"Влияние глобальных проблем современности на трансформацию культуры в XXI веке."
статья по теме
В статье рассматривается взаимосвязь и влияние глобальных проблем человечества на трансформацию культуры в XXI веке. В современном мире в соответствии с неуклонным ростом технического прогресса уровень материальной культуры растет, но, в тоже время, происходит кризис духовной культуры, перераспределение ценностей.
В силу влияния информационного пространства, меняется стиль мышления, меняется культура восприятия и внешняя форма ее проявления, как отдельными людьми, так и обществом в целом. В условиях межэтнической и межкультурной интеграции стоит задача сохранения автономности и уникальности каждого этноса. Необходимо воссоздать глобальную этику, универсальные нравственные принципы, опираясь на духовные ценности человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние глобальных проблем на культуру XXI века | 31.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние глобальных проблем современности на трансформацию культуры в XXI веке
Евстигнеева Н.Б.
ГБОУ СОШ№651
evstasha@yandex.ru
The interconnections and influence of humanity’s global problems on the cultural transformation in the XXI century.
Аннотация
В статье рассматривается взаимосвязь и влияние глобальных проблем человечества на трансформацию культуры в XXI веке. В современном мире в соответствии с неуклонным ростом технического прогресса уровень материальной культуры растет, но, в тоже время, происходит кризис духовной культуры, перераспределение ценностей.
В силу влияния информационного пространства, меняется стиль мышления, меняется культура восприятия и внешняя форма ее проявления, как отдельными личностями, так и обществом в целом. В условиях межэтнической и межкультурной интеграции стоит задача сохранения автономности и уникальности каждого этноса. Необходимо воссоздать глобальную этику, универсальные нравственные принципы, опираясь на духовные ценности человечества.
The article analyzes the interconnections and influence of humanity's global problems on the cultural transformation in the XXI century. In today's world due to the unstoppable pace of technological progress there's an accompanying growth of the material culture. But at the same time the spiritual culture is in crisis; the values are being redistributed.
Under the influence of the information environment, the style of thinking changes; the perception culture and its external expression format also change. This applies to individuals and the society as a whole. In conditions of inter-ethnical and inter-cultural integration a problem of preservation of autonomy of each ethnos arises. It is crucial to reconstruct the global ethics and universal moral principles based on humanities spiritual values.
Ключевые слова: глобальные проблемы, культура, духовные ценности, нравственные принципы, этика, межэтническая интеграция, восприятие природы.
Key words: global problems, culture, spiritual values, moral principles, ethnic integration, perception of nature
Глобальные проблемы человечества - это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.
- Глобальные проблемы современного мира:
- Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны
- Демографическая
- Преодоление отсталости развивающихся стран
- Продовольственная
- Топливно-сырьевая
- Энергетическая
- Экологическая
- Использования Мирового океана
- Мирового освоения космоса
Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.
Объективной предпосылкой возникновения глобальных проблем является интернационализация хозяйственной деятельности. Всемирное развитие труда привело к взаимосвязанности всех государств. Масштабы и степень вовлечения различных стран и народов в мирохозяйственные связи приобрели небывалые размеры, что способствовало перерастанию локальных, специфических проблем развития стран и регионов в разряд глобальных. Все это говорит о наличии объективных причин появления в современном мире таких проблем, которые затрагивают интересы всех стран. Появляются противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования жизни на земле.
Основной причиной глобальных проблем мирового общества является активный преобразующий характер деятельности человечества. На современном этапе развития цивилизации как никогда остро встали вопросы, без решения которых невозможно дальнейшее поступательное движение человечества по пути экономического прогресса. Несмотря на то, что экономика является лишь частью общечеловеческой деятельности, от ее развития в XXI в. в большей мере зависят проблемы безопасности и сохранения мира, природная среда и среда обитания человека, а также моральные, религиозные и философские ценности, которые тесно связаны с понятиями материальной и духовной культуры.
Глобальные проблемы – это несоответствия между наиболее значимыми планетарными потребностями и возможностью их удовлетворения совместными усилиями человечества в определенный период времени.
Выделяют четыре основные глобальные проблемы: экологическую, сохранение мира и разоружение, демографическую, топливно-сырьевую.
Могут ли глобальные проблемы человечества влиять на мировую общественную культуру и если да, то каково это влияние? Для ответа на этот вопрос нужно, прежде всего, понять, что подразумевается под словом «культура». Культура (от лат.cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание; – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В этом понятии фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох.
