование  исследовательских методов в обучении с целью включения детей в поисковую деятельность.

•        Индивидуальная форма работы, углубленное изучение проблемных тем и вопросов.

•        Нестандартная форма уроков (интегрированные уроки, урок-игра) позволяют заинтересовать учащихся в более углубленном изучении предмета.

•        Обучение в сотрудничестве формирует позиции взаимодействия и взаимопонимания педагога и учащихся.

•        Создание портфолио на одаренных детей школы. Разработка и постоянное использование диагностических материалов в исследовательской работе с детьми, в воспитательном процессе, как возможность проследить уровень развития ученического коллектива.

•        С помощью ИКТ возможно проведение уроков и внеклассных мероприятий, создание банка учебно-методических разработок, использование Интернет ресурсов.

Использование ИКТ, интернет ресурсов и других технологий приводит  к целому ряду положительных эффектов: получая наглядные знания по изучаемым темам, особенно по проблемным, у учащихся стимулируется более ясное представление об изучаемых событиях, фактах, позволяет лучше разобраться в вопросах межличностных, межнациональных отношениях людей.

В своей работе эффективно использую метод дистанционного обучения. В своем кабинете на сайте http://uztest.ru подготавливаю тесты и тренинги, учащиеся заходят в личные кабинеты и выполняют эти задания, причем для каждого ученика программа сайта создает уникальный вариант. Оценки учащихся за выполненные тесты и тренинги автоматически фиксируются в Интернет-журнале на сайте. Учащиеся (и родители) всегда могут увидеть свои оценки.

В своей профессиональной деятельности я учитываю образовательные потребности детей следующим образом: включаю материал развивающего и опережающего характера; провожу индивидуальную работу, организую индивидуально-групповые занятия. Решающую роль отвожу дифференциации заданий по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащегося при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Моя задача  – довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приёмам рациональной умственной деятельности, дать практические навыки работы в различных программных средах. Организую работу так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а помощь учителя снижалась. Такая форма работы позволяет задать необходимый темп на уроке, а также дозировать задания по сложности и объему. На всех этапах урока стараюсь давать разноуровневые задания.

В ходе занятия ни один ребенок не остается без дела, каждый ученик стремится полностью самореализоваться. Работа ведется не только по учебнику, но и используется дополнительная литература, справочники, карточки с заданиями, наглядный материал (плакаты, опорные схемы-таблицы)

На своих уроках стараюсь поставить учащихся в такие условия, чтобы они ощутили необходимость прикладывать определенные усилия в процессе образования. Моя задача – заметить эти усилия, поддержать ребенка, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперед, а для слабых детей стараюсь создать ситуацию, где бы они показали свою успешность.

Перед собой ставлю решение многих методических проблем: как предупредить отставание ребят, не усвоивших учебный материал, и добиться высокой успеваемости. Как активизировать деятельность учащихся? Как сделать процесс обучения радостным? Как привить желание детям узнавать больше и больше?

Акцентирую внимание на практической направленности обучения математике и информатике. В зависимости от темы и целей урока стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую такие уроки: традиционный, урок-исследование, диспут, урок-соревнование, КВН, зачет, семинар. При этом использую формы работы:

•        индивидуальную

•        работа в парах

•        в группах

•        фронтальную (задания могут быть как репродуктивные, так и творческие)

•        самостоятельную

•        работа с учебником и справочной литературой (энциклопедии, словари)

•        тестирование

•        взаимозачет

•        взаимообучение

Это позволяет разнообразить уроки, создать ситуацию успеха, мотивировать учащихся на добывание знаний.

Для достижения поставленных   целей я в своей деятельности использую следующие педагогические технологии:

•        проблемное обучение

•        игровые технологии

•        модульные технологии

•        развивающее обучение

•        проектные технологии

•        дифференцированное обучение

•        здоровьесберегающие технологии

Проблемное обучение позволяет всесторонне и гармонически развивать ребёнка; технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость. Развитие исследовательских навыков позволяет развивать эти навыки в процессе обучения с последующей презентацией работы в виде проекта.  Проектные методы позволяют перейти на уровень социально-значимых результатов,  развивает навыки публичного выступления. Обучение в сотрудничестве развивает взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей; использование проектной технологии повышает и углубляет интерес детей, развивает творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (развитие любознательности, расширение кругозора), критического мышления; поможет школьникам приобрести навыки работы с большим объемом информации, исследовательские умения (видеть проблему и наметить пути ее решения),  коммуникативные умения (работа в группах). Ценить и сохранять здоровье, вести здоровый образ жизни помогают привить используемые мною здоровьесберегающие технологии.

