Самоанализ педагогической деятельности за 2009 - 2014 г.г.
консультация на тему
Материал представляет собой систематизацию и обобщение педагогического опыта педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_deyatelnosti.docx | 337.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ
педагогической деятельности учителя физики
Клюшиной Жанны Викторовны 2009- 2014 г.г.
Общие сведения:
Занимаемая должность: учитель физики.
Место работы: МБОУ СОШ №37.
Общий педагогический стаж работы: 9 лет.
Стаж работы в данной школе: 8 года
Дата назначения на эту должность (в данном учреждении): приказ № 33 от 01.09.2006 г.
Образование: высшее, РГУ, физфак, 1989 год.
Специальность по диплому: «Физика».
Квалификация: «Физик. Преподаватель».
Дата предыдущей аттестации: 30.12. 2009 г., приказ МУ Департамент образования г. Шахты,
№ 638 от 30.12.2009 года.
Курсы повышения квалификации за последние 5 лет:
- Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт информационных технологий «АйТи», 2012г., по программе «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по физике» (108 акад. часов).
- Автономная некоммерческая организация «Центр независимой оценки качества образования и образовательного аудита «Легион» г. Ростов – на – Дону, 2013г., «Методики подготовки учащихся к решению тестовых заданий ЕГЭ высокого уровня сложности с учётом реальных ошибок, допущенных в прошлые годы» (2 часа).
Цели и задачи педагогической деятельности
Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ “Об образовании”, Концепцией модернизации российского образования, образовательной программой по физике и программой развития ОУ.
Целью моей педагогической деятельности является формирование коммуникативной компетенции, включение каждого ребенка в учебно-воспитательный процесс, обеспечение учащихся качественным образованием.
В связи с поставленной целью реализую следующие задачи:
- обеспечить каждому школьнику базовый уровень знаний по предмету через внедрение современных технологий;
- обеспечить индивидуальное развитие детей через организацию учебной работы;
- выстраивать педагогическую деятельность, учитывая уровень обученности, воспитанности и личностное развитие учащихся;
- научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочным инструментарием;
- помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы.
- УМК:
Программа | Учебник |
7-9 классы: авторская программа «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина 10-11 классы: «Примерная программы основного общего образования по физике. 10-11 классы» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 10-11 классы» под редакцией В. С. Данюшенкова, О. В. Коршуновой | 7 класс. А.В. Пёрышкин « Физика-7». – М., Дрофа, 2012г. 8 класс. А.В. Пёрышкин « Физика-8». – М., Дрофа, 2012г. 9 класс. А.В. Пёрышкин , Е.М. Гутник «Физика-9». – М., Дрофа, 2012г. 10 класс. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. «Физика-10». – М., Просвещение, 2012г. 11 класс. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин. «Физика-11». – М., Просвещение, 2012г. |
- Мониторинг результатов обучения:
Классы | Начало 2009 - 2010 учебного года | Конец 2009 – 2010 учебного года | ||
% кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | |
7 А | 39 | 100 | 33 | 100 |
7 Б | 35 | 100 | 42 | 100 |
8 А | 63 | 100 | 73 | 100 |
8 Б | 36 | 100 | 40 | 100 |
9 А | 21 | 100 | 33 | 100 |
9 Б | 54 | 100 | 63 | 100 |
всего | 41 | 100 | 41 | 100 |
10 | 50 | 100 | 54 | 100 |
11 | 56 | 100 | 56 | 100 |
всего | 53 | 100 | 55 | 100 |
итого | 47 | 100 | 48 | 100 |
Классы | Начало 2010 – 2011 учебного года | Конец 2010 – 2011 учебного года | ||
% кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | |
7 А | 54 | 100 | 52 | 100 |
7 Б | 8 | 100 | 21 | 93 |
8 А | 27 | 100 | 27 | 100 |
8 Б | 29 | 100 | 27 | 100 |
9 А | 59 | 100 | 69 | 100 |
9 Б | 29 | 100 | 39 | 100 |
всего | 34 | 100 | 40 | 100 |
10 | 38 | 100 | 38 | 100 |
11 | 58 | 100 | 58 | 100 |
всего | 48 | 100 | 46 | 100 |
итого | 41 | 100 | 43 | 100 |
Классы | Начало 2011 – 2012 учебного года | Конец 2011 – 2012 учебного года | |||
% кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | ||
7 А | 40 | 100 | 42 | 100 | |