Выделяют два основных вида культуры: материальную и духовную. Разделение культуры на материальную и духовную соответствует двум основным видам производства: материальному и духовному. Классификация культуры может проводиться и по особенностям поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная культура, политическая культура), по способу жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (культура класса) и т.д.
Культура воплощается в практической деятельности людей – производственной, бытовой, политической, художественной, научной, учебной и т.д., поэтому культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной социальной деятельности человека. Это многообразие проявлений культуры обусловливает многозначность ее определений. Понятие культура употребляется для характеристики исторических эпох (например, античная или средневековая культура), разных этнических общностей (культура ацтеков, викингов и т.п.), специфических сфер жизни или деятельности (культура труда, политическая культура и т.п.). Отсюда – различие концепций культуры, а значит, и ее определений, которые отражают конкретную сторону познания культуры.
Материальная культура представлена материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д. Иначе говоря, это часть общей системы культуры, включающая всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Производственная деятельность является материальной деятельностью, в ней также проявляется культура поведения людей, которая строится на производственных отношениях и развивается соответственно развитию производства и современных технологий.
Духовная культура включает в себя знания, верования, убеждения, ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции и обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека. Это, в свою очередь, зависит от генетической предрасположенности, семьи, непосредственного окружения растущей личности, школы, и, конечно же, развития новейших технологий, поскольку они обеспечивают доступ растущему поколению к политической, экономической информации, культурным и историческим ценностям. На настоящий момент источником такой информации является интернет и социальные сети.
Проблемы мира и разоружения тесно связаны с процессами культурного развития общества, так как войны отбрасывают человеческое развитие в различных областях, таких как образование, экономика, сельское хозяйство, общественных и культурных отношениях.
На место угрозы мировой войны как следствия столкновения двух противоположных общественно-политических систем пришло множество локальных конфликтов. Несмотря на свою локальность, каждый из них имеет свою меру глобальности, поскольку чреват втягиванием в орбиту конфликта множества сторон, в том числе и не имеющих отношения к его возникновению. Нельзя также полагать, что угроза всеобщей военной катастрофы в современных условиях исключена полностью.
Решение проблемы мира и разоружения создает предпосылки для развития и материальной, и духовной культур, так как для этого высвобождается денежный и творческий потенциалы. Помимо этого, не менее важен психологический фактор. Когда люди живут в мире и спокойствии, уменьшается их тревожность, и они начинают смело и с уверенностью смотреть в будущее. Такое поколение способно создавать крупные материальные ценности, обладает внутренней свободой, их духовный мир богат и открыт для всего нового, яркого, светлого, глобального. Они смогут перенимать, пользоваться всем достигнутым и преумножать ценности.
Экологическая проблема имеет давнюю историю, и, как и другие глобальные проблемы, она значительно обострилась со второй половины ХХ в. (первые признаки нарушения экологии отмечались со второй половины XIX в. по мере индустриализации планеты).
К главным направлениям экологического кризиса относятся вывод из землепользования засоленных почв, подверженных ветряной и водной эрозии; чрезмерное употребление химических удобрений и т. д.; все большее химическое воздействие на продукты питания, воду, среду обитания человека; уничтожение лесов, т. е. всего того, что в той или иной мере влияет на жизнь и здоровье людей; растущий выброс в атмосферу загрязняющих веществ, ведущих к постепенному уничтожению защитного озонового слоя; стремительный рост отходов, соседство со свалками различных промышленных и бытовых отходов среды обитания человека.
С появлением человека начинается процесс активного воздействия на природный баланс, нарушается экосистема планеты. Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Как и любая другая культура, она может соответствовать высокому уровню в результате воспитания молодого поколения в духе любви к природе. Необходимо учить детей заботиться о своей планете, о всех живущих на ней существах. В условиях современной экологической ситуации важно рассматривать проблему окружающей среды в системе образования и воспитания подрастающего поколения как одну из самых нуждающихся в решении. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Перспективным направлением экологического образования и воспитания учащихся считают интеграцию естественнонаучных знаний и нормативно-целостных ориентаций школьников, наиболее полно отвечающих их природным наклонностям и потребностям. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостным ориентациям. Современный социальный мир, технократическая культура пришли в острый конфликт друг с другом. Зреет потребность перемен. Человеку во всех формах своего поведения в природе и социуме предстоит перейти от обособления, конфронтации, борьбы, преодоления к стилю сотрудничества, взаимодействия, диалога, к экологическому мышлению и деятельности, проектировать новую траекторию развития отношений.
