Доклад «Современные образовательные технологии как одно из условий достижения качества образования»
статья (11 класс)
Современные образовательные теехнологии как одно из условий достижения качества образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на ШМО
«Современные образовательные технологии как одно из условий достижения качества образования»
Мосолова Т.А.
«Современные образовательные технологии как одно из условий достижения качества образования»
Проблема качества образования в школе существовала, наверное, всегда. Какими только методами, с помощью каких только реформ не пытались ее решить. Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Во главу угла ставится личностно-ориентированный подход на уроках. Вот поэтому главная задача школы и учителя - способствовать созданию на уроке такой атмосферы, в которой бы каждый ученик почувствовал необходимость обучения
Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы, Щукина Г. И. считает, что пробудить интерес у учащихся можно за счёт следующих условий:
- личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
- содержания учебного материала;
- применения современных образовательных технологий.
Последний пункт – поле для творческой деятельности любого преподавателя.
Педагогическая технология – система способов, приемов, шагов, последовательность которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат (Г.М.Коджаспирова)
Можно сказать, что технология обучения - это система методов, приёмов и форм организации учебной деятельности, направленных и ориентированных на результат. Характеристикой педагогической технологии является её системность, управляемость, результативность и воспроизводимость.
Образовательные технологии в начальной школе строятся по различным принципам, но все они подразумевают единую цель – создание условий для организации учебной деятельности, направленной на самостоятельное овладение учебной информацией таким образом, чтобы он её усвоил и смог применить на практике. Для реализации данной цели можно выделить несколько направлений в работе учителя:
- демократизация педагогических отношений – учитель должен воспринимать ученика как индивидуальную личность, принимать во внимание его умственные возможности и навыки;
- активизация деятельности учеников – внедрение игровых технологий, которые увлекут ребёнка и поспособствуют развитию интереса к обучению;
- эффективная организация учебного процесса для максимального включения детей в работу – вовлечение компьютерных технологий, интересная форма подачи материала;
- развитие ребёнка с использованием народной педагогики – процесс обучения должен проходить естественно и в непринуждённой обстановке;
- способствование самореализации каждого ученика – педагог должен уметь выявлять способности ребёнка и направлять его деятельность в то русло, которое будет благоприятствовать его развитию.
В современной школе существует множество технологий, используемых на уроках. Но у каждого учителя эти технологии перерабатываются и приобретают свои черты. Именно от него зависит, будет ли та или иная технология и методы работать на ученика или нет. С овладением любой новой технологией или её отдельных элементов начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка.
Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, эффективно использовать в работе с учащимися
Это :
- Здоровьесберегающие технологии (по Н.К.Смирнову);
- Личностно-ориентированная технология;
- ИКТ- технология;
- Технология развития критического мышления;
- Проектная технология
- Технология проблемного обучения;
- Игровые технологии. Классификация игр по Г.К. Селевко включает следующие группы игр: по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. Поэтому применение приемов здоровьесберегающих технологий прослеживается на всех этапах моего урока.
. Это предполагает проведение на занятиях:
- динамических пауз во время занятий. Проводятся по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. «Весёлые физминутки», которые беру с сайта http://pedsovet.su/load/244
- Смены видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты) Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
- Контроля со стороны учителя, самоконтроля самих обучающихся за осанкой и правильным положением за столом во время письма или чтения. С этой целью на столах у учащихся прикреплены таблички «Правильная посадка во время учебной работы».
- Эмоциональных разрядок — юмористические стихи по теме занятия, поговорки, фразеологизмы. Их можно применять на разных этапах урока.
- Демократичность и тактичность в общении с младшим школьником. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности. Отслеживаю психологический климат на уроке.
- Бесед о здоровье. Намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностьюне только при изучении предмета «Окружающий мир», но и при изучении таких предметов как русский язык, математика, литературное чтение, технология.
Удивление – сильный стимул к познанию нового. Удивление вызывает интерес у школьников, у них возникают вопросы. Поэтому технология проблемного обучения привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Структура проблемного урока следующая:
-актуализация знаний;
-мотивация;
-создание проблемной ситуации;
-определение темы исследования;
-формулирование цели исследования;
-выдвижение гипотезы;
-проверка гипотезы;
- интерпретация полученных данных;
- вывод по результатам исследовательской работы;
- применение новых знаний в учебной деятельности;
Моделирую на занятиях проблемные ситуации, где при разрешении возникающих противоречий учащиеся «открывают» новые знания.
Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Свои выводы учащиеся обязательно подтверждают и сравнивают с правилами, теоретическими положениями учебников. Применяю разнообразные проблемные ситуации на уроке.
Сообщение темы в готовом виде, но с применением мотивирующего приёма (ассоциации, музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать учеников
Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию .
Применяю на занятиях технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Она учит детей делать прогнозы, заниматься самопроверкой. Постепенно у ученика развивается привычка находить доказательства каждому сказанному слову или выполненному действию, и он намного лучше усвоит требуемую информацию. Отличительные характеристики технологии:
- надпредметный характер;
- технологичность;
- усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
- сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;
- применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека.
На стадии осмысления использую приём «чтение с остановками». Читают первую часть. После остановки учащиеся прогнозируют, что будет дальше. Предположения обсуждаются во время следующей остановки чтения, и так до конца текста. По ходу чтения учащиеся заполняют «таблицу», состоящую из двух граф: в первую выписывают фразы из текста, которые произносил главный герой рассказа, во второй графе дают пояснение, как они действовали на окружающих. К этим словам обращаемся на стадии рефлексии в конце урока, происходит соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции. На стадии рефлексии успешно работает приём «Составление синквейнов»
Ещё одной составляющей успешного обучения является внедрение ИКТ в школе. Применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации, выполненные с помощью приложения MicrosoftPowerPoint.Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Использую как готовые презентации в сети Интернет на сайтах:http://pedsovet.su/load/143 , http://www.uchportal.ru/load/47изменяю в соответствии с задачами своего урок, так и составляю сама. Использую на занятиях электронные приложения к учебникам
К ИКТ относится умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие культуры общения, правильный подбор образовательных медиаресурсов.
Применение технология проектного обучения начинается с решения проектных задач. Для решения проектной задачи предлагаю определённые задания для учащихся. Количество заданий в группе соответствует числу учащихся. Эти задание есть не что иное, как описание действий, которые должен выполнить ребенок, чтобы достичь конечного результата - создать необходимый продукт.
При решении проектных задач достигаются следующие цели:
- создание условий для обеспечения разных способов учебного взаимодействия;
- применение учащимися на практике необходимого для решения этой задачи ряда способов приемов, действий, средств;
- отслеживание процесса формирования коммуникативных умений и предметных знаний;
- развитие уровня познавательной активности младших школьников
В работе со школьниками учитываю важность и необходимость игровых технологий. Игровые технологии применяют на практике уже достаточно давно. Я начинала свою педагогическую деятельность, широко используя методы этой технологии. Мой педагогический стаж уже тридцать три года, а технология по-прежнему актуальна. Но сегодня применение игровых методов и приёмов требует корректировки, поскольку в нашу жизнь вошли интернет, гаджеты и прочие инновационные изобретения.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Игровая форма занятий проектируется на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования учеников к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций осуществляется по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учениками в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется строго установленным правилам игры;
- учебный материал применяется в качестве ее средства.
В учебную деятельность вводится элемент соревнования, переводящий дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связано с игровым результатом.
Разного рода игры: дидактические, ролевые, деловые призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания. Примеры уроков с использованием игровых технологий: 1) ролевые игры на уроке; 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН).
Я уверена, чтобы достичь принципиально нового уровня обучения, необходимо применять различные педагогические технологии, основной задачей которых является формирование ключевых компетенций обучающихся. Применение современных образовательных технологий формирует личность школьника, помогает воспитать образованных, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка.
Доклад по теме: Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка. В данном докладе обобщен опыт...
«Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся»
Выступление на методическом объединении на тему: «Практическое применение новых образовательных технологий в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования учащихся»...
Новые образовательные технологии в урочной деятельности как одно из условий повышения качества образования учащихся.
Возможности персонального сайта практически неисчерпаемы во всех сферах педагогической деятельности...
Использование современных образовательных технологий , как одно из условий повышения качества образования
В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления через чтение и письмо(РКМЧП). Цель данной образовательной...
Методическая разработка "Современный кабинет, как одно из условий повышения качества образования"
Представленные рекомендации могут помочь современному учителю в создании образовательного пространства в своём кабинете, в соответствии с современными стандартами и требованиями САНПИНа....
Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества образовательного процесса на занятиях по иностранному языку
Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.Среди многообразия современных образовательных технологий...
Статья по теме «Современные образовательные технологии как одно из условий реализации ФГОС по русскому языку и литературе»
Статья по теме «Современные образовательные технологии как одно из условий реализации ФГОС по русскому языку и литературе»...