7 Б | 48 | 100 | 50 | 100 | |
8 А | 56 | 100 | 56 | 100 | |
8 Б | 23 | 100 | 20 | 100 | |
9 А | 23 | 100 | 32 | 100 | |
9 Б | 35 | 100 | 41 | 100 | |
всего | 38 | 100 | 40 | 100 | |
10 | 58 | 100 | 73 | 100 | |
11 | 45 | 100 | 58 | 100 | |
всего | 52 | 100 | 66 | 100 | |
итого | 44 | 100 | 53 | 100 |
Классы | Начало 2012-2013 учебного года | Конец 2012-2013 учебного года | |||
% кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | ||
7 «А» | 39 | 100 | 45 | 100 | |
7 «Б» | 50 | 100 | 48 | 100 | |
8 «А» | 42 | 100 | 42 | 100 | |
8 «Б» | 42 | 100 | 42 | 100 | |
9 «А» | 46 | 100 | 58 | 100 | |
9 «Б» | 15 | 100 | 15 | 100 | |
всего | 39 | 100 | 42 | 100 | |
10 | 40 | 100 | 37 | 100 | |
11 | 59 | 100 | 72 | 100 | |
всего | 50 | 100 | 55 | 100 | |
итого | 45 | 100 | 49 | 100 |
Классы | Конец 2013-2014 учебного года | Конец 2013-2014 учебного года | |||
% кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | ||
7 «А» | 43 | 100 | 39 | 100 | |
7 «Б» | 35 | 100 | 43 | 100 | |
8 «А» | 33 | 100 | 30 | 100 | |
8 «Б» | 38 | 100 | 35 | 100 | |
9 «А» | 37 | 100 | 37 | 100 | |
9 «Б» | 32 | 100 | 36 | 100 | |
всего | 37 | 100 | 38 | 100 | |
10 | 52 | 100 | 53 | 100 | |
11 | 39 | 100 | 46 | 100 | |
всего | 46 | 100 | 50 | 100 | |
итого | 42 | 100 | 44 | 100 |
Класс | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013 - 2014 | 2014 – 2015 1 четверть | ||||||
% обуч | % кач. | % обуч | % кач. | % обуч | % кач. | % обуч | % кач. | % обуч | % кач. | % обуч | % кач. | |
7 А | 100 | 33 | 100 | 52 | 100 | 42 | 100 | 45 | 100 | 39 | 100 | 43 |
7 Б | 100 | 42 | 100 | 21 | 100 | 50 | 100 | 48 | 100 | 43 | 100 | 50 |
8 А | 100 | 73 | 100 | 27 | 100 | 56 | 100 | 42 | 100 | 30 | 100 | 37 |
8 Б | 100 | 40 | 100 | 27 | 100 | 20 | 100 | 42 | 100 | 35 | 100 | 36 |
9 А | 100 | 33 | 100 | 69 | 100 | 32 | 100 | 58 | 1000 | 37 | 100 | 33 |
9 Б | 100 | 63 | 100 | 39 | 100 | 41 | 100 | 15 | 100 | 36 | 96 | 38 |
9 В | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 100 | 25 |
Всего по 7-9 кл. | 100 | 47,3 | 100 | 39,2 | 100 | 40,2 | 100 | 41,7 | 100 | 36,6 | 99,3 | 37,4 |
10 | 100 | 54 | 100 | 34 | 100 | 73 | 100 | 37 | 100 | 53 | - | - |
11 | 100 | 56 | 100 | 58 | 100 | 58 | 100 | 72 | 100 | 46 | - | - |
Всего по 10-11 кл. | 100 | 55 | 100 | 46 | 100 | 65,5 | 100 | 54,5 | 100 | 49,5 | - | - |
Всего по школе | 100 | 51,2 | 100 | 42,6 | 100 | 52,9 | 100 | 48,1 | 100 | 43,1 | - | - |
Сравнительная диаграмма % качества (общий по 7-11 классам)
- Анализ динамики % качества обучения:
2009 – 2010 учебный год
класс | 2009/2010 учебный год | 2010/2011 учебный год | 2011/2012 учебный год | 2012/2013 учебный год | 2013/2014 учебный год | |||||
% кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | |
7 А | 33 | 100 | ||||||||
7 Б | 42 | 92 | ||||||||
8 А | 27 | 100 | ||||||||
8Б | 27 | 100 | ||||||||
9А | 32 | 100 | ||||||||
9Б | 41 | 100 | ||||||||
10 | 37 | 100 | ||||||||
11 | 46 | 100 |
класс | 2009/2010 учебный год | 2010/2011 учебный год | 2011/2012 учебный год | 2012/2013 учебный год | ||||
% кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | |
8 А | 73 | 100 | ||||||
8 Б | 40 | 100 | ||||||
9А | 69 | 100 | ||||||
9Б | 39 | 100 | ||||||
10 | 73 | 100 | ||||||
11 | 72 | 100 |
класс | 2009/2010 учебный год | 2010/2011 учебный год | 2011/2012 учебный год | |||
% кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | |
9А | 33 | 97 | ||||
9Б | 63 | 100 | ||||
10 | 34 | 100 | ||||
11 | 58 | 100 |
2010 – 2011 учебный год
класс | 2010/2011 учебный год | 2011/2012 учебный год | 2012/2013 учебный год | 2013/2014 учебный год | ||||
% кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | |
7 А | 52 | 100 | ||||||
7 Б | 21 | 93 | ||||||
8 А | 56 | 100 | ||||||
8Б | 20 | 100 | ||||||
9А | 58 | 100 | ||||||
9Б | 15 | 92 | ||||||
10 | 53 | 100 |
класс | 2010/2011 учебный год | 2011/2012 учебный год | 2012/2013 учебный год | 2013/2014 учебный год | ||||
% кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | |
8 А | 27 | 100 | ||||||
8Б | 27 | 100 | ||||||
9А | 32 | 100 | ||||||
9Б | 41 | 100 | ||||||
10 | 37 | 100 | ||||||
11 | 46 | 100 |
2011 – 2012 учебный год
