Урок математики в 5 классе. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда
план-конспект урока (5 класс) по теме
Урок математики в 5 классе
Тема: Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда
Задачи
· Обучающие: сформировать понятия объема, вывести формулу для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда, дать понятие единиц измерения объема.
· Развивающие: развитие пространственного мышления, развитие практического мышления, развитие навыка самостоятельности в работе.
· Воспитательные: воспитание интереса к изучению геометрии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_5_klasse.doc | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5 классе
Тема: Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда
Задачи
- Обучающие: сформировать понятия объема, вывести формулу для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда, дать понятие единиц измерения объема.
- Развивающие: развитие пространственного мышления, развитие практического мышления, развитие навыка самостоятельности в работе.
- Воспитательные: воспитание интереса к изучению геометрии.
Оборудование: модели геометрических фигур (плоские и пространственные).
Техническое оснащение: мультимедийная установка, экран, компьютеры.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока, цели и задач урока
Сегодня на уроке мы поговорим об объемах, узнаем как находить объем прямоугольного параллелепипеда, какие единицы измерения объемов есть, где можно применить полученные знания
Запись на экране.
- Объемы
- Прямоугольный параллелепипед
- Объем прямоугольного параллелепипеда
- Единицы измерения объемов
- Применение полученных знаний
III. Актуализация знаний учащихся.
- Что же такое объем?
- Все вы практически ежедневно встречаетесь с такой геометрической фигурой, как прямоугольный параллелепипед. Что же мы знаем о прямоугольном параллелепипеде? И что нового узнаем-выясним сегодня на уроке?
IV. Объяснение нового материала.
- На уроках математики вы знакомились с разными геометрическими фигурами
- Какие геометрические фигуры вы знаете?
(Учащиеся демонстрируют модели фигур: треугольники, квадрат, четырехугольник, шар, прямоугольный параллелепипед, куб.)
- Можно ли по внешнему виду разделить данные фигуры на две группы?
(Да. Плоские, т.к. они лежат на плоскости, и пространственные, т.к. занимают часть пространства).
Учащиеся разделяют фигуры на две группы..На экране изображение 2х групп фигур:
- Из всех пространственных фигур укажите прямоугольный параллелепипед.
На экране изображение прямоугольного параллелепипеда.
- Назовите элементы прямоугольного параллелепипеда.
- Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед?
- Какую форму они имеют?
- Сколько вершин имеет прямоугольный параллелепипед?
- Сколько ребер имеет прямоугольный параллелепипед? Назовите ширину, длину, высоту. (Учащиеся отвечают на поставленные вопросы).
- Мы умеем измерять длину отреза, площадь прямоугольника, квадрата?
- Каким образом можно решить следующую задачу:
«Бассейн прямоугольной формы заполняется водой. Сколько воды заливается в бассейн глубиной 2м, если его длина 50м, а ширина 20м?»
(Учащиеся пытаются решить данную проблему и приходят к выводу, что есть еще одна единица измерения - величина с помощью которой можно измерить объемы)
Вывод: Любая пространственная фигура занимает часть пространства, т.е. имеет объем. Для измерения объемов вводиться единицы измерения.
На экране таблица измерения величин.
Единицы длины, единицы площади.
- Для измерения объемов так же вводятся единицы измерения. ( беседа по таблице)
- Для того, чтобы решить поставленную задачу, необходимо найти формулу объема прямоугольного параллелепипеда.
- Для вывода формулы объема прямоугольного параллелепипеда разберем такую задачу:
Пусть прямоугольный параллелепипед имеет длину 4 см, ширину 3 см., высоту 2 см.
-Изображение на экране.
Разобьем его на два слоя толщиной 1 см. Каждый из этих слоев состоит из 3 столбиков длиной 4 см., а каждый столбик – из 4 кубиков с ребром 1 см. Значит, объем каждого столбика равен 4 см3., каждого слоя 4.3 (см3.), а всего прямоугольного параллелепипеда (4.3).2=24 (см3.) (Рассматривается изображение, в движении, учащиеся сами делают вывод)
Вывод. Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению его длины, ширины и высоты.
V=a·b·c - запись в тетрадь.
Вернемся к задаче:
Какой объем воды заливается в бассейн? (V=50·20·2 м)
С какой формулой сегодня познакомились? Для чего нужна данная формула?
(вывод делают учащиеся)
V. Закрепление знаний.
1)Задача: а = 5 м (устно)
в = 6 м
с = 7 м
Найти: V-?
2) Зная формулу вычисления объема прямоугольного параллелепипеда, какие практические задачи можно решить? (находить объмы комнат, различных объектов формы прямоугольных параллелепипедов)
3) На парте у каждого таблица
Задание: заполнить таблицу, используя формулу объема прямоугольного параллелепипеда
а | в | с | V | Верно,неверно выполнено задание |
3 | 4 | 5 | …. | |
…. | 2 | 5 | 30 | |
4 | …. | 8 | 6 | |
10 | 20 | …. | 1000 | |
5 | 5 | 5 | … |
(Работы фронтально проверяется, оценивается учащимися, сдаются учителю)
4) Практическая работа.
Модель прямоугольного параллелепипеда. Измерьте а,в,с. Вычислить V-?
Можно ли другими способами найти V прямоугольного параллелепипеда?
Рассуждая, учащиеся приходят к выводу, что есть еще формула для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда.
V= Sосн * C
V= Sосн* H
5) Закрепляем через выполнение заданий из учебника..
VI. Подведение итогов
- С какой формулой мы сегодня познакомились?
- Прочитаем эту формулу.
- Каким образом можно вычислить объем прямоугольного параллелепипеда?
- Какие единицы измерения вы знаете?
- Где можно использовать полученные знания?
VII. Домашнее задание:
п. 21
№816
№818
страница 180 рубрика М (историческая справка, прочитать)
ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР
Чтобы найти объём прямоугольного параллелепипеда, надо его длину умножить на ширину и на высоту.
V=a·b·c
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока открытия новых знаний, математика 5 класс, тема "Объем прямоугольного параллелепипеда"
В документе содержится примерный сценарий урока, разработанный в соответствии с элементами этапов урока открытия новых знаний....
Презентация к уроку математики 6 класс по теме "Прямоугольный параллелепипед"
В презентации даётся представление и прямоугольном параллелепипеде и кубе....
урок в 5 классе по теме "Прямоугольный параллелепипед"
Прблемный урок изучения нового материала с элементами исследования....
Технологическая карта урока математики. 5 класс. Тема "Объем прямоугольного параллелепипеда"
Технологическая карта урока математики 5 кл.Тема "Объем прямоугольного параллелепипеда"...
Технологическая карта урока в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».
Урок математики в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкин "Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда"...
50. Интерактивный тест по теме: "Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда".
Данный тест с автоматизированной проверкой ответа может быть использован на занятиях промежуточного, обобщающего или итогового контроля знаний учащихся. Для корректной работы теста, необходимо установ...
Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда
С древних времён и до наших дней у людей возникает необходимость в измерении количества веществ и предметов. Сыпучие вещества и жидкости мы можем мерить, наполняя ими сосуды определённой вместимости, ...