Эссе "Моя формула успеха"
методическая разработка на тему
Помощь учителям для участия в профессиональных конкурсах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_moya_formula_uspekha.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
Моя формула успеха
Рец Наталья Ивановна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №19
г. Новочеркасска Ростовской области
Моя формула успеха
Успех… Каковы его основные составляющие? Как приходит он? Надолго ли? И можно ли чувствовать себя успокоенным, обретя его?
Девять лет назад я переступила порог школы в качестве учителя. До этого момента словосочетание «школьная жизнь» было для меня привычным штампом. Но теперь знаю точно – это когда твой класс с нетерпением ждёт урока и репетирует спектакль в пятницу до вечера, это искренняя радость при встрече после каникул и совместное написание сценария для школьного праздника, это уверенность в поддержке в трудный момент и безграничное доверие.
Каждое новое утро я настраиваюсь объяснять урок, чтобы дети поняли, присвоили, сделали мое знание своим. Что из этого мне на самом деле важно – чтобы присвоили или чтобы поняли? Запомнили или перевернули с ног на голову, но сделали действительно своим? Чему я стараюсь их научить – извлекать информацию или смысл, видеть и понимать окружающих или, кроме того, рассматривать свой внутренний мир, слышать внутренний голос, уметь говорить свое слово?
От этой моей учительской установки на понимание учебного процесса и особенностей детской души зависит, в конечном счете, вся жизнь ребенка в школе. Если для меня самой важнее понимать, чем помнить, то в случае проблем и неудач с детьми, я не пытаюсь судорожно восстановить в памяти институтские лекции по возрастной психологии и там искать выход, а учусь пристальнее вглядываться в учеников. Я искренне верю, что из этих повторяющихся попыток однажды рождается способность увидеть класс как живой, меняющийся организм и каждого ребенка – как маленькую вселенную. И тогда словно по волшебству исчезают хорошие и плохие ученики, всем со всеми становится интересно. Рождается особенный настрой урока, поскольку главные мои заботы не о том, как бы ученик не расплескал знание, а чтобы оно озарилось светом собственной мысли. И тогда в школе каждый сможет найти себя.
Школа даёт возможность любому стать успешным. При условии, если она стала судьбой. Школа – добрая пристань, где мне спокойно и надёжно, а учитель – для меня состояние души, образ жизни и мировоззрения. А как иначе? Ведь десятки пытливых глаз смотрят на меня, заглядывают в душу, ждут сиюминутного ответа на свои многочисленные «Почему?» в надежде, что уж я-то точно знаю ответы. И нельзя обмануть их доверие, потому что учитель, по большому счёту, в ответе за жизнь на Земле. Он создаёт завтрашний образ нашей планеты. Стать сильной опорой для слабой тростиночки, не погасить искорку пытливого ума – это миссия учителя. А для этого нужны крылья за спиной. Хорошо, если учитель «летает», тогда можно предположить, что и дети, наверняка, полетят. Хочется учить так, чтобы воспарили не двое-трое избранных, а чтобы полетели все, чтобы даже «рождённый ползать» почувствовал, что у него за спиной расправляются крылья. Я стараюсь учить именно так. Я стремлюсь, чтобы мои уроки были всегда яркими – такими, как солнце. Я хочу посылать детям лучики радости и счастья. Не просто быть солнцем, ох, как не просто! Я люблю детей, люблю искренно и самозабвенно, у меня есть желание посвятить свою жизнь ученикам. Но этого, к сожалению, мало.
Надо найти общий язык с детьми. Перейти на их? Или научить разговаривать на своем? Или вместе осваивать какой-нибудь средний – эсперанто? По-моему, хороший учитель – тот, кто в первую очередь понимает язык детей. И чем лучше учитель, тем большим количеством детских диалектов он владеет. Он и сам в основном говорит на их детском языке, чтобы быть понятым. Но постепенно, медленно и терпеливо обучает своему. Как важно не пропустить тот особенный момент, когда ребенок вдруг начинает говорить на нашем языке. И тогда необходимо научиться понимать его, а для этого с детьми надо разговаривать бесцельно. Только тогда можно приблизиться к цели. С детьми можно разговаривать от случая к случаю. Может быть, часто, может, редко, но в «щадящем» режиме. Иначе не усвоят. С детьми надо разговаривать повествовательно, а не теребить душу вопросами. Но на самом деле с детьми надо научиться молчать. И для этого я должна идти вперёд, не останавливаться на достигнутом. Изучать новое и совершенствовать освоенное, пополнять знания, шлифовать умения, не жалеть себя.
Дорогу осилит идущий – вот жизненная мудрость, и она помогает мне. А ещё вдохновение. Как же без него. Нужен полёт, нужна легкость во всем. Неважно, сколько тебе лет, неважно, о чем ты думал пять минут назад. Сейчас урок – и ты летишь, забывая обо всем. И веришь, что все дети когда-нибудь полетят, что из любой неповоротливой гусеницы обязательно вылупится грациозная бабочка. Каждая – в свой срок, в свое время. А в школе, знаете ли, всегда одно и то же время года. Весна. Только в одних классах ранняя, робкая, а в других полноводная, бурная. Школа – страна Вечной Весны. Еще лежит снег, еще не вышло из пелены детское сознание, а уже там, где я смогла обогреть ум и сердце ребенка, появились первые проталинки. Я радуюсь им, поощряю вниманием и добрым отношением, и проталинок становится все больше, они растут – и наконец человек пробуждается к настоящей, буйной и дружной весне своей жизни. И это краткое, но такое красивое время в жизни человека я проживаю вместе с каждым своим учеником. И безмерно счастлива, что причастна к этому.
Когда наступит завтра, я опять войду в класс, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное», чтобы дарить себя детям, всматриваться в дорогие детские лица и в очередной раз задавать себе вопрос: «А сегодня что для завтра сделал я?» Да, я не волшебница, я только учусь и буду учиться всегда. Но постоянно со мной и ведут меня к цели главные формулы: учитель – человек, который может делать трудные вещи лёгкими; человек, который с добротой выводит блуждающего на его дорогу; человек, который дарит крылья. Я твёрдо знаю – учительская свеча, сгорая сама, светит другим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формула успеха"
Презентация "Формула успеха" к классному часу в форме заседания дискуссионного клуба. ...
Формула успеха
Можно ли предсказать, кто из людей «обречен» на успех? Или успех равно доступен любому? Сегодня психологи все больше склоняются к мнению, что Фортуна вовсе не так уж слепа и дарить свои милости предпо...
Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.
Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...
Эссе на тему "Моя формула успеха"
Эссе директора школы на тему "Моя формула успеха" . Была написана для участия в конкурсе "Лучший директор -2010", стала призером....
Классный час "Формула успеха"
Цель: создать организационно-педагогические условия для формирования социальных навыков, стимулирования и мотивации подростков к самовоспитанию ценных в нравственном плане качеств личности, потре...
Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха" в старших классах . Классный час "Твоя формула успеха"
Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха" в старших классах (презентация и конспект)...
Классный час «Формула успеха» Для учащихся 8 – 9 классов Каждый человек может достичь успеха, нужно только иметь цель и стремиться к ней.
Очень скоро вы выйдете в бескрайний океан взрослой жизни. Этот океан очень прекрасен и хранит много тайн, может быть, именно тебе предстоит открыть одну из тайн. Но океан жизни полон также бурь и тума...