класс | 2011/2012 учебный год | 2012/2013 учебный год | 2013/2014 учебный год | |||
% кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | |
7 А | 42 | 100 | ||||
7 Б | 50 | 100 | ||||
8 А | 42 | 100 | ||||
8Б | 42 | 100 | ||||
9А | 37 | 100 | ||||
9Б | 36 | 100 |
класс | 2011/2012 учебный год | 2012/2013 учебный год | 2013/2014 учебный год | |||
% кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | % кач. | % обуч. | |
8 А | 56 | 100 | ||||
8Б | 20 | 100 | ||||
9А | 58 | 100 | ||||
9Б | 15 | 92 | ||||
10 | 53 | 100 |
Результаты итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Показатель | 2009 - 2010 | 2010 - 2011 | 2011 - 2012 | 2012 - 2013 | 2013 - 2014 |
Средний балл по школе | 51 | 46,7 | 48,7 | 48,7 | 40,2 |
Средний балл по городу | Нет данных | 47,5 | 46,5 | 49,66 | 39,9 |
Средний балл по РО | Нет данных | 48,24 | 44,33 | 50,78 | 42,58 |
- Использование основных технологий, методов и форм работы в деятельности по предмету:
Технологии | Методы | Формы |
Информационно – коммуникационные технологии Технологии саморазвития Здоровьесберегающие технологии Технология развития критического мышления Педагогические методики: Элементы развивающего обучения Интеграция в преподавании Дифференцированный подход Работа в группах (группы сменного состава) | Словесные Наглядные Практические | изложение материала учителем (лекция, рассказ, объяснение), работа с книгой (учебник, справочная литература), беседа; демонстрация опытов, наглядных пособий; экспериментальные и практические работы, работа с раздаточным материалом, работа с ЭОР, ЦОР; |
- Используемые виды диагностики уровня знаний учащихся:
Виды диагностики | Эффективность видов диагностики |
Индивидуальный и фронтальный опрос Контрольные работы (часовые) Кратковременные контрольные работы (10-15 мин)) Тематические тесты, физические диктанты Самоконтроль и взаимоконтроль Лабораторные работы (индивидуальные и фронтальные) Работа с листом самоконтроля Пробный экзамен | Осуществляется непосредственный контакт между учителем и учеником, позволяет развивать у учащихся монологическую речь, умение аргументировано доказать свой ответ в диалоге с учителем. Проверяется усвоение основного материала темы. Этот способ позволяет индивидуализировать и дифференцировать задания, проверять развитие способностей к творческой деятельности. Проверяют прочность знаний, как учащиеся усваивают текущий учебный материал. Позволяют установить типичные ошибки в усвоении материала, развитость памяти ученика, его внимания Активизируют учащихся, стимулируют заинтересованное отношение учащихся к своей учебной работе. Происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий. Позволяют установить типичные ошибки в усвоении материала при обобщении темы (раздела) при подготовке контрольным работам. Позволяют установить типичные ошибки в усвоении материала по определённым темам курса. |
- Результаты участия обучающихся в школьных, муниципальных, региональных и федеральных конкурсах:
Год | Название конкурса | Уровень | Участники | Результаты |
2009 - 2010 | Всероссийская олимпиада «Авангард» | Ф | Шеремета Н., 8 класс Гнучев Е., 9 класс | Участник Участник |
Научно – практическая конференция исследовательских работ учащихся в рамках работы НОУ «Наукоград» | Ш | Шеремета Н., 8 класс Гнучев Е., 9 класс | Участник Участник | |
2010 - 2011 | Всероссийская олимпиада «Авангард» | Ф | Шеремета Н., 9 класс | Участник (5 место) |
Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап) Всероссийская олимпиада школьников (региональный этап) | М Р | Шеремета Н., 9 класс Шеремета Н., 9 класс | Победитель 11 место | |
2011 - 2012 | Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап) | М | Шеремета Н., 10 класс | Участник |
IV Городская научно – практическая конференция исследовательских работ старшеклассников | М | Луценко Е., 11 класс | Участник | |
Конкурс презентаций «Познавательная физика» | М | Луценко Е., 11 класс Бубнов А., 10 класс | Участник Призёр | |
Научно – практическая конференция исследовательских работ старшеклассников ДАНЮИ «Атомная энергетика и её влияние на окружающую среду» | Р | Бахмат Софья, 11 класс | Свидетельство об участии | |
