Индивидуализация воспитательного процесса
материал на тему
Индивидуальный подход как принцип педагогической деятельности. Важность индивидуализации на современном этапе образования. Помощь ребенку в развитии его сильных сторон и борьба с комплеками, воспитание личности разносторонне и гармонично развитой, самостоятельной, деятельной, занимающейся самообразованием и самовоспитанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_individualizatsiya_vospitatelnogo_protsessa.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуализация воспитательного процесса.
В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, христианская, педагогика сотрудничества.
Сегодня мы будем говорить о гуманистической педагогике, целью которой является воспитание личности разносторонне и гармонично развитой, самостоятельной, деятельной, занимающейся самообразованием и самовоспитанием. По окончании школы мы хотим видеть ученика, владеющего базовой культурой, включающей духовно- нравственную, познавательную, эстетическую, физическую и культуру труда.
Для воспитания такой личности нужна особая педагогическая работа по выявлению и формированию интересов, способностей, склонностей каждого школьника. Путь многих учащихся к духовной и нравственной зрелости очень сложен, поскольку воспитательное, развивающее обучение действует на личность не непосредственно, а через внутренние условия её развития.
Каждый школьник развивается в обществе, коллективе. В формировании коллектива каждая личность играет важную роль, но в то же время коллектив оказывает влияние на воспитание личности. Формируя коллектив, мы можем выпустить из поля зрения отдельную личность, если не будем реализовывать в своей практике индивидуальный подход.
Индивидуальный подход, как принцип педагогической деятельности, включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учётом особенностей и уровня воспитанности ребёнка, а так же условий его жизнедеятельности.
Весь процесс воспитания должен строиться дифференцированно, целенаправленно, в зависимости от уровня развития, физических умений, умственных способностей ребёнка, а так же от характера влияния на него окружения.
Индивидуализация – это деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрёл в индивидуальном опыте.
Педагог О.С. Газман считает, что индивидуализация предполагает:
- во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;
- во-вторых, создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;
- в-третьих, поддержка человека в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению (экзистенциональному выбору).
Необходимость индивидуализации воспитания обусловлена тем, что
- у учащихся имеются различные свойства и состояния, которые постоянно или временно влияют именно на этого ученика,
- создаёт предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребёнка,
- обладает возможностями вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе.
Цель индивидуализации: одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Формирование индивидуальности предполагает, чтобы учитель признавал право ребёнка «быть самим собой».
В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:
1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями;
2) учитываются лишь известные особенности и их комплексы, которые важны с точки зрения воспитания ( например свойства характера или темперамента);
3) иногда, мы учитываем некоторые свойства и состояния, если это важно для данного конкретного ученика ( например, талант, состояние здоровья),
4) индивидуализация реализуется не во всём объёме воспитательной деятельности, а эпизодически или в каком либо виде воспитательной работы и интегрирована с неиндивидуальной работой.
Из всех существующих вариантов индивидуализации можно выделить три основных:
1. дифференциация воспитания, то есть группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для проведения воспитательной работы. Таким образом, создаются так называемые гомогенные группы, которые разделяют на 2 типа:
- созданные на базе специальных способностей, интересов и профессиональных намерений;
- сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния здоровья.
2. внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация воспитательной работы.
3. прохождение курса в индивидуально различном темпе: акселерация или ретардация.
Важно поставить индивидуальную работу с детьми на научную основу, использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность индивидуализации воспитания зависит педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка учитель определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого школьника. Всё это требует не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе
В индивидуальной работе с детьми педагоги-воспитатели должны руководствоваться следующими принципами:
* установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель-ученик-класс»,
* уважение самооценки личности ученика,
* вовлечение ученика во все виды деятельности для выявление его способностей и качеств характера,
* постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности,
* создание психологической почвы и стимулирования самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.
Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов:
I. этап: приступая к индивидуальной работе классный руководитель изучает научно методические основы личностно-ориентированного воспитания, устанавливает дружеские контакты с детьми, организует совместную коллективную деятельность, проводит диагностирование личности каждого ребёнка;
II этап: воспитатель продолжает наблюдать и изучать учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. Использование психолого-педагогической диагностики помогает изучать как относительно устойчивые свойства личности (способности, темперамент, характер), так и кратковременные (поступки и действия, психические состояния ребёнка), а так же эффективность воспитательного процесса.
Для успешного формирования личности школьника учитель, как правило, изучает и учитывает в своей работе основные свойства типов высшей нервной деятельности, которые проявляются в следующих темпераментах: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик ( темперамент проявляется в индивидуальных особенностях человека, его основных чертах).
Учет темперамента в индивидуализации процесса воспитания.
