Самоанализ педагогической деятельности учителя
статья по теме

Тупицина Любовь Николаевна

В материале представлет самоанализ педагогической деятельности учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_ped._deyat.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности учителя географии МОШИ «Белоярская школа – интернат среднего (полного) общего образования» Тупициной Любовь Николаевны, учитель второй квалифицированной категории. Стаж работы 8 лет.

Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения); обладает критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний. Те учащиеся, которые успешно освоят базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации, получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века. Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем будущем, должен обладать определёнными качествами личности, в частности:

гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;

самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального преодоления, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать закономерности);

быть коммуникабельными, уметь работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации;

самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Достижения таких качеств своих учеников  планирую через свою педагогическую деятельность.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий я изучила и применяю их элементы на практике.

Проблемное обучение. (Лернер И.Я, Махмутов М.И)

Модульное обучение;

Групповое самостоятельное обучение;

Технология развивающего обучения (Эльконин Д.Б, Давыдов В.В);

Личностно – ориентированное обучение (Якиманская И.С);

Разноуровенное обучение (Платонов К.К, Колмыкова З.И)

Здоровьесберегающие технологии;

В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить трудности в познании и применении знаний. Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития школьника, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.

Школа должна создать условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых говорилось выше. Овладение теорией и технологией личностно-развивающего обучения становится необходимым условием успешной работы учителя в современной школе.

Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей. Модуль позволяет учащемуся, включённому в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. Благодаря модулю учащийся дозирует содержание, понимает, какая информация обсуждается и с какой целью. Цели взаимодействующих субъектов могут основываться на двух моментах: либо на структуре темы (элементы, нормы связей, функции, свойства), либо на методе изучения (способы, алгоритмы, по которым работает система). Модуль служит инвариантным средством деятельной организации содержания и осуществления информационного обмена. Он в высокой степени гарантирует удовлетворение потребности, имеющейся в данный момент у человека. Главное предназначение модуля – развивать мышление, сознание человека.

В проблемном обучении различают три её форм:

проблемное изложение, когда учитель сам ставит проблему и решает её;

совместное обучение, когда учитель ставит проблему, а решение её достигается совместно с учителем;

творческое обучение, когда учащиеся и формируют проблему и сами её решают;

Групповое самостоятельное обучение вырабатывает у учащихся умение:

Сотрудничать.

Работать на равных и в то же время главенствовать и руководить.

Проявлять личную инициативу.

Отстаивать свои принципы и в то же время умело увязывать “вечные” ценности с быстро меняющимися ситуациями.

 Большое внимание уделяю укреплению здоровья детей. В настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие. Главное условие обучения и воспитания у детей мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни – это регулярное воспитание соответствующей культуры здоровья с раннего детского возраста:

физической – управление движением;

физиологической – управление процессами в теле;

психологической – управление своими ощущениями и внутренним состоянием;

интеллектуальной – управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно-духовных ценностей.

Для укрепления здоровья регулярно провожу физминутки, слежу за правильной осанкой.

Организую походы и прогулки на свежем воздухе. В кабинете совместно с учащимися поддерживаем санитарное состояние, проводя генеральные и влажные уборки, в кабинете есть цветы, очищающие воздух.  Как классный руководитель провожу классные часы о здоровом образе жизни, используя современные здоровьесберегающие технологии.

Знание новейших достижений педагогической науки и практики.

В октябре 2007 года прошла курсовую переподготовку по теме:» »в городе Салехард. Прослушала курс лекций, касающихся изучения знаний новейших достижений педагогической науки и практики. После прохождения курсов повышения квалификации, выступила с отчетом по теме :   На методических советах в школе и в районе выступала с сообщениями о новых достижениях науки и практики.

Знание технологий педагогики развития личности

В личностно-ориентированном образовании личность обучаемого занимает важное место. Мною был изучен педагогический аспект развития личности Якиманской М.С. и Божович Л.И. «Личность» – это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психологического развития.

Во-первых, личность обучаемого формируется в процессе учебной и других видов деятельности, а проявляется в виде психофизиологических особенностей.

Во-вторых, обучаемый является субъектом учебной деятельности, где у него есть возможность проявить свои личностные качества, творческую и познавательную активность, волю, способность к достижению поставленной цели.

В-третьих, личность обучаемого проявляется на интеллектуальном и волевом уровне в процессе общения с участниками учебного процесса.

В-четвертых, личность обучаемого проявляется в качестве субъекта самосознания. В учебном процессе неизбежно происходит самоопределение обучаемого “открытия” им собственного “Я”, самовыражение и личностная реализация.  

Исходя из этого провожу уроки – зачеты. уроки-тесты, уроки – коллоквиумы, уроки- конференции, где деятельность учащихся направлена на приобретение  нового опыта и знаний. Это способствует формирование у них самостоятельности в решении поисковых задач, контроля за усвоением знаний и умений.  На уроках учу ребят правильно работать с текстом учебника, научно- популярной литературой.

Знаний технологий развития творчества.

Одной из своих педагогических считаю внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут учащимся не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности.