Всероссийский «Молодёжный физический чемпионат» | Ф | 16 чел. | Сертификаты участников | |
2012 - 2013 | V Городская научно – практическая конференция исследовательских работ старшеклассников | М | Волков Н., 10 класс | Участник |
Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап) | М | Гнучев Яков, 8А | Участник | |
М | Абросимова Софья, 9А | Участник | ||
Городская предметная олимпиада школы «Эрудит» | М | Абросимова Софья, 8А | Призёр (3 место) | |
Общероссийская сверхпрограммная предметная олимпиада «Олимпус» | Ф | Гнучев Яков, 7А Зерщиков Никита, 7А Давыдова Ангелина, 8А Сухов Виктор, 7А Быкадоров Михаил, 7А Ершова Светлана, 7А Прохоров Алексей, 7А Солопова Дарья, 8А Банько Полина, 8А Торопова Любовь, 8А Абросимова Софья, 8А Романов Роман, 8Б Мартыненко Данил, 8Б | Лауреат (5 место) Лауреат (7 место) Призёр (3 место), диплом лауреата, книга в подарок Диплом участника Диплом участника Диплом участника Диплом участника Диплом участника Диплом участника Диплом участника Диплом участника Диплом участника Диплом участника (результаты олимпиады электронный документ) | |
2013 - 2014 | Олимпиада для 8-х классов на базе школы «Эрудит» | М | Гнучев Яков, 8А | Призёр (2 место) |
СУНЦ МГУ «Школа им. Колмогорова», дистанционная олимпиада | Ф | Гнучев Яков, 8А | Участник | |
СУНЦ МГУ «Школа им. Колмогорова» | Ф | Гнучев Яков, 9А | Заочное обучение | |
2014 - 2015 | Подана заявка на участие в осенней сессии в Общероссийской сверхпрограммной предметной олимпиаде «Олимпус» | Ф |
|
- Участие в конкурсах, использование информационных технологий в распространении педагогического опыта:
№ п/п | Название конкурса |
1 | Всероссийский конкурс научно – инновационных педагогических разработок по теме: «Безопасность в интернете»; |
2 | Всероссийская Педагогическая Видеоконференция. Тема конференции «Использование современных образовательных технологий»; |
3 | Сертификат о создании персонального сайта в социальной сети работников образования, Web – адрес сайта: http // nsportal.ru/ klyushinа – zhanna – viktorovna, |
4 | Сертификат за размещение в социальной сети работников образования nsportal.ru электронного портфолио |
5 | Свидетельство о публикации в электронном СМИ в социальной сети работников образования nsportal.ru план – конспект урока «Внутренняя энергия. Способы её изменения» |
6 | Свидетельство о публикации в электронном СМИ в социальной сети работников образования nsportal.ru статьи «Использование ИКТ в процессе преподавания физики» |
7 | Свидетельство о публикации в электронном СМИ в социальной сети работников образования nsportal.ru методической разработки родительского собрания «Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости» |
8 | Свидетельство о публикации в электронном СМИ в социальной сети работников образования nsportal.ru презентации «Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости» |
9 | Свидетельство о публикации в электронном СМИ в социальной сети работников образования nsportal.ru конспекта классного часа «Наркотики – оружие самоистребления» |
10 | Опубликован в социальной сети работников образования nsportal.ru план – конспект урока «Строение атома и история его открытия» |
11 | Опубликован в социальной сети работников образования nsportal.ru методическая разработка урока «Механические волны. Виды механических волн» |
12 | Опубликован в социальной сети работников образования nsportal.ru методическая разработка урока «Мощность. Единицы мощности» |
13 | Опубликован в социальной сети работников образования nsportal.ru методическая разработка урока «Сила трения. Виды трения» |
14 | Опубликованы в социальной сети работников образования nsportal.ru рабочие программы по физике 7, 8, 9 класс |
15 | Опубликован в социальной сети работников образования nsportal.ru паспорт кабинета физики |
16 | Опубликована работа обучающегося 11 класса «Экологический паспорт кабинета физики». Проект для одарённых детей «Алые паруса» |
17 | Проект по теме: «Давит или не давит?», 7 класс в рамках обучения по программе «Intel» |
- Вклад в повышение качества образования, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, участие в работе методических объединений педагогического работника организации:
