Доступность образования в коррекционной школе
статья на тему
Оптимизация учебного процесса в коррекционной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Оптимизация учебного процесса в коррекционной школе | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
МСКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа VII и VIII вида»
Московская обл., г. Троицк
Глазова Екатерина Николаевна
Заместитель директора по УВР
8 4967 51 50 03
8-926-272-23-56
Доступность образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья
МСКОУ СКОШ VII и VIII вида расположена на территории г.Троицка и является (в городе и ближайшем окружении) единственным коррекционным образовательным учреждением, охватывающим детей, обучающихся по программам VII и VIII вида.
Количество обучающихся школы в 2010-2011уч. году составляет 73 человека: 1 ступень – 30 учащихся, 2 ступень – 43 учащихся.
В школу для обучения поступают дети, родители которых предоставляют ряд документов, среди которых основным является заключение городской медицинской комиссии.
- Школа работает в режиме пятидневной рабочей недели, в одну смену.
Наша школа МСКОУ СКОШ VII и VIII вида – школа личностно-ориентированная, коррекционно-развивающего образования, в основе которой лежит дифференциация обучения. Отсюда и методическая тема школы – «Коррекция и развитие личности учащихся через оптимизацию учебного процесса и психолого-педагогическое сопровождение».
Основные задачи коррекционной школы – это максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников, подготовка их к участию в труде, социальной адаптации. Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения.
Обеспечение комплексного психолого-медико-социального сопровождения
В нашей школе службой психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум. Эту службу представляют: педагог-психолог (председатель комиссии), а также учитель-логопед, социальный педагог, два дефектолога и медицинский работник. Дополнительно к работе привлекаются по согласованию родители и педагоги дополнительного образования.
Специалисты ШПМПК обследуют ребенка, разрабатывают и утверждают основные направления индивидуальной коррекционно-развивающей работы, разрабатывают и утверждают коррекционно-образовательный маршрут, консультируют специалистов школы о дальнейших мероприятиях по обучению и воспитанию детей. Каждому ребенку составляется карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, в которой имеют место: заключения учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога, медицинские заключения и, конечно же, заключение консилиума о психолого-медико-педагогическом статусе ребенка на момент обследования, о содержании и формах работы с ним специалистов и рекомендации педагогам и родителям.
(показать карты детей)
Форма обучения
Способ подачи учебного материала, а также выполнение программных требований предполагает организацию учебного процесса в различных формах: обучение в классе, индивидуальное обучение, индивидуально-групповое обучение и надомное обучение. В классах обучаются дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. Дети указанной категории имеют негрубые отклонения в функционировании центральной нервной системы, оказывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка. Для определения этой типологической группы используются понятия «дети с задержкой психического развития». Их состояние характеризуется повышенной утомляемостью, истощаемостью, снижением памяти, неспособностью к длительному умственному и физическому напряжению, к длительной концентрации внимания. В нашей же школе одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива является именно индивидуализация обучения, работа с каждым ребенком в отдельности. Повышенная чувствительность сочетается у них с обидчивостью, ранимостью, раздражительностью и даже вспыльчивостью, и это, естественно, негативно сказывается на взаимодействии ребенка с одноклассниками. Для обучения таких детей школьный консилиум составляет индивидуально-педагогический маршрут. Затем по врачебному заключению ребенок переводится на индивидуальное или надомное обучение.
Надомное обучение рекомендуется детям с нарушениями двигательной сферы. Таких детей учат на дому наши специалисты: учителя-дефектологи, учителя начальной школы, а также с ними проводят различные занятия педагог-психолог и учитель-логопед.
Различные программы – одна из форм доступности образования
Содержание образования детей с задержкой психического развития предусмотрено программой VII вида. В основе этих программ лежат программы, по которым проходит итоговая аттестация за курс основной школы (9-й класс).
Для учащихся, которым ГПМПК или ШПМПК рекомендовало индивидуальное или индивидуально-групповое обучение, педагоги пишут рабочие программы, в основе которых лежат стандартные общеобразовательные программы. Содержание программ сохраняется полностью, а прохождение программы идет за счет уплотнения часов на основании индивидуального подхода к организации учебного процесса. На школьном ПМПК педагогам даются рекомендации по составлению рабочих программ.
(показать программы)
Учебный план – основной элемент учебного процесса, но применительно к обучению детей со сложной структурой дефекта его следует рассматривать в качестве примерного. Учебный план ориентирует учителя на возможные маршруты обучения и воспитания, где особенно важны: формирование и развитие коммуникативных умений, устная речь и ее понимание, ориентация в окружающей среде, безопасное поведение в природе, развитие навыков бытовой и трудовой деятельности.
Содержание образования детей с легкой формой умственной отсталостью предусмотрено программой VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. Я работаю третий год завучем, и только в этом году поступило в школу особенно много детей с тяжелой умственной отсталостью, которые не берут программу Валентины Владимировны. 5 из 12 человек. Для двоих в данный момент разрабатывается индивидуально-педагогический маршрут. Для нас это дело новое, но мы на данный момент пришли к такому выводу, что этот маршрут нельзя составлять на целый год, это связано с тем, что у наших детей слабое здоровье, они часто болеют, ездят в санатории, лежат в больницах. Для них будут писаться маршруты на полгода или может быть даже на одну четверть.