Темперамент | Индивидуальные особенности | Индивидуализация воспитания |
холерик | Характерна цикличность в деятельности и переживаниях. Может быть резок в отношениях. Вспыльчив, раздражителен, эмоционально реактивен. Способен отдаваться делу до конца, преодолевать любые трудности, препятствия. | При разработке ИПВ обратить внимание на укрепление процессов торможения, требование доводить дело до конца, обучать приёмам самоконтроля, саморегуляции. |
сангвиник | Горячий и очень продуктивный деятель, но лишь когда ему интересно. Характерна подвижность, лёгкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни; общителен, быстро находит контакт с людьми. Гибкость ума, остроумие, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. | При разработке ИВП – планировать деятельность с учётом интересов, привлекать к активной деятельности, поддерживать оптимистическое состояние духа. |
флегматик | Излишне спокойны, мало подвижны, инертны, доводят дело до конца, ровны в отношениях, в меру общительны. Спокойный, настойчивый и упорный труженик. | Необходимо направлять их действия и поступки, не торопить, давать время для «раскачки». |
меланхолик | Не общителен, замкнут, впечатлителен, обидчив, со слабыми процессами возбуждения и торможения. Пугает новая обстановка, новые люди, склонны уходить в себя, замыкаться в одиночестве. В привычной обстановке может быть хорошим тружеником, успешно справляться с поставленными задачами. | Следует создавать условия, вызывающие положительные эмоции, способствующие адаптации в коллективе, в общении с людьми |
Темперамент характеризует человека со стороны тонуса, динамики и уравновешенности поведения. Он сказывается на характере, активности, работоспособности, коммуникативности и поведении. Но картина поведения зависит не только от особенностей типа темперамента, но и состояний нервной деятельности, от непосредственно складывающихся обстоятельств педагогических воздействий.
Изучение учащихся на основе дифференцированного подхода позволяет выделить группы учащихся и по другим сходным принципам: возрасту, полу, интересам, успеваемости и т.п.
В современной практике выделяют группы детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с физическими недостатками, трудных подростков и др. Каждая группа учащихся требует индивидуального подхода и личностно-ориентированного воспитания, а так же своей системы методов педагогического воздействия.
Учёт качеств личности в индивидуализации процесса воспитания.
Качества личности | Индивидуальные особенности | Индивидуализация воспитания |
Высокий интеллект | Ярко выраженные умственные способности, устойчивость внимания, развитость воображения, широта интересов. | Требует уважения и внимания к уникальности его личности, учёта особенностей его психики. Необходимо соотносить свои методы и приёмы с более насыщенной и сложной деятельностью. Им необходима атмосфера сотрудничества, творческая обстановка, разносторонняя познавательная и интеллектуальная деятельность. |
«Трудные подростки» | В структуре личности наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в среде общения, недоверчивость, иногда враждебность к учителю. | Выявить воспитательные возможности семьи, детского коллектива, причины возникновения трудновоспитуемости, неблагоприятные условия, уровень педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании. |
Изучение причин трудновоспитуемости завершается их анализом и оценкой по следующей схеме:
Анализ причин трудновоспитуемости:
Вопросы для изучения | Выводы |
1. Что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием каких ведущих причин? |
|
2. Какие неблагоприятные условия и влияния поддерживают состояния трудновоспитуемости в данный момент? |
|
3. Против каких неблагоприятных обстоятельств может бороться сам подросток? |
|
4. какие неблагоприятные воздействия следует устранить с помощью семьи и общественности? |
|
5. Какие педагогические ошибки недопустимы по отношению к данному подростку, как исправить те, которые уже допущены? |
|
После достаточного изучения трудного школьника необходимо установить взаимоприемлемый контакт с воспитуемым, используя разные методы и приёмы педагогического взаимодействия, а так же способы перевоспитания:
Способы перевоспитания.
Методы перевоспитания | назначение | Конкретные способы и приёмы |
переубеждение | Конкретные изменения оправдательных мотивов, неправильного поведения, формирование социально-ценных мотивов. | Общественное мнение; переубеждение словом, создание социально-ценного индивидуального жизненного опыта. |
«переучивание» | Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей, неправильных действий. Изменение жизненного опыта. | Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включение в активную социальную деятельность, поддержка положительных проявлений |
«взрыв» | Разрушение отрицательных качеств, отрицательного стереотипа поведения. | Нагнетание отрицательных переживаний до предела, доведение до абсурда негативного поведения подростка. |
«реконструкция» характера | Внесение определённых корректив в духовный мир ребёнка, сохранение ценного, устранение отрицательного. | Система перспектив, выделение ведущего положительного качества. Составление программы реконструкции. |
переключение | Изменение направленности, переориентация на следование положительному примеру. | Методы и приёмы организации социально-ценной деятельности. |
поощрение и наказание | Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного. | Система поощрений и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость |
самоисправление | Развитие активности подростков в перестройке и переделке своего характера. | Самоанализ, самооценка, самоприучение, самоупражнение, самоосуждение, самонаказание. |
Таким образом, процесс перевоспитания представляет собой взаимосвязь общих методов воспитания, специфически переломленных (переубеждение, переучивание, поощрение, наказание) и специальных, используемых только в процессе перевоспитания («взрыв», «переключение», «реконструкция»). Каждый метод перевоспитания при определённых условиях вступает во взаимосвязь с определёнными методами воспитания: переубеждение эффективно по формированию убеждений, переучивание связано с приучением к деятельности. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а так же самовоспитание.