Показатели | 2010-2011 учебный год | 2011-2012 учебный год | 2012-2013 учебный год | 2013-2014 учебный год |
Выступления на А) педагогических советах (школьный уровень): | 02.11.2010 Профилактическая работа с обучающимися, склонными к правонарушениям; 29.12.2010 О роли классного руководителя по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, пропусков уроков без уважительных причин и второгодничества; | 27.12.2011 Система работы педагогического коллектива по реализации воспитательного проекта МБОУ СОШ №37 «Здоровая новая школа» (итоги проведения методической недели); | 26.03.2012 Самостоятельная работа обучающихся с ресурсами сети Интернет при подготовке к ЕГЭ по физике; | 8.11.2013 Современные педагогические технологии как средство развития одарённости и талантливости школьников; 10.01.2014 Работа педагогического коллектива по выполнению единых требований к обучающимся; |
Б) производственных совещаниях (школьный уровень): | 03.10.2013 Примерный порядок ведения учёта несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих без уважительных причин занятия; 06.05.2014 Об итогах проведения пробного экзамена в форме ЕГЭ по физике Отчёт об итогах работы уполномоченного по правам ребёнка в СОШ 2013 – 2014 учебный год; | |||
В) заседаниях методического объединения (школьный уровень): | 23.03.2011 Использование компьютерных технологий на уроках - как условие повышения продуктивности образовательного процесса; | 30.10.2011 Разработка контрольно – измерительных материалов промежуточной аттестации; | 15.02.2013 Совершенствование процесса обучения посредством компьютерных технологий на уроках физики. Использование ЦОР и ЭОР в деятельности учителя физики; | 28.08.2013 Анализ результатов ЕГЭ; 17.09.2013 Формы и методы работы с одарёнными детьми; 04.11.2013 Анализ результатов Всероссийской олимпиады школьников (школьный этап); |
Проведение открытых уроков, занятий, мероприятий и др.(школьный уровень): | 7 класс 8 класс Путешествие в мир атома; 9 класс Волны. Два вида волн; 10 класс Мощность. Единицы мощности; | 9 класс Закон сохранения полной механической энергии; | 15.02.2013 8 классы КВН «Знатоки естествознания»; | 24.02.2014 10 класс Первый закон термодинамики и его применение к различным изопроцессам. Адиабатный процесс; |
Научные, научно - методические и учебно-методические публикации | Сборник трудов Х Южно - Российской межрегиональной научно - практической конференции – выставки «Информационные технологии в образовании». Статья «Использование ИКТ в процессе преподавания физики»; | |||
Руководство методическими объединениями, участие в деятельности экспертных комиссий, апелляционных комиссий, предметных комиссий | Руководитель МО классных руководителей (школа) | Руководитель МО классных руководителей (школа) | Руководитель МО классных руководителей (школа) | |
Председатель конфликтной комиссии образовательного учреждения (школа) | Школьный уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса(школа) | Школьный уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса (школа) | ||
Член оргкомитета по проведению муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников | Председатель конфликтной комиссии образовательного учреждения (школа) | Председатель конфликтной комиссии образовательного учреждения (школа) | ||
Член предметной комиссии по проверке экзаменационных работ | Член предметной комиссии по проверке экзаменационных работ | |||
Член оргкомитета по проведению муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников | Член оргкомитета по проведению муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников | |||
Публичное представление собственного педагогического опыта на сайте |
- Работа по методической проблеме: «Использование ЭОР при организации учебного процесса по физике»
Учитывая, что основная цель современной школы и учителя – создание условий для самореализации личности и удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, последние два года проводила педагогическое исследование по теме: «Развитие творческой познавательной активности учащихся на уроках физики средствами современных информационно-коммуникационных технологий».