Вопросом творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких авторов, как Л. Н. Коган, Л. С. Выгодский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, Мотков О.И. и другие. Сначала творческие способности отождествлялись с интуицией, затем прямое отождествление было с интеллектом. От отождествления с интеллектом перешло к противопоставлению. Было доказано, что творческие способности имеют свою локализацию – это “особая точка” индивидуальных свойств, которые не зависят от интеллектуальности, так как большинство испытуемых с высоким интеллектом имели низкие творческие способности.

Для определения творческих способностей Богоявленская Д.Б. выделяет следующие параметры:

беглость мысли (количество идей),

гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую),

оригинальность (способность производить идеи),

любознательность,

фантастичность.

На своих уроках создаю условия для развития творческих способностей школьников. 

Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения;

Организуется сотворчество в детском коллективе с целого проявления и развития творческих способностей каждого;  

У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.

обеспечение благоприятной атмосферы;

доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;

обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

поощрение высказывания оригинальных идей;

обеспечение возможностей для практики;

использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

предоставление детям возможности активно задавать вопросы

Разработка педагогических технологий (ее элементов) или отбора оптимальных методов, средств, форм обучения и воспитания.

В своей педагогической практике использую элементы проблемного обучения. В начале урока ставлю вопрос, который решаем в течении урока, а в конце урока на него отвечаем. Использую педагогический технологии дифференцированного обучения, учащиеся условно делятся на группы и по дидактическим материалам. которые созданы мной (различаются по объему содержанию, сложности, методам и приемам) выполняют задания. На развитие познавательной деятельности  даю задания школьникам к необычным фактам, процессам, феноменам природы. Систематически провожу физкульт-минутки с использованием здоровьесберегающих технологий

Прогнозирование педагогического процесса.

Каждый учитель отбирает, анализирует материал в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания. Работая в школе, я столкнулась с проблемой, что ученики очень редко делают домашнее задание по устным предметам. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. Только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы, пережиты. И если первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, то последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объёме и темпе, которые необходимы каждому ученику для полного и прочного усвоения материала. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома. От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом.

В своей практике использую следующие виды домашней учебной работы:

индивидуальная;

групповая;

творческая;

дифференцированная;

одна на весь класс;

составление домашней работы для соседа по парте.

На уроках отслеживаю динамку уровня обученности,  интереса к предмету, динамику уровня выполнения домашнего задания. Наблюдается частичное продвижение учащихся с низкого уровня на средний и даже высокий. Количество учащихся не сделавших домашнее задание по моему предмету сократилось к минимуму.

Исследовательская культура педагога.

На уроках по предмету и в качестве домашнего задания  использую методы исследовательской деятельности. В 7 классе учащиеся изучают материал самостоятельно, с помощью метода исследовательской деятельности. Это создание проблемной ситуации и решение сложных вопросов, требующих актуализацию знаний, построение гипотез.  Провожу уроки – дискуссии. В качестве домашнего задания  задаю задания: провести социологический вопрос или наблюдение, обработать результаты, сделать выводы. Или подготовить вопросы к дискуссии, поставить опыт или провести эксперимент. На экскурсиях с учащимися наблюдаем, сравниваем, сопоставляем, проводим исследования. Выдвигаем гипотезы (а что произойдет, если…., а что будет, если…).

Организация методической деятельности

Свою методическую деятельность по предмету провожу на основе программно-методических материалов Министерства образования РФ и примерной программы основного общего образования по географии  федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (БУП – 2004). Календарно – тематическое планирование уроков географии в 6-9 классах МОШИ «Белоярская школа – интернат среднего (полного) общего образования» составлено на основе программы для образовательных учреждений Министерства образования РФ под редакцией В.И. Сиротина. М.: Дрофа, 2002, а также на основе календарно тематического планирования Н.Л. Валуевой, учителя географии школы № 119, г. Москва. Методиста ЗАО журнал «География в школе», 2004, №№ 2,3,4. М.: Школа-Пресс  и частично соответствует примерной программе основного общего образования по географии  федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (БУП – 2004).

В Белоярской школе - интернат работаю с 2000 года. За это время провела методическую работу по теме «Использование игровых методов на уроках и внеклассных мероприятиях». С 2006-2007 учебного года работаю над темой самообразования « Домашнее задание как способ повторения, конкретизации и закрепления изученного материала в системе личностно-ориентированного обучения».

С 2007-2008учебном году и в настоящее время являюсь руководителем методического объединения естественных наук в БШИС(П)ОО. За прошлый учебный год провела 5 заседаний, на которых были рассмотрены различные вопросы, совместно с учителями методического объединения (папка МО естественных наук и тетрадь протоколов МО за 2007-2008 уч.год).  В этом учебном году (2008-2009гг) провела два методических совета, на которых были рассмотрены различные вопросы, а также были разработаны задания для проведения школьных предметных олимпиад; разработано мероприятие, которое совместно с учителями  методического совета планируем провести на декаде наук естественного цикла в начале декабря этого года; а также составлены индивидуальные занятия по предметам естественного цикла. (папка МО естественных наук и тетрадь протоколов МО за 2008-2009 уч.год)

В 2006-2007  учебном году дала открытый урок  в 5 «В» по адаптации пятиклассников. В прошлом году провела уроки в системе «учитель – воспитатель» (6 «Б» и 9 «Б»). В этом учебном году мною так же были даны открытые уроки (см. Приложение).