Коррекционная направленность обучения обеспечивается в классах VII вида набором базовых учебных предметов – ритмика, развитие речи, ОБЖ, окружающий мир и осуществляется учителями на всех уроках, что позволяет обеспечить усвоение учебного материала на уровне требований к знаниям, умениям и навыкам.
Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуально-групповых занятиях, специально выделенных для этой цели. Это занятия предметной направленности – ликвидация пробелов предшествующего обучения, подготовка к восприятию трудных программ, а также занятия, способствующие коррекции недостатков памяти, внимания, развитию мыслительной деятельности, обогащению словаря. В эти группы объединяют не более 3-х учеников, у которых обнаружены одинаковые проблемы или сходные затруднения. Очень часто на таких занятиях корректируется каллиграфия – правильное соединение букв, соблюдение их размеров, техника чтения – выразительность, беглость, обучение алгоритмам действия по тем или иным правилам, запоминание правил и законов.
В условиях специально организованного обучения дети с задержкой психического развития дают значительную динамику в развитии, усваивая многие знания и умениия.
Решение задач в обучении детей VIII вида происходит также с учетом особенностей развития ребенка в ходе его занятий, которые проводят учитель, учитель-логопед, инструктор ЛФК, педагог-психолог. Особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми, которые ввиду особенностей развития не готовы к обучению в группе или поставленные консилиумом задачи могут быть решены только в ходе индивидуальной работы.
Например, мальчик, обучающийся в первом классе, не мог запомнить цифры и буквы, его обучали с помощью картинок-ассоциаций (двойка – лебедь, тройка – пружинка, восьмерка – снеговик), слов-ассоциаций ( буква «в» - шестерка с петелькой вверху) и рифм-ассоциаций. На протяжении первого года обучения он писал только с помощью этих картинок, либо слов: напиши двойку-лебедь и т.д. Во втором классе ребенок уяснил очертания цифр и букв и начал находить их на линейке, в числовом ряду - цифры; и в алфавите и книге, если это были буквы. И только через некоторое время он начал писать цифры и буквы, не задумываясь, правильно употребляя их в устной речи, в письме, при решении примеров, списывании.
В другом случае, учитель предлагал ученику вылепить из пластилина ту или иную цифру, или ту или иную букву, и это давало больший эффект в обучении написания цифр и букв, или в умении соединять их при написании.
Нельзя насильно заставить ребенка говорить, есть, играть, писать. Всему этому ребенок учится, наблюдая и фиксируя действия не только родителей, но и педагога. Очень часто учитель, работая с нашими детьми, предлагает на уроках математики или русского языка игру: «Ты - учитель, я – ученик. Я буду писать или решать пример, а ты проверяй и исправляй ошибки». Дети с удовольствием включаются в эту игру, и не сразу, но постепенно находя и помогая исправить ошибки своему учителю и одноклассникам.
На уроках ИЗО учителя очень часто карандашам предпочитают краски, т.к. картины получаются более яркими, эмоциональными. После того, как закончена, например, картина какой-то красивой расписной тарелки, учитель предлагает детям изобразить такую-же тарелку пластилином на картоне, сначала сделав форму, а потом размазать пластилин по этой форме, повторить рисунок, который есть на картине. Изображение получается объемным. Затем эта же тарелка делается при помощи цветного песка. И потом все три работы вывешиваются на стенд для детских работ в классе. Такое построение работы позволяет детям понять, что предмет может быть изображен с помощью различных средств и несмотря на эти различия, это будет один и тот же предмет. Ребенок учится сопоставлять, анализировать, развиваются тактильные ощущения.
Часто от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем, зависит успешность обучения наших детей.
Для наших детей особенно важны уроки ЛФК, уроки физического воспитания.
Практически на всех общеобразовательных уроках проводится коррекция мышления, памяти, речи учащихся. На уроках ИЗО, пения, музыки происходит развитие фонематического слуха, цветовосприятия, пространственного восприятия, т.е. любой урок в коррекционной школе должен активно содействовать формированию положительных качеств личности.
В нашей школе оценка играет роль стимулирующего и развивающего фактора, поэтому допустимо работу некоторых учеников оценивать более высоким баллом. При оценке знаний учащихся следует учитывать их индивидуальные особенности. Например, наши учителя не снижают баллы за помарки и неаккуратность ребенку, страдающему нарушением мелкой и крупной моторики. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития можно предложить более легкий вариант задания.