Считаю, что решать проблему развития познавательной активности учащихся, т.е. организацию обучения на активной основе, через деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, эффективно позволяют новые информационные технологии, в частности, это цифровые и электронные образовательные ресурсы.
Физика – наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. Но необходимо, отметить, что невозможно показывать эксперименты, требующие сложного оборудования, которого просто нет в кабинете физики. В этом случае выручает компьютер, который позволяет проводить виртуальные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов. Наблюдать, как изменится в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.
При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение. Применение электронных образовательных ресурсов дает мне возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в физические процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей.
В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы.
Электронные образовательные ресурсы позволяют решить задачи:
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- стимулирования разнообразной творческой деятельности учащихся;
- воспитания навыков самоконтроля, привычки к рефлексии;
- изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.
Вопросы изучения и исследования:
- Использование ЦОР и ЭОР для организации домашней самостоятельной работы учащихся для закрепления и углубления знаний.
- Использование ЦОР и ЭОР для организации домашнего эксперимента, как необходимого условия формирования познавательных интересов через организацию учебно - познавательной деятельности обучающихся.
Возможности применения ЭОР по уровню деятельности следующие:
Уровень деятельности | Примеры действий учителя | Примеры действий учащихся |
Пассивный | Показ рисунков и фотографий из мультимедийных курсов | Чтение с экрана текста из мультимедийных курсов |
Показ интерактивных моделей и задание учащимся вопросов | Просмотр интерактивных моделей и ответы на вопросы учителя | |
Деятельностный | Работа с интерактивными моделями в рамках выполнения лабораторных работ | Выполнение лабораторных работ |
Организация тестирования | Выполнение тестовых заданий и решение задач | |
Творческий | Задания учащимся по интерактивным моделям и моделирующим средам в творческом виде | Самостоятельное исследование |
Создание учащимися нового продукта – интеллектуального, познавательного характера |
Типы ЭОР, используемых при подготовке и проведении различных типов уроков
Тип урока | Цель урока | Типы ЭОР | |
ЭОР | ЦОР | ||
Изучение нового материала | формирование первичного представления или системы представлений (в зависимости от сложности изучаемого объекта) о физическом объекте или явлении; | - все типы информационных модулей; - практические модули определенных типов: лабораторная работа; работа с интерактивными моделями; | - анимации; - параметризованные модели-задачи; - демонстрационные модели; |
Закрепление знаний и формирование умений | первичное усвоение изученных элементов содержания. Основной вид деятельности – воспроизведение формулировок и выполнение заданий по образцу. | - практические модули: практикумы, включающие решение простейших задач по теме; | - виртуальные практикумы; - интерактивные задачи по физике; |
Применения знаний и умений на практике | формирование умения использовать полученные знания и умения для решения проблем; | - практические модули: практикумы, включающие в себя решение задач, лабораторные работы; | - интерактивные лабораторные работы по физике; - интерактивные задачи по физике; - модули для коллективной работы; |
Обобщения и систематизации знаний | включение изученных знаний и умений в систему ранее изученных физических фактов; | - информационные; - комбинированные; - практические: исследовательские работы; решение задач разного уровня сложности, в том числе повышенного; | - описание опытов, лабораторных работ по физике, выходящих за пределы школьной программы; - наборы задач повышенной сложности; |
Организация контроля | установление уровня усвоения учащимися знаний, умений и навыков по теме; установление путей коррекции достигнутого уровня знаний и умений; | контрольные разных типов; | тесты по физике; |
Работа с ЭОР легко вписывается в традиционный урок и позволяет учителю организовывать следующие виды учебной деятельности:
1)для моделирования разнообразных физических процессов учителем и учениками;
2)обучающие программы для самостоятельной работы школьников;
3)для диагностики и контроля их знаний;
4) во внеурочной деятельности, творческих заданиях и проектной деятельности.