Применение вышеперечисленных педагогических технологий обеспечивает:

  •         создание на уроке атмосферы заинтересованности, ситуации успеха
  •         стимулирование обучающихся  к использованию разнообразных способов поиска решений
  •         выполнение заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ
  •         использование карточек-тренажёров для достижения обучающимися уровня обязательной подготовки, разноуровневых контрольных работ
  •         развитие слуховой и зрительной памяти обучающихся, образного мышления
  •         поощрение высказывания оригинальных идей
  •         использование личного примера творческого подхода к решению проблемы
  •         высокое качество организации образовательного процесса
  •         формирование устойчивой мотивации школьников к обучению
  •         получение ими практических знаний по математике и информатике  
  •         успеваемость по предмету -100 %
  •         качество - 73%

Проводимая работа дает должный результат: хорошее качество знаний по предметам, высокие достижения на предметных олимпиадах, конкурсах на уровне Муниципалитета, республиканском и российском уровне.

Неотъемлемой частью внешней оценки качества базовых знаний и умений, приобретенных учениками в курсе обучения в средней школе, являются результаты ЕГЭ и ОГЭ (приложение). 

8. Анализ результативности своего педагогического опыта по соответствию результатов прогнозируемым целям и задачам.

Учитель только тогда учитель, когда он не замыкается в себе, а обобщает и распространяет собственный педагогический опыт. Я с удовольствием делюсь своими разработками с коллегами, как школы, так и района. Знаю основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету. Успешно реализую в своей работе модифицированные  с учётом принципов индивидуализации и дифференциации образовательные программы и целенаправленно обновляю методические и дидактические материалы.

О результативности моей методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:

•        победы и призовые места обучающихся в детских творческих конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах;

•        высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;

•        успешная социализация моих выпускников.

Для развития познавательного интереса к своему предмету, более углубленного изучения своего предмета я веду факультативные занятия, кроме того, с 2009 по настоящее время являюсь руководителем кружка «Школьный курьер».

Я неоднократно выступала на заседаниях МО учителей математики и информатики. Тема моего  самообразования «Проектно-исследовательские технологии и формирование толерантности у учащихся в процессе обучения математике и информатике,  как средство саморазвития личности учащихся» предполагает развитие в первую очередь творческой составляющей личности ученика, а так же самостоятельности при выборе и реализации решений проблемы.

Мои ученики - постоянные участники Всероссийских олимпиад школьников по предмету. Успехи в подготовке призеров олимпиад отмечены грамотами.

Своим опытом и достижениями делюсь с коллегами. Ежегодно провожу открытые уроки, мастер-классы, тематические консультации с использованием мультимедийных презентаций. Разработанные мной открытые уроки и внеклассные мероприятия публикую на официальном сайте ОУ http://licej1-nartkala.narod.ru  и на сайте http://nsportal.ru/anusia

С 2010 г. по 2013 году была экспертом экзаменационной комиссии ГИА по математике.

Важным в своей работе считаю также взаимодействие с коллективом. По моему личному мнению, тесная, взаимодополняющая работа коллектива способствует решению задач образовательного учреждения.

Своих коллег я  считаю, помощниками в работе и нахожусь с ними в доброжелательных отношениях. В своей работе я часто обращаюсь к опыту работы коллег, анализирую, что-то перенимаю, делюсь своими интересными находками. Я общительна, эмоциональна, отзывчива. Люблю общаться с интересными людьми. Быстро устанавливаю контакты и нахожу общий язык, поэтому взрослые и дети ко мне тянутся. Стараюсь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения, критику в свой адрес переношу хорошо, всегда стараюсь исправить свои ошибки. Принимаю активное участие во всех мероприятиях,  проводимых в школе и по линии МО. Мои взаимоотношения с коллективом находятся на высоком уровне товарищества и партнерства. Эффективность обучения  во многом зависит и от качества учебно-методического обеспечения. Ещё одним важным пунктом успешной работы в школе в качестве преподавателя  я могу назвать необходимость постоянного повышения уровня своей собственной педагогической компетенции.

Систематически повышаю квалификацию через прохождение курсовой подготовки в ИПК и ПРО КБГУ, РЦДО г.Нальчика и других образовательных учреждениях.

Большое внимание уделяю и самообразованию: систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии, своему предмету. Зарегистрирована на многих образовательных сайтах,  принимаю активное участие в работе сетевых педагогических сообществ); дистанционных мастер-классах. Имею свой персональный сайт:  Регулярно знакомлюсь с новыми документами на сайтах МО РФ, МОН КБР, КПМО, стараюсь быть в курсе всех последних событий в образовании.