Наша практика показала, что часто учащиеся, имея сформированные, с точки зрения программных требований к предмету, знания, умения и навыки, не обладают элементарными навыками применения их в социуме. Кроме организации уроков с узкими специалистами, использования учителем игровых моментов, построения «обходных» путей с опорой на чувственный опыт ребенка, это еще и организация специальной реабилитационной среды с максимальным расширением реабилитационного пространства за пределами школы. Это и видеоуроки, уроки-экскурсии, комбинированные уроки. Так, уроки окружающего мира, природоведения, географии, изучающие ориентировку на местности, заканчиваются именно ориентировкой на местности с использованием специального оборудования (например, компаса, карт), или при изучении законов природы может быть даже каких-то примет.
Практика работы в нашей школе показала, что одно из главных мест в работе с нашими детьми занимает серьезная связь между учителями и узкими специалистами – учителем-логопедом, врачом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом. На уроке математики преподаватель столкнулся с проблемой: дети не могли понять, как пишется дробь с целой и дробной частью. Целую часть они все трое писали в числителе рядом с имеющимся уже числителем. Отвечая на просьбу преподавателя, дефектолог посоветовал на доске красным мелком написать целую часть, числитель – зеленым и знаменатель – желтым. Буквально на следующем уроке проблема была решена. Детям был показан вариант цветного написания дроби на интерактивной доске, затем на школьной доске, и потом они сами справились с этой задачей, написав несколько смешанных дробей цветными мелками и в тетради – цветными карандашами.
В учебном процессе активно принимает участие педагог-психолог, который проводит занятия не только с детьми,(занятия и индивидуальные, и групповые), но и с педагогами. И неудивительно, что в коллективе появился устойчивый интерес к психологии, к проведению нетрадиционных занятий с учетом рекомендаций узких специалистов – педагога-психолога, учителя-дефектолога и учителя-логопеда.
Наши учителя следят за правильностью речи учащихся. Они поддерживают контакт с учителем-логопедом, учитывают ее работу, направленную на коррекцию дефектов речи и произношения. В противном случае ученик будет считать, что следить за своей речью, за правильным произношением звуков и слов надо только на логопедических занятиях, а на других учебных предметах это делать необязательно.
Дополнительное образование
Успешной социализации и адаптации учащихся школы необходимо посвятить ряд учебных дисциплин. В связи с тем, что материально-техническая база школы не позволяет проводить такие занятия, как: Специализированное трудовое обучение, социально-бытовая ориентация, для решения этого вопроса отведены часы дополнительного образования. У нас два педагога доп. образования и педагог-организатор, который организует все праздники, конкурсы, викторины, учит детей танцевать, петь, рассказывать стихи, быть ведущими какого-либо шоу, участвовать в спектаклях и еще многое другое. Педагоги дополнительного образования занимаются с детьми и индивидуально, и работают с классом. Индивидуально занимаются дети, как правило, те, которым показано индивидуальное обучение. Они с удовольствием делают оригами, лепят, вырезают, делают открытки, ёлочные игрушки.
Эти занятия позволяют нашим детям не только развивать свои способности и умения, не только принимать участие в городских конкурсах и выставках, но и занимать призовые места. В конце прошлого года в преддверии ежегодных Рождественских чтений в нашем городе была организована выставка детских работ, на которой наши дети стали победителями. Конечной целью такой работы является социально-трудовая адаптация и реабилитация наших школьников.
Заключение
Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.
Большое внимание педагогу следует уделять имеющимся у школьников психофизическим и другим нарушениям, проявления которых затрудняют овладение знаниями, умениями и навыками, даже в условиях специального обучения.
Объединяющей идеей содержания всех небольших разделов моего доклада является понимание причин, лежащих в основе неуспеваемости, недостаточной готовности психических функций детей с проблемами в развитии к освоению наук. И какие бы причины не были, мы стараемся решать разные задачи в этом направлении, благодаря комплексному подходу к обучению, о котором я говорила выше.
Список литературы
- Шевченко И.М. Коррекционно-развивающее обучение / И.М.Шевченко// М.: ВЛАДОС; 2007, С.19-20
- Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе / М.Н.Перова // М.: Просвещение; 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов коррекционной школы и коррекционных групп детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.
Осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и начального образования; уменьшение негативных проявлений адаптационного...
Торжественное вручение свидетельств об образовании выпускникам коррекционной школы VIII вида
Сценарий вручения свидетельств об образовании выпускникам коррекционной школы VIII вида....
Направления, ресурсы, соц.партнерство предпрофельного образования в коррекционных школах.
Направления, ресурсы, соц.партнерство предпрофельного образования в коррекционных школах....
Методическое пособие по теме "Экологическое воспитание и образование обучающихся коррекционной школы VIII вида"
Формирование экологической культуры и образоавнности обучающихся коррекционных школ становится актуальным, поскольку элементарная неграмотность учеников, и общества в целом, в экологических вопрсах гу...
Мобилизация внутренних ресурсов школы через организацию стажировочных площадок для повышения качества и доступности образования.
Аннотация: статья посвящена проблемам инклюзивного образования в практике современной школы. В статье рассматриваются проблемы сопровождения инклюзивного образования на современном этап...
Конспекты уроков для начального образования в коррекционной школе VIII вида.
Конспект урока по Чтению.Конспект урока по Русскому языку....