В сентябре 2007 года на базе Аксарковской школы-интерната проходил районный семинар МО естественных наук по теме: «Проблемы качества естественно-научного образования» За круглым столом выступала с вопросом « Управление качеством образования: региональная модель». (Протокол №1 от 8.09.2008. с. Аксарка)

В сентябре 2008 года на районном семинаре МО естественных наук в с.Аксарка  выступала с докладом по теме: «Педагогический анализ результатов школьного процесса» (Протокол № 1 от 6.09.2008).

В 2006-2007 учебном году выступала с докладами на МО по темам « Использование метода научного познания, как метода мотивации учебной деятельности», «Тренинговые задания», «Мониторинг учебного процесса. Измерители» (Папка МО за 2006-2007 учебный год, тетрадь протоколов собраний).

В 2007-2008 учебном году выступала с докладами на МО по темам: «Использование оздоровительных упражнений на уроках и внеклассных мероприятиях», «Современные технологии в обучении» (Папка МО за 2007-2008 учебный год, тетрадь протоколов собраний).

Ежегодно, в октябре – ноябре проходят в школе недели и декады наук предметов естественного цикла, в которых я принимаю активное участие. В прошлом году провела два мероприятия: «ГеоКВН» среди 9-х классов и «Путешествие ручейков» среди 6-х классов. А также совместно с учителями предметов естественного цикла были проведены викторины и, фотоконкурс и персональная выставка ученика 10 класса Тайбери Прокопия.

В этом учебном году был проведен вечер «Тайна бермудского треугольника», в рамках недели предмет естественного цикла .

В 2007-2008 учебном году участвовала в школьном конкурсе методических разработок.

Уровень подготовленности учащихся (итоги мониторинга успешности обучения и воспитания, итоги срезовых контрольных работ)

Учебный год

Коэффициент обученности

%

Коэффициент качества

%

2006-2007

2007-2008

2008-2009 (1 полугодие)

100

100

100

64.4

60

На итоговой аттестации учащиеся подтверждают годовые оценки.

В 2007-2008 учебном году впервые сдавался экзамен по географии в форме ЕГЭ. По результатам сдачи ЕГЭ по географии выпускники успешно поступили  в ВУЗы г. Тюмени, г. Санкт-Петербурга, г. Кургана на факультеты: экономики, природопользования т.п.)

Диагностика творческих способностей учащихся. Организация самообразования учащихся.

В течении всего учебного года предлагаю ученикам разнообразные творческие задания (написание реферата, сообщения, составление кроссворда, ребусов, написание сочинения, придумать сказку или ее сюжет, доступных пересказ учебного текста по определенной на доступном языке для младшего брата  или сестренке), выполнение которых требует работать самостоятельно, пользоваться дополнительной литературой и Интернетом. В прошлом году в 9-х класса зачетом к элективному курса «Политическая карта мира» было защита проекта «Страна, в которой я хотел бы побывать». Ребята с интересом готовили, а затем защищали свой проект (см. Приложение).

Работая с учениками,  вовлекаю их  в активную познавательную деятельность, развиваю их и творческие способности. В конце года они мне пишут письма, о том, за что им нравится география.  

Сотрудничество с родителями с общественностью.

  Работая в Белоярской школе- интернат исполняю обязанности классного руководителя. С 2006-2007 учебного года являюсь классным руководителем 7-8 «Г» класса (коррекционным). В данном коллективе 9 человек.

           В прошлом году мы провели несколько классных часов.

6 классных часа посвятили временам года (по одному на четверть + 2 экскурсии). Ребята с интересам собирали информацию (стихи, загадки, ребусы) к классному часу.  

4 классных часа - традиционных в конце четверти.

6 классных часа по технике безопасности («Поведение в школе», «Осторожно – тонкий лед», «Ледостав», «Ты – Пешеход», «Поведение на праздниках»).

3 по нравственному воспитанию («День Ямала», «День матери», «День Победы»)

Несколько классных часов оперативных.

Учащиеся принимают участие в школьных мероприятиях и конкурсах.

Провожу беседы с родителями и воспитателями детей, посещаю на дому учеников часто пропускающих школу.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности учителя

СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...

самоанализ педагогической деятельности учителя

самоанализ работы учителя английского языка...

Самоанализ педагогической деятельности учителя биологии

Текст самоанализа пед.деятельности для портфолио по аттестации,состоит из след.пунктов:1.самоанализ2.результаты пед.деятельности3.методическая деятельность4.инновационная деятельность5.внеурочная деят...

Самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка

В данном материале представлен самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка. Прежде чем создать данный документ, были изучены все доступные материалы посвященные данной теме. Надею...

самоанализ педагогической деятельности учителя математики I квалификационной категории Маркович Елены Викторовны

Самоанализпедагогической деятельностиучителя математики I квалификационной категорииМаркович Елены Викторовны...

Самоанализ педагогической деятельности учителя Трефиловой С.Ю.

Самоанализ педагогической деятельности учителя математики...