Одновременно сама перманентность в развитии есть конкретное проявление преемственной связи будущего с прошлым через настоящее. Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа. Преемственность в воспитании, являясь одной из главных сторон преемственности поколений, предлагает единообразие в подходе к детям, согласованность между домашним и общественным воспитанием. Педагогический профессионализм является базой для достижения результатов в воспитании молодого поколения, корректировке девиантного поведения воспитанников, обеспечения правильного отношения к людям, природе, понятиям этики и культуры.
Протекающие в мире демографические процессы заслуживают самого пристального внимания на трансформацию культуры в современном обществе. Следует учитывать, что большая доля (свыше 80%) современного прироста населения (в отличие от прошлых периодов) приходится на развивающиеся страны. Стремительный рост населения происходит в странах Азии, Африки, Латинской Америки. На современном этапе в развивающихся странах сложился такой тип воспроизводства населения, когда снижение смертности не сопровождается соответствующим сокращением рождаемости, а это создает немало сложностей и приводит к обострению глобальной демографической проблемы.
Если в странах с низкой пространственной экономикой происходит бурный рост населения, то почти во всех странах, где имеется объем экономического пространства, а это промышленно развитые страны, происходит депопуляция вследствие суженного воспроизводства всего населения. Эти страны оказались ввергнутыми в демографический кризис, следствием чего явилось старение населения, т. е. преобладание в нем лиц пожилого возраста. Развивающиеся страны в меньшей мере, чем промышленно развитые страны, способны обеспечить свое население материальными и культурными ценностями, дать элементарное образование, обеспечить работой. Безработица и неполное использование рабочей силы являются бичом для большинства экономически отсталых стран. В этих странах наблюдаются миграционные потоки из сельской местности, как в города своей страны, так и в промышленно развитые страны. Миграция населения в этих случаях вызвана стремлением или просто найти работу, или найти более высокооплачиваемую работу. Однако большинство этих ожиданий не реализуется из-за больших масштабов миграции и низкого образовательного уровня в беднейших странах.
Миграция влечет за собой смешение культур, в результате чего, у менее развитых народов уровень культуры и образования повышается, тогда, как у более развитых наций в результате тесного общения молодежи и смешения браков, уровень культуры понижается. Соответственно средний уровень культуры на данной территории (в рамках отдельно взятой страны, или области) понижается.
Безработица дает такой же результат, т.к. люди, не имеющие работы, не вступают в производственные и социальные отношения, они не интересуются искусством, литературой, наукой, экономикой. Основной целью для таких людей является выжить вопреки всему. Их убогий вид и стиль жизни является плохим примером для окружающих, и прежде всего, для подрастающего поколения.
Человечество, для того, чтобы поддерживать производительные силы на достаточно высоком уровне, должно постоянно расширять потребление природных ресурсов, что в свою очередь ведет к росту отходов производства и потребления.
Эта проблема, как и любая другая, влечет за собой необходимость направления умственного и образовательного потенциала на решение и изыскание жизненно важных ресурсов для дальнейшего существования людей на нашей планете. Но чтобы изыскать для этого средства и возможности, нужно осознать значимость этой проблемы, обладать внутренней культурой поведения, включиться в активную деятельность по разработке проектов изыскания возможностей по добыче ресурсов и очистке загрязненной воды и синтезу необходимых продуктов и питьевых ресурсов.
Рассмотрев глобальные проблемы и понятие культуры человечества, легко прийти к заключению, что эти понятия взаимосвязаны и имеют взаимное влияние друг на друга. Проблемы, какие бы они ни были, отбрасывают человеческое развитие в определенных сферах назад. Прежде всего, страдают области искусства, эстетического развития. Но, в то же время, происходит интенсивное развитие науки и техники, так как глобальные проблемы требуют максимального использования технического, информационного, умственного потенциала людей. От внутренней, духовной культуры зависит осознание реальной ситуации бытия, выбор глобальных целей и путей их достижения. Прежде всего, нужно воспитать человека разумного, с широким кругозором, высокой культурой восприятия и поведения, патриотически настроенным и толерантным по отношению к другим людям и культурам. Современная культура - это явление информационного общества. В ней проявляется стиль мышления, отражающий глобальные проблемы современности. Наследие XX в. — смена типов культуры, кризис искусства, кризис в системах истины, науки, философии, религии; кризис этики и прав. Напрашивается вывод – общество нездорово, несмотря на высокий уровень информационных технологий: имеет место жестокость, разрушение общечеловеческих ценностей, социальный, нравственный, экономический и интеллектуальный хаос, геноцид в отношении целого ряда народов и т.д. Используются также мощные методы манипулирования психикой человека, посредством средств массовой информации и коммуникации. Какими могут быть пути решения глобальных проблем? Выход есть - воспитать высоконравственное, высококультурное поколение, умело используя качественное (с элементами творчества) образование и заботливое, чуткое воспитание. Целесообразно использовать метод изучения классиков не просто посредством прочтения произведений, но с применением дискуссии о патриотизме, нравственности, исторических и духовных ценностях. В старших классах на уроках истории предпочтительно показывать фильмы о войнах, фильмы с философскими рассуждениями, психологическими проблемами. С детьми помладше нужно чаще обсуждать чувства сострадания, достоинства, чести, совести.