III этап: На основе установленного уровня воспитанности учащегося классный руководитель проектирует развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнение наличного уровня воспитанности учащегося и его идеалом и осуществляется в процессе дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребёнка.
Проектирование личности отдельного учащегося предполагает так же знание воспитателем уровня воспитанности коллектива класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в коллективной деятельности. Показателями воспитанности являются, прежде всего, конкретные действия каждого учащегося, его поступки, ценностные ориентации, отношение к людям, к коллективу, самому себе.
IV этап: происходит дальнейшее изучение учащегося, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях, позволяющих определить систему воспитательных воздействий с учётом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержание личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания. Вместе с тем широко применяются методы: требование, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание.
V этап – индивидуальной работы с детьми является коррекция.
Коррекция – способ педагогического воздействия на личность, способствующей исправлению или внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных или преодоление негативных качеств.
Корректирование способствует уточнению или пересмотру коллективных, групповых индивидуальных воспитательных программ. Корректирование как бы завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Как уточняющий способ он используется и при составлении характеристик школьников, воспитательных программ, выборе методов и форм деятельности.
Наиболее эффективными методами и приёмами корректирования является наблюдение и самонаблюдение, анализ и самоанализ, оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль.
Таким образом, индивидуализация – важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и форм с учётом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения гармоничного, целостного её развития (социально- типичного, индивидуально-своеобразного). Эффективность индивидуализации ВП зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания учеников в данном классе, от установления уровня воспитанности каждого ребёнка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и мастерства учителя.
Под руководством известного учёного О.С. Газмана разработана концепция педагогической поддержки, в основе которой лежат следующие нормы педагогического взаимодействия:
а) любовь к ребёнку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканий и панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
д)признание права ребёнка на свободу поступка, выбора, самовыражения, признание воли ребёнка и его права на собственное волеизъявление;
е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, признание равноправия ребёнка в диалоге и решении собственной проблемы;
ж) собственный самоанализ, собственный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку
Анализ индивидуализации воспитательного процесса в работе классных руководителей показал, что наблюдается:
* разнообразие тематики кл.ч , составляемой с учётом предложений и интересов детей,
* создание для учеников ситуации выбора и успеха,
* использование приёмов групповой и индивидуальной рефлексии,
* доброжелательная атмосфера при общении с детьми;
* постановка задач в соответствии с выявленными проблемами в ходе изучения воспитанности обучающихся,
* использование в работе портфеля личных достижений – Портфолио,
* система диагностических исследований личности.
Однако, в деятельности учителей по обеспечению процесса развития индивидуальности ребёнка существуют нерешённые проблемы:
* не всегда процесс воспитания связан с реализацией базовых потребностей детей,
* наблюдается однообразие приёмов и методов педагогической поддержки ребёнка и процесса его развития,
* при проведении урочных и внеурочных занятий педагоги недостаточно умело опираются на субъектный опыт детей,
* не все классные руководители владеют технологией эффективной помощи ребёнку в решении личностно значимой проблемы,
* на достаточно низком уровне составлены планы индивидуальной работы с детьми,
* не составляются индивидуальные программы роста учащихся, индивидуальные траектории развития одарённых учащихся
П.П. Блонский говорил: «Хороший учитель отличается от плохого тем, что он умеет видеть индивидуальные особенности детей; для хорошего учителя все ученики разные, а для плохого – одинаковые».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ЭОР как средства индивидуализации учебного процесса
Человечество за все время своего существования накопило бесчисленныеценности в виде достижений наук, мировоззренческих взглядов и нравственных идеалов, элементов духовной и материальной культуры...
Индивидуализация в процессе обучения алгебре в 7-9 классах
Цель работы: изучение влияния индивидуализации на эффективность обучения математике.Гипотеза: при использовании индивидуализации в процессе обучения математике повышается эффективность обучения, форми...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Объектоммоей деятельности явилась индивидуализация образовательного процесса по предмету «Технология», предметом – педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по предмету «...
Педагогический совет «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех учащихся»
Повестка:Вступление «О концепции модернизации образования до 2012года» «Диагноз: неуспеваемость» «Методы стимулирования посредством воспитания» «Причины неуспеваемости детей группы риска» ...
Методическая разработка Использование группового метода обучения как средства индивидуализации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку
Данная разработка адресована учителям иностранного языка средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением английского язы...
Педагогический совет по теме "Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех обучающихся"
Педагогический совет по теме "Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех обучающихся"...
Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов по индивидуализации воспитательного процесса в интернате»
Одним из основных принципов современного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок с...