Урок математики в 5 классе. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда
план-конспект урока (5 класс) по теме

Урок математики в 5 классе

Тема: Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда

 

Задачи

·      Обучающие: сформировать понятия объема, вывести формулу для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда, дать понятие единиц измерения объема.

·      Развивающие: развитие пространственного мышления, развитие практического мышления, развитие навыка самостоятельности в работе.

·      Воспитательные: воспитание интереса к изучению геометрии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_5_klasse.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе

Тема: Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда

Задачи

  • Обучающие: сформировать понятия объема, вывести формулу для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда, дать понятие единиц измерения объема.
  • Развивающие: развитие пространственного мышления, развитие практического мышления, развитие навыка самостоятельности в работе.
  • Воспитательные: воспитание интереса к изучению геометрии.

Оборудование: модели геометрических фигур (плоские и пространственные).

Техническое оснащение: мультимедийная установка, экран, компьютеры.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока, цели и задач урока

Сегодня на уроке мы поговорим об объемах, узнаем как находить объем прямоугольного параллелепипеда, какие единицы измерения объемов есть, где можно применить полученные знания

Запись на экране.

  • Объемы
  • Прямоугольный параллелепипед
  • Объем прямоугольного параллелепипеда
  • Единицы измерения объемов
  • Применение полученных знаний

III. Актуализация знаний учащихся.

  • Что же такое объем?
  • Все вы практически ежедневно встречаетесь с такой геометрической фигурой, как прямоугольный параллелепипед. Что же мы знаем о прямоугольном параллелепипеде? И что нового узнаем-выясним сегодня на уроке?

IV. Объяснение нового материала.

  • На уроках математики вы знакомились с разными геометрическими  фигурами
  • Какие геометрические фигуры вы знаете?

(Учащиеся демонстрируют модели фигур: треугольники, квадрат, четырехугольник, шар, прямоугольный параллелепипед, куб.)

  • Можно ли по внешнему виду разделить данные фигуры на две группы?

(Да. Плоские, т.к. они лежат на плоскости, и пространственные, т.к. занимают часть пространства).

Учащиеся разделяют фигуры на две группы..На экране изображение 2х групп фигур:

  • Из всех пространственных фигур укажите прямоугольный параллелепипед.

На экране изображение прямоугольного параллелепипеда.

  • Назовите элементы прямоугольного параллелепипеда.
  • Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед?
  • Какую форму они имеют?
  • Сколько вершин имеет прямоугольный параллелепипед?
  • Сколько ребер имеет прямоугольный параллелепипед? Назовите ширину, длину, высоту. (Учащиеся отвечают на поставленные вопросы).
  • Мы умеем измерять длину отреза, площадь прямоугольника, квадрата?
  • Каким образом можно решить следующую задачу:

«Бассейн прямоугольной формы заполняется водой. Сколько воды заливается в бассейн глубиной 2м, если его длина 50м, а ширина 20м?»

(Учащиеся пытаются решить данную проблему и приходят к выводу, что есть еще одна единица измерения - величина с помощью которой можно измерить объемы)

Вывод: Любая пространственная фигура  занимает часть пространства, т.е. имеет объем. Для измерения объемов вводиться единицы измерения.

На экране таблица измерения величин.

 Единицы длины, единицы площади.

- Для измерения объемов так же вводятся единицы измерения. ( беседа по таблице)

- Для того,  чтобы решить поставленную задачу, необходимо найти формулу объема прямоугольного параллелепипеда.

- Для вывода формулы объема прямоугольного параллелепипеда  разберем такую задачу:

Пусть прямоугольный параллелепипед имеет длину 4 см, ширину 3 см., высоту 2 см.

-Изображение на экране.

Разобьем его на два слоя толщиной 1 см. Каждый из этих слоев состоит из 3 столбиков длиной 4 см., а каждый столбик – из 4 кубиков с ребром 1 см. Значит, объем каждого столбика равен 4 см3.,  каждого слоя 4.3 (см3.), а всего прямоугольного параллелепипеда (4.3).2=24 (см3.) (Рассматривается изображение, в движении, учащиеся сами делают вывод)

Вывод. Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению его длины, ширины и высоты.

V=a·b·c - запись в тетрадь.

Вернемся к задаче:

 Какой объем воды заливается в бассейн? (V=50·20·2 м)

С какой формулой сегодня познакомились? Для чего нужна данная формула?

(вывод делают учащиеся)

V. Закрепление знаний.

1)Задача: а = 5 м      (устно)

                в = 6 м

                с = 7 м

Найти: V-?

2) Зная формулу вычисления объема прямоугольного параллелепипеда, какие практические задачи можно решить? (находить объмы комнат, различных объектов формы прямоугольных параллелепипедов)

3) На парте у каждого таблица

     Задание: заполнить таблицу, используя формулу объема прямоугольного параллелепипеда

а

в

с

V

Верно,неверно выполнено задание

3

4

5

….

….

2

5

30

4

….

8

6

10

20

….

1000

5

5

5

(Работы фронтально проверяется, оценивается учащимися, сдаются учителю)

4) Практическая работа.

    Модель прямоугольного параллелепипеда. Измерьте а,в,с. Вычислить V-?

    Можно ли другими способами найти V прямоугольного параллелепипеда?

Рассуждая, учащиеся приходят к выводу, что есть еще формула для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда.

    V= Sосн * C

    V= Sосн* H

5) Закрепляем через выполнение заданий из учебника..

VI. Подведение итогов

- С какой формулой мы сегодня познакомились?

- Прочитаем эту формулу.

- Каким образом можно вычислить объем  прямоугольного параллелепипеда?

- Какие единицы измерения вы знаете?

- Где можно использовать полученные знания?

VII. Домашнее задание:

       п. 21

       №816

       №818

страница 180 рубрика М (историческая справка, прочитать)

ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР


                        

                

                        

Чтобы найти объём прямоугольного параллелепипеда, надо его длину умножить на ширину и на высоту.

 V=a·b·c

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока открытия новых знаний, математика 5 класс, тема "Объем прямоугольного параллелепипеда"

В документе содержится примерный сценарий урока, разработанный в соответствии с элементами этапов урока открытия новых знаний....

Презентация к уроку математики 6 класс по теме "Прямоугольный параллелепипед"

В презентации даётся представление и прямоугольном параллелепипеде и кубе....

урок в 5 классе по теме "Прямоугольный параллелепипед"

Прблемный урок изучения нового материала с элементами исследования....

Технологическая карта урока математики. 5 класс. Тема "Объем прямоугольного параллелепипеда"

Технологическая карта урока математики 5 кл.Тема "Объем прямоугольного параллелепипеда"...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».

Урок математики в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкин "Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда"...

50. Интерактивный тест по теме: "Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда".

Данный тест с автоматизированной проверкой ответа может быть использован на занятиях промежуточного, обобщающего или итогового контроля знаний учащихся. Для корректной работы теста, необходимо установ...

Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда

С древних времён и до наших дней у людей возникает необходимость в измерении количества веществ и предметов. Сыпучие вещества и жидкости мы можем мерить, наполняя ими сосуды определённой вместимости, ...