Эссе «Моя педагогическая философия»
статья на тему
Из опыта работы участника конкурса «Учитель года-2007»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7725_esse_uchitelya_fiziki_i_informatiki_aprosinkinoy_n.v._1.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
«Моя педагогическая философия»
Преподавателям слово дано не для того,
чтобы усыплять свою мысль,
а чтобы будить чужую.
В. Ключева
В последнее десятилетие термины «педагогическая философия», «философия образования» приобрели у нас права гражданства.
Я часто задумываюсь, есть ли у меня моя педагогическая философия, ведь я проработала в школе четыре года, велик ли мой учительский опыт. Могу ли я, молодой специалист, рассуждать о сущности моей педагогической философии. А почему бы и нет? Ведь я уже четыре года каждый день, входя в класс, решаю проблемы обучения в их широком значении – воспитывающем и развивающем. И в определенном смысле именно педагогическая философия задает парадигму мышления и определяет характер решения обобщенных педагогических проблем.
Начиная разговор о философии моей педагогической деятельности, я хотела бы задаться важным вопросом – каким должен быть современный учитель?
Безусловно, профессионалом. Но самого по себе профессионализма мало. Крайне важно, чтобы учитель был личностью творческой и саморазвивающейся. Ведь именно Учитель оказывает огромное влияние на формирование мировоззрения Человека, которого он обучает.
Современный учитель - это профессионал, он призван быть и артистом, и художником, и писателем, и певцом, но при этом навсегда оставаться и учеником. Хороший учитель постоянно должен продолжать учиться: учиться работать над собой, учиться общаться с ребятами, учиться готовиться к уроку. Учиться, учиться, учиться… Педагогическая деятельность подобна мозаике - образ складывается из кусочков, каждый из которых необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоемкая: не всегда частички совпадают. Иной раз приходится все перекладывать заново и заново.
На своих уроках я учу детей работать с информацией, а, говоря образно, учу детей «думать». Начиная работать в школе еще в качестве преподавателя физики, я пришла к выводу (а потом, много позже, нашла подтверждение и в теории, и на практике), что начинать «учить думать» нужно как можно раньше, в начальном звене, когда только складывается стиль мышления. При этом обучение на таких уроках можно строить в форме свободного общения, не ограниченного рамками обязательного оценивания. Оптимальным предметом для такого рода общения стала информатика, которая как школьная дисциплина появилась в конце 80-ых годов. Содержание курса информатики в системе от младших до старших классов формируется таким образом, чтобы оставаться актуальным в течение многих лет и не зависеть от уровня развития компьютерной техники, постоянно повышающегося с огромной скоростью. Однако естественно возникает необходимость следить и за развитием технологий, которые оказывают влияние на подход к объяснению материала детям и являются предметом изучения.
Как по этой причине, так и для саморазвития как преподавателя, я постоянно стараюсь повышать свой квалификационный уровень.
Используя полученные знания, я веду свой образовательный курс так, что он как живой организм постоянно изменяется и дополняется моим видением программы. Мне кажется актуальной разработка таких направлений в работе учителя, которые послужат развитию учащихся и формированию их системного мировоззрения и овладению современными компьютерными технологиями. Подобная концепция делает главный акцент на развитии мышления: логического, творческого, практического. Поэтому на уроках мы учимся мыслить, мыслить «со вкусом!», а главное, мыслить по-разному.
Безусловно, учитель должен работать в определенной системе, в которой каждый урок или внеклассное мероприятие становится частью единого целого. Стержнем моей системы я считаю развитие мышления. С одной стороны, я развиваю мышление детей на уроках информатики и физики по вертикали, а с другой стороны, формирую новое педагогическое мышление у учителей, вовлекая их в сотрудничество в школьном образовательном пространстве, основанное на использование ИКТ - технологий.
Мне кажется, учитель, как и каждый человек, работающий с детьми, должен обладать таким важным качеством, как терпимость, которое мы сегодня часто называем толерантностью, развивать у сегодняшних учеников самостоятельность, умение отстаивать свои права, готовность к сотрудничеству и созидательной деятельности.
Свою главную учительскую и человеческую задачу я вижу в том, чтобы помочь каждому ребенку стать свободной, творческой и самодостаточной личностью. Современное общество остро нуждается в людях с глубокой верой в себя, в свои способности, умеющих эти способности реализовать во имя личного и общего счастья. Поэтому моя цель - подготовить ребят к жизни и профессиональной деятельности в новом информационном обществе. Я стремлюсь, чтобы на моих уроках дети осознали, что компьютер - современный помощник людей - необходим для выполнения рутинных, шаблонных действий, что не следует соревноваться с компьютером там, где он заведомо сильнее - в скорости и точности вычислений, объеме памяти. Но чтобы не стать придатком машины, человек должен делать то, что недоступно машине: самостоятельно создавать и оперировать пространственными образами, творчески мыслить.
В философии есть такое понятие – патернализм. Он означает путь к цели жизни, к счастью под руководством патера, отца. Дети находятся в стадии патернализма. И очень важно, кто находится рядом с ними в этот период, сумеет ли он научить их искать свой путь. Считаю совершенно справедливым мнение, что одаренный ребенок – тот, кому повезло, что на его пути встретился человек, заметивший эту одаренность. Ибо далее наступает этап свободы – путь к той же цели, но на основе уже собственных усилий и собственной воли.
Воспитание творческой личности, способной свободно и самостоятельно мыслить, личности, которая «смогла бы противостоять моральному нигилизм нашему времени, нести в себе духовные ценности и критическое мышление» - это и есть моя педагогическая философия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Эссе "Моя педагогическая философия"
Я стала Победителем в номинации "эссе" (конкурс "Педагог-года- 2005")...
эссе "Моя педагогическая философия"
Эссе о моем понимании профессии педагог....
Эссе "Моя педагогическая философия"
Эссе "Моя педагогическая философия"...
Эссе «Моя педагогическая философия»
"Распахни своё сердце!" Так называется эссе, которое я писала для конкурса "Учитель года"....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...