В кабинете у меня оформлены специальные стенды, на которых вывешиваются наиболее интересные и важные материалы для учащихся. Имеется уголок ЕГЭ и ГИА. Стенды периодически обновляются.

Мое любимое изречение: "Подлинно человеческую радость можно пережить тогда, когда видишь, что ты доставил радость другому человеку". Стараюсь в своей работе следовать этому правилу, причём это касается и отношений с учениками, и отношений с коллегами.

Не могу не сказать о проблемах, с которыми я сталкиваюсь в своей профессиональной деятельности: неделимость классов, когда в профильном классе находится более 20-ти человек.

В своей работе я стремлюсь стимулировать желание учиться, актуализируя полезные мотивы деятельности, структурируя учебный материал, своевременно чередуя различные умственные знания, опираясь на общечеловеческие потребности (новизну учебного материала, практическую занимательность, противоречивость материала) и возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Пути решения проблем:

  •         продолжать изучение  и внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий;
  •         продолжать сочетать традиционные и новые методики преподавания  математики и информатики, формирующие  самостоятельность и ответственность за результаты своего труда и направленные на формирование ключевых компетентностей;
  •         расширять практику интегрированных уроков;
  •     продолжить формировать условия для развития у школьников интереса к исследовательской и проектной деятельности и овладения исследовательскими умениями.

Поддержанию устойчивого интереса к предмету способствует и внеклассная работа, которую организую в различных формах: игры, викторины, которые часто провожу на дополнительных занятиях в 5-6 классах, внеклассная работа по предмету в 8-11 классах. Такая работа, сочетаясь с учебной, ведёт к общей образовательной цели.

Моя методическая система направлена на формирование целостной картины универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых и предметных компетенций, определяющих современное качество содержания образования

Являясь классным руководителем я уделяю большое внимание развитию самоуправления в детском коллективе, активно привлекаю к совместной деятельности в делах школы всех учащихся. Каждый ученик моего класса имеет свои обязанности.

Цель воспитательной работы школы – создание благоприятной среды для всестороннего развития личности ученика, задача каждого учителя, воспитателя – растить духовно-нравственную личность, имеющую четкую гражданскую позицию. Для этого провожу тематические классные часы («День государственности КБР», «История моего города», «День народного единства», «Блокадный Ленинград»), экскурсии (Нальчик, Кисловодск). Все это способствует не только сплоченности школьного коллектива, но и воспитывает патриотизм и развивает толерантность и культуру.

Большое внимание уделяю профилактике правонарушений, правилам безопасности на дорогах, пожарной и личной безопасности, этикету, правилам личной гигиены, толерантности.

Успех работы с детьми во многом зависит от взаимопонимания родителей и учителей. Я высоко ценю и дорожу доверием родителей, их стремлением общаться с учителем, решать сообща проблемы детей. Раз в месяц провожу классные родительские собрания. Родители получают не только информацию об успехах своего ребенка, но и психолого-педагогические знания, необходимые для успешного воспитания детей. Обсуждаются проблемы воспитания, обучения, особенности физического и психологического развития ребенка, безопасности и здорового образа жизни. Родители активно посещают не только родительские собрания, но и часто общаются со мной в неформальных свободных беседах.

Результатом такой работы является микроклимат в классе, в котором учащиеся чувствуют себя психологически и эмоционально комфортно, уверены в себе, чувствуют себя нужными коллективу.

В заключение хочется добавить, что, учитель должен не только дать академические знания или развить умения, но и научить ребенка учиться жить.

Аттестационные материалы Сокуровой А.Х.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности учителя

СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...

самоанализ педагогической деятельности учителя

самоанализ работы учителя английского языка...

Самоанализ педагогической деятельности учителя биологии

Текст самоанализа пед.деятельности для портфолио по аттестации,состоит из след.пунктов:1.самоанализ2.результаты пед.деятельности3.методическая деятельность4.инновационная деятельность5.внеурочная деят...

Самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка

В данном материале представлен самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка. Прежде чем создать данный документ, были изучены все доступные материалы посвященные данной теме. Надею...

самоанализ педагогической деятельности учителя математики I квалификационной категории Маркович Елены Викторовны

Самоанализпедагогической деятельностиучителя математики I квалификационной категорииМаркович Елены Викторовны...

Самоанализ педагогической деятельности учителя

В материале представлет самоанализ педагогической деятельности учителя....