Способствует формированию компетенций:
1)изучение нового материала;
2) поиск информации;
3) обработка информации;
4) адаптация к окружающей среде, необходимых не только физике, но и других предметах.
Качество знаний при этом заметно возрастает, что позволяет говорить о рациональном использовании новых форм, методов и технологий в учебном процессе.
Использование ЭОР раскрывает перспективы использования активно- деятельностных форм обучения, и тем самым изменения ролей учителя и ученика.
Ссылки на методические материалы и виртуальные лабораторные работы
1)http://school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов);
2) http://www. ict. edu. ru (Портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»);
3)http://www. microsoft. com/Rus/Education/PiL/Default. mspx (Партнерство в образовании. Информационный портал Microsoft для образовательных учреждений);
4)http://www. fsu-expert. ru (Общественно-государственная экспертиза учебников. Федеральный совет по учебникам МОН РФ);
5)http://fiz.1september. ru/ (Электронная версия газеты «Физика»);
6)http://archive.1september. ru/fiz/ (Газета “1 сентября”: материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с 1997 г.);
7)http://www. physbook. ru/ (Электронный учебник по физике);
8)http://www. physics. ru/ (Открытая физика. Физикон);
9)http://www. fizika. ru/index. htm (Сайт Физика. ру);
10)http://astronom-ntl. narod. ru (Сборник материалов по физике и астрономии) ;
11)http://physics. nad. ru/ (Физика в анимациях);
12)http://www. uroki. net (Все для учителя);
13)http://www. twirpx. com (Сайт для студентов, аспирантов и преподавателей);
14)http://www. ucheba. com (Образовательный портал «УЧЕБА»);
15)http://www. ege. ru (Сервер информационной поддержки ЕГЭ);
16)http://www. curator. ru/e-books/physics. html (Обзор электронных учебников на CD-ROM);
17)http://www. n-t. org/ (Наука и техника: электронная библиотека);
18)http://phdep. ifmo. ru/labor/common/ (Виртуальные лабораторные работы по физике для 10 и 11 классов);
19)http://www. gomulina. orc. ru (Физика и астрономия: виртуальный методический кабинет);
20)http://www. cacedu. unibel. by/partner/bspu/ (Федеральные тесты по механике);
21)http://n-t. ru/nl/fz/ (Лауреаты нобелевской премии по физике);
22)http://www. phizik. cjb. net/ (Школьный курс физики);
23)http://class-fizika. narod. ru/ (Классная физика).