На уроках музыки можно проводить параллель между звуками музыки и красотой природы, поступками людей, историческими событиями и личными эмоциями.
Каждый предмет в школе может преподаваться с точки зрения решения глобальных проблем, но преподносить информацию и использовать формы и методы следует сообразно возрастному уровню обучающихся.
Культура XXI века – это наука, высшее образование, нравственные законы мировых религий. Включение в образовательную программу основ религиозной культуры является значимым воздействующим фактором на духовное оздоровление молодого поколения. Религия защищает исторические, нравственные и культурные ценности.
Посещение выставок, музеев, литературные конкурсы, музыкальные концерты, спортивные секции и кружки творчества помогают поднять культуру на более высокий уровень. Но нельзя забывать о семье, о культуре родителей и об отношении их к ребенку, поскольку, какие бы усилия не применяло общество в лице общественных организаций для развития гармоничного, высокообразованного и культурного поколения, семья остается основным рычагом воспитания и привития культуры у ребенка.
Нельзя также не учитывать тот фактор, что в современном мире неуклонно расширяется межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Все стремительнее развертывается универсализация культурной жизни на фоне обеспечения самобытности всех участников этого процесса. Резко расширяются международные, экономические и культурные контакты. Давно неактуален тезис о «непроницаемости» и полной замкнутости самодостаточных народов и их образа жизни. Ускоряется интенсивный обмен ценностями. Наряду с этими процессами необходимо воссоздать глобальную этику, универсальные нравственные принципы, укрепляющие всечеловеческую солидарность. Высокий уровень культуры, нравственные принципы и глобальное сознание совместно со знаниями приведут к реальной победе над проблемами человечества.
Список литературы:
- Бирюкова М.А. Глобализация и ее влияние на культурные процессы // -Философские науки. №4. 2000.с.33-42
- Гуревич П.С.«Культурология.» Учебное пособие М. Знание,1996
- Tomilson J Globalization and culture – Cambridge: Polity Press/ 2004
- Жукоцкая З.Р., Ковалева Л.Е. Глобализация и ее влияние на культурные процессы // Успехи современного естествознания. – 2011 - №1 с.110-112
- Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Тойибидж. Постижение истории. 1991
- Косиченко А.Г. Национальные культуры в процессе глобализации // www.orda.kz. Электронный информационно-аналитический бюллетень. №№8,9
- Сайты: http//en.wikipedia.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса « Страны и народы в решении глобальных проблем человечества»
Программа курса включает в себя 4 раздела, всего 34 темы, на изучение которых отводится по 1 часу.В каждой теме предусмотрено выполнение творческих работ учащихся, практические работы по во...
Требования к уровню подготовки обучающихся в результате изучения факультативного курса «Страны и народы в решении глобальных проблем человечества»
Требования к уровню подготовки обучающихся в результате изучения факультативного курса «Страны и народы в решении глобальных проблем человечества»...
Изучение глобальных проблем на уроках технологии (из опыта работы)
Одной из причин экологического кризиса является неумеренное потребление "цивилизованного" человека. Снизить объем потребления можно путем продления срока пользования изделиями, достижения оптима...
Технологическая карта урока естествознания "Интеграция научного знания на пути решения глобальных проблем"
Технологическая карта урока естествознания для 11 класса "Интнграция научного знания на пути решения глобальных проблем" разработана по всем требованиям ФГОС ООО. Поставлены цели урока и выделены ценн...
Демографический кризис как одна из глобальных проблем
В статье рассмотрены причины возникновения, прогноз и предложения по разрешению демографического кризиса как актуальной проблемы современности....
Роль философии в решении глобальных проблем современности.
План-конспект учебного занятия по ОГСЭ.01 Основы философии...
Статья для учащихся "Пути решения глобальных проблем современности"
Статью можно использовать, как теоретический материал на уроке к теме "Глобализация и её последствия. Глобальные проблемы современности", в качестве ДЗ или для подготовки к экзамену....