- Поощрения за результаты участия в школьных, муниципальных, региональных и федеральных конкурсах, проектах:
№ п/п | Вид поощрения | Год |
1 | Диплом «Учитель цифрового века» за активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, предоставляемых в рамках проекта. DIG-T-222546; | 2011-2012 учебный год |
2 | Почётная Грамота МУ Департамента образования г. Шахты за добросовестный труд, высокие результаты в развитии интеллектуальных способностей обучающихся, приказ №396 от 27.09.2011 года; | октябрь 2012 год |
3 | Диплом Центра развития одарённости за активное участие во Всероссийском «Молодёжном физическом чемпионате»; | май 2012 год |
4 | Диплом преподавателя, подготовившего участника IV городской научно-практической конференции исследовательских работ старшеклассников. Секция «Физика»; | 2012 год |
5 | Диплом «Учитель цифрового века» за активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, предоставляемых в рамках проекта. DIG-T-222546; | 2012-2013 учебный год |
6 | Диплом участника Всероссийского конкурса научно – инновационных педагогических разработок по теме: «Безопасность в интернете»; | март 2013 |
7 | Диплом преподавателя, подготовившего участника V городской научно-практической конференции исследовательских работ старшеклассников. Секция «Физика»; | апрель 2013 год |
8 | Благодарственное письмо учителю, подготовившего призёра городской предметной олимпиады, 3 место, школа «Эрудит»; | апрель 2013 год |
9 | Диплом за организацию сверхпрограммной общероссийской предметной олимпиады «Олимпус. Зимняя сессия»; | апрель 2013 год |
10 | Диплом участника Всероссийской Педагогической Видеоконференции. Тема конференции «Использование современных образовательных технологий»; | 02.09.2013 год |
11 | Диплом учителя, подготовившего призёра городской предметной олимпиады, 2 место, школа «Эрудит»; | 2014 год |
12 | Благодарственное письмо мэра г. Шахты за вклад в развитие образования города | октябрь 2014 года |
Выводы:
Изучение физики в старшей школе на базовом уровне вызывает особое внимание. Ряд тем, вообще не предусмотрено для изучения, или же рассматриваются на уровне общих положений, но при сдаче экзамена по физике в формате ЕГЭ знания по этим темам необходимы.
Для решения этой задачи я разработала методические рекомендации для самостоятельного изучения некоторых тем.
Полностью закончены методические рекомендации по темам:
1. « Изменение внутренней энергии тела в процессе теплообмена и совершении работы».
2. « Электромагнитные колебания».
3. «Электромагнитная индукция».
При изучении физики в старшей школе на базовом уровне практически нет уроков решения задач как качественных, так и количественных . Но решение задачи - есть основной показатель усвоения теоретического материала . Для решения данной проблемы использую блочный способ подачи материала , провожу уроки - лекции .
Считаю, необходимым для успешной реализации учебного процесса в старшей школе при изучении физики на базовом уровне создание конспектов по каждой теме курса. Каждый такой конспект должен включать :
1. Базис – минимум знаний.
2. Основной уровень.
Планирую заняться созданием данных конспектов в 2014 – 2015 учебном году.
Для контроля знаний учащихся и подготовки к ГИАВ разработаны блоки самоконтроля. Блок самоконтроля состоит:
1. Тематические листы. 2. Обобщающая таблица. 3. Проверочная работа.
Для повышение познавательного интереса к изучению предмета в своей работе использую: задачи с элементами других наук, задачи по картинкам, занимательные опыты, дополнительный материал к урокам, интересные факты из других областей науки (химия, биология), объяснение которых находим вместе с учащимися на уроках физики, объясняя их при помощи физических законов, показывая тем, самым единство природы.
Рекомендации:
1.Постоянно совершенствовать методику изложения тем курса с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
2.Уделять больше внимания решению качественных задач, так как они вызывают наибольшие трудности у учащихся.
3. Продолжить работу по формированию у учащихся навыков самостоятельного анализа задач, требуя от них сознательного и обоснованного рассуждения.
4.Продолжить работу над совершенствованием и разнообразием форм контроля знаний учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...
Обобщение педагогического опыта за 2009-2014 г.г.
Обобщение педагогического опыта по теме: "Информационные технологии в практике работы учителя математики" ...
"Самоанализ педагогической деятельности учителя истории Трубниковой С.Е. за 2014- 2015 учебный год"
Методическая проблема: «Формирование ключевых компетенций учащегося на уроках истории и обществоведческого цикла в свете перехода на ФГОС ООО». Проблема самообразования: «Объяснительно-иллюстрати...
Самоанализ педагогической деятельности Рыбаковой Веры Васильевны, учителя технологии высшей квалификационной категории МБОУ «Буторлинская основная общеобразовательная школа Вязниковского района Владимирской области». 2014 – 2015 учебный год.
Цель педагогической деятельности: Создание условий для воспитания ребёнка – личности, подростка – личности, у которого гражданск...
Самоанализ педагогической деятельности за 2013-2014 учебный год.
Самоанализ педагога за указанный период...
Самоанализ педагогической деятельности за 2014-2015 учебный год.
Педагогическая деятельность за указанный период...
Выступление на педагогическом совете "Самоанализ педагогической деятельности "
Важным этапом подготовки к аттестации является анализ педагогом своей педагогической деятельности, грамотный подход к которому станет инструментом для успешного прохождения аттестации....